Легато на гитаре. приемы легато «hammer on» и «pull off» на гитаре для начинающих

Легато на гитаре. Приемы легато «Hammer on» и «Pull off» на гитаре для начинающих

Легато на гитаре. Приемы легато «hammer on» и «pull off» на гитаре для начинающих

Легато на гитаре. Общая информация

Данный прием – одна из основ гитарной игры для любого гитариста. Он довольно важен, поскольку позволяет сочинять партии, звучание которых невозможно повторить при использовании техники переменного штриха. В данной статье мы подробно рассмотрим все подробности использования легато на гитаре, дадим советы и упражнения по тому, как развить ее и отрабатывать в дальнейшем.

Легато и нон легато в музыке

По сути, это – одни из основных приемов артикуляции в музыке. Это два диаметрально противоположных способа извлечения звука. Нон-легато – это стандартный штрих на гитаре, когда каждый звук проигрывает отдельным ударом по струне. Очень часто он подразумевает непрерывное исполнение тремоло на гитаре. Легато же – более плавный прием.

Когда вы играете на гитаре, вам потребуется ударить по струне один раз, держа палец на одном ладу, и после этого – другим пальцем левой руки ударить по той же самой струне на другом ладу. Таким образом, получится очень плавная мелодия, которая звучит, не так отрывисто, как в случае с первым вариантом.

Кроме того, скорость игры, таким образом, увеличивается.

Для чего используется Легато на гитаре?

Чаще всего данный прием используется для создания интересных ритмических рисунков, а также музыкальных фраз, которые без использования легато были бы невозможны.

Эта техника очень часто применяется в таких жанрах как кантри, для того, чтобы создать характерный грув для этого направления.

Кроме того, именно на технике легато построен такой прием как свип, когда ноты проигрываются с запредельной скоростью и темпом.

Стандартное обозначение

В нотах прием легато обозначается дугой, которая проходит от одной ноты к другой. При этом, если внутри этой дуги включены другие ноты, то это означает, что они все играются при помощи легато.

Обозначение в табулатурах

Точно такой же дугой легато обозначается и в табах. Здесь действуют те же самые правила, что и в нотном написании, однако иногда так же над нотами ставится пояснение – что это за прием конкретно, хаммер он или пул оф.

Как играть Hammer on на гитаре (Хаммер он)

Это первый из двух приемов, который входит в упражнения на легато. Делается он таким образом. Вам нужно зажать струну и ударить по ней медиатором. После этого пальцем правой руки зажмите ту же струну на другом ладу, при этом ударив по ней так, чтобы она начала звучать. Это не очень сложно, но требует определенной координации.

Как играть Pull off на гитаре (Пулл офф)

Еще один прием – пулл офф. Очень часто он делается сразу после хаммер она. Для того, чтобы сыграть с его помощью, зажмите двумя пальцами два лада одной струны – например, 5 и 7.

После этого, не ударяя по струнам медиатором, как бы зацепите более низкий лад – в данном примере, 7й, и сыграйте струну им. Таким образом, зазвучит пятый лад.

Это сложнее, чем хаммер, поскольку вам нужно следить за тем, чтобы палец не цеплял другие струны, и чтобы все звучало чисто.

Упражнения на легато

Ниже представлены упражнения, которые позволят вам отработать легато на гитаре.

Простые комбинации для отработки приема Hammer on (Хаммер он)

Данный набор позволит вам отработать hammer on на гитаре на примере простых фраз и отрезков. Помимо общего описания, здесь представлены аудио-файлы и табулатуры для лучшего понимания.

«1-2»

Здесь задействован первый и второй лад. Все, что вам требуется – при помощи вышеобозначенного приема перейти с одного на другой так, чтобы прозвучали оба.

«2-3»

Здесь то же самое, но на лад ниже. Задача та же самая, что и в прошлом упражнении.

«3-4»

То же самое, что и первые два упражнения. Суть та же самая, однако, все на лад ниже.

«1-3»

Это уже отработка приема через один лад. Самое главное – помните о том, что каждому пальцу соответствует один из четырех ладов.

«2-4»

То же самое упражнение, что и выше, однако вы спускаетесь с первого на второй лад.

«1-4»

Это отработка хаммер-она через два лада, а также упражнение для мизинца. Все то же самое, но теперь вам нужно делать хаммер другим пальцем.

Простые комбинации для отработки приема Pull off (Пулл офф)

По аналогии с разделом выше, эти упражнения сделаны для отработки pull off на гитаре.  Точно так же, здесь представлены еще и аудио-файлы, а так же табулатуры.

«2-1»

В данном упражнении вы заставляете звучать первый лад при помощи пул оффа.

«3-2»

То же самое, что и упражнение выше, однако теперь вместо первого и второго ладов задействованы второй и третий.

«4-3»

Точно такое же, что и выше, но вы опять спускаетесь на лад вниз.

«3-1»

Как и в разделе выше, в этом блоке вам потребуется сделать пул оф через один лад.

«4-2»

То же самое, что и прошлое упражнение, но вы опускаетесь на один лад.

«4-1»

Здесь вам потребуется сделать пул-оф сразу через два лада.

Расширенные комбинации Hammer on на гитаре (Хаммер он)

В данном разделе представлены немного усложненные упражнения, которые позволят научиться тому, как играть легато на гитаре.

В данном случае прием hammer-on потребуется выполнять не на одном, а на нескольких ладах последовательно, что значительно сложнее. В последнем упражнении вам нужно будет сделать его сразу на трех ладах.

Самое главное здесь – сила удара правой руки по струне, чтобы все они звучали одинаково.

«1-2-3»

«2-3-4»

«1-2-4»

«1-3-4»

«1-2-3-4»

Расширенные комбинации Pull off на гитаре (Пулл офф)

Как и в прошлом разделе, здесь собраны усложненные паттерны пулл офа. В целом, требования точно такие же – координация и слежение за пальцами. Вы не должны цеплять другие струны, а все лады должны хорошо прозвучиваться.

