Открытые аккорды на гитаре. примеры открытых аккордов с аппликатурами и описанием

Открытые аккорды на гитаре. Примеры открытых аккордов с аппликатурами и описанием

Открытые аккорды на гитаре. Примеры открытых аккордов с аппликатурами и описанием

Что такое открытые аккорды

Открытые аккорды – это аккорды, которые включают в себя одну или несколько открытых струн, которые не зажимаются пальцами. Чаще всего используются позиции на первых трёх-четырёх ладах. Благодаря свойствам звука, не зажатые струны вибрируют с большим резонансом, чем зажатые пальцами. Это создаёт свободу и полноту звучания.

Применяются в широком спектре различных музыкальных стилей, в том числе и в популярной музыке.  Многие известные песни можно выучить, используя 3-4 таких аккорда.

Схема обозначения открытых аккордов

На схемах используются два обозначения – крестик, нолик и закрашенная точка. Эти символы легко запомнить. Закрашенная точка – те струны, которые необходимо зажимать. Ноликом обозначаются открытые струны – они как раз и звучат. Крестиком обозначаются струны, которые не следует играть.

Что такое закрытые аккорды

Закрытыми аккордами называются те, у которых нет открытых струн. Чаще всего это полное баррэ, когда зажаты шесть струн. Но бывают и варианты с малым баррэ.

Схема обозначения закрытых аккордов

Для схем также используют крестик и закрашенные точки. Баррэ обозначается дугой между закрашенными точками или жирной линией,  перекрывающей все струны.

Открытые аккорды – начало пути любого гитариста

Человек, который впервые берёт в руки инструмент, практически всегда использует открытые аккорды для гитары. Для разучивания самых простых песен следует выучить несколько гармоний. Самые элементарные из них: Am, A, Dm, D, Em, E, C, G.

Буква без обозначения означает мажорный «весёлый» аккорды. Добавочная «m» указывает на минорную («грустную») окраску. При заучивании этих восьми аппликатур, вы уже сможете исполнить уйму песен.

Аппликатуры покажут вам, как правильно ставить аккорды.

Открытые аккорды или баррэ – что лучше

Разумеется, для новичка лучше всего аккорды без баррэ. Но в музыке просто нельзя обойтись без сложных гармоний. Даже в обычных дворовых песнях рано или поздно придётся использовать закрытый вариант. Поэтому начинающим можно посоветовать постепенно знакомиться с миром баррэ.

Примеры песен с открытыми аккордами

Мы предлагаем для вас несколько несложных песен, где и используются открытые струны. В каждой из них присутствуют только аккорды для начинающих, что значительно упрощает разучивание.

Сложные варианты открытых аккордов

У каждого открытого аккорда есть масса вариаций. Они используются как «продвинутыми» новичками, так и композиторами. Каждая из этих гармоний имеет интересное звучание, которое значительно украшает исполняемую композицию. После разучивания несложных гармоний, можно постепенно расширять свою «базу знаний».

Что нужно знать об открытых аккордах

Игра басовых струн. Чтобы сформировать правильное извлечение звуков аккорда, необходимо играть верные басовые струны данной гармонии. Например, у Am или A басовой тоникой является открытая 5 струна (ля).

Использование каподастра упрощает игру песен в тональностях, требующих постоянных закрытых аккордов. Поставив этот нехитрый предмет на гриф, вы будете играть открытые позиции.

Глушение ненужных струн (обозначается крестиком) необходимо, чтобы не делать гармонию «грязной» и не добавлять посторонние звуки.

Подвижные формы аккордов. Можно экспериментировать со звучанием простым способом. Нужно взять аппликатуру сложного варианта открытого аккорда (см.

пункт выше) и просто передвигать руку на грифе по разным позициям. У вас получится интересное звучание. Главное здесь обратить внимание на информацию из предыдущего пункта, т.к.

чаще всего передвигая позицию по грифу нужно глушить или не играть лишние ноты.

