Как импровизировать на гитаре. советы для начинающих гитаристов.

Как научиться импровизировать на гитаре… не привлекая внимание санитаров. Часть 1

Привет братья и сестры по инструменту.
Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают молодого гитарного импровизатора на пути к прогрессу.

В этой Части 1, я расскажу о болезнях и симптомах, которые мешают круто импровизировать на гитаре.

А в следующей Части 2, я расскажу о практических методах лечения и профилактики, которые замотивируют вас перейти из статуса «звезда шашлыков» в статус «бог гитары». Поехали!

Итак, что же такое импровизация на гитаре. По-простому, это когда музыкант, слышит какую-либо песню или мелодию… и, о, ЧУДО — может мгновенно (или практически мгновенно) подыграть на гитаре и это будет красиво. «Красиво» — понятие субъективное, и все же, большинству слушателям это пришлось бы по вкусу.

«Это ж X-MAN, мутант», — думаешь ты. Он точно что-то употребляет, нужно показать его врачам, пусть проведут над ним опыты и выяснят все его секреты. Ладно, шутки в сторону. Импровизация — это умение музыкантом на ходу придумывать музыкальную партию, которая будет ЛАДИТЬ с той музыкой, под которую он играет.

Импровизационное здоровье на гитаре, по моему мнению, стоит на трех китах: • РАЗВИТЫЙ (ТРЕНИРОВАННЫЙ) МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ;• ХОРОШАЯ ТЕХНИКА ИГРЫ;

• ГЛУБОКОЕ ПОНИМАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИИ.

Существует множество других умений или навыков, например, ощущение музыки или умение чувствовать динамические оттенки музыки, но их можно включить в «КИТ №1». И так далее. Если любой из этих аспектов будет развит недостаточно, твоя импровизация будет бедной и невыразительной. Рассмотрим первого пациента…

Диагноз: «Синдром Малмстина» с прогресирующим «гитаропилитом».

Часто начинающие гитаристы (особенно тежеловесного толка, металлисты, хардкорщики и прочая такая братва) берут «электруху» в руки и часами пилят гаммы, секвенции, арпеджио, таким образом, тренируя свою ТЕХНИКУ. При этом совсем не уделяют внимание развитию СЛУХА и нередко МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИИ.

«Я буду играть быстро, наваливать кучу нот, посмотрите какой я офигенный», — думают они. А как бы ни так. Такая импровизация напоминает гитарные упражнения, сыгранные в быстром темпе. Такая музыка не цепляет, не запоминается и является, по сути, набором нот, а не осмысленной музыкальной мыслью.

Болезнь нашего следующего пациента — «шашлычиит» с легкой технической недостаточностью.

Рассадник «шашлычиита» это общежития, майские праздники, и прочие злачные места. Таких гитаристов называют «душа компании». Развиваются, как правило, по такому пути: у них неплохо развит музыкальный слух, так как они переиграли тысячи песен. Они чувствуют, где и какая нота будет звучать хорошо, и это уже очень неплохо.

Но, такому гитаристу НЕ ХВАТАЕТ техники, и, играя с ним, мы можем заметить, что все его партии какие-то «плавные», недостаточно колбасные. Он слышит, что было бы здорово сыграть тут «вот так», но не может этого сделать. И имея такое сокровище как развитый слух, такой гитарист просто не может выразить свою музыкальную мысль.

Не хватает скила.

Также, нередко можно встретить такой недуг как «профессионал-самоучка».

Диагноз: «Теоретит» с вялотекущим «сольфеджиодозом».

Он уже опытный музыкант, хорошо чувствует музыку, импровизирует. Но, ПЛОХО разбирается в МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИИ, так как она всегда казалось ему скучной, авось и так сойдет. Пацаны же как-то играют, и я буду играть. Какое там сольфеджио, не, не слышал. Когда такой музыкант играет, у него все хорошо, пока он находится в Ля миноре.

Как только тональность стала непривычной, стилистика поменялась, меняется музыкальный размер, ему становится тяжко. Ему тяжело подобрать нужные аккорды в непривычной ему «среде обитания». Непонимание музыкальной теории приводит к тому, что гитарист замыкается в определенных рамках, надеется только на свое чувство и талант.

