Арпеджио на гитаре. аппликатуры и табы арпеджио аккордов для всех тональностей

Арпеджио на гитаре. Аппликатуры и табы арпеджио аккордов для всех тональностей

Арпеджио на гитаре. Аппликатуры и табы арпеджио аккордов для всех тональностей

Арпеджио на гитаре. Общая информация и пояснения к статье

Арпеджио на гитаре – это ноты, которые берутся последовательно и отдельно, не в унисон. Если звуки исполняются вместе, одновременно, тогда их сочетание будет называться аккордом.

Для разнообразия аккомпанемента, а также в качестве технически-художественного приёма используют поочерёдное извлечение нот в аккорде. Порядок может быть разным, но и здесь есть правила, которые опираются на законы музыкальной гармонии.

Разумеется, всё это будет понятно на практике.

Предлагаемая статья разделена на две части. Первая часть будет больше сосредоточена на теории и объяснении различных видов этого приёма. Вторая покажет вам основные схемы, аппликатуры и паттерны.

1 часть статьи. Что такое арпеджио в теории и на практике?

Когда мы играем арпеджио на гитаре, мы исполняем ноты в восходящей, нисходящей или ломаной позиции. Об этом речь пойдёт ниже. Для начала нужно знать ноты, составляющие играемый вами аккорд.

В качестве примера возьмём знакомый Gmajor в третьей позиции («звёздочка на третьем»). Его тоническое трезвучие состоит из трёх звуков – G, B и D. За тонику (основной устойчивый звук) берём 3 лад на 6 струне. Смотрим на каждую нотку и видим последовательность G-D-G-B-D-G.

С точки зрения аккордовых тонов это 1 (тоника) – 5 (квинта) – 1 – 3 (терция) – 5 – 1. Это устойчивые звуки аккорда. Чаще всего мы перебираем каждую ноту аккорда по порядку тонов 1-3-5 1-3-5 (то есть G-B-D G-B-D). При исполнении в основном опираются именно на эти звуки. Но также используют и другие неустойчивые ноты аккорда.

Разное понимание слова арпеджио

В «дворовой» практике арпеджио на гитаре попросту именуют «перебором». Это действительно приём, которым исполняют аккомпанемент. В классическом обучении это не только песенное сопровождение, но и метод исполнения специальных упражнений, а также целых этюдов, пьес и других произведений.

Виды арпеджио в классической гитаре

Восходящее

Как нетрудно догадаться из названия, ноты «восходят» от басового звука до верхнего. Если в качестве примера будет гамма До мажор, то это будет выглядеть как «до-соль-до-ми». То есть аккорд Cmajor, сыгранный пальцами p-i-m-a.

Нисходящее

По аналогии с предыдущие «до (бас)-ми-до-соль». Пальцы p-a-m-i.

Полное

Совмещает движение вверх и вниз. Получится вверх «до (бас)-соль-до-ми» + вниз «до-соль».

Ломаное

Это полное арпеджио аккордов, которое сочетает в себе опорные звуки гармонии, сыгранные в определённом порядке. Например, «до(бас)-соль-до-соль-ми-соль-до-соль» пальцами p-i-m-i-a-i-m-i.

12 популярных пальцевых техник используемых в песнях и этюдах

Для закрепления пройденной информации предлагаем поиграть распространённые паттерны. Обратите внимание, что в каждом из них используется определённая техника игры пальцами.

Восходящие паттерны

Нисходящие паттерны

Полные паттерны

Ломаные паттерны

2 часть статьи. Арпеджио аккордов на гитаре. Аппликатуры всех тональностей

Далее приводятся практические примеры, в которых поясняется теоретическая часть.

Из чего состоит арпеджио?

Как уже упоминалось ранее, арпеджио аккордов на гитаре состоит из основных звуков аккорда. Причём они могут играться в разной последовательности.  Опора идёт на устойчивые тоны (тоника (бас), терция, квинта – тоника (повторение в верхнем регистре) – 1-3-5-7). Соответственно, в Cmin — 1– 3b (в данном случае ми-бемоль)-5-7. То есть вы строите арпеджио, исходя из звуков аккорда.