Заключение

Стоит отметить, что набор простых аккордов – это основной багаж гитариста. Благодаря этим знаниям, можно постепенно нарабатывать свои исполнительские и композиторские умения и удивлять слушателей необычными гармониями.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Источник: http://pereborom.ru/otkrytye-akkordy/

30 аккордов, которые стоит знать • SameSound — сайт для музыкантов

Есть только одна вещь, которая поможет расширить свой кругозор и стать более профессиональным композитором-гитаристом — вооружение пачками новых аккордов. Зная самые разнообразные аккорды для акустической гитары, можно не только выделиться на фоне других гитаристов, но и создать свое неповторимое звучание за счет использования нестандартных трезвучий.

Просто попробуй ввести в свой обиход эти аккорды для акустической гитары, это точно пойдет тебе на пользу.

Открытые аккорды

Если вы только недавно начали играть на гитаре, то наверняка перепробовали уже все известные простые открытые аккорды для акустической гитары: C, Am, Em и т.д.

Знание основ — это хорошо и полезно, но неплохо быть в курсе вариаций различных открытых аккордов. Вариации могут значительно расширить звучание без прикладывания излишних усилий.

Широко используются такие аккорды, как Em7 и Cadd9; менее широкое распространение получили аккорды Em9 и A6sus2. Так или иначе, каждый из этих аккордов звучит великолепно.

Мы объединили все 4 аккорда в одну цепочку, но стоит попробовать использовать каждый из аккордов в отдельности, то есть применять их в рамках других последовательностей звуков.

Sus аккорды

Никто не спорит, что важнейшими типами аккордов в музыке являются мажорные и минорные аккорды. Мажорные аккорды светлые и радостные; минорные более мрачные и грустные.

Sus-аккорды — это специальные аккорды, которые находятся где-то между минором и мажором. У них нет определенного эмоционального окраса. Их звучание всегда нейтрально, но это не мешает им придавать интереса различным последовательностям трезвучий.

Попробуйте объединить в одной цепочке простые минорные-мажорные аккорды с их sus-разновидностями.

Sus-аккорды будут всегда хорошо звучат перед аналогичными по тону минорными или мажорными аккордами: Bsus4 перед B, Dsus2 перед D и т.д.

Блюзовые аккорды

Играть на шестиструнном инструменте и не знать блюзовые аккорды для акустической гитары? Это надо исправлять!

В блюзе доминируют септаккорды (например, A7 или D7), они более популярны, чем простые мажорные, минорные или sus-аккорды.

A7, D7 и E9 — необходимый минимум для классического 12-тактового блюза в тональности ля мажор. A13 и E7#9 имеют более выраженный саунд и отлично подойдут не только для блюза, но и для джаза.

Bm7 (или Hm7) можно назвать «билетом в минорный блюз». Экспериментируя с аккордом Bm7, добавьте к нему D7, звучащий более высоко. Это позволит создать отличный переход между Bm7 и F#7.

Мы сыграли эту блюзовую последовательность с помощью фингерстайла, а также добавили некоторые одиночные и приглушенные (обозначены символом Х) ноты между аккордами, чтобы создать больше кача.

Аккорды в других позициях

Наверняка вы уже знакомы с обычными открытыми аккордами, по типу C, A, G, E, D и их минорными вариациями. Что ж, самое время «переехать» дальше по грифу, и взять эти же аккорды с полноценным баррэ или с малым баррэ.

А если оставить несколько не прижатых струн, то можно получить интересные сочетания звуков в аккорде.

Можно добиться богатого звучания посредством открытых струн, а также различных интервалов. В этом примере очень много «бега» по грифу, но именно эксперименты такого плана помогут вам достичь новых высот.

Читайте также:  Виды гитар: классическая, акустическая, электрическая, басовая гитара

Строй DADGAD

Этот строй — прародитель всех остальных альтернативных строев гитары и, пожалуй, самый популярный строй у фолковых музыкантов, а также тех, кого называют singer-songwriters.

