Настройка 12 струнной гитары. подробное описание и советы.

Настройка 12 струнной гитары

Настройка 12 струнной гитары. Подробное описание и советы.

Как настроить 12 струнную гитару

Настроить 12 струнную гитару не составит труда, если у Вас уже есть опыт в настройке шестиструнного инструмента. Можно воспользоваться для начала разделом «Настройка гитары онлайн» где представлено звучание открытых струн шестиструнной гитары. Струны 12 струнной гитары состоят из спаренного комплекта струн.

Один из них комплект обычных струн аналогичный комплекту для шестиструнной гитары. Второй состоит из тонких струн, иногда называемых «октавным». В настройке 12 струнной гитары есть определённая последовательность, которую не желательно нарушать. Преступать к  этому процессу надо с настойки основного (обычного) комплекта струн.

Настраиваем гитару как шестиструнную и только после этого переходим к настойке «октавного» комплекта.

Настройка первой дополнительной струны E (ми)

Первую дополнительную струну настраиваем в унисон с первой основной струной. Ослабляем дополнительную струну (если она перетянута) и подтягиваем её к унисону с основной. Для более точной настройки желательно настроить эту струну так же по камертону, как Вы до этого настраивали основную струну. После чего можно послушать унисон  первых спаренных струн и если это необходимо внести коррективы.

Настройка второй дополнительной струны Н (си)

Вторую дополнительную струну настраиваем в унисон со второй основной струной. Для большей точности настраивайте её прижатую на пятом ладу в унисон с первой за тем проверьте, послушав унисон  со второй основной струной.

Настройка третьей дополнительной струны G (соль)

Настройка третьей дополнительной струны немного отличается от настройки двух предыдущих. Основная прижатая на XII-м  ладу третья струна должна звучать в унисон с третьей дополнительной открытой «не прижатой».

Для этого прижимаем  основную третью струну на XII-м  ладу и подтягиваем дополнительную третью струну к унисону с основной. Обратите внимание — я всегда при настройке струны использую слово «подтянуть».

Наш слух лучше воспринимает звук при натяжении, чем при ослаблении струны.

Настройка четвёртой дополнительной струны D (ре)

Настройка четвёртой струны аналогична  настройке третьей. Основная прижатая на XII-м  ладу четвёртая струна должна звучать в унисон с четвёртой дополнительной открытой «не прижатой». Для этого прижимаем  основную четвёртую струну на XII-м  ладу и подтягиваем дополнительную четвёртую струну к унисону с основной струной.

Настройка пятой дополнительной струны A (ля)

Настройка пятой струны так же аналогична  настройке третьей. Основная прижатая на XII-м  ладу пятая струна должна звучать в унисон с пятой дополнительной открытой «не прижатой». Для этого прижимаем  основную пятую струну на XII-м  ладу и подтягиваем дополнительную пятую струну к унисону с основной струной.

Настройка шестой дополнительной струны E (ми)

Настройка шестой струны так же аналогична  настройке третьей. Основная прижатая на XII-м  ладу шестая струна должна звучать в унисон с шестой дополнительной открытой «не прижатой». Для этого прижимаем  основную шестую струну на XII-м  ладу и подтягиваем дополнительную шестую струну к унисону с основной струной.

Источник: http://www.guitarprofy.ru/nastrojka-12-strunnoj-gitary/

Что будет со звуком, если опустить строй 12 струнной гитары на полтона-тон?

Двенадцатиструнная гитара

Если у вас двенадцатиструнная гитара сомнительного происхождения (т.е. есть все же подозрение, что она является продуктом вездесущих китайцев), то лучше ее настроить на полтона или на тон ниже, и использовать струны тонкие или средней толщины (т.е. первая струна не толще «10-ки» ).

Таким простым и нехитрым способом удастся уберечь гриф и деку от деформаций. Недорогие двенадцатиструнные гитары традиционно собирают из некачественных материалов.

Нетрудно догадаться, что если отпускная цена гитары в магазине 100-200 долларов, то дерево для ее изготовления уж точно не выдерживали десятилетиями в специальных помещениях. Оно пошло в производство или недосушенным, или же к нему были применены современные технологии ускоренной сушки.

Ни первое, ни второе не имеет место при изготовлении действительно высококачественных 12 струнных гитар. Следовательно, при небольшой перегрузке высока вероятность, что или гриф прогнется, или же наоборот, — дека выгнется дугой.

Да, собственно, ничего плохого не будет. Во всяком случае понижение на полтона на слух практически не сказывается на характере звука. У 12-струнной гитары звук по определению несколько «плавающий», словно пропущен через эффект «фленджер».

Но зато при этом нагрузка на гриф и на деку значительно уменьшится. Примерно на 20%. Это довольно весомая цифра (читайте далее и все поймете). Да и левой руке становится комфортней при игре, в-особенности, способом «баррэ». При снижении на целый тон или больше звучание заметно «расплывается», и может наблюдаться дребезг струн о лады при привычном звукоизвлечении.

Можно попробовать чуть подкрутить анкерный стержень, или же меньше усилий прикладывать при извлечении звука. Или же сочетать первое и второе. Поначалу можете почувствовать некоторый дискомфорт, но несколько дней игры и все встанет на свои привычные места. Так или иначе, этот прием понижения строя двенадцатиструнной гитары на полтона-тон подходит для струн средней толщины.

Струны супер-лайт опускать на целый тон нежелательно, — они скорее всего будут заметно дребезжать, касаясь ладов. Если подкрутить анкер и приподнять струны над ладами, то дребезга станет меньше, но может заметно нарушиться строй гитары в области верхних ладов. Комплекты толстых струн (Звук у них, кстати, заметно более жирный, насыщенный.