В какой-то степени аппликатуры арпеджио по своему построению напоминают боксы пентатоники.

 В отличии от гамм, которые могут содержать дополнительную ноту (например, «блюзовая нота» в блюзовых гаммах), арпеджио содержат только звуки, изначально входящие в аккорд.

Сначала узнаём тоническую нотку на 6 или 5 струне, затем отстраиваем гармонию на соседних ладах и струнах, чтобы не совершать неудобные скачки по грифу.

Обозначение аппликатур

Теперь рассмотрим теоретическую часть на практике. Ниже можно ознакомится с обозначениями которые используются в аппликатурах.

Для чего они нужны? Применимость на практике

Знание арпеджио позволяет музыканту лучше ориентироваться на грифе. Благодаря изучению этого приёма можно выучить не только расположение нот, но и узнать на какие ступени опираться при игре, а какие использовать как добавочные и переходные.

Из этого следует то, что гитарист начинает импровизировать. Важный момент, который используется в джазовой, классической и рок-музыке – арпеджио являются связующим элементом между основными импровизационными партиями. Как и у гаммы на гитаре, у арпеджио существует 5 основных и 1 открытая позиция.

С помощью этого упражнения можно лучше понять построение мелодии. Многие гитарные композиторы вроде Стива Вая и Джо Сатриани часто используют арпеджио для выстраивания основной мелодии своих треков.

Кроме того, это является отличные тренажёром для развития пальцев правой руки. Играя приём с разной скоростью и в разных темпах, можно натренировать от простых приёмов вроде хаммер-он и пулл-офф до сложных техник беглого исполнения, вроде шреда.

Основные 6 передвижных позиций аппликатур, которые используются во всех тональностях и представлены ниже

Как играть арпеджио на гитаре? Также, как и у пентатоники у arpeggio существует пять основных позиций + 1 открытая. У исполняемого аккорда берутся его основные звуки (у Cmajor это до-ми-соль) и покрывают весь гриф (достаточно до 15 лада).

Если визуализировать расположение нот на грифе, то можно опираться на основные звуки и строить аккорд в различных позициях. Следовательно, арпеджио аккорда также можно сыграть от разных позиций. Такое построение основывается на системе CAGED, которая помогает увидеть гармонии на протяжении всего грифа.

Чтобы это было понятнее, ниже приводит пример на основе Cmajor.

Арпеджио аккорда До-мажор. Примеры аппликатур с табами и аудио фрагментами

1 позиция

2 позиция

3 позиция

4 позиция

5 позиция

6 позиция

Аппликатуры для других мажорных аккордов

Ре мажор — D

Ми мажор — E

Фа мажор — F

Соль мажор – G

Ля мажор — A

Си мажор – B

Арпеджио Минорных аккордов

До минор — Cm

Ре минор — Dm

Ми минор — Em

Фа минор — Fm

Соль минор — Gm

Ля минор — Am

Си минор – Bm

Заключение

Изучение арпеджированных аккордов подразумевает и изучение теории музыки. Необходимо знание устойчивых и неустойчивых тонов. Дальше только дело практики. Благодаря игре можно разучить разные виды переборов, а также начать импровизировать в рамках заданной аккордовой прогрессии.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Источник: http://pereborom.ru/arpedzhio-na-gitare/

Арпеджио доминантсептаккорда: диагональные аппликатуры

В первой части статьи, посвящённой арпеджио доминантсептаккорда, мы разобрали варианты аппликатур в отдельных позициях — в I, III, V, VII и X — на примере аккорда C7. А также метод игры арпеджио посредством гибридной техники звукоизвлечения, которая включает в себя как переменный штрих, так и свипы + пулы и хаммеры (нисходящее и восходящее легато).

Вторая же часть всецело и полностью посвящена игре арпеджио малых мажорных септаккордов в диагональных аппликатурах — по два звука на струне в пределах трёх октав.

Их название говорит само за себя, то есть подразумевает движение (звукоизвлечение) звуков аккорда в диагональном направлении, вдоль грифа.