Естественно, новый строй может вызвать некоторые проблемы с нахождением расположения на грифе привычных нот. С другой стороны, смена строя гарантирует приятное удивление от того, что вы будете играть. Строй DADGAD не имеет себе равных среди других строев (классический EADGBE вынесем за скобки) с точки зрения удобства игры.

Аккордов и звуков в примере будет достаточно для разминки, но не стоит останавливаться в своих поисках саунда.

Хорошего результата можно добиться при помощи простой игры этих аккордов при помощи арпеджио. Наш пример построен всего на двух аккордах — D и G.

Строй CGCGCD

Строй CGCGCD еще называют кельтским строем. Аккорды для акустической гитары в этом необычном строе схожи с теми, что использовались в примере со строем DADGAD. В принципе, это не удивительно: CGCGCD основан на аккорде Csus2, который можно смело назвать двоюродным братом аккорда Dsus4, являющегося основой строя DADGAD.

Наличие глубоких и протяжных басовых звуков не сделало этот строй настолько популярным, как DADGAD. К тому же, для этого строя неплохо бы иметь комплект басовых (хотя бы) струн сильного натяжения. Тем не менее, строй CGCGCD открывает отличные возможности для внесения разнообразия в свою игру.

Попробуй поиграть какие-либо аккорды вокруг C, чтобы найти пару-тройку интересных идей:

В первых двух тактах используется такая аппликатура аккордов, которая позволяет перемещать ее по ладам и получать разное интересное звучание. Такое расположение пальцев будет звучать великолепно на любом ладу. В общем, если строй CGCGCD только-только открылся тебе, то экспериментируй на фоне вышеприведенного примера.

Источник: https://samesound.ru/s/guitar/2378-30-akkordov-kotorye-stoit-znat

Расшифровка аккордов на гитаре

Обычная и привычная система обозначения нот («до», «ре», «ми» и т.п.) существует и в буквенной системе. Знать ее не только полезно, но и необходимо при разучивании игры на гитаре.

Здесь, вы найдете к каждому буквенному обозначению расшифровку, а также инструкцию о том, как правильно делать расстановку пальцев на ладах, чтобы повторить аппликатуру аккорда.

В описании вы найдете характеристику аккорда, ноты в составе конкретного аккорда и номер лада, с которого он начинает проставляться. Не расстраивайтесь, если описание постановки кажется вам поначалу сверхсложным и не понятным.

Это скорее музыкальная теория, ведь на практике это куда легче понять, а потом воспроизвести. Со временем, при частом повторении – это станет сверхлегкой задачей для вас.

В помощь к быстрому пониманию аккордов вы найдете фотографии, на которых вы обнаружите живой пример того, как нужно держать пальцы, в каком порядке. В дополнение у вас будет схематическое изображение, которое тоже будет легко понять, сравнивая оба этих примера – живого и схематического.

Итак, чтобы начать с самого простого, мы рассмотрим только самые основные аккорды для игры на гитаре. На самом деле аккордов начисляется большое количество. Один звук можно воспроизвести с помощью нескольких вариаций, меняя при этом положение пальцев. На сегодня можно насчитать уже более трех сотен таких аккордов.

Для начала, по традиции скучных учебников по теории музыки, нужно рассмотреть несколько базовых категорий о том, что они значат, с чем их употреблять. Итак, аккорд – сочетание двух и больше нотных звучаний, то есть когда несколько нот при одновременном проигрывании создают конкретное созвучие.

Какого бы стиля гитарной игры вы не хотели бы обучится, а освоить основные аккорды для постановки звучания струн – нужно знать каждому потенциальному гитаристу.

Они являются практически основой музыкальной постановки, а знать их безусловно, рекомендуется и просто необходимо. Главное – это нужно освоить этот фундамент, развивать свое мастерство.

