Использование дополнительных нот в аккордах для украшения

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво.

Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни.

В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, Dm, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция, а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая. При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C# – D# – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре,поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2.

Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре,особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3.

Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Источник: http://pereborom.ru/posledovatelnosti-akkordov-na-gitare/

Использование проходящих звуков для обогащения аккордов • SameSound — сайт для музыкантов

Учимся использовать проходящие звуки для обогащения аккордов и внесения разнообразия в стандартные аккордовые последовательности.

Отправной точкой любой композиции, как правило, становится последовательность аккордов, понравившаяся музыканту.

Так как далеко не все знакомы с принципами построения аккордов на клавиатуре фортепиано, музыканты боятся ошибок в построении трезвучий.

Вместо того, чтобы задуматься о составе аккорда и звуках, которые в него можно добавить, неопытные музыканты ставят во главу угла только правильное звучание аккордов.

Внести разнообразие в музыку можно при помощи проходящих звуков, обогащающих звучание трезвучия.

Проходящие звуки (неаккордовые звуки) — это ноты, не входящие в состав аккорда. В отличие от задержаний, появляющихся на сильных долях такта, проходящие звуки обычно добавляются на слабых долях между двумя аккордами. Проходящий звук может быть равен по длительности предыдущему звуку в аккорде или быть короче него.

Сделать звучание записанной партии фортепиано (если речь идет о MIDI-дорожке) интереснее можно в любой момент: достаточно воспользоваться инструментом «Ножницы» для укорачивания уже имеющихся нот, а затем прописать новые звуки в партии.

Базовая последовательность аккордов

Представим, что у нас есть простая последовательность аккордов C, E, D, записанная при помощи MIDI-клавиатуры. Прогрессия не отличается оригинальностью — аккорды монотонно и плавно движутся то вверх, то вниз.

В самой партии нет ничего плохого: аккорды гармонически сочетаются между собой, да и ошибок в их составе не видно. Тем не менее, в музыке нет ни малейшего намека на мелодию, а саму гармонию нельзя назвать богатой или необычной. Все стандартно.

Инструмент «Ножницы»

Активируйте инструмент «Ножницы» («Scissors») в окне редактора MIDI-событий и «порежьте» верхнюю часть последовательности аккордов. Обрезка создаст пустое пространство между нотами, которое мы наполним проходящими звуками для украшения гармонии.

Проходящие звуки добавят в последовательность обогащенные аккорды, состоящие из основных нот трезвучия и дополнительных нот, не входящих в состав аккорда.

Дополнение басовой линии

Добавление проходящих звуков в линию баса произведем аналогичным способом: обрежем ноты басовой линии и заполним образовавшуюся пустоту двумя дополнительными звуками.

Обратите внимание, что получившиеся переходы довольно просты: движение звуков происходит через тон или полтона.

Источник: https://samesound.ru/c/arrange/71688-passing-notes-lesson

GuitarLine.Ru

Часто гитаристы сковывают себя какими-либо рамками. Обычно это наш багаж знаний, и если на первых парах его достаточно, то впоследствии он начинает только мешать. Мир вокруг нас постоянно меняется, знакомые начинают играть лучше, а многие продолжают топтаться на одном месте, играя заученные фразы.

Frank Gambale в одном из своих интервью говорил, что каждый день работает над чем-то новым и незнакомым для себя. Его главная мысль — не стоит повторять то, что вы уже знаете, лучше займитесь тем, в чем вы не так сильны как хотелось бы.

Эта ситуация выглядит достаточно просто для гитаристов, которые учатся по программам именитых колледжей или берут частные уроки, но не у каждого есть на это время и возможности. А оставаясь один на один с собой довольно тяжело самоорганизоваться и выстроить полноценные занятия.

Фразировка гитариста — это его визитная карточка, которую он шлифует годами занятий и концертов, невозможно проскочить какие-то этапы ускоренно, и у каждого музыканта всегда только свой путь.

Я бы хотел предложить несколько способов по работе над собственными фразами, которые могут вам помочь придти к заветной цели. Каждый гитарист в какой-то степени при занятиях пользовался подобными рекомендациями, либо от преподавателя, либо от знакомых, либо подглядел/подслушал их у именитых гитаристов.