Рассмотрим, изучим и сыграем 4 аппликатурных модели, построенных от каждой ступени аккорда С7 — тоники, терции, квинты и септимы.

Аппликатурная модель №1 (от III лада — квинты)

Ознакомьтесь визуально с схемой.

Поскольку построение аккорда начинается с квинты — ноты G (на 3 ладу, шестой струны), соответственно, далее идёт септима, затем — тоника, терция и снова квинта и т.д. То есть последовательность звуков аккорда не меняется и начинается от заданной ступени. Эта концепция справедлива и для нижеприведённых моделей.

Послушайте как звучит это упражнение (ex.1) на гитаре:

в темпе 120 BPM

50 BPM

Звукоизвлечение

Как уже говорилось ранее — на каждой струне играется по две ноты (два звука аккорда). В восходящем движении арпеджио используется исключительно переменный штрих.

Струны (особенно басовые!) необходимо приглушать ладонью правой руки — техникой Palm muting (P.M.) При этом вы можете использовать свой вариант акцентирования — какие ноты оставить «открытыми» (не приглушёнными), а какие извлечь с P.M. Либо придерживаться звучания в аудиопримере. Так или иначе, ваши усилия должны сводится к единой цели — чёткому разборчивому звучанию.

В первом такте упражнения, последняя нота третьей группы 16-х (ми) и первая нота четвёртой группы 16-х (до) залигованы и играются hammer-on.

Обратите внимание! Что далее, при извлечении последующей ноты арпеджио доминантсептаккорда, медиаторный штрих не меняется — снова идёт удар вверх (получается двухструнный свип).

А потом, снова звуки извлекаются переменными ударами — вниз/вверх, по аналогии, с использованием P.M. (Данный способ, или формула, звукоизвлечения также используется и в последующих упражнениях.)

Читайте также:  Информация о гитаре (разное)

Разберите ноты/табы арпеджио аккорда С7 (упражнения Ex.1), а затем постарайтесь сыграть его вместе аудиозаписью в темпе 50 BPM.

Освоив первую аппликатурную модель, приступайте к следующим. Выбирайте любую, какая вам больше нравится — последовательность здесь не принципиальна. Какие-то из них легче в плане техники исполнения, какие-то трудней.

Аппликатурная модель №2 (от VI лада — септимы)

Ex.2

Аппликатура

120 BPM

50 BPM

Аппликатурная модель №3 (от VIII лада — тоники)

Ex.3

Аппликатура

120 BPM

50 BPM

Аппликатурная модель №4 (от XII лада — терции)

Ex.4

Аппликатура

120 BPM

50 BPM

Как транспонировать аппликатуры?

До мажор доминантсептаккорд, безусловно, взят лишь в качестве примера. Любую из предложенных аппликатур можно использовать для проигрывания арпеджио малого мажорного септаккорда, построенного от любой ноты звукоряда.

1. Определитесь арпеджио какого доминантсептаккорда вы хотите сыграть (Bb7, А7, F#7 и др). То есть вы хотите обыгрывать его в своём соло и вам необходимо подготовить импровизационный материал — поэкспериментировать с аппликатурой, придумать несколько фраз-заготовок.

2. «Разложите» его на составляющие звуки — ступени. Если вы плохо ориентируетесь в строении аккордов, то выпишите их на листе бумаги. Например, аккорд Ab7:

  • Ab — тоника (T);
  • C — терция (3);
  • Eb — квинта (5);
  • Gb — септима (7).

3. Выберите аппликатурную модель. Взгляните на схему, а затем постройте её на грифе, согласно ступеням интересующего аккорда.

Например, №1:

Арпеджио начинается с квинты (с 5 ступени) — фишка с цифрой «5» на сетке (на шестой струне). В до мажор доминантсептаккорде — это G (соль), соответственно, и построение аппликатуры начинается с третьего лада.

Но у нас Ab7; и его квинта — Eb (ми бемоль). Находим на шестой струне эту ноту — это XI лад. И выстраиваем диагональ согласно схеме №1: на этой же, шестой струне — септима Gb (7), на XIV ладу; на пятой струне — тоника Ab (T), на XI ладу, и терция С (3), на XV ладу и т.д.