То есть, фигурально выражаясь, он ходит только по тем дорожкам, которые протоптал сам (в музыкальном смысле). А музыкальная теория может показать ему ВСЕ пути, по которым он может пойти. «Все уже украдено до нас», — как говорилось в фильме.

Изучив музыкальную теорию, мы можем сразу увидеть «что» и «где» мы можем применить, какой интервал или аккорд вставить, и делать это сознательно.

ВНИМАНИЕ! Если ты встретил у себя один из этих симптомов — срочно займись лечением того «кита», который отстает. А лучше, не занимайся самолечением, а беги к хорошему музыкальному доктору, то есть к хорошему учителю гитары. И как говорил один наш ученик: «Твой прогресс будет незамедлителен» )))

 Дмитрий Лебедев ©

Источник: http://irockstar.tv/blog/nauchitsya-improvizirovat-na-gitare-chast-1

Переборы на гитаре для начинающих. Виды и схемы переборов на гитаре :

Переборы на гитаре — это простой и необычайно действенный способ заставить свой инструмент красиво запеть. Вспомним песню Street Spirit (Fade Out) британской группы Radiohead или культовую балладу Nothing Else Matters Металики.

Гитаристам этих групп удалось придумать пронизывающе мелодичные переборы, которые нежно прозвучали в каждом уголке планеты.

В рамках этой статьи мы рассмотрим переборы на гитаре для начинающих, а также для более продвинутых, так сказать, пользователей.

Сначала за уроки!

Прежде следует оговорить основные правила игры переборов на гитаре для начинающих. Они базовые, но простое следование им даст уже неплохой результат.

Итак, правило номер один — не прижимать струны слишком сильно. Для этого есть одно прекрасное упражнение! Для начала прижмите любой лад на струне, и медленно ослабевайте нажатие. В какой-то момент струна перестанет звучать вовсе.

Теперь попробуйте сыграть обычную пентатоническую гамму, зажимая каждый лад именно с такой силой. Да, да! Именно, чтобы струна не звучала! Как ни странно, большинство новичков привыкло прижимать струну настолько сильно, что с этим упражнением у них возникают проблемы.

Что ж, рекомендую прямо сейчас этим заняться.

Правило номер два: звук должен извлекаться правильным щипком. Пальцы не должны бить по струне, они должны её щипать.

Эмилио Пухоль в своём самоучителе пишет: «Защипывание струны можно разделить на три фазы: палец касается струны; посредством сгибания последней фаланги пальца струна отклоняется от своей обычной позиции и начинает издавать звук; палец возвращается в исходное положение». От себя добавлю, что звук при этом извлекается сбоку струны, а не снизу.

Ну и третье, самое простое правило: каждому пальцу — своя струна. Указательный дёргает третью, средний — вторую, и безымянный — первую струну. Нарушать это правило крайне не рекомендуется. Хотя в некоторых случаях бывает нужно быстро несколько раз подряд быстро дёрнуть одну струну. В таком случае можно пренебречь этим правилом.

А теперь вперёд, к переборам!

Вот теперь можно смело начинать перебирать. Переборы на гитаре, как правило, состоят из двух компонентов: первый — извлечение баса большим пальцем руки, и второй — исполнение мелодической линии указательным, средним и безымянным пальцами.

Договоримся, что отсчёт струн мы ведём от самой тонкой, т. е. единица будет обозначать самую нижнюю струну, а шестёрка — самую верхнюю и самую толстую. Бас мы так и записываем — бас, ибо он меняется в зависимости от аккорда, в то время как структура перебора всегда остаётся неизменной.

Схемы переборов на гитаре

Будем рассматривать переборы от самых простых к самым сложным. Сначала изучим переборы на гитаре для начинающих, которые, кстати, звучат в половине русских песен. Так что, изучив их, вам всегда будет что поиграть у костра.

Перебор «Шестёрка»

Проще перебора и не придумаешь. Играется он следующим образом: (бас) 3 2 1 2 3. Отточить данный перебор можно, например, играя песню группы «Наутилус Помпилиус» «Крылья». Всегда закрепляйте полученные навыки на реальных песнях — так вы будете расширять свой кругозор и получать опыт. Упражнения этого никогда не дадут.

Перебор «Восьмёрка»

Это уже слегка продвинутый перебор, но освоить его должен каждый. Он имеет следующую структуру: (бас) 3 2 3 1 3 2 3.