Прежде всего, давайте разделим хорошую фразировку на две составляющие, это техника и «теория» (хотя «теорию» я бы лучше назвал простой фразой note choices, она отражает процесс более точно).

Что касается техники, то тут все понятно, нужно постоянно держать себя в тонусе, заниматься гаммами и работать над следующими приемами:

1) Бенды. Нет ничего более мерзкого, чем недотянутый или перетянутый бенд на гитаре, поэтому уделите технике бендов достаточное количество времени. Без хорошего слуха тут не обойтись, но есть и небольшие хитрости, которые могут вам помочь.

Во-первых, можно воспользоваться тюнером при занятии, во-вторых, когда вы уже достаточно освоитесь, можно просто запустить в любом секвенсоре одну ноту, до которой нужно дотянуть ваш бенд, и играть вместе с компьютером.

Так вы будете меньше допускать ошибок и сможете постепенно отказаться от этих маленьких хитростей совсем.

Бенды хороши тем, что они могут украсить любое соло, медленное или быстрое, если нет идей что играть сыграйте парочку бендов, например, делайте подтяжку сразу двух нот. Бенды можно играть от любой ноты и на любой интервал, но конечно лучше оставаться в пределах нот гаммы или арпеджио аккорда гармонии, которую вы обыгрываете.

2) Вибрато. Это самый эффективный способ украсить ваши фразы. Гитаристов можно различать по вибрато как людей по почерку. Пробуйте комбинировать вибрато и бенды. Можно часами играть одну и ту же ноту различными способами. Так же не переусердствуйте с вибрато, ноты не должны звучать фальшиво.

3) Слайды. Использование слайдов, так же может украсить ваши фразы, их можно комбинировать с теппингом. Многие песни начинаются со «слайда из ниоткуда». В качестве упражнения попробуйте поиграть обычную мажорную гамму, но играйте на каждой струне по 4 ноты. Делайте слайд с первой ноты до второй, а затем исполняйте оставшиеся три, и так же при обратном движении по гамме.

4) Трели (легато). Используя трели, как короткие форшлаги, так и длинные, можно сделать фразу более выразительной. Тут можно использовать любые интервалы, какие вы только пожелаете. Очень часто можно услышать как блюзмены и рокеры играют трели на открытых струнах, потренируйтесь исполнять трели от каждой ноты в минорной пентатонике E в первой позиции.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

5) Ритмические фигуры. Используйте свои ритмические заготовки, например, на первую долю звучат четыре шестнадцатые ноты, далее вы переходите на триоли и назад.

Читайте также:  Настройка бас гитары

Чтобы свободно переходить от триолей к четным длительностям, лучше всего позаниматься игрой гамм следующим образом, на первую долю вы играете триоль, на вторую 4 шестнадцатых, затем опять триоль и опять 4 шестнадцатых, или наоборот начинайте играть это упражнение с шестнадцатых нот.

Может потребовать много времени для того чтобы хорошо освоить эту идею. Играйте это упражнение под метроном.

6) Теппинг с того момента, как он ворвался в арсенал современной музыки, не дает покоя молодым гитаристам.

Можно играть теппингом те же ноты, что только что прозвучали, октавой выше, или просто продолжить линию в более высоких позициях.

Теппинг можно так же использовать для смены позиций левой руки, в то время как правая будет занята, левая может свободно перемещаться по грифу.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

В качестве примера использования теппинга, трелей, бендов и слайдов, послушайте небольшую зарисовку:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

7) Флажолеты. Прием игры флажолетов перекочевал из классической гитарной школы. Для электрогитары существует номинально три способа исполнения флажолетов.

Первый — натуральные флажолеты, это флажолеты которые звучат на ладах 12, 7, 5, так же они звучат еще на многих частях грифа, но эти наиболее яркие.

Если интересно знать как можно использовать натуральные флажолеты можно послушать записи гитариста Mattias Eklundh или его работу в Freak Kitchen.

Второй способ — флажолеты искусственные, тут достаточно просто послушать соло любого рокера. И наконец, тэп-фладолеты, по сути это тот же способ исполнения флажолетов, что и в классической гитаре.

То есть нужно сыграть ноту обычным способом, затем поделить расстояние струны от зажатого лада, до бриджа пополам и ударить подушечкой пальца по струне в это место. Не нужно прижимать струну к грифу, достаточно просто коснуться.

Экспериментируйте со своими фразами, добавляя в них флажолеты.