Для аккомпанемента самое оно!) ставить на недорогие инструменты просто опасно. Во всяком случае на гитары обозначенного ценового диапазона (100-300 у.е.) не рекомендую.

Вы при этом очень рискуете угробить гитару! Если на целых полтора тона ниже настроить 12 струнную гитару, то можно и рискнуть в случае крайней необходимости (в чем очень сомневаюсь, — если вам не подходит тональность песни, то проще сменить ее, чем затевать сомнительные игры с ослаблением струн на 2 тона.)…

Настраивать 12 струнную гитару можно на слух, по камертону, с помощью электронного тюнера. Проще и удобней с помощью тюнера, механического или электронного. Способов настройки 12-ти струнной гитары далеко не один. Каждый имеет свои плюсы-минусы.

Лично я использую следующий способ настройки 12-струнной гитары:

Снимаю с гитары старые струны. В первую очередь одним разом ослабляю все «вторые» струны и просто кусачками обрезаю их в области розетки гитары.

(Метод, конечно, несколько варварский, но выкручивать 12 колков долго и нудно, а зачем-то хранить старые струны в наше время уже нет никакого смысла, так как стоят струны довольно дешево. Да и вообще струны, — это расходный материал.) Таким образом наша 12 струнная гитара временно превращается в 6-струнку.

Теперь ослабляю 1-ую струну. Затем точно также ее перекусываю. На ее место натягиваю 1-ую струну из нового комплекта. Сразу же настраиваю на ноту Ми (если строй гитары стандартный). Далее очередь не за 2-ой струной, а за 6-ой(!). Аналогично настраиваю на нужную ноту. Следующие манипуляции со 2-ой струной. Потом с 5-ой……3-ей….

4-ой… На выходе опять имеем 6-струнную гитару, но уже с новыми струнами. Настраиваю ее как положено. Струны могут немного задевать за лады из-за того, что гриф отрегулирован под бОльшее натяжение. Но это на данном этапе неважно.

Когда натянутся остальные 6 дополнительных струн, то гриф примет свое прежнее положение, и дребезг пройдет. Остальные струны («вторые», «дублирующие» или еще как кому нравится их называть) устанавливаются примерно в такой же последовательности. Т.е. сперва 1-ую, и сразу же настраиваю ее на нужную ноту, следом за ней 6-ую и т.д….

Теперь на выходе получили двенадцатиструнную гитару, но скорее всего расстроенную в ходе наших манипуляций. Последний этап, — это окончательная настройка 12-струнной гитары. Сперва настраиваю гитару еще раз как 6-струнку, стараясь при настройке не задевать «вторые» струны. И лишь после этого достраиваю «вторые» струны.

Зачем столько «таинства» и лишних манипуляций?, — встает логичный вопрос, когда можно просто все струны разом ослабить, снять их, поставить новые и настроить в произвольной последовательности. Цель тут одна, — не допустить смещения грифа, деформации корпуса и других мест, на которые ложится нагрузка.

Можете верить, можете нет, но есть некий наработанный опыт обращения с акустическими гитарами. Были в моей практике случаи, когда во время ускоренной смены струн и, соответственно, неправильной настройки даже у 6-струнной гитары замечались изменения в области грифа.

Иногда это может быть тревожный одиночный треск во время смены струн, иногда может образовываться еле заметная щель в месте, где гриф клеится к корпусу. Или пойдет паутинка трещины лака где-нибудь.

Обычно на этом все не заканчивается и в обозримом будущем имеет место продолжение процесса, что приводит уже к серьезным разрушениям инструмента. Далее поход в мастерскую. Что не может радовать…

Когда же речь идет о недорогой 12-ти струнной гитаре, то если это «звучащий» инструмент, а не чистая китайская «наколенная» подделка, у которой в целях упрочнения конструкции верхняя дека изготавливается из многослойной фанеры (Да-да!…именно из фанеры.

Полноценного звука у таких гитар обычно нет, но зато есть привлекательный внешний вид и запас по прочности), то у них (у «звучащих» гитар) обычного вообще нет никакого запаса по прочности. Т.е. они и так живут «на пределе». Чуть-чуть перешагнуть за черту, и все разрушится очень быстро и ….довольно эффектно.

)))… Нужны ли эти длинные манипуляции по смене струн в случае с качественными инструментами? Скорее Да, чем нет. Во всяком случае я не вижу ни одной серьезной причины не придерживаться рекомендаций по плавному изменению нагрузки при настройке 12 струнной гитары.

Для любого!!! инструмента резкие колебания нагрузки нежелательны. Необязательно следовать изложенной выше методике. Можно просто поочередно сменить старые струны на новые, и сделать это в вольной последовательности (т.е.

начать, допустим с 3-ей струны (потому что так захотелось!), — на место снятой 3-ей струны ставится новая 3-я, и т.д.). Изменения нагрузки на гриф и деку при этом будут минимальными. Возможно, так даже лучше с позиции физики.

Я все же делаю как описал выше, — т.е. в процессе настройки 12 струнной гитары обязательно прохожу через временную фазу «6-струнки».

Зачем? – мне хочется знать насколько меняется положение верхней деки корпуса гитары и прогиб грифа когда 12-ти струнная гитара превращается временно в 6-струнку. По величине этих деформаций делаю выводы (Можно ли на данную гитару поставить струны чуть толще? Можно ли повысить пониженный строй на полтона, и т.д.). Дело в том, что прочность деки и грифа не являются величиной постоянной.

У недорогих инструментов прочность конструкции со временем обычно ухудшается. И в итоге, к сожалению, все сводится к банальному вопросу, — «Сколько еще этой гитаре осталось жить?». Увы, но чаще все именно так и обстоит на деле. Причин тому множество. Помимо недостаточно качественных материалов, из которых изготовлен инструмент, это еще и неправильные условия хранения.