Это, пожалуй, самый популярный перебор. Его прозвали бардовским. Он используется в огромном количестве песен — как русских, так и зарубежных. Среди них такие как «Осколок льда» Арии, «Лирика» Сектора Газа, а также славный «Город, которого нет». Рекомендуем изучить эти композиции.

Перебор «Четвёрка»

Перебор имеет необычную структуру: (бас) 3 (2 1) 3. Цифры в скобках означают, что сыграть эти струны необходимо синхронно. Заодно будет повод поупражняться в щипках.

Читайте также:  Что такое баррэ-аккорды на гитаре

Продвинутые переборы

Читать этот абзац рекомендуется, только если вы уверенно владеете тремя вышеописанными техниками. Виды переборов на гитаре, описанные в этой секции, требуют от гитариста уверенного владения техникой щипка.

Перебор «Вальсовый»

(бас) (3 2 1) (3 2 1) (бас) (3 2 1) (3 2 1). Этот перебор отлично находит своё применение на школьных или театральных представлениях!

Перебор «Псевдо-кантри»

На самом деле у этого перебора нет официального названия, но мы его окрестили именно так, ибо в нём имитируется стиль кантри, но это не чистое кантри. Играется он следующим образом: бас 3 2 1 2 3. Последняя нота играется так, чтобы её было едва слышно.

Используется перебор «Псевдо-кантри» в уйме песен. Рекомендую изучить Kansas — Dust in the Wind и «Blackbird» группы Beatles.

Обыгрывание переборов и импровизация

Попробуйте сыграть перебор «восьмёрку» на аккорде Am. После первого полного проигрыша отпустите палец с первого лада второй струны и сыграйте перебор еще раз. Теперь проделайте то же самое без пауз несколько раз.

В народе это называется обыгрыванием аккорда. Попробуйте сделать то же самое на разных аккордах, и вы услышите, как у вас получаются красивые переборы на гитаре при относительно небольших усилиях.

После этого рекомендую разобрать песню «Осколок льда» группы Ария. В ней вся гитарная партия основана на обыгрывании разных аккордов.

Таким же способом можно импровизировать на базовом уровне, совмещая несколько аккордов.

Специфические переборы

Как ни странно, но классические виды переборов на гитаре закончились. Но! В качестве бонуса мы рассмотрим перебор из Street Spirit (Fade Out) и Nothing Else Matters. Откровенно говоря, они не очень сложны, но очень красивы, так что — вперёд!

Перебор из Street Spirit (Fade Out)

Структура перебора показана на картинке ниже. Да, там будет много незнакомых аккордов, но эта проблема решается за 10 минут поисков в Интернете.

Пусть гидом по этому перебору вам служит собственно музыкальная композиция Street Spirit (Fade Out). Также в Сети немало видео с детальным её разбором. Можете посмотреть их, если у вас возникают затруднения, хотя мы советуем с трудностями бороться самостоятельно.

Перебор из Nothing Else Matters

Так как статья для новичков, мы показали упрощенную версию мелодии, без продвинутых приёмов, таких как Pull-off и Slide (изучите эти термины на досуге!).

Методы извлечения звука

Мелодии на гитаре перебором можно играть не только пальцами. Никто не запрещает использовать медиатор или даже специальные накладные ногти (плектры), играющие роль медиаторов. Последние, кстати, активно использует гитарист-виртуоз Игорь Пресняков. Настоятельно рекомендуем посмотреть пару каверов в его исполнении.

Медиатор

Способ, откровенно говоря, не самый простой, но иногда обойтись без него просто невозможно (хотя, как правило, его использовать не стоит). Переборы ведь играются не только на акустической гитаре, но и на электрической.

А пальцами на ней играют только безумцы (некоторые из них, кстати, очень успешны — почитайте об успехах Fleetwood Mac или Joni Mitchell, а лучше ознакомьтесь с их творчеством).

Попробуйте сыграть Street Spirit (Fade Out) медиатором, и вы заметите, как преобразилась мелодия.

Плектр

Дабы не объяснять на словах, посмотрите на картинку ниже. На ней изображен классический набор плектров — один для большого пальца и три — для остальных. Они подходят только для нейлоновых струн.

Красивые переборы на гитаре получаются благодаря плектрам, но с ними сложнее управлять пальцами. Гитаристы позаимствовали их у банджо, но, откровенно говоря, плектры не прижились.