Вот пример использования теппинговых флажолетов:

8) Дилеи и эффекты модуляции. Все обилие гитарных эффектов было придумано только для того чтобы украшать исполняемую музыку, попробуйте использовать в своих фразах, например, дилей настроенных на три шестнадцатые ноты и играйте фразу восьмыми нотами, можно получить очень интересные мелодические линии.

Вот небольшой пример использования дилея, чуть ниже приведены настройки:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

9) Тремоло.

Различные рычаги и машинки следовало бы отнести к разделу бендов, или если присмотреться к игре Michael Lee Firkins, то и к разделу вибрато, но так как на гитарах с машинкой можно творить множество трюков, то пришлось выделить это отдельным пунктом. С машинкой можно начать с простых dive bomb в начале соло, или попробовать использование рычага при исполнении бендов, так вы сможете почувствовать дополнительный контроль.

Чтобы посмотреть на возможности, достаточно взглянуть на пару видео Steve Vai или Joe Stariani. Но помните что ответил Joe Satriani журналу Guitar World на вопрос — какой совет вы бы дали чтобы научиться играть с рычагом.

Что ж, давайте перейдем к идеям относительно выбора нот при игре фраз, тут вам может пригодиться один интересный способ. Перед тем как начать занятие, выберите 2 ноты, одна будет первой нотой фразы, вторая – последней. Эти ноты станут вашими отправными точками, они помогут больше не думать о начале и конце фразы, и сфокусироваться только на построении мелодической линии.

Давайте теперь посмотри чем можно заполнить пространство между нашими отправными точками:

1) Фрагменты гамм. Это самый очевидный способ. Попробуйте сыграть все ноты гаммы, расположенные между нашими выбранными двумя. Выбирайте длительность нот на свой вкус, вы так же можете использовать различные приемы звукоизвлечения, например, легато и различный пикинг.

2) Паузы. Иногда пауза может придать фразе больше естественности, нежели бездумное блуждание по грифу.

3) Смена отправных точек. Иногда, когда вы выбрали свои отправные точки, и решили повторить фразу еще раз, для большей выразительности можно сменить последнюю ноту, и фраза приобретет новые оттенки.

4) Выходите за границы отправных точек. В процессе построения фразы вы можете пренебрегать собственными границами в виде выбранных нот. Вы можете использовать как более низкие, так и более высокие ноты. Идея использования двух нот в качестве отправных не обязывает считать их границами, за которые нельзя выходить.

5) Повторы. Смелее используйте повторы фрагментов своих фраз, главное оставаться в нужном темпе и не переломать ритмический каркас песни.

6) Техника «Вопрос-ответ». Эта техника часто используется блюзовыми гитаристами, она пришла из классической песенной формы блюза. Суть ее заключается в том, что фраза делиться на две части: «вопрос» и «ответ».

В блюзе все строилось по простой схеме, вокалист пел первую строчку, затем пел повтор первой строчки, возможно с вариациями, и наконец, он исполнял ответ на свою строчку.

Подробнее про эту технику читайте и смотрите здесь.

7) Аккорды. Используя аккорды в верхних позициях в соло, можно значительно обогатить звучание ваших фраз, но нужно быть очень внимательным и интонировать очень точно, если сильно нажать на струны — аккорд прозвучит фальшиво и только испортит картину. В качестве упражнения играйте аккордовые гаммы на первых трех струнах до самой верхней ноты на вашей гитаре.

 8) Открытые струны. Если в гамме, которая подходит для аккордовой последовательности можно использовать открытые струны, то ими так же можно воспользоваться, как и теппингом для смены позиций, или для исполнения быстрых легатных фраз (все мы помним вступление AC/DC Thundersruck).

9) Одни и те же ноты. Гитара в отличие от фортепьяно позволяет играть одни и те же ноты на различных струнах в разных позициях, иногда просто смена струны может придать ноте больше выразительности.

Послушайте записи Eric Johnson, кроме того что он для каждой нотки в студии кропотливо подбирает звук усилителя и эффектов, он так же кропотливо определяет на какой струне какая нота должна звучать.

Именно поэтому многие его аппликатуры фраз кажуться такими непривычными и неудобными, хотя в них используются те же ноты что и в обычных пентатонических боксах.