Такой метод транспонирования можно применять к любым аппликатурам, в том числе и приведённым в первой части данной статьи.

Скачать ноты/табы упражнений — .

Пополните свой багаж музыкальных идей новыми импровизационными линиями на основе арпеджио. Попробуйте скомпоновать их с любимыми фразами, пассажами и гаммами. Как минимум, вас ждут интересные эксперименты и творческие находки!

Источник: http://mirgitar.com/arpedzhio-dominantseptakkorda-diagonalnye-applikatury.html

Арпеджио. Основы мажорного и минорного арпеджио на бас гитаре

На этом уроке мы познакомимся с основными формами мажорных и минорных арпеджио. Урок достаточно полно раскрывает тему, но вы должны понимать, что это всего лишь отправная точка в вашем освоении арпеджио. Овладение им важно не только для развития техники и слуха, но и для совершенствования навыка построения басовых линий на основе аккордовых последовательностей.

Далее нами будет использоваться термин «основные ноты». Основная нота — это главная нота, которая определяет звучание аккорда и по которой он называется. (Например, нота A является основной для аккордов Am, A7, A5 и.т.д.)

Арпеджио — это способ игры. При его использовании ноты играются последовательно одна за другой, причем в каждый момент времени звучит только одна нота. Звук как бы перетекает от одной ноты к другой.

Мажорные арпеджио

Сначала мы рассмотрим арпеджио на четвертой струне. Название арпеджио определяется нотой, с которой начинается игра. На приведенным ниже рисунке такой нотой является A (пятый лад струны E. см. табулатуру).

Цифрами на рисунке обозначены пальцы, которыми нужно зажимать соответствующие струны (1-указательный, 2-средний, 3-безымянный, 4-мизинец, 5-большой). Черный кружок в красной рамке означает основную ноту. Ноты следует играть от самой низкой к самой высокой и обратно.

Рядом с рисунком вы найдете табулатуру арпеджио и видео фрагмент, который позволит вам уловить идею.

В состав мажорных и минорных арпеджио входят три различные ноты (основная нота, терция и квинта. Подробнее об этом можно узнать, ознакомившись с интервалами). Заметьте, что основная нота находится на второй и на четвертой струне.

Когда мы говорили, что арпеджио строится на четвертой струне это совсем не значит, что вы не найдете основные ноты на других струнах. Это всего лишь говорит о том, что самая низкая основная нота находится четвертой струне.

Основные ноты выступают в роли ориентиров при игре арпеджио на других ладах.

Конечно, для того чтобы свободно играть арпеджио, вам понадобится знать расположение нот на грифе. (Хотя бы в начале третьей и четвертой струны.)

Основная нота на четвертой струне

G———————D———(7)———-A—-4-7——7-4——

E-(5)————(5)—

Просмотреть видеофрагмент

Основная нота на третьей струне

Как видите, структура рисунка повторяется. Он просто смещен на одну струну.

G———(7)———-D—-4-7——7-4——A-(5)————(5)—

E———————

Просмотреть видеофрагмент

Расширенный вариант

Для расширения рисунка на весю ширену грифа, необходимо просто добавить ноту к базовой позиции, которую мы изучили раньше.

Основная нота на четвертой струне

G————6—————D———(7)—(7)———-A—-4-7————7-4——

E-(5)——————(5)—

Просмотреть видеофрагмент

Основная нота на третьей струне

Когда вы играете арпеджио на третьей струне, то надо начать с основной ноты, затем спуститься на четвертую струну, проделать путь до первой и опять вернуться к основной ноте на третьей струне. Практикуя эту технику, вы разовьете слух, запоминая интервалы между нотами и их звучание по отношению к основной ноте.

G—————(7)———-D————4-7——7-4——A-(5)—(5)————-(5)—

E——5———————-

Просмотреть видеофрагмент

Минорные арпеджио

Мажорные и минорные аккорды отличатся одной нотой. Думаю, вы сами догадаетесь какой.