Их редко кто использует в гитарной среде, но это не означает, что их стоит просто проигнорировать.

Нет единых правил, которые объясняют единственный правильный способ, как играть перебором на гитаре — каждый делает так, как ему удобно.

Некоторые, к примеру, используют только басовый плектр.

В качестве эксперимента рекомендуем купить набор плектров и поиграть вышеописанные переборы. Не бойтесь потратить деньги на вещь, которая, возможно, не будет использоваться — вы же получите опыт и расширите свой кругозор гитариста!

Упражнения

Мы не даром расположил секцию упражнений в самом самом конце статьи. Это делалось лишь с той целью, чтобы самую интересную информацию пропустить вперёд, а рутинную и скучную оставить на конец. Теперь вы знаете, как играть перебором на гитаре, и можете сами замечать и исправлять свои ошибки.

А исправлять их можно только при помощи упражнений! На самом деле для переборов упражнение всего одно — просто играйте переборы. Старайтесь делать это медленно и правильно, постепенно, планомерно повышая темп.

Упорный труд — всему голова!

Развивайте синхронизацию рук и старайтесь тратить минимум усилий для каждого действия. В этом вам поможет упорный труд. Удачи!

А так выглядит то, что вы однажды сыграете!

Источник: https://www.syl.ru/article/184728/new_pereboryi-na-gitare-dlya-nachinayuschih-vidyi-i-shemyi-pereborov-na-gitare

Импровизация на гитаре

Приветствую всех вас друзья и гости моего сайта школа игры на гитаре :=) Импровизация на гитаре это один из важных навыков, которым хотят овладеть большинство гитаристов.

В процессе своего обучения думаю каждый гитарист задается вопросом «как же улучшить свою импровизацию»? Наверно вы уже знаете, а если не знаете, то знайте, что  импровизация на гитаре это целое искусство, которым многие пытаются овладеть в течении всей своей жизни.

В этой статье хочу дать вам несколько советов о том, как улучшить свои импровизационные способности.

  • Ну во первых нужно заниматься. Если вы не будете заниматься все мои остальные советы будут для вас абсолютно бесполезны. Для хорошей импровизации вы должны знать гаммы, лады, и как они взаимодействуют с аккордами, знания эти должны сохраниться у вас на уровне мышечной памяти. Так что занимайтесь, изучайте что то новое, и приводите свои гитарные познания в порядок.
  • Для того чтобы импровизация на гитаре стала лучше нужно чувствовать взаимодействие между музыкантами, а для того, чтобы это прочувствовать важно и себя чувствовать хорошо и не беспокоится о своих заботах и проблемах. Поэтому расслабляйтесь, и это поможет вам.
  • Для хорошей игры полезно развивать свой музыкальный слух, умение слушать и слышать это пол шага на пути к успешной импровизации. Вам было бы очень полезно потренироваться в пении нот и интервалов, пробовать учиться на слух различать ноты, эти знания вам очень пригодятся для успешной импровизации. Учитесь, учитесь и еще раз учитесь.
  • Изучайте теорию музыки и законы гармонии. Чтобы лучше их усвоить пробуйте снимать чужие композиции. Это пополняет ваш багаж знаний гитарных фраз, развивает ваш слух, а так же на основе фраз чужих композиций вы сможете узнать что-то новое из музыкальной теории, или хорошенько усвоите пройденный материал.

Оцените все свои теоретические познания и технические навыки в искусстве импровизации и старайтесь почаще применять все эти знания в своих повседневных занятиях. По-началу вам это может показаться слишком нудным и заученным, но вскоре ориентироваться в выборе, что и когда играть вы станните намного лучше.

Заодно вы будете постоянно повторять все свои знания, ведь, как вы знаете повторение это мать учения. Попробуйте прочувствовать дух импровизации — это искусство творить музыку в текущем моменте. Попытайтесь сделать так, чтобы мелодия стала для вас главной целью, прекращайте бесполезно блуждать среди нот аккорда.

По больше читайте все возможной литературы связанной с гитарным миром, читайте нотные сборники, книги о теории музыки и гитарные журналы. Так же очень полезно будет аккомпанировать другим музыкантам, дайте им тоже поиграть и высказаться. Когда наступит ваша очередь, так же позвольте им вставлять небольшие фразы в вашу игру, затем отвечайте им своими фразами.