Вряд ли вы для недорого инструмента станете приобретать профессиональный футляр, цена которого соизмерима или даже выше стоимости самого инструмента. Еще усомнюсь в том, что каждый раз после игры на инструменте станете его упаковывать в этот непробиваемый футляр. Ну, и совсем не поверю, что направляясь на вечеринку вы потащите с собой этот неподъемный гробешник.

А там дождик вроде собирался….влажность… Ну, и….

Читайте также:  Открытые струны на гитаре. названия струн на 6 струнной гитаре для начинающих.

В любом случае не стоит делать следующее при настройке двенадцатиструнной гитары, — полностью удалять старые струны (при этом дека заметно опускается, гриф чуть выгибается в противоположную сторону), а затем установливать новые и настраивать их по тюнеру от 1-ой к 6-ой, или от 6-ой к 1-ой, да еще и сразу парным вариантом (дека двенадцатиструнки во время настройки опять приподнимается, гриф принимает свое прежнее положение). Кстати, при таком способе настройки двенадцатиструнки гриф  может деформироваться еще и в направлениях «влево» или «вправо» относительно оси симметрии «гриф-корпус». Тоже ничего хорошего.

Наверное, в руках у вас не первый инструмент, и как настраивать 6-струнную гитару вы уже знаете. Не буду приводить умных таблиц с обозначением нот и подробным описанием что, как и на каком ладу зажимается во время настройки двенадцатиструнной гитары.

На всякий случай отмечу лишь основные моменты стандартной настройки 12-струнной гитары: «Вторые» струны первых двух струн (Ми и Си) настраиваются в унисон с «основными». Остальные «вторые» струны (Соль, Ре, Ля, Ми) на октаву выше «основных» струн. Вот и все, в кратце, о настройке 12 струнной гитары

Позже на сайт будет выложена отдельная обзорная статья об электронных тюнерах, и еще раз вернемся к теме настройки 12 струнной гитары.

Источник: https://21one.ru/v/55/2084-neskolko-sovetov-po-nastrojke-12-strunnoj-gitary.html

Двенадцати-струнная гитара

Краткая историческая справка.

Исторические корни возникновения двенадцатиструнной гитары отыскать нелегко.

На право называться её прародителем претендуют и итальянская мандолина, и греческая бузуки, и арабский уд, и испанская вихуэла, и мексиканский типле.

Однако все эти инструменты имели несколько иную конфигурацию и размер, при этом струны их были спарены по разному, но, всё же, все они, без сомнения, являются родственниками двенадцатиструнной гитары.

Впервые двенадцатиструнка в том виде, в котором мы привыкли её видеть, появилась в начале двадцатого века.

Прагматичные американские мастера итальянского происхождения с фабрик «Оскар Шмидт» и «Ригал», используя традиции производства инструментов со спаренными струнами и взяв за основу стандартные модели шестиструнных гитар своих фабрик, были первыми, кто включил гитару с двенадцатью струнами в свои каталоги. Именно так появилась двенадцатиструнная гитара в её современном виде.

Надо сказать, что американцы оказались образцовыми родителями для своего детища в том смысле, что они сделали всё возможное для популяризации двенадцатиструнки и за пределами своей страны в качестве едва ли не самого идеального инструмента для аккомпанемента. А добивались они своей цели опять же весьма прагматично: во-первых, путем совершенствования самого инструмента, а во-вторых,пропагандируя творчество высококласных исполнителей на нем.

Всё изменилось с возникновением фольклорного бума шестидесятых. Огромное количество молодых талантливых музыкантов обратили свое вни-мание на двенадцатиструнную гитару.

Даже великий джазовый музыкант Joe Pass, поддавшись всеобщему увлечению, записал несколько виртуозных соло на этом инструменте.

Теперь можно говорить о том, что двенадцатиструнка становится действительно популярным инструментом.

Не остались в стороне и прозводители музыкальных инструментов, а именно: фирма Rickenbacker выпускает двенадцатиструнную электрогитару. Это событие не остается без внимания известных рок- и поп-музыкантов, группы Beatles и Byrds используют в своих записях именно такие двенадцатиструнные электрогитары.

В конце шестидесятых благодаря Тому Петти (Tom Petty) и особенно Лео Коттке (Leo Kottke) игра на двенадцатиструнной гитаре превратилась в высокое искусство, а сам инструмент стал обязательным атрибутом в арсенале любого известного гитариста.

Партии двенадцатиструнной гитары мы можем слышать не только на записях вышеперечисленных артистов и групп, но также у Эрика Клэптона (Eric Clapton), Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughn), Роя Орбисона (Roy Orbison), дуэта Simon & Garfunkel, групп Eagles, Queen, Led Zeppelin, Urian Heep и многих других.

Мировое увлечение двенадцатиструнной гитарой, несмотря на «железный занавес», в конце концов докатилось и до России. Одним из первых артистов, оценивших её достоинства как аккомпанирующего инструмента, стал певец и композитор Александр Градский.

Юрий Шевчук ( лидер группы «ДДТ») впервые стал широко известен именно как певец, аккомпанирующий себе на двенадцатиструнке, после победы на Всесоюзном конкурсе «Золотой камертон» с песней «Не стреляй» ещё в уфимский период своего творчества.

Известные советские эстрадные исполнители и композиторы начала 80-х, такие как Юрий Антонов и группа «Аракс», Максим Дунаевский с его ансамблем «Фестиваль», группа «СВ» часто и очень разнообразно использовали на своих записях двенадцатиструнную гитару, но играл на ней, как правило, один и тот же человек — Вадим Голутвин.

Однако по настоящему триумфальное восхождение на сцену двенадцатиструнной гитары в России совпало с появлением на ней Александра Розенбаума и его нетрадиционного стиля исполнения.