Основная нота на четвертой струне

G———————-D———(7)———-A——-7——7———

E-(5)-8———8-(5)—

Просмотреть видеофрагмент

Основная нота на третьей струне

G———(7)———-D——-7——7———A-(5)-8———8-(5)—

E———————-

Просмотреть видеофрагмент

Расширенный вариант

Основная нота на четвертой струне

G————-5—————D———(7)—(7)————A——-7————7———

E-(5)-8—————-8-(5)—

Просмотреть видеофрагмент

Основная нота на третьей струне

G—————(7)———-D————-7——7———A-(5)—(5)-8———8-(5)—

E——5———————-

Просмотреть видеофрагмент

Источник: https://www.basslife.ru/theory/354-arpejio-2

Учебник

                                                                         ВВЕДЕНИЕ
    Прежде чем мы перейдём к изучению техники игры на электрогитаре, я хотел бы дать вам несколько советов. Не верьте тем, кто будет говорить вам, что у вас не музыкальные пальцы, или у вас нет слуха.

Помешать вам может только отсутствие вышеперечисленных факторов. Или, что чтобы научиться хорошо играть-нужно купить очень дорогую гитару какого-нибуть раскрученного бренда. Вполне достаточно будет купить китайский аналог(не факт, что он будет хорошо звучать, но для отработки техники этого будет вполне достаточно).

Также не имейте привычку думать, что гитарист который играет лучше или быстрее — какой-то особенный человек. На самом деле он такой же человек как и Вы — просто он уделял гитаре чуть больше времени. Не думайте, что существует какой-то секрет-всё лежит на поверхности.

Всё, что Вам нужно-это 40-50 минут свободного времени каждый день, усидчивость и большой запас энтузиазма.

             ВЕРЬТЕ В СЕБЯ!!!  
                                                     1.ТЕХНИКА ПРАВОЙ РУКИ

    Главная ошибка, которую делают почти все начинающие гитаристы — они всё своё внимание концентрируют на левой руке(это относится к правшам, если вы левша — то наоборот).

Это конечно тоже немаловажно, но на своём личном опыте я всё-таки пришёл к тому что изначально нужно правильно поставить правую руку, а уж потом заниматься левой.

Одно из самых главных правил всех музыкантов-КОГДА ИГРАЕШЬ — ПАЛЬЦЫ И РУКИ НЕ ДОЛЖНЫ УСТАВАТЬ. Играть нужно непринуждённо!

    Играть лучше всего под метроном, чтобы выработать у себя чувство ритма. Начинайте с очень медленного ритма(например в два раза медленнее) и когда пальцы привыкают постепенно наращивать темп. Не забывайте делать передышку каждые 5-10 минут. Как только что-то начинает не получаться — лучше передохните, как говорится:”СПЕШИТЬ НУЖНО МЕДЛЕННО”.

       Упражнение 1

    Это упражнение выполняйте ударами медиатора сверху вниз по открытым струнам, с каждым разом наращивая скорость. Уделяйте по пять и более минут чтобы укрепить мышцы правой руки. Рука должна быть расслаблена (СЛЕДИТЕ ЗА ЭТИМ-ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!)

             Упражнение 2

     Повторяйте упражнение1, только теперь переменными ударами медиатора(т.е. не только сверху вниз, а первый удар сверху вниз, второй снизу вверх).

             Упражнение 3

     Давайте теперь попробуем придумать какой-нибудь ритм на основе предыдущих упражнений с добавлением левой руки. Ну например, что-то вроде этого:
          Упражнение 4      Теперь начнём вставлять примитивные аккорды. В этом упражнении будут использоваться так называемые квинты. В дальнейшем я объясню почему они так называются.                                                 

Читайте также:  Самоучители игры на гитаре - хорошие самоучители игры на шестиструнной гитаре

                                                      НОТЫ НА ГИТАРЕ

      Я думаю все знают семь нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Аккорды, как правило, обозначаются буквами:                                                   С — до            G — соль                                                   D — ре            А — ля                                                   Е — ми            Н или В — си                                                   F — фа       Например в упражнении 4 используются аккорды C, D, E, C, C, A, E. Но так как в этом упражнении мы использовали аккорд-квинту, то к букве ещё добавляется 5, т. е. в учебниках и нотах эти аккорды будут выглядеть так: С5, D5, E5 и т. д.