Такая техника исполнения называется «вопрос-ответ», она широко применяется в современной музыке.

На этом все! Да, я конечно же не дал вам конкретных практических примеров, как импровизировать, но все же для начала усвойте эти знания. В будущем я обязательно приготовлю для вас и практический материал о том, как импровизировать на гитаре.

Поделитесь статьей с друзьями, нажимайте на «мне нравиться» и другие кнопки соц. сетей. Оставляйте комментарии. И оставайтесь с нами на данном сайте и вы обязательно научитесь играть на гитаре :=)

Читайте также:  Как правильно выбрать акустическую гитару начинающим

Источник: http://play-info-guitar.ru/guitar-info/dly-gitaristov/improvizatsiya-na-gitare

Импровизация на гитаре. Советы для начинающих гитаристов

Большинству людей, слушающих музыку, но никогда не бравших в собственные руки инструмент, почему-то часто кажется, что импровизация на гитаре – это очень просто. Действительно, выглядит ведь это так — сидит человек и перебирает струны.

Создается впечатление, что для этого не нужно даже знать ноты, на гитаре просто следует водить по струнам пальцами, периодически зажимая что-то на грифе. При этом хорошо, если у исполнителя есть музыкальный слух, но если его нет, то и не страшно.

Такое мнение глубоко ошибочно, перед тем как импровизировать на гитаре, нужно не только научиться неплохо на ней играть, но и освоить разные стили музыкального исполнения. По сути, импровизация – это особая манера игры, и она тоже имеет свои каноны и правила.

Что нужно уметь для начала?

Главный прием, которым исполняется импровизация на шестиструнной гитаре, это пентатоника. Фактически это та же самая гамма, но состоящая лишь из 5 звуков. Пентатоника лишена полутонов. То есть достаточно не проигрывать в обыкновенной гамме образующие полутональность ступени.

Что может пригодиться?

Каждый музыкант, исполняющий импровизации, независимо от стиля и инструмента, имеет в тактильной памяти своего рода «библиотеку», «хранилище».

Это багаж из в буквальном смысле вызубренных, а не просто разученных, музыкальных фраз, отрывков из различных композиций, всевозможных клише и соло. Их наличие в памяти позволяет не просто чувствовать себя уверенно за импровизацией, за счет именно этих накопленных знаний и создается впечатление того, что человек просто сидит на стуле, а музыка рождается сама, без каких-либо усилий.

Что нужно делать?

Этот вопрос часто задают новички в музыке, он относится к серии вопросов — «а где ноты на гитаре», «зачем нужны гаммы» и прочих подобных им. То, что у опытных музыкантов подобные расспросы вызывают улыбку, совсем не означает, что их не нужно задавать.

Наоборот, первое, что нужно делать начинающему исполнителю – это спрашивать. Спрашивать обо всем и у всех, даже если вопрос кажется дурацким, это не значит, что на него не нужно знать ответ.

Второе, что нужно делать новичкам в музыке для того, чтобы импровизация на гитаре удалась – это не бояться пробовать. Очень большое количество талантливых гитаристов, великолепно исполняющих «готовые» произведения в различных жанрах, ни разу не сыграли ни одной импровизации.

Преодолеть психологический барьер между выверенной, отработанной музыкой и разовой, идущей от души и из сердца песней струн, каковой и является импровизация на гитаре, сложнее тем, кто уже набрался опыта, особенно трудно это сделать выпускникам музыкальных школ.

То есть чем раньше начинающий гитарист пробует импровизировать, тем проще и легче дастся ему этот вид исполнения музыки.

Как заниматься?

Есть два типа музыкантов, практикующих импровизацию. Первый тип играет исключительно тогда, когда есть настроение, вдохновение, желание. Второй тип готов в любой момент взять в руки инструмент и исполнить что-либо «от себя».

Часто можно услышать, что нужно работать, а не ждать вдохновения. Но это индивидуальный момент, относящийся уже к работе выступающих перед публикой музыкантов. Во время осваивания инструмента импровизация на гитаре должна быть ежедневной, как и все остальные хрестоматийные упражнения, заучивание клише и шаблонов, с той лишь разницей, что учебники нужно убрать.