«3-2-1»

«4-3-2»

«4-2-1»

«4-3-1»

«4-3-2-1»

Важные детали, на которые нужно обратить внимание при игре упражнений

Сила удара по струне

Это критично при игре хаммер-оном. Вам нужно следить за тем, чтобы удар по струне давал четкий и ясный звук. Разумеется, он не будет таким ярким, как при ударе медиатором, однако вы должны четко слышать все ноты, которые играются таким способом. Стоит сказать, что это довольно сильно зависит от высоты струн, поэтому убедитесь, что ваш гриф не выгнут ни в какую сторону.

Сила зацепа струны

То же самое стоит упомянуть и про пулл-офы. Вам нужно цеплять струну так, чтобы она четко звучала на любом ладу. Это довольно сложно, и потребует координации, однако если делать это медленно и постепенно разгоняться, можно быстро справиться с трудностями.

Громкость звучания, особенно на акустической гитаре

Если на электрогитаре все сглаживается наличие датчиков, то на акустике все зависит только от навыков вашей руки. Как уже было сказано выше, легато звучит гораздо тише, чем обычная атака по струне медиатором, поэтому вам нужно стараться сделать так, чтобы разница между громкостью была не сильно заметна.

Скорость исполнения

Это уже менее важная вещь, однако, если вы решили озаботиться освоением более сложных произведений, то вам определенно стоит обратить внимание на скорость исполнения этих приемов. Для этого хорошо подойдет игра гамм на гитаре, когда вы проигрываете их только данными приемами туда и обратно под метроном.

Чистота звукоизвлечения

Как и всегда, это самая важная вещь, на которую надо обратить внимание, как ив других приемах игры на гитаре. При исполнении легато вы не должны цеплять другие струны пальцами, и не должно звучать больше ничего, кроме ладов, которые вы зажимаете. Добиться такой координации можно только постепенно играя упражнения под метроном, и уделять им хотя бы час своего времени ежедневно.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Источник: http://pereborom.ru/legato-na-gitare/

Хаммер-он (hammer-on) и pull-off (пул-офф) на гитаре. Трели

Доброго времени суток, уважаемые посетители и посетелочки. Следуя принципу «от простого к сложному», U-rock.com.ua продолжает серию публикаций о приемах игры на гитаре.

Скажу без преувеличения, если гитара для вас представляет нечто большее, чем просто бренчание от нечего делать, вам просто необходимо развивать технику игры на гитаре, а именно, учить и применять на практике известные человечеству приемы игры на этом великолепном инструменте. А это значит, что вам не стоит ограничиваться одними лишь простыми аккордами для начинающих, ведь, сколько великолепных гитарных риффов и соло можно сыграть, владея разными способами игры на гитаре. Сегодня поговорим о таких приемах игры на гитаре, как хаммер-он (hammer-on) и pull-off (пул-офф).

Самый простой и распространенный принцип извлечения звука при игре на гитаре: одна удар медиатором по струне – одна нота. Этот способ является основой, и все последующие техники игры на гитаре подразумевают, что он вам уже известен. Мы копнем глубже и, за один удар медиатором по струне гитары, сыграем несколько нот кряду.

Словарь гитарной терминологии такие приемы игры на гитаре, как хаммер-он (hammer-on) и pull off (пул офф) объединяет в один термин – легато. Прием легато на гитаре означает исполнение (извлечение) нот левой рукой без участия правой, ну, почти без участия. Итак, перейдем от теории к практике.

Как играть хаммер-он (hammer-on) на гитаре?

Суть приема хаммер-он (hammer-on), он же восходящее легато, довольно проста. Извлекаем одну ноту с помощью медиатора, затем играем следующую ноту выше по грифу гитары на той же струне, но без участия правой руки. Слово «hammer» в переводе с английского означает «молоток». Этим «молотком» будет один из пальцев левой руки.

Взгляните на следующий рисунок.

На стандартной аккордовой сетке изображены две ноты на третьей струне гитары (в данном случае не имеет значения, какие именно ноты, но, допустим, что это ноты C (на 5 ладу) и D (на 7 ладу)). Красная точка – это нота C. Зажмите ее указательным пальцем левой руки.

Приготовьте безымянный палец к активным действиям, расположив его напротив 7-лада, той же третьей струны и ударьте медиатором по струне. Затем, не убирая указательный палец, твердо и быстро, как молоточек, поставьте кончик безымянного пальца на 7 лад (синяя точка, нота D). При этом правая рука с медиатором отдыхает.

Если вы сделаете это достаточно сильно, нота D прозвучит громко и ясно.

Если вы же применили недостаточное усилие или же не попали по струне, все, чего вы добьетесь, заглушите первую звучавшую ноту. Потренируйтесь, повторяя это упражнение, до тех пор, пока вторая нота, извлеченная с помощью приема хаммер-он (hammer-on) не будет звучать чисто.

Полезные советы:

Если вторая нота не звучит, убедитесь, что кончик пальца попадает точно по струне. В противном случае вы лишь заглушите сыгранную ранее ноту.

Попробуйте повторить хаммер-он (hammer-on) на разных струнах и разных ладах гифа вашей гитары.

Сыграйте хаммер-он (hammer-on) на гитаре разными пальцами. Например, сыграйте ноту на 5 ладу третьей струны, затем средним пальцем хаммер-он (hammer-on) на 6 ладу, затем на 7-ом.

Ни в коем случае не паникуйте, если с первого раза что-то не получается. Всего лишь несколько часов тренировок сделают вас настоящим мастером хаммер-он (hammer-on) на гитаре.

Перейдем к pull-off (пул-офф).

Как играть pull-off (пул-офф) на гитаре?

Способ игры на гитаре pull-off (пул-офф) или нисходящее легато является полной, зеркальной противоположностью хаммер-он (hammer-on) и переводится с английского как «снимать, сдергивать». Обратите внимание на рисунок.