10) Октавы. Этот интервал может украсить любое соло, даже если ручка GAIN выкручена до упора, а если вы играете на чистом звуке, то тем более. Добавляя к некоторым нотам соло октавы можно получить более насыщенное звучание.

Октавы просочились в игру современных гитаристов благодаря Wes Montgomery, который почти каждую песню играл таким способом. Теперь можно послушать George Benson или Mark Whietfield чтобы оценить всю силу этого приема.

Ну и для любителей всего много и сразу, вы сможете сыграть одновременно не более двух октав сразу, если конечно вы родились на этой планете…

11) Не бойтесь звучать дольше, чем один такт. Ноты фразы не должны обрываться с окончанием такта или квадрата, попробуйте подольше подержать их, допустим 4-ая четверть пусть продлиться вплоть до второй восьмой, или пятой следующего такта. В общем, тут тоже следует полагаться только на свою фантазию, но совет один — не устанавливайте себе рамок по времени звучания.

12) Интервалы и несколько мелодических линий.

Для украшения мелодии хорошо подойдет использование интервалов, об аккордах уже писали ранее, с ними все понятно, однако, интервалы можно использовать куда шире, так как две ноты не несут какой-то определенной гармонической нагрузки, только если мы их не сыграем поверх какой-то басовой партии или на звучащую гармонию. Теперь оцените, на сколько можно расширить свое звучание, используя всего лишь еще одну дополнительную ноту, например терцию. Так что пробуйте.

Ну и конечно, как и в любом деле главное не переусердствовать. Постарайтесь поработать над этими рекомендациями, не стоит их воспринимать как полное руководство к действию, иногда работает одно средство иногда другое, выбор ложится только на вас. Так что просто занимайтесь и все у вас получиться.

PS: статья писалась в 2010 году как гостевой пост для блога guitart.ru, но теперь с этим сайтом произошел какой-то роботизированный коллапс и найти ее там я не могу. Поэтому предлагаю оставить ее здесь, так как в ней собрано множество идей.

PPS: не забываем поделиться в комментариях и своими идеями относительно развития фразировки.

Источник: http://guitarline.ru/2014/01/14/kak-uluchshit-zvuchanie-vashix-fraz-2/

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд — это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться — то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов — это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая — м3, большая — б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) — терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) — кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) — трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) — терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) — секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд — малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени — малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре — мажорное трезвучие, в миноре — минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный — I и IV ступени
  • Малый мажорный — V ступень
  • Малый минорный — II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный —  VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный — VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный — IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный — VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия — III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные — I, IV, V ступени
  • Уменьшенные —  II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные — III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный — III и VI ступени
  • Малый мажорный —  VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный — I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный — II ступень
  • Уменьшенный — VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный — I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный — III ступень в гармоническом миноре
Читайте также:  Открытые аккорды на гитаре. примеры открытых аккордов с аппликатурами и описанием

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование — это смена тональности.

Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту.

Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню «В лесу родилась елочка». Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом — перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать — это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность.

Это сделать довольно просто — мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность — Фа-мажор.

И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми — ми диез, фа — фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли — бекарами, а дубль-бемоли — бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы — бекарами, бекары — бемолями, бемоли — дубль-бемолями.

Принцип прост — повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ — замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник: http://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-postroenie-akkordov-izmenenie-tonalnosti.html

Построение аккордов на гитаре

Представляю вам полное руководство по построению аккордов на гитаре, которое избавит вас от бессмысленного запоминания аккордов и поможет научиться мыслить в более музыкальном стиле. Прочитав данный гайд, вы получите знания о том, как строить аккорды, что значат их названия и как аккорды связаны друг с другом.

Почему полезно знать о том, как строить аккорды?

Если вы когда-либо импровизировали, то вы вероятнее всего изучали шаблоны пентатоники, диатонических ладов и других гамм.

Вообще это очень круто, когда вы можете импровизировать под популярные аккордовые последовательности или любимые песни.

Шаблоны позволяют вам с легкостью импровизировать особо не вникая в сами аккорды, так как играя их, вы практические всегда попадаете в тональность.

К сожалению, а может быть и к счастью, для любого гитариста наступает момент, когда он начинает замечать, что играя например блюзовую пентатонику он играет одно и тоже, звуча при этом практически неизменно. В определённый момент вам попросту надоедает это однообразное звучание и у вас появляется желание добавить новых красок в свою игру.