Многие гитаристы советуют записывать обнаруженные случайно интересно звучащие музыкальные фразы. Это хороший совет. Важно запомнить то, что вышло из-под пальцев, и в дальнейшем использовать.

Сами же первые шаги в импровизации потребуют только желания, внимания и записывающего устройства. Свою игру, какой бы «корявой» она ни казалась, записывать, прослушивать и анализировать нужно всегда.

Сколько времени выделить импровизациям?

Еще один вопрос, часто задаваемый новичками. Ответа однозначного на него нет. Более того, если начинающий гитарист слышит что-то из серии «не менее часа в день», «от пары часов», «40 минут» и так далее, то к ответившему подобным образом за советом обращаться не стоит.

Дело в том, что понятие времени именно в импровизации – вопрос индивидуальный. Это не упражнения, ставящие руку или набивающие технику. Один человек импровизирует часами, прослушивая сыгранное, записывая что-то из получившегося, снова пробуя. Другой же садится, отыгрывает музыку с четко слышимым логическим началом и завершением. И оба варианта – правильны, все зависит от человека.

В отношении времени есть только одно правило – часы нужно убрать. Единственный допустимый при занятии импровизацией «хронометр» — это метроном.

В каком жанре начать?

Вопрос выбора жанра достаточно интересен. Разумеется, есть музыканты, которые точно знают, в каком именно жанре хотят импровизировать и играть. Они, как правило, именно его и осваивают, часто полностью игнорируя остальные.

Однако большинство делающих первые шаги в музыке не особо четко представляют себе то, что хотят исполнять. Заранее выбирать жанр не нужно.

То есть вариант — «мне нравится слушать рок, импровизация будет в этом жанре» — неправильный.

Более того, предварительный выбор часто приводит к тому, что у вроде бы достаточно неплохого музыканта совершенно ничего прилично звучащего в импровизации не выходит.

В момент освоения импровизации, поиска собственной манеры исполнения не музыкант выбирает жанр, а с точностью до наоборот. На практике это происходит так – гитарист садится и играет, совершенно не думая о том, в каком же жанре звучит музыка.

День, два, три… в какой-то момент, прослушивая запись импровизации, человек вдруг отчетливо слышит, что сыграл неплохой блюз. Или же что из-под его пальцев вышла джазовая импровизация на гитаре.

Тот жанр, который получился сам по себе – лучшая база для освоения техники импровизации, именно в нем гитарист сможет достичь максимальных высот.

Жанры могут быть разными? Какой инструмент лучше?

Многие начинающие осваивать гитару часто беспокоятся о том, что достигнуть определенного уровня мастерства можно только в одном направлении музыки. Как в исполнении произведений, так и в собственных импровизациях.

Это совсем не так. Более того, импровизация может совмещать совершенно противоположные жанры внутри одной композиции. Для того чтобы не зациклиться на чем-то и не стать однообразным, нужно разучивать клише, фразы, шаблоны из разных музыкальных направлений. При разнообразии базового запаса во «внутренней библиотеке» импровизации никогда не будут скучными и однотипными.

Почти всех новичков интересует, на каком инструменте нужно учиться импровизировать. На самом деле для того чтобы освоить эту манеру исполнения музыки, годится любой инструмент.

Был достаточно забавный случай, который по сути весьма печален – начинающий басист приобрел «классику», самостоятельно ее освоил, что далось человеку достаточно сложно, не в смысле техники, а из-за того, что «душа не лежала».

И было все это исключительно из-за желания научиться импровизировать так, чтобы публика «кусок мимо рта проносила».

На самом же деле менять инструмент совсем не требовалось. Принципы импровизации одинаковы для любого вида гитар. А сама импровизация – это музыка, идущая из сердца, то есть инструмент нужно любить, он должен быть продолжением артиста, иначе ничего не получится.

Как говорил Рей Чарльз, импровизация – это звук эфира, который, проходя через человека, на миг становится музыкой, и есть только мгновение, чтобы услышать. В этой фразе суть данной манеры исполнения.

Источник: http://aikido-mariel.ru/article/68475/improvizatsiya-na-gitare—glotok-svejego-vozduha

«Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих» Методические рекомендации часть первая

     Идея создания сборника «Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих» возникла в результате поиска решения, казалось бы, самой простой проблемы – изучения учениками нот на грифе гитары. Для начинающих гитаристов — это рубеж,

который не каждый смог преодолеть. Порой трудности в освоении этой задачи приводят к нежеланию продолжать обучение.