Для исполнения постановки, нужно прижать струны на соответственных ладах пальцами левой руки, что отвечают за конкретные ноты, а правой рукой – ударять по струнам и воспроизводить нужные звуки.

Основные аккорды делятся на группы: минорные, мажорные и септаккорды. Септаккорды тоже имеют свои подвиды: малые мажорные, большие мажорные, минорные септаккорды. Давайте ознакомимся с популярными минорными звучаниями.

Аm (ля минор)

Аккорд Am

Очень популярный, проигрывается фактически во всех песнях на гитаре.

Dm (ре минор)

Аккорд Dm

Очень часто используется, но заметьте, в этой постановке нужно расположить пальцы на трех разных ладах.

Em (ми минор)

Аккорд Em

Самый известный минорный звук из группы миноров.

Теперь перейдем к мажорным аккордам. Они обладают более радостным звучанием, чем предыдущие.

G (соль мажор)

Аккорд G

Соль мажор имеет довольно красочное созвучие.

Е (ми мажор)

Аккорд E

Эта постановка также довольно звонко звучит в исполнении.

С (до мажор)

Аккорд C

Чтобы повторить эту постановку потребуется сложная постановка пальцев.

А (ля мажор)

Аккорд A

Ля мажор звучит довольно радостно благодаря тому же эффекту открытых струн.

А сейчас давайте сделаем обзор для двух самых часто используемых септаккорда. Причиной, почему эти аккорды называются септаккордами, есть то, что в них седьмая ступень мажорного лада снижена на один тон.

А7

Аккорд A7

Он достаточно специфичный по звучанию.

Н7

Аккорд H7

Достаточно популярный септаккорд и часто используется гитаристами.

Вот фактически и все основные постановки для аккордов гитары. Изучив их, уже не составит труда исполнить самые несложные песни. Делайте постановку пальцев так, как это указано на фотоснимках и схемках.

Приятного вам музицирования! Делимся ссылкой с друзьями и обмениваемся своими мыслями, опытом в комментариях.

Для закрепления материала предлагаем вам просмотреть видео:

Источник: http://pesnec.ru/chainikam/caikkordy/rasshifrovka-akkordov-na-gitare.html

Урок 14 — Как читаются аппликатуры?

Как взять любой аккорд? Именно этим вопросом задаются все начинающие гитаристы, в этом уроке мы с Вами научимся читать схемы. После этого урока  Вы сможете понять, как берется любой аккорд.

Вот картинка:

Здесь изображена аппликатура (схема) аккорда Am.

Слева располагаются номера струн (данные струны обычно не обозначаются на подобных схемах, мы обозначали их здесь для Вашего удобства).

Обратите внимание,  струны на аппликатуре располагаются наоборот, сверху тонкие, снизу толстые — получается такое расположение (отчет начинаем сверху) 1−2−3−4−5−6.  Это сделано, прежде всего, для Вашего удобства.

Новички обычно говорят «Как же может быть удобно, когда всё перевернуто!?». На первый взгляд действительно кажется неудобным, но спустя время, Вы поймете, что так даже лучше.

Вернемся к нашей аппликатуре. Сверху располагаются лады — римские цифры. Далее мы видим жирные точки — это наши пальцы. На схеме пальцы зажимают определенные струны. Около точек есть цифры — это номера наших пальцев — то есть, каким пальцем мы должны зажать ту или иную струну!

Дополнительные обозначения на схемах

Там где мы обозначили номера струн, Вы можете встретить следующие символы: «о», «х» — Пустой кружок означает, что струна должна звучать пустой, открытой, не зажатой. Крест означает, что струна не должна звучать.

Далее Вы можете встретить черный (закрашенный) кружок напротив какой-то струны. Это означает, что данная струна является басовой для изображенного на схеме аккорда. Сейчас не забивайте этим себе голову, в следующих уроках расскажу про это подробнее.

Читайте также:  Как выбрать акустическую гитару. советы для начинающих гитаристов.