Покупка двенадцатиструнной гитары

Покупка двенадцатиструнной гитары — довольно ответственный шаг. Этот инструмент дороже обычных гитар хотя бы потому, что у него в два раза больше струн. Посему рассмотрим аргументы ЗА и ПРОТИВ её приобретения.

Несколько аргументов в пользу покупки двенадцатиструнной гитары:

1. Я профессиональный музыкант и именно на сегодняшнем этапе моего твочества мне необходим такой инструмент. 2. У меня достаточно денег и мне не жалко их на хобби, а электрогитару и гитары с нейлоновыми и стальными струнами я уже купил. 3. Я имею склонность к пафосу. 4. Я больше люблю настраивать гитару, чем на ней играть.

5. Мне кажется, что с этим инструментом (особенно, если он черный) я похож на Александра Розенбаума.

Несколько аргументов против:

1. Если это будет ваш первый инструмент и вы собираететсь на нём учиться играть, то в этом случае лучше приобрести 6-ти струнную гитару. 2. Двенадцатиструнка может быть лишь дополнительным инструментом, вторым или третьим, поскольку используют её в основном в аккомпанементе.

Однако от рассуждений перейдем к делу, непосредственно к самой покупке инструмента. Разделим этот процесс условно на несколько этапов:

1. Где купить? 2. Что купить? 3. Что и как следует проверить?

4. Какие необходимы аксессуары?

— Ответ на первый вопрос достаточно очевиден (конечно же, в Муздетали — прим.Mmnt). Даже если вы считаете себя человеком весьма искушенным в гитарах, покупайте двенадцатиструнную гитару в известном музыкальном магазине.

Необходимо убедиться в том, что вы получаете гарантию и право на возврат инструмента в случае глубокого разочарования.

— Ответ на второй вопрос не столь очевиден, но тем не менее есть ряд соображений общего порядка: берите по-настоящему хороший инструмент, гриф обязательно должен иметь анкерный болт. Наличие такого болта позволяет компенсировать деформации грифа, вызванные натяжением струн.

При покупке гитары, бывшей в употреблении, обязательно воспользуйтесь советами профессионалов («жучки» у магазина к ним не относятся). Минимальная разумная цена хорошей двенадцатиструнной гитары около 200 долларов США.

— Ответ на третий вопрос потребует знакомства с конструкцией инструмента хотя бы в общих чертах. Мы уже упоминали о конструктивных особенностях грифа, но не менее важную роль в гитаре играет верхняя дека.

На внутренней стороне деки располагаются пружины, которые помогают сдерживать натяжение струн и предохранять ее от деформации.

Форма, вес и расположение пружин для классических гитар (гитары с нейлоновыми струнами) и для гитар с металлическими струнами совершенно различны прежде всего из-за того, что натяжение струн на гитаре с металлическими струнами намного сильнее.

Увеличив вдвое натяжение за счет дополнительных струн на двенадцатиструнной гитаре, производители должны особое внимание уделить прочности пружин и их соединения в месте перекрестья, а если этого не происходит, верхняя дека приобретает выпуклую форму, что приводит к подъему подставки и как следствие этого невозможности регулировки высоты струн над грифом. Естественно, такой инструмент покупать не следует.

Вернемся к процессу проверки. С наружной стороны верхней деки крепится подставка и вам необходимо убедиться в том, что между декой и подставкой отсутствует щель.

Наличие даже очень тонкой щели на двенадцатиструнной гитаре обязательно приведет к отрыву подставки в дальнейшем. Также необходимо,перевернув гитару, проверить надежность крепления грифа к корпусу гитары.

Наличие щели между ними является пред-вестником будущих проблем.

При покупке гитары с так называемой «подзвучкой» (на гитаре установлен пьезодатчик с эквалайзером) придется проверять и её. Для этого необходимо в первую очередь убедиться в том, что в эквалайзер вставлена батарейка, и она исправна. На большинстве гитар для этой цели служит специальная кнопка, при нажатии которой загорается светодиод.

Далее необходимо подключиться к комбику и приступить непосредственно к проверке:

1. Поочередно перемещая движки эквалайзера от максимума к минимуму и наоборот, убедиться, что ни один из них не издает треска;

2. Выставив эквалайзер в нулевое положение, убедитесь в том, что звучание каждой пары струн, взятых по отдельности, не имеет явного провала по громкости. Если же он есть, то значит под этой парой струн находится дефект пьезодатчика и необходимо заменить либо датчик, либо гитару.

Если во время проверки комбик начал заводиться, лучше отойти от него подальше, или отвернуться в сторону, т.к. к вашей гитаре этот эффект не имеет отношения и связан с тем, что комбик не предназначен для озвучивания акустических инструментов.

А звучащее в комбике радио говорит о том, что «левый» соединительный шнур нужно всего навсего заменить на «фирменный».

Помимо явного брака существуют и менее очевидные дефекты. Очень важным параметром является высота струн ( расстояние между струнами и грифом) и возможность ее регулировки. Слишком большое расстояние затруднит прижатие струн и сделает игру на двенадцатиструнной гитаре настоящим мучением.

А слишком маленькое, хотя и облегчает игру, но вызывает дребезжание (однако необходимо помнить, что некоторое дребезжание абсолютно естественно для стальных струн, касающихся металлических ладов, а кроме того стиль вашей игры и толщина используемых струн вносят свою лепту). Еще один важный элемент — лады.

Лады на гитаре размещаются с математической точностью. Если лады хотя бы слегка сдвинуты, то любой человек, имеющий музыкальный слух, определит, что гитара не строит.