Читайте также:  Виды гитар. примеры с описанием и фотографиями всех видов гитар

Как и ранее, красная точка означает первую ноту, а синяя вторую, но если вы сравните рисунки, то обязательно заметите, что они поменялись местами и, теперь, первая стала второй и наоборот. Итак, на 7-ладу третьей струны у нас нота D, и на 5-м — нота C.

Все, что вам нужно сделать, поставить кончик безымянного пальца на 7-лад третьей струны, а указательным проделать то же самое на 5-м ладу. Теперь ударьте медиатором по струне и движением вниз сдерните безымянный палец со струны.

Напоминаю, что в это время указательный палец делает свою работу и продолжает прижимать струну на 5 ладу.

Если вы все сделали правильно, услышите ноту C. Первые несколько попыток могут быть неудачными, и струна прекратит звучать, когда вы уберете палец. Продолжайте практиковаться в игре pull-off (пул-офф) и добьетесь своего.

Как играть трели на гитаре?

Теперь, когда вы знаете, что такое хаммер-он (hammer-on) и pull-off (пул-офф) и, как играть эти приемы на гитаре, попробуйте объединить их в одно целое. Аппликатуру (расположение пальцев на грифе гитары – авт.

) можете оставить без изменений или же придумать свою. Сыграйте медиатором первую ноту, затем хаммер-он (hammer-on), после pull-off, снова хаммер-он (hammer-on), pull-off и так далее. Также, после первой ноты можно начать с pull-off.

Комбинация хаммер-он (hammer-on) и pull-off (пул-офф) на гитаре называется трелью или смешанным легато.

Одним из лучших способов освоения игры хаммер-он (hammer-on) и pull-off является игра гамм, например блюзовой гаммы – пентатоники. Нисходящую гамму следует играть, применяя хаммер-он (hammer-on). Для восходящей же хорошо подойдет pull-off (пул-офф).

Полезные советы:

Поработайте над трелями. Кроме практики в игре хаммер-он (hammer-on) и pull-off это, также, хорошая разминка пальцев левой руки перед игрой на гитаре.

Стремитесь к чистоте, извлекаемых с помощью хаммер-он (hammer-on) и pull-off, нот. Используйте для этого кончики пальцев.

Сыграйте на гитаре уже знакомую вам мелодию, применив хаммер-он (hammer-on) и pull-off.

Приёмы игры на гитаре: Hammer-On и Pull Off

Источник: http://u-rock.com.ua/practice/235-hammer-on-i-pull-off-na-gitare-treli.html

Как играть легато на гитаре. Добиваемся динамической точности

Условие динамической ровности справедливо для выполнения пассажей picking и пассажей легато. Естественно, динамика пассажей может быть плавающей. Но в любом случае она должна быть контролируемая. С этим у людей, начинающих играть на электрогитаре, возникают проблемы.

То есть человек пытается извлекать ноты левой рукой, а в легато именно левая рука является источником звукоизвлечения. При этом у него какие-то ноты тише или громче. Люди начинают бороться с этой проблемой разными способами.

Кто-то пытается поставить струны пониже к грифу, чтобы было якобы проще их зажимать при игре легато. Кто-то увеличивает усилие нажатия. Начинают практически давить гриф. Можно выпустить целую брошюру по решению этой проблемы.

В этом уроке я расскажу про два параметра, которые влияют на динамическую ровность. Зная эти параметры, осознавая их физический принцип и смысл, я уверен, вы сможете более продуктивно выстроить свои занятия. У кого есть такая проблема при игре легато я уверен, что благодаря этим знаниям сможете ее решить.

Параметры, влияющие на звукоизвлечение:

1. Скорость, то есть насколько быстро летит палец при выполнении приема hammer-on.
2. Точность, или насколько точно прижимная поверхность падает на струну. Здесь точность является важнейшим фактором.
3. Pull off или срывы.

Как правильно делать pull-off, мы уже говорили на предыдущем уроке. Когда обсуждали, что такое псевдо-hammer и как с ним бороться. Напомню, что pull-off — это сдергивание струны. Мы не просто снимаем палец, а сдергиваем его немножко в направлении в низ. Естественно, пальцы делают небольшое сдергивающее движение.

Это и есть pull-off. То есть мы сдергиваем струну в направлении вниз. 

Параметры скорость и точность касаются приема hammer-on. Как показывает практика, проблема зачастую кроется именно в них. Давайте разбираться по порядку с каждым из этих параметров.

Скорость

Сразу напоминаю, что мы про скорость в похожем контексте говорили в видеоуроке о том, как играть импульсивно. Урок был посвящен импульсивности атаки правой руки.

Импульсивность — произведение массы на скорость. Мы сошлись на том, что масса у нас участвовала в атаке (масса предплечья и масса кисти). Эта масса встречалась со струнами и получался хлесткий звук.

Здесь мы будем говорить о том же самом, но в миниатюре. Что здесь является массой? Массой является палец, его фаланги, которые участвуют в выполнении приема hammer-on. Подчеркиваю, что именно масса фаланги, не масса кисти или предплечья. При игре легато работают только фаланги пальцев.

Кисть и предплечье выполняют функцию транспортировки. Если просто пробежаться по грифу, видно, что работают только фаланги пальцев, а кисть их только переносит в нужное место на грифе. Поэтому массой мы здесь манипулировать не можем. Она здесь — константа.

Мы можем манипулировать скоростью, и нужно сделать так, чтобы скорость была максимальной. Понятное дело, что необходимым условием является наличие замаха. Если у пальца нет замаха, то скорость он не наберет, ему некогда это делать.

Он вдавится в гриф, и нормального звука не получится, звук просядет по динамике. Поэтому необходим замах.

В легато замах больше, чем при игре методом picking, поскольку в легато источником звукоизвлечения является левая рука. Тем более есть такой прием как pull-off. Делая его, пальцы уходят от струны во время сдергивания. Поэтому замах получается автоматический. И, как правило, с ним не возникает проблем. Остается вопрос, как добиться максимальной скорости, если есть замах.