Раздел с аккордами — http://guitarlesson.ru/akkordy

Задание

Начинайте изучать аккорды, старайтесь брать и запоминать их!

Список некоторых простых аккордов (жмите):

Аккорд  Am — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-am.html

Аккорд  E — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-e.html

Аккорд  Dm — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-dm.html

Аккорд  Еm — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-em.html

Аккорд  E7 — http://guitarlesson.ru/news/akkord-e7.html

Аккорд  H7 — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-h7.html

Аккорд  C — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-c.html

Аккорд  G — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-g.html

Аккорд  D — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-d.html

Аккорд  D7 — http://guitarlesson.ru/sxemy-akkordov/akkord-d7.html

Источник: http://GuitarLesson.ru/bazovyj-kurs-igry-na-gitare/urok-14-kak-chitayutsya-applikatury.html

Аккорды на гитаре, шаблоны. Гитаристам

На предыдущем занятии мы познакомились с теорией строения трезвучий, и теперь готовы применить эти знания для эффективного запоминания и построения аккордов с использованием шаблонов.

Чем больше струн используется при построении аккорда, тем больше информации из этого построения можно получить. Из 6-ти струнного шаблона аккорда можно получить шаблоны для его игры на пяти, четырёх и трёх струнах.  

Рассмотрим для примера ми-минорный аккорд Em в открытой позиции рис. 1.

Рис. 1. Аккорд Em в открытой позиции.

Для игры этого аккорда нужно зажать только две струны — 4 и 5 на II ладу. Остальные струны открытые.

Звук открытой струны подобен тому, как если бы воображаемый палец зажал воображаемый лад на этой струне за верхним порожком.

Визуализируем эти воображаемые ноты серыми кругами, и получим шаблон Xm для игры минорных аккордов от шестой струны приёмом баррэ — указательный палец прижимает все струны нужного лада (рис. 2 слева).

Если зажать его от первого лада получится Fm, от второго F#m, от третьего Gm и т.д.

Рис. 2. Шаблон для игры минорных аккордов от шестой струны.

Для лучшего понимания этого шаблона отметим все использующиеся в нем звуки явным образом, как это сделано на увеличенных изображениях.

На шаблоне слева показано интервальное строение аккорда, а на шаблоне справа цветом выделены тоны трезвучия. Черные тоны — это октавные повторения, о которых можно просто забыть (они не влияют на построения).

Из предыдущего занятия мы знаем, что вид трезвучия задаётся его терцовым тоном относительно тона примы.

То есть, сдвиг вправо (влево не получится, там указательный палец зажимает струны) терцового тона будет менять вид аккорда.

В качестве ориентира выберем октавный звук примы, и смотрим интервал, который образуется между ним и терцией аккорда (рис.3). Если получается малая терциия — минорный аккорд, большая — мажорный, кварта — аккорд с задержанием sus4.

Рис. 3. Шаблоны мажорного X, минорного Xm аккордов и аккорда с задержанной квартой Xsus4 от шестой струны.

Для получения из минорного аккорда мажорного нужно просто поставить средний палец на лад для получения большой терции. Если терцовый тон сдвинуть ещё на один лад вправо, то получим шаблон аккордов с задержанием кварты sus4.

Обратите внимание на то, что относительное позиция пальцев 3 и 4 при чередовании минорного и мажорного трезвучия не меняется, а в аккорде sus4 относительное положение этих пальцев остаётся таким же, а средний палец ставится над ними.

Для быстрой и четкой смены аккордов нужны оптимизировать движения пальцев. Некоторые гитаристы строят позиционно похожие аккорды пальцами заново вместо того, чтобы немного изменить позицию.

Это приводит к лишним движениям, ошибкам и запаздыванию в их игре.

Является ли показанная аппликатура аккорда Xm единственно верной? Конечно, нет! Если возможны разные аппликатуры (в рассматриваемом случае 3-4 или 2-3), то выбирается наиболее удобный вариант при игре в данном контексте. Если после Xm играется X, то оптимальным будет аппликатура 3-4, как показано на рисунке, если после Xm играется Xsus4, то 2-3.