Читайте также:  Аккомпанемент на гитаре. виды и практические примеры аккомпанемента на гитаре

При проверке поступим следующим образом: возьмём открытую струну, а затем её же на 12-м ладу и убедимся, что это одна и та же нота, но звучащая на октаву выше (в нашем случае под струной понимается пара струн, звучащих в унисон). Операцию необходимо повторить для каждой пары струн, т.к.

некоторые из них могли подкиснуть (состариться) и уже не строят сами по себе.

Если вы не уверены в своем слухе и вам некому помочь, попробуйте другой способ — возможно он окажется проще: возьмите полнозвучный мажорный аккорд (например ми-мажор) и проиграйте его арпеджио (каждая пара струн берется по очереди сверху вниз и снизу вверх) в медленном темпе на каждом ладу грифа при помощи барре. Если на каком-либо ладу аккорд звучит неблагозвучно, значит у гитары проблемы со строем. Будем считать, что мы наконец-то ответили на третий вопрос и можем заняться аксессуарами.

Ответ на четвертый вопрос не столь праздный как может показаться на первый взгляд.

Любая купленная вами в магазине гитара укомплектована струнами, но эти струны называются тюнинговые и предназначены в основном для того, чтобы покупатель мог проверить инcтрумент и убедиться, что это всё же гитара, а не весло.

Любой инструмент с такими струнами звучит глуховато и плоско, и это также необходимо иметь ввиду при покупке гитары. Исходя из выше сказанного вам необходимо обзавестись новым довольно дорогим комплектом струн, а дорог он от того, что струн в нём в два раза больше.

Стальные струны бывают разных калибров — толстые, средние, легкие и сверхлегкие. Теоретически используемый вами комплект струн подбирается исходя из атаки исполнителя и достижения желаемого звука, а также особенностей инструмента.

Некоторые музыканты всю жизнь находятся в поиске «своего комплекта», порой подбирая струны не только по калибру, но и смешивая струны разных производителей.

Однако на практике чаще всего поступают следующим образом:если вы в основном играете аккомпанемент, то используете более толстые струны, которые дают мощный, сочный звук, а если вам приходится играть быстрые сольные пассажи, то струны нужны мелкого калибра. Однако для двенадцатиструнной гитары и здесь есть свои особенности, как правило, на них испольнуются комплекты средней толщины с легкими вариациями, можно сказать универсальные. Наиболее распространенными являются:

Источник: http://www.musdetal.ru/dvenadtsati-strunnaya-gitara

Двенадцатиструнная гитара: история, особенности игры, настройка

Очень часто на нашем сайте и в нашей группе в контакте возникают вопросы касательно 12-ти струнной гитары. В этой статье я предлагаю разобраться в истории происхождения этого инструмента, в особенностях строения, игры и настройки. Что ж, поехали.

Двенадцатиструнная гитара — это музыкальный инструмент, состоящий из шести парных струнных рядов. Такие пары настраиваются в унисон или же в октаву (при стандартном строе).

Примечательно, что в семействе «гитарных» с двенадцатью струнами, размещенных в одинарном порядке, термин «12-струнная гитара» относится лишь к инструментам, струны которых спарены.

У двенадцатиструнной гитары довольно сложная история, поскольку нельзя однозначно утверждать, какой инструмент был предшественником.

Если верить большинству источников, то на право называться «прародителем» 12-струнки могут претендовать итальянская мандолина, арабский уд, турецкий саз, греческая бузуки, испанская виуэла и мексиканский типле.

Каждый из этих инструментов чем-то схож с основным объектом данной статьи, но выделить кого-то одного — довольно сложно.

В таком виде, в каком ее привыкли видеть, 12-струнная гитара появилась в XX веке. Где-то в середине прошлого века инструмент набрал особую популярность и уже активно использовался в музыке. Одним из таких представителей был Джо Пасс (Joe Pass), записавший на этом инструменте несколько отличных соло.

Также партии 12-струнки можно услышать в композициях известных нам «The Eagles», «Queen», «The Beatles», Эрика Клэптона… В России же важность такого инструмента одним из первых подчеркнул Юрий Шевчук (группа «ДДТ»), аккомпанировавший себе на таком виде гитары в своих выступлениях. Сейчас такие гитары можно встретить очень часто.

И используются они именно в качестве аккомпанемента, поскольку звук, издаваемый такой гитарой, является более насыщенным и красивым. Порою даже складывается ощущение, что одновременно с двенадцатиструнной гитарой аккомпанимирует скрипка.

Двенадцатиструнная гитара в основном имеет очень массивную форму, гриф на них зачастую шире, чем на 6-струнках.

Стоимость 12-струнки тоже превышает цену своего 6-струнного аналога.

Играть на таком инструменте сложнее. В первую очередь, это касается привычки. Поначалу пальцы не слушаются и не всегда могут зажать по две струны, но, по мере набора опыта, игра становится качественной, и, учитывая объемность звука гитары — более яркой.

Это касается в первую очередь игры перебором, где нужно не только зажать по две струны, но и дернуть одновременно две струны одним пальцем. Может показаться странным, но настройка двенадцатиструнной гитары почти не отличается от настройки шестиструнной.

Основные струны настраиваются одинаково, а что касается дополнительный струн, то первая и вторая настраиваются в унисон с основными струнами, остальные — выше на октаву.

Стандартный строй 12-струнки выглядит так:

Также зачастую используются альтернативные строи, т.е. басовые струны настраиваются в квинту или же кварту, а высокие струны — в терции и септимы.

Очень часто 12-струнку настраиваю ниже стандартного строя в целях продления срока эксплуатации инструмента, поскольку, рассуждая математически, общее натяжение струн в два раза выше, чем у 6-струнных гитар. Существуют еще некоторые хитрости по продлению жизни 12-струнной гитары.

Например, можно поставить каподастр на первый лад, предварительно настроив инструмент на тон ниже. Таким образом, звук не изменяется, но натяжение струн — уменьшается.