Изучив аккордовую теорию, вы будите способны определить и сыграть аккордовые звуки, при этом мысля в более музыкальном ключе. Вам не придётся просто сидеть и учить ноты, вы должны будите овладеть ими, понять определённые правила и заставить их работать на вас. Данный пост охватывает всё, что вам необходимо знать о построении аккордов на гитаре, вместе с моими практическими советами.

Три типа аккордов

По практическим соображениям существует 3 типа аккордов, которые вы должны знать:

  1. Трезвучия
  2. Септаккорды
  3. Расширенные аккорды

Трезвучия

Трезвучие — это аккорд, который состоит из 3 нот. Трезвучия бывают:

Хотя трезвучия состоят всего из 3 нот, вы можете дублировать их, тем самым придавая аккорду более объёмный звук. Все аккордовые формы СAGED используют дублированные ноты.

Септаккорды

Септаккорды — это аккорды, которые состоят из 4 нот. Септаккорды состоят из мажорного или минорного трезвучия, к которому добавляется септима (7 ступень). Наиболее распространёнными септаккордами можно считать:

  • Мажор септаккорд (major 7)
  • Минор септаккорд (minor 7)
  • Доминантсептаккорд (dominan 7)

Расширенные аккорды

Расширенные аккорды — это аккорды, которые состоят из мажорного или минорного трезвучия, септимы и дополнительных тонов: 9, 11 и 13.

2 способа научиться строить аккорды

Есть два основных способа, с помощью которых люди строят аккорды. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Метод 1: Формула + мажорный лад

Если вы знаете и понимаете мажорный лад, то с данным методом не должно возникнуть проблем.

  1. Выбираем тонику (например нота C).
  2. Строим мажорный лад от этой ноты: C-D-E-F-G-A-C.
  3. Применяем формулу для аккорда, которая будет приведена ниже.

Например, вы хотите построить аккорд C (До-мажор). Нам необходимо взять 1-3-5 ступени мажорного лада . После этого мы получаем 1, 3 и 5 ноты мажорного лада и можем построить аккорд. Таким образом, аккорд C состоит из нот C-E-G.

В некоторых формулах может быть модифицирована одна из ступеней аккорда. Например, чтобы построить аккорд Cm, мы должны воспользоваться вот такой формулой: 1-♭3-5. Аккорд Cm состоит из следующих нот: C-E♭-G.

Как я уже говорил, аккорд может дублировать ноты. Например аккорд C в открытой позиции дублирует тонику (C) на 2 струне и 2 ступень (E) на 1 струне.

Как вы знаете, мажорный лад имеет всего 7 нот и вы могли бы задать вопросом: «Как мы можем построить расширенные аккорды, которые включаю в себя 9, 11 или 13 ступени, если нот всего 7?». Всё очень просто, названия нот дублируются через октаву: C-D-E-F-G-A-B-C-D-E-F-G-A-B.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
C D E F G A B C D E F G A B

Метод 2: Интервалы

Аккорды могут быть построены с помощью формул интервалов. Все эти формулы я приведу немного ниже. Если вам нужно освежить память, то я вам советую посмотреть мой урок о музыкальных интервалах.

По отношению к тонике

Если вы захотите построить скажем аккорд Cmaj7 с использованием интервалов, то вам нужно будет придерживаться следующей формуле:

То есть с точки зрения нот, вам нужно будет зажать следующие ноты: C-E-G-C. В отличи от первого способа, где нужно ориентироваться по ступеням конкретного лада, здесь вы ориентируетесь с помощью музыкальных интервалов и их аппликатур.

По отношению к предыдущей ноте

Иногда интервалы указываются по отношению к предыдущей ноте, потому-что аккорды (как правило) состоят из мажорных или минорных терций. Для аккорда Cmaj7 можно составить следующую формулу:

То есть с точки зрения нот, ван нужно будет зажать те же самые ноты: C (тоника)-E (мажорная терция от тоники)-G (минорная терция от мажорной терции)-B (мажорная терция от минорной терции).

Формулы аккордов

Представляю вам список с формулами для построения трезвучий, септаккордов и расширенных аккордов. Он включает около 90% аккордов, с которыми вы столкнётесь в реальной жизни. Остальные вы сможете наработать самостоятельно, изучая тонкости построения аккордов.