Теперь зажмите эти шаблоны, но не играйте первую струну — получится шаблон аккорда в другом мелодическом положении. Не играйте на первой и второй струне — получится ещё один шаблон с ещё одним мелодическим положением аккорда.

На гитаре аккомпанемент можно сыграть с использованием разных приёмов игры — бой, перебор, чередование или одновременная игра баса и аккорда.

При этом можно играть как на всех струнах, так и на нескольких выбранных, что позволяет “нарезать” с десяток частных шаблонов из одного общего (рис.4).

Рис. 4. Минорные аккорды.

Для игры этих позиций можно поставить пальцы в позицию полного шаблона (в нашем случае с использованием полного баррэ), что позволит наглядно увидеть шаблоны, но такая постановка пальцев будет неэффективной с точки зрения прикладываемых усилий при игре большинства частных шаблонов. Например, в последнем случае достаточно использовать три пальца, а игра их в позиции баррэ приведет к дополнительной и ненужной трате сил. Чем больше рука прикладывает усилий, тем ниже скоростной порог игры и быстрее она устанет.

Попрактикуйтесь в игре частных шаблонов, полученных из общего.

По шаблонам рис. 3 можно построить аккорды и от пятой струны.

Для этого шаблон нужно сдвинуть на струну вверх, а тон, попавший на вторую струну сместить на один лад вправо (для компенсации смещения звукоряда струн, о чём рассказывалось на первом занятии). Полученный результат показан на рис.

5. Проверьте его, сыграв на гитаре шаблон Xm от 6-й и 5-й струн. В обоих случаях звучит минорный аккорд (от разных нот, естественно, басовый звук-то изменяется).

Рис. 5. Шаблоны мажорного X, минорного Xm аккордов и аккорда с задержанием кварты Xsus4 от пятой струны.

Нужно построить эти шаблоны от 4-й струны? Нет проблем, сдвигаем шаблон от пятой струны на четвертую струну и корректируем тон, попавший на вторую струну. Движение шаблона аккорда Xm по вертикали показан на рис. 6.

Рис. 6. Движение шаблона Xm по вертикали.

Если сыграть шаблон от 3 струны, то мы не услышим минорного аккорда, потому что исчез тон терции (показан голубым цветом). Что тогда это такое? Посмотрим на интервальный состав данного аккорда. Квинта + кварта — это квинтаккорд, один из наиболее часто использующихся аккордов в тяжелой музыке.

Один и тот же шаблон можно использовать для игры аккордов не только от разных ладов, но ещё и от разных струн.

Попрактикуйтесь в игре одного и того же аккорда от разных струн, что позволит увидеть его трансформацию.

Из одного разученного аккорда Em легким движением пальцев и небольшим умственным напряжением мы теперь можем построить и сыграть… сотни табулатур разных аккордов (каждый шаблон можно сыграть от 12 ладов). И всё? Нет, на основе этого шаблона можно легко сыграть и септаккорды.

Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырех звуков, которые могут быть расположены по терциям. Другими словами, септаккорд — это трезвучие + септима от примы.

Наклонение септаккорда задаётся трезвучием:

  • трезвучие мажорное — септаккорд мажорный
  • трезвучие минорное — минорный септаккорд
  • уменьшенное трезвучие  — уменьшенный септаккорд
  • увеличенное трезвучие — увеличенный септаккорд

Название септаккорда составляется из названия септимы и названия трезвучия:

большой мажорный септаккорд — это большая септима + мажорное трезвучие.
минорное трезвучие + малая септима — малый минорный септаккорд и т.д.