Если расслабить левую руку, и резко дернуть пальцами, будет движение, как будто человек дернулся во сне, похожее на рефлекторное движение. На мой взгляд это самое быстрое движение, которое можно сделать фалангами пальцев. Движение выполняется в точке поворота пальцев. Движение в третьем суставе позволяет набрать максимальную скорость.

Поэтому для получения необходимого звука палец нужно отгибать в этом суставе. Палец ударяет по грифу, а не жмет. Аналогию можно привести со стуком по столу. Вы можете слышать, как пальцы стучат по дереву. Это нормальное явление, но при этом нет никакого усилия и нажатия. Такое усилие для нас роли не играет. Оно будет минимальное.

В действительности нужно набрать большую скорость за счет движения в суставе пальца.

Точность

Чем меньше площадь прижимной поверхности, тем меньше вероятность того, что мы на большой скорости попадем на струну гитары. Почему уменьшается площадь прижимной поверхности? Если пальцы немного скрючить, то у меня уменьшается площадь.

И я не могу так попадать, как попадал раньше в более комфортном для меня положении. Конечно, это не значит, что делаем площадь максимальной. Если прижимать струну большей площадью пальца, то при извлечении hammer-on я буду делать двухструнное баре, а это ошибка.

Поэтому прижимная поверхность должна быть соразмеренная. 

Позиция пальцев левой руки

При игре пальцы занимают позицию расслабленной руки. Стоит учесть, что если уменьшить прижимную поверхность, то переносить палец я буду не только за счет третьего сустава, но и с использованием остальных его суставов. В таком случае его движение будет будет похоже на выпад, и процент попадания уменьшится в разы.

Мало того, что площадь прижимной поверхности меньше, чем должна быть, так еще и сам палец трудно контролируемым образом будет приходить к струне. Вместо одного сустава будет работать три, и какой из них сработает больше или меньше не понятно. Проконтролировать это невозможно.

Каждый раз он будет приходить в разные точки, из-за чего мы получим разные по динамике ноты. Где-то они нормальные, где-то проседают. Все зависит от того, каким образом вы шевелите пальцами. Я стараюсь шевелить только третьими суставами. Изначально выбираю такое положение руки, чтобы пальцы располагаясь в аппликатуре, имели максимально естественный вид.

Я могу посмотреть и проконтролировать, каким образом они шевелятся. Я вижу, что они работают за счет третьих суставов. 

Как видите, точность попадания пальцем по струне и скорость его движения тесно связаны. Отработать одно без другого не удастся. Связь заключается именно в этих суставах и механизме шевеления пальцами.

Положите руку на стол в расслабленном положении и постучите пальцами. Обратите внимание, каким образом вы стучите и какие суставы задействуете. Поймайте это ощущение расслабления.

При игре легато на гитаре ощущения похожи, и напряжения здесь больше становиться не должно. 

Как видите, тема достаточно сложная, и не только для понимания. Сложна она тем, что ее трудно контролировать осознанно. Отслеживать мелкую моторику, наличие движения в одном суставе и отсутствие в другом, тяжело.

Я предлагаю не мерить транспортиром углы при игре на гитаре или фотографировать форму своего пальца до или после извлечения hammer-on. Я предлагаю принять информацию к сведению и пользоваться ею через состояние расслабления. Ловите руку в расслабленном положении.

Посмотрите на пальцы, попробуйте пошевелить, постучать по столу. Запомните ощущение и дальше при игре простейшего легатного упражнения на гитаре пытайтесь поймать эти ощущения. Дальше можно усложнить задание, добавив одну или две струны, пытаясь сохранить это ощущение.

Я призываю заниматься не геометрией, а искать чувство расслабленности руки, как было описано выше.

Источник: https://guitar-science.ru/lessons/video-lessons/kak-igrat-legato-dobivaemsya-dinamicheskoj-tochnosti/

Теория и основные приемы игры на гитаре — Learn4Joy

Теоретические знания-это важнейшая составляющая. Они помогают быстрее понять инструмент,шире охватить его возможности. Помогает постигнуть музыку вцелом,стать универсальным музыкантом,что очень важно.

Хорошая техника еще не означает,что вы хороший музыкант,а вот знание как использовать вашу технику,в каком направлении двигаться,знание гамм,арпеджио,упражнений,фразировка,и многие другие знания делают из вас индивидуальность.

В теоретический курс для гитары войдет изучение нотной грамоты,изучение гамм,арпеджио,познакомимся с различными ладами,приемами игры и штрихами.

Желаю Вам успеха!

1(ми)-номер и название струны

0 1 3 5-номер лада

ми фа соль ля-название ноты

Знаки альтерации

-диез. Повышает ноту на пол тона.(1/2 тона это соседние две ноты,на гитаре это два близжайших лада.)
-бемоль. Понижает ноту на пол тона.
-бекар. Отменяет действие знаков диез и бемоль.

Штрихи

Переменный штрих-это основной штрих игры на гитаре. Принцип его заключается в последовательных ударах медиатором по струне «вниз вверх,вниз вверх».Очень важно соблюдать очередность ударов.

А именно,если пропускается звук, не пропускать движение медиатора, чтобы не получилось 2 удара «вниз вниз» или «вверх вверх». Это важно,особенно в быстрых темпах.

Соблюдение штриха позволит вам играть пассажи не задумываясь,»на автомате»,принесет порядок в игру и избавит от хаоса в движениях.В очень быстрых темпах переменный штрих называют тремоло.

П-удар вверх.
V-удар вниз.

Длительность звука (счет)

Для того,чтобы сосчитать ноту,нужно извлечь звук и одновременно начать счет.

Целая нота. Самая длинная нота в музыке. (Есть длинне,нота Бревиса,но она используется редко.) Считается: раз и два и три и четыре и.
половинная нота. Вдва раза короче целой ноты. Считается: раз и два и.
четвертная нота. Вдва раза короче половинной ноты. Считается: раз и .