Итак, подведем итог. В данной статье я вкратце рассказал об истории 12-струнной гитары, особенностях ее строения, игры и настройки. Надеюсь, вам понравился этот материал. Мне остается только пожелать всем удачи. Мы с вами обязательно встретимся в следующих статьях.

Источник: http://GuitarLesson.ru/stati/dvenadcatistrunnaya-gitara-istoriya-osobennosti-igry-nastrojka.html

Как настроить 12-струнную гитару

Двеннадцатиструнная гитара не отличается от 6-ти струнной ничем, кроме количества струн. На такой гитаре 12 струн, расположенных попарно — т.е. шесть пар струн. Специальной аппликатуры аккордов для 12-струнной гитары нет  — игра идентична игре на классической гитаре.

Единственная сложность — зажимать аккорды, особенно баре, проблематично для начинающих, поэтому играть на 12 струнной гитаре советуют после освоения «классики». Зажимая аккорд на 12 струнной гитаре, музыкант прижимает пальцем две струны вместо одной.

12-струнная гитара стала любимицей бардов благодаря насыщенности и мелодичности получающегося аккомпанемента. Предки 12-струнки —  мандолина, бузуки, уд, виуэла, саз. Фольклорный «бум»  возродил популярность инструмента в 60-х годах ХХ века.

Настройка в техническом плане не отличается от настройки шестиструнки. Сначала настраиваем первый, основной комплект струн, затем — дополнительный.

Основной комплект имеет строй шестиструнной гитары: 1 — Ми (E), 2 — Си (H), 3 — Соль (G), 4 — Ре (D), 5 — Ля (A), 6 — Ми (E). Первые две струны из дополнительного комплекта струн настраиваются в унисон с основными, т.е.

1 основная = 1 дополнительная, 2 основная = 2 дополнительная. Остальные дополнительные струны настраиваются на октаву выше от основных.

В итоге манипуляции мы услышим такой строй:

1-ая струна — E (МИ 1 октавы);

2-ая струна — E (МИ 1 октавы;

3-ая струна — H (СИ малой октавы);

4-ая струна — H (СИ малой октавы);

5-ая струна — G (СОЛЬ малой октавы);

6-ая струна — G (СОЛЬ первой октавы);

7-ая струна — D (РЕ малой октавы);

8-ая струна — D (РЕ первой октавы);

9-ая струна — A (ЛЯ большой октавы);

10-ая струна — A (ЛЯ малой октавы);

11-ая струна — E (МИ большой октавы);

12-а струна — E (МИ малой октавы).

Сложность работы с 12-струнной гитарой в том, что стандартный строй имеет слишком большое натяжение, и если инструмент недостаточно качественный, то он деформируется от натяжения.

Поэтому гитаристы настраивают гитару на пол-тона или на тон ниже: это не даёт сильной разницы в качестве звука, но бережет инструмент.

Хотите играть на страндартно настроенной 12-струнной гитаре? Настройте гитару на тон ниже, и используйте каподастр на первом ладу.

Меняя струны на 12-струнке, не снимайте сразу все струны! Натяжение струн велико – избавив гитару от привычного натяжения, вы повредите её. Затрещит во время переустановки струн, появится паутинка на корпусе, или гриф накренится — приятного мало. Меняйте струны поэтапно.

Шестую струну настраивайте поэтапно, постепенно растягивая: сначала на тон ниже, потом на полтона, потом приведите её к нужной ноте. Если настроить сразу, то она порвётся из-за высокого натяжения.

Не рекомендуют настраивать 12-струнную гитару без тюнера, т.к. легко запутаться и повредить инструмент. 

Если у вас лежит 12-струнная гитара, и вы хотите играть на ней, но не умеете играть на классической гитаре — возьмите 5-6  уроков гитары, освойте основы игры на гитаре. Натренировавшись работать левой и правой рукой на 6-струнном инструменте — приступайте к игре на гитаре с 12-ю струнами. Тогда техника игры будет правильной, а результат — впечатляющим!

Источник: http://MuzShok.by/blog-post/kak-nastroit-12-strunnuyu-gitaru

Настройка гитары – как настроить 6 и 12 струнную гитару?

Многие любят звук гитары и некоторые даже решаются на то, чтобы научиться играть на ней. Для начала нужно понять, как проводится настройка гитары и как это можно сделать самостоятельно. Существует несколько простых способов, которые не требуют особых знаний, и подходят для новичков.

Как настроить гитару?

Чтобы играть на инструменте и воспроизводить красивые мелодии, необходимо правильно его настроить. Для этой цели не нужно обращаться к специалистам, поскольку большинство способов простые. Настройка акустической гитары и бас-гитары проводится одинаковыми способами за исключением некоторых деталей. Важно знать, каким нотам соответствуют струны на инструменте.

Как настроить 6 струнную гитару?

Существует много способов для самостоятельной настройки инструмента, например, это можно делать при помощи устройства – тюнера, который к тому же есть и в онлайн версии. Еще можно настроить гитару через микрофон, используя онлайн-программы.

Кроме этого, делать это можно на слух и другими способами, например, по флажолетам. Последний вариант является самым трудным, но при этом с его помощью можно достичь максимальной точности звучания. Сначала стоит указать, что флажолет – прием игры, при котором извлекается звук-обертон.