Многие печатные нотные издания довольно поверхностно дают общие теоретические данные, не показывая их связи с практическим обучением  игре на гитаре. Или же теоретические сведения даны настолько сложно, что нужны разъяснения более опытных гитаристов.

Предлагаемая работа —  попытка собрать в единую систему минимальные базовые знания, без которых невозможно дальнейшее профессиональное освоение игры на гитаре. 

       Цель сборника – в лаконичной и понятной форме дать ученику базовый уровень общих теоретических знаний, необходимых на начальном этапе обучения игре на
гитаре. По своему содержанию сборник выполняет задачи информационно-справочного характера и будет полезен как начинающему гитаристу, так и молодому преподавателю. 

Читайте также:  Использование дополнительных нот в аккордах для украшения

       Первый раздел сборника открывает тему по изучению нотной грамоты, которая необходима для профессионального обучения музыканта. Эти общие знания ученик обычно получает на уроках сольфеджио, но чтобы применять их на практике при игре на гитаре, нужно полученные знания адаптировать специально для освоения этого инструмента.

Как и любой музыкальный инструмент, гитара имеет свои достоинства и недостатки и считается самым практичным для использования, и, в то же время,
достаточно сложным для профессионального обучения.

С помощью практических заданий и упражнений начинающий гитарист сможет быстро усвоить расположение нот на грифе гитары и изучить основы музыкальной грамоты.

      После ознакомления с нотами первой октавы можно сразу начинать изучать гамму до мажор во второй позиции.

Многие преподаватели поверхностно относятся к изучению гамм на начальном этапе обучения, однако, изучая гаммы, ученик гораздо быстрее усвоит расположение нот на грифе и разовьёт технику обеих рук. Автор считает, что осваивать гаммы нужно на самом начальном этапе обучения.

Раздел по изучению гамм – второй, и наиболее важный при обучении игре на гитаре. Все ноты на грифе гитары выстроены в единую систему, которую можно понять в процессе изучения гамм, и приобретение учеником по ориентированию на грифе происходит непосредственно при этом изучении.

Современные издания очень мало уделяют внимание изучению гамм, некоторые — совсем игнорируют эту тему, и только серьёзные гитарные школы детально рассматривают изучение гамм. Но

при этом дают материал очень сложно, и  чаще всего — в первых позициях. В итоге  ученики оказываются беспомощными за пределами пятого лада, совершенно не ориентируясь в определении нужных нот.

И есть ещё одна особенность: в отличии от пианистов, гитаристы в музыкальных школах играют чаще всего три-четыре гаммы. Этот существенный пробел в знаниях очень замедляет развитие гитариста.

                                         

        Предлагаемая автором система гамм совершенно проста.

Достаточно выучить гаммы CDur
тоникой на пятой струне) и GDur (с тоникой на шестой струне) в стандартной аппликатуре пальцев левой руки и продолжить движение тоник вправо по грифу CDEF по пятой струне или GAH по
шестой струне и строить от них гаммы методом секвенций. Немного сложнее будет изучить минорные гаммы. Методика использования системы гамм в стандартной аппликатуре при игре на гитаре создана и обоснована на примере многолетней практики пианистов, которые используют «Таблицу гамм и арпеджио для фортепиано» более двухсот лет.

        Многие ученики начинают интересоваться современной рок и джаз музыкой, которая часто бывает создана на основе пентатоники и «блюзовых» гамм, поэтому в сборник включён раздел, связанный с этими гаммами. При дальнейшем курсе обучения игры знание пентатоники и «блюзовых» гамм помогут ученикам приобрести навыки импровизации на гитаре.

         Существует также система аккордов, которой посвящён следующий третий раздел пособия.  Принцип освоения аккордов в стандартной аппликатуре с «баррэ» тот же, что и при изучении гамм.

Выучив аккордовую модель в первой позиции, передвигаясь по грифу, можно быстро построить любой нужный аккорд. Этому помогут навыки, которые ученик приобрёл при изучении системы гамм.

Практика показала, что использование для обучения системы гамм и системы аккордов, способствует прогрессивному росту техники игры и существенному развитию учащегося. 