Интервальное строение септаккордов:

Мажорные Увеличенный — б.3 + б.3 + м.3 Большой мажорный — б.3 + м.3 + б.3

Малый мажорный — б.3 + м.3 + м.3

Минорные Большой минорный — м.3 + б.3 + б.3 Малый минорный — м.3 + б.3 + м.3 Полууменьшенный — м.3 + м.3 + б.3

Читайте также:  Аккомпанемент на гитаре. виды и практические примеры аккомпанемента на гитаре

Уменьшенный — м.3 + м.3 + м.3

У септаккордов тоже есть обращения, а у некоторых и собственные названия, но для игры на гитаре септаккордов приведенной информации пока достаточно.

Тоны септаккорда также имеют собственные названия: прима, терция, квинта, септима.

Игра септаккордов на 5 и 6-ти струнах означает то, что вместо октавного повторения примы нужно сыграть малую или большую септиму.

На рис. 7. показано то, как можно из минорного трезвучия получить малые минорные септаккорды.

Рис. 7. Шаблоны септаккорда Xm7, полученные из шаблона минорного аккорда Xm.

Смотрим, где в шаблоне октавные повторения примы. Они выделены голубым цветом. Верхний звук мы сдвинуть не можем (пальцев не хватит зажать такое). Остаётся нижний звук. Сдвигаем его на два лада вправо для получения малой септимы, для чего нужно просто убрать мизинец с октавного звука (вар. а).

Вариант б) интересен тем, что его можно прочитать так: минорное трезвучие с добавленной септимой. Действительно, на четырёх нижних струнах явно видно трезвучие, к которому добавилась септима.

Почему тогда он не обозначается как Xm(add7)? Цифра 7 в обозначении аккорда означает прибавленную к трезвучию малую септиму, цифра 6 — прибавленную к трезвучию большую сексту, а цифра 9 — прибавленную большую нону и автоматически малую септиму.

Add в обозначении аккордов указывает на то, что это аккорд с добавленным тоном, в которых при добавлении более высоких тонов один или несколько  низлежащих тонов не участвуют.

Отсюда указанный выше аккорд записывается как Xm7, а не Xm(add7), а трезвучие с секстой записывается как X6, а не как X(add6). Разница между нонаккордом и аккордом с добавленной ноной следующая: нонаккорд должен состоять из пяти звуков по определению, а трезвучие с добавленной ноной состоит из четырех звуков (в составе его нет септимы).

Иногда можно увидеть запись типа Xadd2 — мажорное трезвучие с добавленной большой секундой, который является обращением аккорда Xadd9. В Xadd2 входят две большие секунды по причине чего он звучит он заметно резче  Xadd9, а в низком регистре он будет звучать крайне диссонантно.

Догадаться о вар. б) сложнее. Нужно помнить, что септима находится на расстоянии квинты от терцового тона и поставить на нужный лад мизинец. Вариант в) является комбинацией первых двух вариантов.

Каждый из показанных вариантов имеет право на существование, но звучат они по-разному: наиболее богатое и диссонантное звучание будет у варианта в) с двумя тонами септимы. Вариант б) звучит ярче a) из-за септимы вверху, а звучание варианта a) самое спокойное и смещенное в низкий регистр из всех из-за септимы внизу.

С малым минорным септаккордом разобрались, но есть ещё и большой минорный септаккорд. Просим в студию! Пожалуйста. Для этого нужно зажать не малую септиму, а большую (рис. 8).

Рис. 8. Шаблоны большого минорного септаккорда X7M.

Двигаем тоны… да это просто шахматы какие-то! Можно составить немало музыкальных задач для гитаристов, например: постойте септаккорд из трезвучия или измените наклонение трезвучия за один ход!

Мажорные септаккорды из минорных получаются смещением терцового тона из позиции малой терции в позицию большой терции относительно примы, что рассматривалось выше.

В качестве дополнительного ориентира можно определить области хода звуков, что позволит оценить, какого вида аккорд может быть в указанной позиции (рис 9). Это помогает легче и быстрее вспомнить аккордовые позиции.

Рис. 9. Интервальные области звуков.