Настройка шестиструнной гитары проходит так:

  1. Чтобы извлечь необходимый звук, прикоснитесь кончиком пальца левой руки к 6 струне над пятым порожком лада.
  2. Другой рукой заденьте струну и сразу уберите палец левой.
  3. После этого извлеките флажолет над седьмым порожком лада 5 струны.
  4. Важно, чтобы звуки-обертоны были идентичными, и звучали в унисон.
  5. Первая струна должна быть настроена по эталонному звуку или тюнеру, а затем проводится сравнение флажолетов.
Читайте также:  Открытые аккорды на гитаре. примеры открытых аккордов с аппликатурами и описанием

Настройка 6 струнной гитары при помощи разных тюнеров должна проводиться с учетом соответствия струн и нот:

  • 1 – нота Ми (Е);
  • 2 – нота Си (В);
  • 3 – нота Соль (G);
  • 4 – нота Ре (D);
  • 5 – нота Ля (A);
  • 6 – нота Ми (Е).

Как настроить 7 струнную гитару?

Все варианты настройки, представленные ниже, подходят и для семиструнной гитары. Кроме этого, можно использовать еще и камертон – прибор, способный издавать только звук «Ля».

Настройка семиструнной гитары этим способом начинается с первой струны, которая на пятом ладу должна издавать такой же звук. Когда она будет звучать в унисон с камертоном, можно переходить к настройке других струн, для которых первая будет эталоном.

Схема идентична инструкции настройки на слух, о чем рассказано ниже.

Настройка гитары онлайн или при помощи тюнера проводится с учетом соответствия нот струнам:

  • 1 – D;
  • 2 – В;
  • 3 – G;
  • 4 – D;
  • 5 – В;
  • 6 – G;
  • 7 – D.

Настройка 12 струнной гитары

Все методы, подходящие для шестиструнной и семиструнной гитары, можно использовать и для таких музыкальных инструментов. Есть несколько правил, как настроить гитару без тюнера:

  1. Шестую струну необходимо настраивать в самую последнюю очередь и осторожно, поскольку у нее самое большое натяжение.
  2. При использовании новых или нейлоновых струн 6 настраивайте на тон ниже, а через время можно будет подтянуть ее.
  3. Настраивать акустическую гитану лучше на тон ниже и ставить каподастр на первый лад. Благодаря этому сохранится острота звучания, а натяжка снизится, что продлит жизнь инструменту.

Для настройки гитары нужно ориентироваться на следующее соответствие струн и нот:

  • 1 и 2 – Е;
  • 3 и 4 – В;
  • 5 и 6 – G и g на октаву выше;
  • 7 и 8 – D и d на октаву выше;
  • 9 и 10 – А и а на октаву выше;
  • 11 и 12 – Е и е на октаву выше.

Настройка бас-гитары

Сразу стоит отметить, что стандартный строй такого инструмента ничем не отличается от обычной шестиструнной гитары. Есть одно значимое отличие – бас-гитара должна быть настроена на тон ниже. Все представленные методы в этой статье подходят и для бас-гитары, но лучшее решение – прибор для настройки гитары, то есть тюнер. Важно знать соответствие струн и нот:

  • 1 – G;
  • 2 – D;
  • 3 – А;
  • 4 – Е.

Как настроить гитару новичку?

Существует много разных способов, которые доступны для каждого. Настройку гитары можно проводить на слух, но при этом достичь идеальных звучаний не получится. Для этого могут использоваться дополнительные инструменты, например, камертон.

Кроме этого, есть специальные устройства, благодаря которым можно быстро подвести каждую струну к идеалу.

Если интересует, как настроить гитару по тюнеру, стоит указать, что его роль может исполнять смартфон, а еще один вариант – использование онлайн программ.

Настройка гитары с помощью тюнера

Указанное устройство имеет микрофон, благодаря которому оно анализирует колебания струны и помогает быстро провести настройку инструмента.

Тюнер для настройки гитары имеет кнопки, при нажатии на которые проигрывается эталонный звук для каждой струны.

После этого задействуется струна и устройство покажет разницу и укажет, что нужно провести подтягивание (стрелка наклонилась влево) или послабление (стрелка наклонилось вправо). Когда она остановится посередине – настройка гитары завершена.

Как настроить гитару с помощью телефона?

Современные смартфоны можно использовать в качестве тюнера. Например, для телефона с ОС Android в Play Маркете можно скачать программу GuitarTuna. Такое приложение для настройки гитары используйте так:

  1. На главном экране внизу нужно найти иконку «Тюнер» и активировать ее.
  2. После этого выбирайте нужную струну и проводите настройку. Положите телефон так, чтобы он улавливал звук гитары.
  3. Шкала будет перемещаться вверх или вниз, указывая на высокий или низкий тон. Двигайте колки, пока индикатор не установится в центре.
  4. Когда настройка будет оптимальной, то появится галочка и программа предложит перейти к другой ноте.
  5. В программе можно менять настройки в зависимости от собственных предпочтений для удобного использования.

Настройка гитары на слух

Чтобы провести правильную настройку, нужно чтобы уши начали определять биение двух звуков, похожих на скачки громкости. Важно, чтобы в комнате было тихо и ничего не отвлекало. Настроить гитару на слух можно по такой схеме:

  1. Сначала задействуйте 1 струну и запомните ее звук, что будет отправной точкой, и менять ее высоту не будем.
  2. Проиграйте 2 струну, прижимая ее на пятом ладу. Сопоставляйте звучание с 1 струной, и вращайте колок, чтобы получить слитное звучание.
  3. 3 струну настраивайте под 2, прижимая ее на четвертом ладу. 4, 5 и 6 струну настраивайте, прижимая на пятом ладу.
  4. Для проверки качества настройки попробуйте сыграть несколько аккордов и если нужно проведите настройку еще раз.

Как настроить гитару через компьютер?

В сети есть специальные онлайн тюнеры, которые можно использовать как для акустических, так и электрогитар. В первом случае есть встроенный микрофон, а во втором – можно воспользоваться линейным входом для кабеля.

Программа для настройки гитары основана на том, что она показывает ноту, подходящую для частоты колебания струны. Тюнер определит ноту и укажет, что нужно: понижать или повышать струну.