восьмая нота. Вдва раза короче четвертной ноты. Считается: раз.
шестнадцатая нота. Вдва раза короче восьмой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается два удара.
тридцать вторая нота. Вдва раза короче шестнадцатой ноты.

Считается: на одну восьмую долю делается четыре удара.

Что бы было понятней изучите этот пример.

Приемы игры

Легато-это приём, при котором несколько нот в пассаже звучат слитно,плавно перетекая одна в другую.Между нотами не должно быть пауз. Приём легато исполняется на многих инструментах, но в гитарном исполнении он получил самое широкое применение.
Различают два вида легато- Pull off и Hammer on.

Hammer on получил свое название от английского слова hammer-молоток. Прием исполняется пальцами левой руки. Гитарист ударяет по струнам, извлекая звуки без использования правой руки. Удар пальца должен происходить с размаху,задействуется только палец, но не рука.пальцы приземляются ну нужные лады, как будто маленькие молотки.

Читайте также:  Как выучить аккорды на гитаре. практические советы по изучению и запоминанию аккордов

Pull off-это срывы пальцев левой руки со струны. Срыв происходит с прижатой пальцами к нужному ладу струны,совершив небольшой подцеп.

При совмещении Pull и Hammer можно добиться исполнения эффектных,технических пассажей. Практически в каждом гитарном соло присутствует этот прием игры.

Трель
Если быстро совместить pull и hammer ,получится прием,который называется трель.

Упрощенный вариант записи трели выглядит так

Тремоло
Тремоло можно получить,если играть одну ноту максимально быстро.

Упрощенный вариант записи тремоло выглядит так

Band-в простонародии подтяжка. Это очень яркое средство выразительности и один из самых распространенных технических приемов. Исполняется этот прием в основном средним и безымянным пальцами.

Во время игры пальцы левой руки тянут струну вниз или вверх,в ходе чего звуковысотность повышается. Различают полутоновый бэнд — 1/2 и целотоновый бэнд — full.

Реже используют полуторатоновый бэнд или даже бэнд на два тона.

Slide— в переводе с английского означает скольжение.Еще этот прием называется глиссандо. Это переход от ноты к ноте, исполняется указательным,средним или безымянным пальцами левой руки. Прижав ноту на определенном ладу,следует произвести движение руки не поднимая пальца со струны,и двигаться до нужной ноты.

Вибрато-очень важный прием. Игра без вибрато сделает вышу музыку скучной и не выразительной. Почти в каждой мелодии,в каждом соло используется этот прием. Можно сказать что это множество мелких бендов.

Вибрато исполняется указательным,средним и безымянным пальцами. Прижатая струна «вибрируется» в стороны от грифа-это легкое не выраженное вибрато, либо вверх и вниз по грифу. Такое вибрато более ярко выраженное.

Размашистое вибрато придает этому приему агрессивное звучание.

Флажолет-этот прием интересен своим тембром. Он похож на звучание флейты. И название происходит от слова flageol-флейта. Существует два вида флажолетов-натуральные и искусственные. Натуральный флажолет прост в исполнении.

Для извлечения натурального флажолета следует СЛЕГКА коснуться струны над определенным ладом (только 12ый,7ой и 5ый лад) ,прямо над металлической перегородкой,а не в промежутке,и извлечь звук.
Искусственный флажолет исполняется гораздо сложнее. Этот прием можно исполнять совершенно на любом ладу.

Для его исполнения нужно зажать струну на нужном N ладу, средним пальцами правой руки слегка прикоснуться к N+12, N+7 или N+5 ладу и медиатором извлечь звук. Можно извлекать флажолеты и на других ладах, но они будут тихими и довольно сложными в исполнении.

Медиаторный флажолет исполняется при помощи медиатора и эффективнее всего звучит на перегрузе,то есть с использованием гитарного эффекта distortion. Исполняется прием следующим образом:извлекаем медиатором звук(легче,на мой взгляд на 3-ей струне),и сразу же касаемся струны боковой стороной большого пальца.

Это нужно делать ближе к держателю струн,там отсутствуют лады,в этом сложность этого приема,потому что извлекать медиаторные флажолеты придется на глаз и на слух. Этот прием требует усилий и практики,но на слушателей он производит огромное впечатление.

Пиццикато-это прием игры,исполняемый путем незначительного приглушения струн ребром ладони у бриджа (струнодержателя). Ребро ладони следует положить на бридж и извлечь нужные звуки.

Следует найти оптимальное положение ладони на бридже,таким образом,чтобы звук не был слишком приглушен и в то же в ремя не был слишком открыт.

Прием пиццикато используется в гитарных рифах(ритмических рисунках),соло,и во многих других направлениях. В табулатуре этот прием обозначается «P.M.»

РЫЧАГ — электрогитары, или как его еще называют рычаг тремоло, позволяет изменить натяжение струн, за счет чего изменяется их высота. На основе этого можно выполнить массу технических приемов.

Глубокое погружение.Играется без удара медиатором приемом пул к открытой струне с любого лада, чтобы зазвучала струна. Пальцами левой руки необходимо заглушить остальные струны и надавить на рычаг, затем вернуть рычаг в исходное положение.

Интервал-это расстояние между двумя звуками. Хочу отметить,что интервалами называются именно два звука,потому что 3 и более звуков,это уже аккорд.

Таблица основных интервалов

Название интервалаКолличество тоновКолличество ступенейПример
Чистая прима 0 тонов (одна и та же нота) 1 ступень
Малая секунда 1/2 тона (полутон) 2 ступени
Большая секунда 1 тон 2 ступени
Малая терция 1.5 тона 3 ступени
Большая терция 2 тона 3 ступени
Чистая кварта 2.5 тона 4 ступени
Увеличенная кварта 3 тона 4 ступени
Уменьшённая квинта Также 3 тона 5 ступеней
Чистая квинта 3.5 тона 5 ступеней
Малая секста 4 тона 6 ступеней
Большая секста 4.5 тона 6 ступеней
Малая септима 5 тонов 7 ступеней
Большая септима 5.5 тонов 7 ступеней
Чистая октава 6 тонов 8 ступеней

 Теория и основные приемы игры на гитаре

Источник: https://learn4joy.ru/school/beginguitar/guitar-theory/

Упражнение-6. Легато. «Прощай дряхлый мизинец!»