  Рассмотрим теперь как расположены ноты на грифе гитары

                     

                                          ГАММЫ И ТОНАЛЬНОСТЬ

      Существует две основных гаммы-это мажорная (весёлая) и минорная (грустная). Почти все существующие гаммы основываются на этих двух. Гаммы состоят из тонов и полутонов. Чтобы построить минорную гамму нужно использовать формулу-тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Если мы построим гамму по этой формуле начиная с ноты Ля — то получим гамму Ля-минорной тональности(Ля,Си,До,Ре,Ми,Фа,Соль,Ля), соответственно если мы начнём с ноты ми, то получим гамму в Ми-минорной тональности(Ми,Фа#,Соль,Ля,Си,До,Ре,Ми) и т.д.       Вот как выглядит гамма Ля-минор на грифе:       
         или 

        или

       А вот как выглядит Ми-минор на грифе гитары:       

       или

       или

               Упражнение 5 и в обратную сторону       Упражнение 6  и в обратную сторону        Упражнение 7      Упражнение 8     Эти упражнения играются в Ля минорной тональности, но вы можете экспериментировать с любой другой тональностью. Попробуйте применить их к мажорной тональности (мы будем рассматривать её чуть дальше). Эти упражнения помогут развить синхронную работу левой и правой руки.

    Расширенная минорная гамма 

эти гаммы расписаны для ля-минора но вы можете использовать их для других тональностей смещаясь на несколько ладов вверх или вниз.

Мажорные гаммы
Формула мажорной гаммы-тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Вот как выглядит ля-мажор на грифе гитары

  Параллельные тональности
    У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная тональность, чтобы её найти, нужно по нисходящей отсчитать три полутона. Например для До-мажорной тональности параллельная будет Ля-минорная. Т. е. при импровизации в Ля-минорной тональности вы можете использовать не только гаммы Ля-минор, но и До-мажорные гаммы, а для Ми-минорной тональности вы можете использовать Соль-мажорную гамму и т. д.                                                          

Пентатоника

       Пентатоника-это 1-я, 3-я, 4-я, 5-я и 7-я ступени гаммы. Т. е. если в гамме Ля-минор вы «выкинете» ноты Си и Фа то получите минорную пентатонику. На грифе это будет выглядеть так:                                          пентатоника отмечена красными точками


   
   Илитак:

Расширенная минорная пентатоника будет выглядеть так:
Или так:
    Если вы добавите в пентатонику ноту как показано на рисунке ниже, то получите блюз-роковую гамму. Обратите на неё внимание т. к. она очень часто используется в партиях соло-гитары и импровизации.

                                     Приемы “хамер” и “пул”      Иногда при игре на гитаре правая рука не используется. Звук извлекается пальцами левой руки. Эти приёмы игры называются “хамер” и “пул”. Зажмите указательным пальцем ноту на 5-м ладу извлеките звук медиатором, а затем резко ударьте безымянным по седьмому ладу той же струны-этот приём называется “хамер”.    А теперь наоборот. Зажмите безымянным пальцем ноту на 7-м ладу и одновременно зажмите ноту на 5-м ладу этой-же струны. Теперь сорвите безымянный палец так, чтобы извлеклась нота на 5-м ладу. Этот приём называется “пул”. 

        Упражнение 9

        Упражнение 10
       Упражнение 11

Мажорная пентатоника
     Мажорная пентатоника строится по тому же принципу, что и минорная, только за основу берётся мажорная гамма. Т. е. нужно убрать 2-ю и 6-ю ступень мажорной гаммы.
 Пентатоника отмечена оранжевыми точками