Формулы для построения трезвучий

Большинство трезвучий строятся из 1 ступени (тоники), 3 ступени (пониженной если это минорный аккорд или повышенной если это мажорный) и 5 ступени. Для аккордов с задержанием, вместо 3 ступень заменяется на 2 или 4.

Полное название Сокращённое название (например от тоники C) Формула Интервальная формула Аудио
Major (Мажор) C 1-3-5  Root-M3-P5
Augmented (Увеличенный) Caug 1-3-♯5  Root-M3-Aug5
Minor (Минор) Cm 1-♭3-5  Root-m3-P5
Diminished (Уменьшенный) Cdim 1-♭3-♭5  Root-m3-dim5
Suspended 4 (Задержанный) Csus4 1-4-5  Root-P4-P5
Suspended 2 (Задержанный) Csus2 1-2-5  Root-M2-P5

Формулы для построения септаккордов

Если вы посмотрели на таблицу, перед тем, как прочитали это, то вы могли заметить, что септаккорды строятся по верх трезвучий, к которым просто добавляется 7 ступень. Давайте посмотрим на формулы для построения наиболее популярных септаккордов:

Полное название Сокращённое название Формула Формула интервалов Аудио
Major 7 (Мажорный септаккорд) Cmaj7 1-3-5-7 Root-M3-P5-M7
Dominant 7 (Доминантсептаккорд) C7 1-3-5-♭7 Root-M3-P5-m7
Minor 7 (Минорный септаккорд) Cm7 I–♭3–5–♭7 Root-m3-P5-m7
Minor 7♭5 (Минорный септаккорд с пониженной 5 ступенью) Cm7♭5 I–♭3–♭5–♭7 Root-m3-dim5-m7
Diminished 7 (Уменьшенный септаккорд) Cdim7 I–♭3–♭5–♭♭7 (или 6) Root-m3-dim5-dim7

Формулы для построения расширенных аккордов

Ниже вы найдёте формулы для построение самых распространённых расширенных аккордов. Их полезность меняется от стиля к стилю. Например джаз музыканты, обычно начинают играть септаккорды и уже потом добавляют дополнительные тона. Блюзовые музыканты, чаще всего используют доминантсептаккорды с добавленной 9 ступенью. В рок и поп стилях, такие аккорды используют довольно редко.

Посмотрев на формулы вы заметите, что расширенные аккорды строятся поверх септаккордов, которые в свою очередь строятся поверх трезвучий. Мы начинаем использовать термин «расширенный», когда переходим к септаккордам с добавленной 9, 11 или 13 ступенями.

Вы так же заметите, что доминантсептаккорд с добавленной 13 ступенью состоит из 7 нот, в то время, как на гитаре всего 6 струн. На практике, некоторые из этих нот пропускаются. Давайте посмотрим на таблицу:

Полное название Сокращённое название Формула Формула интервалов Аудио
Major 9 Cmaj9 1-3-5-7-9 Root-M3-P5-M7-M9
Dominant 9 C9 1-3-5-♭7-9 Root-M3-P5-m7-M9
Dominant 11 C11

Источник: http://proguitarworld.ru/postroenie-akkordov-na-gitare/

Обращение аккордов и виды сопровождения (Урок 7)

Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.

Что для этого надо уметь?

  1. Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
  2. Уметь строить аккорды в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
  3. Делать обращения аккордов.
  4. Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.

Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).

Обращение аккордов

До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.

В до-мажорном аккорде (С):

  • До – это основной тон
  • Ми – это терция
  • Соль — это квинта

Надеюсь, все понятно?

Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.

Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.

 Что дают нам эти знания? А вот что:

  • Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
  • Они также дают возможность более удобно соединять аккорды друг с другом

Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).

Читайте также:  Арпеджио на гитаре. аппликатуры и табы арпеджио аккордов для всех тональностей

Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.

Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.

Выглядеть это должно примерно так:

Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.