Упражнение -6

Приветствую вас в 6-м упражнении преимущественно для пальцев левой руки!

Посвященное игре 3-х нот на каждой из 6-ти струн. Или проще сказать,  укреплению мышц мизинца.
Введение и напутствие:

Данное упражнение разработано специально для гитаристов, которые играют или учатся играть партии соло. Для этого очень важно овладеть приемом — легато (а именно Pull-Off и Hammer-On). А нужно это для того, чтобы укрепить мизинец — сделать его максимально эффективным. Это главная задача!

Описание упражнения:

Чтобы быстрее понять структуру и освоить это упражнение, давайте вспомним упражнения-2, которое проигрывается так: 1-2-3-4 , начиная с 6 струны и двигаясь к первой.

Так вот, все что нам нужно, это убрать из игры цифру “2” и соответственно средний палец.

И так мы получим такую структуру упражнения : 1-2-3* 6, проигрываемое 3-мя пальцами: указательный- безымянный — мизинец. Играя методом легато.

Вот это упражнение:

обыгрываем поочередно на шестой струне лады 1-3-4 (пальцы: указательный, безымянный, мизинец), на 3 ноты — одно касание струны пальцем правой руки.

Сначала указательным пальцем извлекаем звук обычным способом, затем на этом звуке резко ставим безымянный палец на 3-й лад (это будет восходящее легато), а после таким же способом играем мизинцем на 4 ладу.

Переходим на следующую струну и так на всех шести, до первой…

Тут уже все в обратном порядке. Сдвигаемся на лад выше и мизинцем извлекаем обычным способом первую струну на 5-м ладу и сразу же сдергиваем слегка его вниз. Это будет нисходящее легато. (Так как мы играем методом легато, то все пальцы предварительно уже должны стоять на своих ладах, иначе звука просто не будет).

Затем безымянный палец сдергиваем вниз с 4 лада, и также повторяем  указательным на 2-м ладу.

Обыграв 3 ноты на первой струне, переходим вверх на следующую струну и  до самой верхней. На шестой струне снова поднимаемся на 1 лад и играем сверху-вниз… И так до 12 лада.

Указания:

* Прежде всего концентрируйтесь на том, чтобы развить мышцы пальцев левой руки (в особенности мизинца), необходимую для метода игры — легато. * Большой палец левой руки должен быть на уровне остальных пальцев, которые в свою очередь должны быть направлены максимально перпендикулярно грифу гитары, а не в левый бок (если смотреть на них при игре).

* Как только ваши пальцы привыкнут к методу легато, не забывайте играть данное упражнение под метроном, как и предыдущие.

Видео в помощь:

Вроде бы все.

Успешных тренировок!!

УПРАЖНЕНИЕ-7 >>>

nagitaru.ru!

Просмотров страницы:

Источник: http://nagitaru.ru/uprazhneniya-dlya-paltzev/uprazhnenie-6/

Нестандартные приемы игры на гитаре

Каждый виртуозный гитарист имеет в рукаве пару фишек, которые делают его игру уникальной и цепляющей. Гитара – инструмент универсальный. Из нее удается извлечь множество мелодичных звуков, которые могут как украсить композицию, так и изменить ее до неузнаваемости. В этой статье речь пойдет о нестандартных приемах игры на гитаре.

Слайд

Этот прием зародился в африканских странах, а популярность ему принесли американские блюзмены. Уличные музыканты использовали стеклянные бутылки, металлические бруски, лампочки и даже столовые приборы, чтобы получить яркий живой звук и привлечь внимание прохожих. Такая техника игры получила название bottleneck, или слайд.

Суть техники достаточно проста. Вместо того чтобы прижимать струны пальцами левой руки, гитаристы используют металлический или стеклянный предмет – слайд. Звучание инструмента при этом меняется до неузнаваемости. Слайд прекрасно подходит для акустических и электрогитар, но плохо применим по отношению к нейлоновым струнам.

Современные слайды делаются в форме трубок, так что их можно надевать на палец. Это позволяет сочетать новый прием с привычной классической техникой и быстро переключаться между ними при необходимости. Однако вы можете экспериментировать с любыми попавшимися под руку предметами.

Прекрасный пример слайдовой техники можно увидеть на видео

Тэппинг

Тэппинг – одна из форм легато. Название техники пошло от английского слова tapping – постукивание. Музыканты извлекают звук за счет ударов по струнам на грифе. Можно использовать для этого как одну руку, так и сразу обе.

Попробуйте зажать вторую струну на пятом ладу указательным пальцем левой руки (нота фа), а затем резким движением прижмите ее на седьмом ладу (зазвучит нота соль) безымянным пальцем. Если вы резко сдернете безымянный палец со струны – снова прозвучит фа. Чередуя такие удары (они называются hammer-on) и сдергивания (pull-off), можно строить целые мелодии.

Когда освоите одноручный тэппинг, попробуйте задействовать и вторую руку тоже. Виртуозы этой техники могут исполнять одновременно несколько мелодических линий, создавая ощущение, что играет сразу 2 гитариста.

Ярким примером тэппинга является композиция «Song for Sade» Ян Лоренса

На видео он использует особый вид гитар, но суть техники нисколько не меняется.

Медиаторный флажолет

Если вы увлекаетесь рок-музыкой, наверняка слышали, как гитаристы вставляют в свои партии высокие «кричащие» звуки. Это эффектный способ разнообразить свою игру и добавить динамики в композицию.

Извлечь медиаторный флажолет можно на любой гитаре, но без усиления звука он получится очень тихим. Поэтому эта техника считается чисто «электрогитарной». Возьмите медиатор таким образом, чтобы за его края выступала подушка большого пальца. Вам нужно щипнуть струну и тут же слегка приглушить ее пальцем.