                                                      Арпеджио и аккорды       Каждая ступень (нота) гаммы имеет своё название 1-я — прима 2-я — секунда 3-я — терция 4-я — кварта 5-я — квинта 6-я — секста 7-я — септима     Т. е. если мы возьмём ля-минорную тональность (гамму)-то нота Ля будет примой, Си-секундой и т. д. Если возьмём До-мажорную, то До будет примой, Ре-секундой, Ми-терцией и т. д.    Аккорд или трезвучие — это 1-я, 3-я и 5-я ступень гаммы. Арпеджио — это когда ноты трезвучия(аккорда) исполняются в по очереди либо в каком либо порядке. Вот как будет выглядеть Ля минорное арпеджио на грифе гитары:                                        Арпеджио отмечено оранжевыми точками     Аккорд Ля-минор (или Am) Будет выглядеть так:     Чтобы построить Ля-минор септаккорд(Am7)-нужно к 1-й, 3-й и 5-й ступени гаммы добавить ещё и 7-ю(септиму):Чтобы построить Ля-минор секстаккорд(Am6) — нужно к 1-й, 3-й и 5-й ступени гаммы добавить 6-ю ступень(сексту):     Мажорные аккорды и арпеджио строятся по тому же принципу, что и минорные, только за основу берётся мажорная гамма. Таким образом можно придумать ещё бесконечное количество аккордов. Обычно самые используемые аккорды-мажорные и минорные септаккорды.   Очень часто, особенно в роковых композициях используются так называемые «квинты»:
                                                                 Бенды      Бенды ещё называют подтяжками. Обычно подтяжки делают на тон, полутон или полтора тона. Чтобы сделать бенд на тон нужно подтянуть струну средним и безымянным пальцами например на 7-м ладу до такой степени, чтобы звучала нота 9-го лада.

                                                        Темп и ритм 

Темп-это скорость с которой нужно извлекать ноты, а ритм-это ритмический рисунок, “настроение” музыки. Темп обычно измеряют в ударах в минуту (уд/мин). Ниже в таблице даны итальянские названия темпа и их значения в уд/мин.

Grave как можно медленнее До 40 уд/мин Lento очень медленно 40-55 уд/мин Largo медленно 45-65 уд/мин Adagio протяжно 55-75 уд/мин Andante плавно 75-105 уд/мин Moderato умеренно 105-120 уд/мин Allegro быстро 120-160 уд/мин Vivace живо 150-170 уд/мин Presto очень быстро 170-210 уд/мин Prestissimo как можно быстрее 210+ уд/мин

                                                                      Ноты

Читайте также:  Как импровизировать на гитаре. советы для начинающих гитаристов.

   Давайте теперь сравним нотный стан и табулатуру. Это поможет вам искать ноты на грифе, если вам вдруг попадутся в руки ноты, а табулатуры к ним не будет.     По этим же нотам можно сиграть так:
     Вариантов по этим нотам можно ещё составить очень много. Вам нужно выбирать тот, который в данный момент самый удобны для вас. Не обязательно играть так как написано в табулатурах. Часто табулатуры написаны очень «неудобно». Всегда пытайтесь найти более удобный для вас вариант.                                                     Длительности нот      Чтобы прочитать ритмический ритмический рисунок вам нужно знать как обозначаются длительности нот. Ваш метроном отбивает ритм раз и два, и три, и четыре, и раз, и два, и три, и четыре, и… Ниже показано как ноты помещаются в этот счёт, т. е. длительность их звучания.    1-й такт — целая нота (1 и 2 и 3 и 4 и)     2-й такт — половинная (1 и 2 и)     3-й такт —  четвертная (1 и)     4-й такт — восьмая (1)     5-й такт — шестнадцатая (в два раза короче восьмой)     6-й такт — тридцать вторая ( в два раза короче шестнадцатой)    Так же на своей практике вы можете столкнуться с таким явлением, как паузы. Паузы, как и ноты, бывают: целые, половинные, четвертные и т. д. Пауза-означает “тишина”. Вот как они обозначаются на нотном стане:    Я их расположил по длительности в таком же порядке как и ноты (целая пауза, половинная, четвертная и т.д.)

                                                        Знаки альтерации

   Знаки альтерации бывают двух видов: повышающие ноту на пол тона-диезы (#) и понижающие ноту на пол тона-бемоли(♭). Если перед нотой стоит #-значит нужно играть ноту на пол тона выше. Если стоит ♭ -значит нужно играть ноту на пол тона ниже.