Вот пример, как это должно выглядеть:

А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:

  • В До-мажоре — C — Em — Dm — G — C — Em — Am — Dm — F — G — C
  • В Ре-мажоре — D — Hm — Em — A — Em — G — A — D
  • В Фа-мажоре — F — B (это си-бемоль) — C — F — Dm — Gm — B — C — F
  • ну и в Соль-мажоре — G — Em — C — D — G

Напомню:

  • большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
  •  большая латинская буква с маленькой буквой «m» — это минорный аккорд
  • мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный — наоборот — м3 + б3
  • латинское обозначение аккордов: C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G (соль) — А (ля) — H (си) — B (си бемоль)

Источник: https://ProPianino.ru/akkordy-chast-3-urok-7

Мелизмы в музыке: основные виды украшений

Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.

Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.

Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.

Какие есть виды мелизмов?

Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.

Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.

Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.

Что такое трель?

Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.

Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.

Дьявольские трели…

Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности – например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели – дъявольские, злые, например.

Как исполнять группетто?

Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным. Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши).

Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.

Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.

Короткий и длинный форшлаг

Этот мелизм – один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).

Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый

Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.

Вспомогательный звук – это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.

Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.

Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).

Автор – Виталий Гончаров

Источник: https://music-education.ru/melizmy-v-muzy-ke-osnovny-e-vidy-ukrashenij/

Аккорды GuitarPages

Аккорды…

Аккорд — это созвучие, состоящие как минимум из трех разных по высоте звуков. Таким образом, согласно данному определению, трезвучия — это тоже аккорды.

Более того, трезвучия — это простейшие аккорды, на основе которых, посредством дополнительных ступеней, альтерации основных и дополнительных ступеней, добавленных тонов и т.д.

, образуются более сложные септаккорды, доминантсептаккорды, альтерированные септаккорды и т.д.

В данном разделе рассмотрим аккорды на основе трезвучий, трезвучий с добавленными тонами и аккорды с задержанием.

Приведем таблицу с характерным строением аккордов и вариантами буквенно-цифрового обозначения, она аналогична таблице в разделе Трезвучия:

Название аккорда

Комбинация интервалов в трезвучии

Ступеневая формула трезвучия

Буквенно-цифровое обозначение

Мажорный

Б.3+М.3

135

только нота, от которой строится трезвучие

Минорный

М.3+Б.3

135

m

Увеличенный

Б.3+Б.3

13#5

#5++5 aug

Уменьшенный

М.3+М.3

135

-5m-5dim

Для игры аккордов на основе трезвучий на всех шести струнах удваивают ступени трезвучий.

Тут, конечно, подошли бы обращения трезвучий на шести струнах, но аппликатуры обращений таковы, что их играть можно только мелодически, последовательно извлекая звуки, для одновременного извлечения всех звуков они не подходят. Эта задача была решена упрощенными аппликатурными формами в рамках октавных позиций, получившими название аккордовые формы.

Аккордовые формы — это аппликатурные решения аккордов, соответствующие пяти классическим аппликатурам мажорных аккордов от нот E, D, C, A, G в открытой позиции. Обозначаются как Ef-Df-Cf-Af-Gf (также EDCAG или CAGED).

E D C A G
Ef Df Cf Af Gf

На схемахотмечено положение тонической ноты (первая ступень) аккорда в данной аппликатуре. Помнить положение тонических нот в каждой аккордовой форме необходимо для того, чтобы применить ту или иную форму для конкретного аккорда. Аккорды F и B в открытой позиции берутся соответственно в форме Ef и Af:

Таким образом, мы имеем пять аккордовых форм Ef-Df-Cf-Af-Gf, каждой из которой соответствует свой «образ» аккордовой формы*:

Каждая аккордовая форма, в свою очередь, соответствует определенной октавной позиции:

Аккордовые формы и «образы» аккордовых форм помогут нам лучше видеть взаимосвязи и параллели в аппликатурах, начиная от октавных позиций и заканчивая ладами и гаммами. Так же мы будем пользоваться «образами» самих аккордов, там где будет нужно показать применение их конкретных аппликатур.

Приведем во всех пяти аккордовых формах мажорные аккорды F и C. Вместо нулевого порожка будем использовать указательный палец левой руки — прием барэ:

мажорный аккорд F

мажорный аккорд C

Если нанести на гриф все аккордовые формы одного мажорного аккорда, мы получим схему, из которой видно, что на требуемом участке грифа всегда можно взять нужный аккорд в той или иной аккордовой форме:

Основное назначение аккордовых форм — систематизация аппликатур различных типов аккордов для игры с тоникой от любой ноты на требуемом участке грифа.