С первого раза он не получается практически никогда. Если приглушите слишком сильно – звук пропадет. Если слишком слабо – вместо флажолета получите обычную ноту. Экспериментируйте с положением правой руки и с различными хватами – и однажды все получится.

Слэп

Этот нестандартный прием игры на гитаре пришел от басовых инструментов. В переводе с английского slap – это шлепок. Гитаристы бьют большим пальцем руки по струнам, из-за чего они ударяются о металлические лады, издавая характерный призвук. Часто музыканты играют слэпом на басовых струнах, сочетая его с резкими щипками тонких.

Такой стиль прекрасно подходит для ритмичой музыки, вроде фанка или хип-хопа. Пример игры слэпом представлен на видео

Сгибание грифа

Это, наверно, один из самых нестандартных приемов игры на гитаре, которые известны миру. Необходимо извлечь какую-то ноту или аккорд на «пустых», незажатых струнах. После этого правой рукой прижмите деку гитары к себе, а левой надавите на головку грифа. Строй гитары немного изменится и создастся эффект вибрато.

Прием используется довольно редко, но имеет огромный успех при игре на публике. Его довольно просто сделать, и он выглядит очень эффектно. Подобной техникой часто пользуется американский гитарист Томми Эммануэль. Посмотрите это видео  на 3:18 и вы все поймете.

 Автор – Молянов Павел.

Источник: https://music-education.ru/nestandartnye-priemy-igry-na-gitare/

Приемы игры на электрогитаре

Иногда сложно объяснить, каким образом ты извлек звук на электрогитаре. Да, мы все этому учимся, либо сами придумываем уже придуманные задолго до нас приемы игры. Но как понять, что у тебя получилось, точнее, как именно у тебя получилось сыграть тот или иной фрагмент произведения? Я думаю, на помощь придет этот список наиболее распространенных приёмов игры на электрогитаре.

Bend (бэнд или подтяжка) — движение зажатой струны поперек грифа (перпендикулярно) повышает тон. При таком движении струны, высота звучания плавно изменяется, а нота становится выше. Повысить такую ноту можно на полтора-два тона.

Простой бенд — сначала нужно ударить по струне, а уже после — подтянуть ее.

Читайте также:  Как брать (зажимать) барре на гитаре

Пребенд — наоборот, струна сначала подтягивается, а уже потом ударяется.

Обратный бенд — струна подтягивается беззвучно, затем ударяется и опускается на место.

Легатный бенд — сначала струна ударяется, затем делается подтяжка, после которой струна возвращается к исходному тону.

Бендовый форшлаг — струна ударяется одновременно с подтяжкой.

Унисонный бенд — извлекается ударом по двум струнам, после чего нижняя нота дотягивается до высоты верхней так, чтобы обе ноты звучали одновременно.

Микробенд — подтяжка на 1/4 тона.

Vibrato (Вибрато) — колебание струны. Чтобы получить такой эффект, необходимо после извлечения ноты, продолжать зажимать эту струну, и пальцем елозить по ней вверх-вниз перпендикулярно грифу. На электрогитарах же, оснащенных тремоло-машиной, для исполнения вибрато может применяться рычаг.

Тэппинг — звук извлекается путем ударения пальцами правой руки по струнам на нужном ладу (может быть любой лад).

Двуручный тэппинг — звук извлекается путем ударения по струнам пальцами обеих рук на нужных ладах.

Pull-offили нисходящее легато. Звук извлекается путём срыва пальца левой руки со звучащей струны. Это действие обратно приему hammer-on.

Hammer-on (Восходящее легато) — восходящее легато (hammer с английского переводится как молоток). Звук извлекается путем удара по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком.

Palm mute — ребром ладони правой руки приглушаются струны у нижнего порожка гитары. Такой прием позволяет получить более агрессивный звук.

Медиаторный слайд — скольжение вдоль струн по грифу пальцами левой или правой руки либо медиатором. Иногда вместо пальца в этом приеме используется специальная полая трубка, одеваемая на палец левой руки. Называется она слайд, и изготавливается из металла, керамики либо стекла. С его помощью переходы между нотами становятся очень плавными.

Арпеджио (перебор) — поочерёдное извлечение звуков аккорда. Струны перебираются последовательно несколькими пальцами.

Арпеджиато — очень быстрое последовательное извлечение звуков, расположенных на разных струнах.

Глиссандо — плавный скользящий переход между нотами. На гитаре возможно между нотами, расположенными на одной струне, и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.

Легато — слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.

Свип — скольжение медиатором по струнам вверх либо вниз при игре арпеджио, или скольжение медиатором по приглушенным струнам вверх либо вниз, создавая скребущий звук перед основной нотой.

Стаккато — Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется способом ослабления нажима на струны пальцев левой руки, либо глушения струн правой, сразу же после взятие звука или аккорда.

Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.

Флажолет — заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне, и искусственные, исполняемые на зажатой струне.

Медиаторный флажолет — нота извлекается одновременно медиатором и большим либо указательным пальцем правой руки.

Источник: http://www.fxguitar.ru/priemy-igry-na-elektrogitare.html

Глава 7. Усложненная техника исполнения. Срывы легато pull off

Другая разновидность легато — срывы левой рукой pull off. С элементами этой техники вы уже знакомы (см. третью часть «Цыганочки»). Если звукоизвлечение hammer on происходит за счет ударов по струнам пальцами левой руки, то pull off — это результат срывов струны пальцами.

При умелом сочетании этих двух приемов получаются довольно интересные вещи (например, описанное в начале главы звукоизвлечение левой рукой без участия правой). Срывы и ударные легато имеют более широкую сферу применения, чем только скоростные пассажи. По сути, практически любое соло не обходится без легато.