Источник: http://QueenGuitar.by/content/pervye-shagi-gitarista-prakticheskoe-posobie-dlya-nachinayushchih-metodicheskie-rekomendacii

Импровизация на гитаре — с чего начать

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы попробуем сделать первые шаги в освоении такого интересного навыка как импровизация на гитаре. Почему так важно развивать этот навык? Просто именно из импровизации рождаются все самые красивые произведения, поэтому если вы хотите сочинять качественную музыку, нужно уметь делать это и повышать свой уровень в этой деятельности также.

Для гитариста существует два варианта импровизации, над которыми необходимо работать — это аккордовая и игра соло. Аккордовая нужна если нет второго человека на аккомпанементе. Но это всё так — условности, также интересно комбинировать оба варианта — гармонический и мелодический.

О гармонии мы уже много говорили как в разделе об импровизации, так и в разделе теория музыки. В импровизации нужно стараться играть максимально разнообразно, что бы и вам было интересно и слушателям, иначе вряд ли вы будете играть и получать от этого удовольствие.

Поэтому ваши способности импровизировать на гитаре нужно непрестанно развивать и узнавать нечто новое.

По началу играешь достаточно однообразно используя для обыгрывания аккордов один и тот же способ. Способ этот заключается в использовании только секунд, то есть постоянное бегство по гамме туда-сюда и ничего больше. На самом деле, если углубиться даже в этот способ можно найти для себя много чего интересного. Например, когда вы играете вот так

рис.1

это лишь восьмые ноты, но вы можете использовать разные длительности — это немаловажно — нужно их чередовать например играть 16-ми

рис.2

Затем чередовать восьмые и шестнадцатые вместе:

рис.3

Таким образом, получается интереснее чем если бы вы играли одними и теми же длительностями.

Кроме вышеописанного ритмического переиначивания, последовательность нот рисунка 1 можно изменить просто «выбрасывая» какие-то ноты из гаммы при поступенном движении, образовывая при этом какие-то интервалы, например терции

рис.4

На рисунке 4 у нас обычная гамма из До-мажора и поступенное движение сверху вниз, кружочками отмечены ноты которые мы навскидку «выбросили» из нее, получив следующую последовательность

рис.4

Попробуйте это сыграть и вы услышите, что звук изменился, ведь теперь звучат другие интервалы, также вы можете экспериментировать сами и при игре гаммы поступенно пропускать какие-то её ноты. Все это опять же нужно для разнообразия звучания нашей импровизации на гитаре.

Вообще советы, данные выше соответствуют мелодическому и ритмическому компонентам импровизации. То есть мы переиначивали гамму ритмически и мелодически, на самом деле способов переиначивания множество, ровно столько сколько у вас фантазии.

Также можно играть на одной ноте, как мы говорили в статье о чувстве ритма, что будет называться обыгрывание примами (прима это интервал который «разделяет» один и тот же звук, то есть играется одна и та же нота и разделение только временное).

Смысл в том чтобы скомбинировать все известные нам возможности, создавая хорошую и богатую музыку.

Экспериментировать с гаммой как мы показали это хорошо, но даже если вы будете применять множество способов переиначивания «вне контекста» это может наскучить, поэтому использовать гаммы нужно в контексте чего-то, например в контексте какой-либо джазовой темы. То есть вы должны следить и за гармонией и мелодией.

Но джазовые темы как правило содержат модуляции и в них новичку сложно сориентироваться (хотя потихоньку начинать можно) — ведь тональности быстро меняются.

Поэтому выберите для начала простую вещь в одной тональности, которая вам нравиться и после того как проиграете её до конца не останавливайтесь, а продолжайте вести мелодию, также и в гармонии можете что-нибудь заменять (смотрите о заменах аккордов здесь).

Таким образом, играть даже давно вам известные композиции вовсе может быть не скучным занятием, если применять известные приемы изменения гармонической схемы и мелодии. Можно даже открыть для себя вообще приевшееся уже произведение с другой стороны и это будет как бы вашей вариацией на тему, ну и навык создания собственных сочинений несомненно будет развиваться и наполняться новым материалом.

Если вам интересна подобная информация вы можете легко подписаться на обновления чтобы получать новости прямо на e-mail.

Источник: http://gorstorehov.com/page/improvizaciya-na-gitare-s-chego-nachat

Ссылка на основную публикацию