Красный прямоугольник  — интервальная область кварта-квинта

Кварта —  что-то с задержанием кварты Тритон — что-то уменьшенное

Квинта — нужно уточнение

Голубой прямоугольник — интервальная область септимы-октавы

Септима малая — какой-то малый септаккорд Септима большая — какой-то большой септаккорд

Октава — нужно уточнение

Зелёный прямоугольник — интервальная область терции-кварты

Терция малая — что-то минорное Терция большая — что-то мажорное

Кварта — что-то с задержанием кварты

Желтый прямоугольник — интервальная область квинты-септимы

Квинта — нужно уточнение Секста малая — что-то увеличенное Секста большая — возможно, трезвучие с секстой Септима малая — какой-то малый септаккорд

В расширенной позиции, охватывающей пять соседних ладов, это области будут шире.

Также для упрощения построений можно воспользоваться октавными областями (рис.10)

Рис. 10. Октавные области

Сначала смотрим, какие интервалы в нижней октаве (область 1) от нижнего тона. Если там прима, квинта и октава, то вид аккорда будет определяться в верхней октаве (область 2), что удобно смотреть от октавного повторения низкого звука.

Построение и определение аккорда — это достаточно долгий процесс. При быстрой игре или импровизации думать некогда, и построить “на лету” сложный аккорд не получится.

С другой стороны держать в голове или на уровне мышечной памяти пальцев сотни табулатур также сложно, поэтому вы сами должны определить с тем, что должно постоянно быть в памяти и выдаваться пальцами “на автомате”, а что можно получить из относительно медленных расчетов при необходимости.

Один из часто задаваемых вопросов звучит так: как играть “цепочки аккордов”? Первое — нужно разучить аккорды. Второе — можно воспользоваться схемами гармонических оборотов, которые несложно найти в общем доступе или заняться изучением теории музыки.

Существуют разные подходы к разучиванию и запоминанию аккордов. Кто-то предпочитает их разучивать в контексте песни, кто-то по таблицам табулатур. Но также можно играть и связки похожих по строению аккордов, слушая их и запоминая различия. Это, кстати, помогает находить интересные гармонические обороты.

На практике часто бывает так, что гитарист находится в некоторых рамках, которые не позволяют ему развиваться. Он привык играть в тональности ля-минор популярные песни с использованием Am, Dm, E  и всё.

Если же поработать над связками аккордов отдельно от всего, то можно найти интересные гармонические обороты, которых в песнях может и не быть.

Например, сиграть попеременно минор и мажор Am → A или “случайно” сыграть Am → D → G и восхититься тому, как из минора перешли в мажор! Даже в ошибках можно найти что-то ценное, если слушать.

Отработку и запоминание аккордов можно осуществлять игрой характерных аккордовых последовательностей. На схемах ниже показаны шаблоны аккордов, а под ними примеры звучания с использование типичного боя.

Рис. 11. X → X7M → X7 → X7M.

Пример 1. X → X7M → X7 → X7M.

Рис. 12. Xm → Xm7M →Xm7 → Xm7M.

Пример 2. Xm → Xm7M →Xm7 → Xm7M.

Рис. 13. Xm → Xm6 →Xm7.

Пример 3. Xm → Xm6 →Xm7.

Рис. 14. X+ → X → X+ → X.

Пример 4. X+ → X → X+ → X.

Неплохо поиграть связки мажорных и минорных аккордов, послушать их звучание и отличия в позиции.

Рис. 15. X7+ → Xm7 → X7+ → Xm7.

Пример 5. X7+ → Xm7 → X7+ → Xm7.

Если смотреть аккордовые таблицы, то от обилия несвязанных друг с другом вариантов может закружиться голова. Полезно составить собственные таблицы, в которых аккорды систематизированы и сгруппированы в последовательности.

На следующем занятии мы рассмотрим гаммы. Успехов!

Александр Страшко
admin@starport.ru
11.01.15

Источник: http://www.studio.starport.ru/main/statyi/basegitar_4.php

Ссылка на основную публикацию