                                                       Формула аккордов.

   Играя в какой либо тональности вы должны знать какие аккорды лучше всего подходят под выбранную вами тональность. Ниже приведена таблица со ступенями гаммы и аккордами которые лучше всего подходят к ней.

   Диатоническая последовательность аккордов

   1              2             3              4           5              6            7  Мажор   Минор   Минор   Мажор   Мажор   Минор  Минор    maj7        m7          m7       maj7#11      7             m        m7♭ 5

Диатоническая последовательность аккордов в тональности С

    1             2          3            4               5       6          7   Cmaj7    Dm7     Em7     Fmaj7#11    G7    Am     Hm7♭5     

Диатоническая последовательность аккордов в тональности Аm

    1             2                3            4            5            6                 7   Am         Hm7♭5       Cmaj7     Dm7      Em7      Fmaj7#11     G7     В этих таблицах показано какие аккорды дучше использовать в параллельных тональностях ля-минор и до-мажор. Эти же формулы вы можете применить для любых других тональностей, например для ми-минорной и параллельной ей соль-мажорной тональности.     Ещё хотел бы сказать, что если в таблице написано, что нужно использовать аккорд Dm7, то это не значит, что нельзя использовать аккорд Dm. Экспериментируйте с аккордами!!! Пробуйте все возможные варианты!!!

                                               Диатонические лады

  Диатонические лады строятся на семи ступенях мажорного лада, причём каждый новый лад начинается со следующей ступени гаммы. Например если вы возьмёте Ля-минорную гамму но начнёте играть с ноты си, то это уже будет Локрийский лад. Он звучит мрачнее чем обыкновенный минорный лад. Ниже будут показаны названия и схемы ладов.Попробуйте все. У каждого из них свой оттенок, своё настроение.

     Ионийский лад «G»

     Дорийский лад «А»

     Фригийский лад «Н»

     Лидийский лад «С»

Миксолидийский лад «D»

    Эолийский лад»Е»

      Локрийский лад «F#»

                                                              ВИБРАТО

     Вибрато очень часто используется при игре партий соло гитары. Вибрато добавит чувств вашей игре и сделает соло более волнующим. Зажмите указательным пальцем любую ноту и вращайте кисть вокруг точки соприкосновения пальца со струной (т. е. вы как-бы быстро делаете бенды и возвраты). При исполнении вибрато 6-ю струну покачивайте в нижнем направлении, а 1-ю в верхнем.

                                                                СЛАЙД

    Слайд ещё называют “скольжением”. Зажмите ноту на любом ладу зацепите струну медиатором и во время звучания “съедте” на любой лад. Этот приём можно применять не только к одной конкретной ноте, но и к квинтовым аккордам.

                                НАТУРАЛЬНЫЕ ФЛАЖОЛЕТЫ

 Натуральные флажолеты по своему звучанию чем-то напоминают колокольный звон. Лучше всего их слышно над 12-м, 7-м, 5-м и 4-м ладом. Чтобы извлечь флажолет слегка прикоснитесь левой рукойнад 12-м ладом-не над пространством между ладами, а над самим металлическим порожком лада. Зацепив струну медиатором быстро уберите палец левой руки. В это время должен звучать флажолет.

                               МЕДИАТОРНЫЙ ФЛАЖОЛЕТЫ

    Медиаторный флажолет ещё называют “искусственным флажолетом”. Хочу обратить ваше внимание на то, что чем новее струны-тем легче его извлечь. Его можно извлечь из любой ноты. Медиатор следует слегка наклонить и зацепить медиатором так, чтобы струна ударилась о большой палец. Сразу после извлечения звука рука отходит в сторону, чтобы не заглушить струну.

                                            ГЛУШЕНИЕ СТРУН

    Глушение струн ещё называют “Мют”. Особенно эффектно приглушать низкие струны. Положите кисть правой руки ребром у подставки так, чтобы ладонь косалась струн. При такой постановке руки струны будут звучать приглушённо.                        

Источник: http://eldgernon.blogspot.com/p/blog-page_16.html

Ссылка на основную публикацию