Крутить колки, пока индикатор не окажется в центре.

Настройка гитары проводится по такой схеме:

  1. Выберите в интернете онлайн тюнер (они все работают по одному принципу). Учтите, что если приложение не отображается, то нужно установить последнюю версию Adobe Flash Player. Присоедините микрофон и проверьте его работу.
  2. Запустите приложение, и если оно работает правильно, то начнут появляться буквы.
  3. Гитару поднесите к микрофону и задействуйте струну. Следите за показаниями тюнера и проводите необходимую настройку.
Бритва Оккама – что это за принцип, простым языком?Бритва Оккама – методологический принцип поиска решений, дошедший из средневековья. Метод лезвия применяется в научное сфере, литературе и философии, помогает отсечь все ненужное выбрать простое и эффективное обоснование из имеющихся.
VEON – что это такое и как им пользоваться?

Приложение VEON – что это такое, какие преимущества дает эта новая интернет-платформа для пользователей? Удобный мессенджер, бесплатный просмотр фильмов и прослушивание музыки, бонусы при регистрации – это лишь малая часть большого плана разработчиков.

Овербукинг – что это, что такое овербукинг в гостинице или самолете?Мало кто знает про овербукинг – что это такое, и в каких сферах может использоваться этот термин. Важно знать, какие бывают причины возникновения непредвиденной ситуации с бронированием, и как правильно нужно действовать, чтобы не остаться в «дураках». Искусственный интеллект – история развития и современный подходМир меняется, и искусственный интеллект уже не выглядит выдумкой и чем-то фантастическим. Существует большое количество примеров, где он используется и какие результаты дает. Интересно узнать и перспективы ИИ.

Источник: http://kak-bog.ru/nastroyka-gitary-kak-nastroit-6-i-12-strunnuyu-gitaru

AlloverGuitar.ru

12 струнная гитара

12 -струнная гитара официально появилась в Америке в начале 20 века. Но счетается, что Италия — это родина 12 -ти струнной гитары, потому что итальянские гитарные мастера, которые работали на америкаснких заводах, были первыми кто включил данную гитару в свои каталоги.

Хотя есть еще одна страна — Мексика — это еще один кондидат на родину 12 струнной гитары. Потому, что 12 струнный гитары в Мексике появились около двух столетий назад.

По правде гитары были совершенно других размеров и струны у них были соеденены подругому, но на современную 12 ти струнку они были похоже.

Но кто бы, что не говорил, но большинство счетает США родителем 12 струнной гитары. Поскольку именно эта страна стала распространять 12 ти струнку по всему миру и музыканты оценили, данный инструмент как самый удобный инструментом для аккомпонимента.

Как бы там нибыло, но на этой замечательной гитары играли тысячи талантлевых музыкантов. Даже простому любителю данная гитара не была бы лишней в гитарном арсенале.

Рассмтрим чем же отличается 12 струнная гитара от обычной 6 струнной.

Внешне отличий нет, кроме 6 — ти струн, которые спаренны и настроенны в унисон. Если не преглядываться, вроде отличий особых неувидеть, но они есть.

Начиная с 3 -ей струны все пары струн не одинаковые — одна струна в паре толще, а вторая тоньше и без обмотки. Это сделано для того, что бы струны настраивались в парах одна на октаву выше другой.

Хоть струны настроенны в унисон, но одна струна (тонкая без обмотки) на октаву выше другой.

Звучание от таких струн получается мощным, обьемным, как — будто звучат две гитары.

Настраивается 12 струнная гитара так же как и 6 струнная, только незабывайте, что вторая струна в паре должна быть на октаву выше.

Строй 12 струнной гитары:

Настройка 12 струнной гитары

1 струна Е (Ми) — обе одинаково

2 струна В (Си) — обе одинаково

3 струна G (Соль) — тонкая на октаву выше

4 струна D (Ре) — тонкая на октаву выше

5 струна А (Ля) — тонкая на октаву выше

6 струна Е (Ми) — тонкая на октаву выше

Вроде как и несложно вовсе!!!!!

Не для кого не секрет, что в наше даже самая простая фабрика по производству гитар, выпускает 12 струнные гитары, поэтому ниже расскажу о некоторых производителях, у которые выпускают 12 струнки хорошего качества.

Наиболее лучшая компания в наше время выпускающая 12 струнные гитары это компания Guild. Отличие гитар данной компании это двойной анкерный стержень и специальная конфигурация пружин повышающая прочность, но снижающая звучание.

Следущая компания, которая так же является производителем 12 струнных гитар хорошего качества — это компания Ovation и их попудярные модели 12 струнных гитар Legend и Adams. Звук данных гитар пропущенный через усилитель просто потрясает. Приобрести себе одну из этих моделей, так же приятно как к примеру приобрести себе новый авто nissan . Все обзавидуются вашей покупке.

Среди компаний выпускающих 12 струнные электрогитары, лидером является компания Rickenbacher. Среди электрогитар эти самые популярные. У данных гитар если посмотрите, очень необычное расположение колков. На данных гитарах играли сами легендарные Beatles.

2 место среди 12 струнных электрогитар несомненно занемают гитары Fender Stratocaster XII — данные модели достаточно редкие, но так же легендарные.

Наиболее популярным видом исполнения на 12 струнных гитарах является аккомпонемент, но некоторые гитаристы так же используют для сольных композиций. Вроде как ничего нового я вам нерасказал про 12 струные гитары, но надеюсь что то полезное вы вынесите из этой статьи. Спасибо, что уделили внемание. Играйте на 12 струнной гитаре  и получайте удовольствие!!!!!!

Источник: http://AlloverGuitar.ru/gitari-dr/gitaryi/12-strunnaya-gitara

Ссылка на основную публикацию