Такая систематизация позволяет избежать заучивания большого количества аппликатур.

Несмотря на то, что аккордовые формы привязаны к мажорным аккордам, их можно ассоциировать и с другими типами аккордов (естественно, с учетом отличий в ступенях) и таким образом, нужный аккорд сыграть в любой аккордовой форме.

Чаще встречается обозначение аккордовых форм, как CAGED (caged — с англ., заключенный в клетку), однако, мы будем исходить из последовательности EDCAG, так как в этом варианте лучше просматривается их ассоциативная взаимосвязь с октавными позициями.

Как было сказано выше, практически любой тип аккорда от людой ноты можно взять в каждой из пяти аккордовой форме. Некоторые аппликатурные решения в той или иной форме могут быть не очень удобны для игры, но практически всегда, методом замены или исключения того или иного тона, аккорд можно упростить до приемлемой к игре формы.

Приведем аппликатуры минорного, увеличенного и уменьшенного аккордов в открытых позициях в сравнении с аппликатурами мажорного аккорда и в ассоциации с аккордовыми формами:

E D C A G
Ef Df Cf Af Gf
Em Dm Cm Am Gm
E+5 D+5 C+5 A+5 G+5
Edim Ddim Cdim Adim Gdim

Как видно из выше приведенной схемы, чем сложнее аккорд и больше у него отличий от основных аккордов (трезвучий), тем, соответственно, больше отличий в их аппликатурах. Но основное правило неизменно:

Любой тип аккорда можно построить в одной из пяти октавных позиций, и, таким образом, получить одну из аккордовых форм для него; перемещая вдоль грифа эту аккордовую форму в привязке к тонической ноте, играть нужный аккорд с основным звуком от любой ноты.

Таким образом, теперь мы можем привести аппликатуры для каждого типа аккорда во всех пяти аккордовых формах:

Ef Df Cf Af Gf
мажорный аккорд
m — минорный аккорд
+5 — увеличенный аккорд
dim — уменьшенный аккорд

Поэтому не стоит запоминать все возможные варианты аппликатур для каждого аккорда, запоминать нужно формы и положение основного звука (I-ступень, тоника) в них.

Более того, многие аккорды в одной и той же октавной позиции можно играть разными аппликатурами. Анализируйте и, главное, слушайте, выбирая для игры ту или иную аппликатуру, пробуйте сами найти наилучшее для Вас решение.

А в разделе Основные аккорды приведены схемы аккордов с наиболее распространенными и удобными для игры аппликатурами.

Каждой ступени диатонической или условно-диатонической гаммы соответствует определенный тип трезвучия (см. раздел Трезвучия).

Так как основные аккорды — это, по сути, и есть трезвучия, только с удвоенными ступенями для игры на более чем трех струнах, каждой ступени гаммы соответствует, аналогичный трезвучию, определенный аккорд.

Следующие схема — это развитие схемы, приведенной в разделе Трезвучия, в которой обозначены минорные и мажорные ступени натуральной мажорной гаммы (и параллельной минорной), и добавлены обозначения соответствующих типов аккордов.

Упрощенная схема для натурального мажора будет аналогична схеме трезвучий, так как условные обозначения аккордов соответствуют обозначениям трезвучий:

M m m M M m m-5 натуральный мажор
m m-5 M m m M M натуральный минор

Приведем аппликатурные схемы для условно-диатонических ладов:

Теперь запишем упрощенно для всех выше приведенных ладов, начиная с натурального мажорного лада, все аккорды (а значит и трезвучия), которые строятся на их ступенях:

M m m M M m m-5 натуральный мажор
m m-5 M m m M M натуральный минор
m m-5 +5 m M M m-5 гармонический минор
m m +5 M M m-5 m-5 мелодический минор
M m-5 m/M m M m-5 m-5 гармонический мажор
M m-5 m-5 m m +5 M мелодический мажор
M M m-5 m-5 m m +5 лидийско-миксолидийский мажор
m +5 M M m-5 m-5 m дорийско-фригийский минор
M M m-5 m m-5 +5 m фригийский мажор

Для запоминания этих последовательностей аккордов см. Игра гамм трезвучиями и Игра гамм аккордами раздела Упражнения.

_______________________________

* см. С. Попов «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста»

Источник: http://guitarpages.narod.ru/The_Chords.html

Ссылка на основную публикацию