Сделайте следующее: средним пальцем левой руки прижмите седьмой лад на первой струне. Извлеките ноту медиатором, а затем (пока она звучит) одерните средним пальцем струну с лада так, чтобы прозвучала открытая струна (нечто похожее вы делали в «Цыганочке»). Это самый простой пример pull off, который дает представление о механизме приема.

В табулатуре срывы легато также обозначаются дугой, но сверху ставится буква Р (pull).

 Упражнение №61. Срывы pull off на первой струне (тип 1) (см. урок на DVD). Средним пальцем левой руки прижмите третий лад, а указательным — второй лад на первой струне. При игре срывов довольно часто прижимаются одновременно два лада на одной струне.

Ударом медиатора вниз извлеките звук первой струны. Средним пальцем сделайте срыв с третьего лада (в это время указательный палец продолжает держать второй лад на первой струне). Затем сделайте pull off указательным пальцем со второго лада к открытой струне. Из трех прозвучавших нот только первая была извлечена с помощью медиатора (рис. 7.6).

Во втором такте действия такие же, только теперь первую ноту нужно извлечь ударом медиатора вверх. Исполняйте упражнение по кругу, чередуя удары медиатором вниз-вверх.

 Упражнение № 62. Срывы pull off на первой струне (тип 2) (см. урок на DVD).

Это упражнение является развитием предыдущего, но теперь будет задействована и вторая струна, а количество срывов увеличится (рис. 7.7).Начинается упражнение, как и упражнение № 61, но после второго срыва добавляются две ноты: третий лад на второй струне средним пальцем и первая открытая струна. Их нужно извлечь медиатором вниз-вверх.

Получается, что в этом такте медиатор применяется трижды, а всего звучит пять нот. Второй такт. Безымянным пальцем левой руки прижмите пятый лад на первой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Сделайте срыв с пятого лада к открытой струне.

Указательным пальцем прижмите третий лад на первой струне и извлеките ноту медиатором вверх, а потом сделайте еще один pull off указательным пальцем к открытой струне. Третий такт повторяет первый, а четвертый отличается от второго только сменой позиции.

Исполняйте упражнение по кругу, контролируя качество звукоизвлечения: каждая нота должна прозвучать максимально четко.

 Упражнение №63. Срывы всеми пальцами (см. урок на DVD).

В предыдущих упражнениях срывы pull off делались в основном к открытой струне (нулевому ладу), однако в практике намного чаще пулы совершаются к соседним ладам, причем всеми пальцами левой руки. Данное упражнение направлено на развитие самых непослушных пальцев левой руки — мизинца и безымянного (рис. 7.8).Первый такт.

Мизинцем левой руки прижмите восьмой лад, а указательным — пятый лад на третьей струне (как и в упражнении №61, прижимаются одновременно два лада на одной струне). Ударом медиатора вниз извлеките звук на третьей струне. После этого мизинцем сделайте pull off с восьмого лада (указательный палец продолжает прижимать пятый лад на третьей струне).

Повторите четыре раза, чередуя звукоизвлечение медиатором вниз-вверх. Во втором и последующих тактах меняются только пальцы левой руки на соответствующих ладах (придерживайтесь принципа: один лад — один палец, соседний лад — соседний палец). Отрабатывайте упражнение не только на третьей, но и на остальных струнах.

 Упражнение № 64.

Срывы pull off на соседних струнах (тип 1) (см. урок на DVD).

Специфика упражнения заключается в том, что оно играется на двух соседних струнах по очереди, то есть отрабатывается переход со струны на струну во время исполнения pull off. Ваша задача — научиться играть срывы и переходить на соседние струны без пауз. Кроме того, упражнение хорошо развивает мизинец левой руки (рис. 7.9).

Первый такт. Мизинцем левой руки прижмите седьмой лад, а указательным — четвертый лад на пятой струне. Ударом медиатора вниз извлеките звук на пятой струне. Мизинцем сделайте срыв с седьмого лада (в это время указательный палец продолжает прижимать четвертый лад на пятой струне).

Теперь ударом медиатора вверх еще раз извлеките звук на пятой струне (указательный остается на месте). Проделайте это четыре раза. Во втором такте действия повторяются на шестой струне. Отрабатывайте упражнение по кругу и будьте особенно внимательны в момент перехода со струны на струну: он должен звучать чисто.

 Упражнение №65. Срывы pull off на соседних струнах (тип 2)

Это упражнение является характерным примером использования срывов в современной музыке и направлено на развитие указательного и безымянного пальцев левой руки (рис. 7.10).Первый такт.

Указательным пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. После этого указательным пальцем выполните срыв с третьего лада к открытой струне. Затем ударом медиатора вверх еще раз извлеките звук на пятой открытой струне.

Таков принцип. Теперь нужно проделать то же, но на пятом ладу и безымянным пальцем. Повторите описанные действия. Второй такт затруднений не вызовет, а в третьем и четвертом все повторяется на шестой струне.

Отрабатывайте упражнение по кругу, уделяя особое внимание переходу со струны на струну.

 Упражнение № 66. Пулы и хаммеры (тип 1) (см. урок на DVD).

Объединим два приема легато. В этом упражнении каждый такт будет начинаться с удара медиатора по струне, а все остальные ноты будут извлекаться исключительно за счет пулов и хаммеров левой рукой (рис. 7.11).

В первом такте извлеките медиатором звук на третьей открытой струне, а затем с помощью ударного легато hammer on резко прижмите средним пальцем второй лад. Тем же пальцем сделайте pull off со второго лада к открытой струне. Продолжайте чередовать пулы и хаммеры, добиваясь непрерывной трели легато. Второй такт.

Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на третьей струне и извлеките ноту медиатором. Затем с помощью ударного легато резко прижмите безымянным пальцем четвертый лад на этой струне. Тем же пальцем сделайте срыв с четвертого лада, продолжая указательным пальцем прижимать второй лад. Затем чередуйте пулы и хаммеры.

В третьем такте меняются номера ладов, а пулы и хаммеры исполняются средним пальцем.

 Упражнение № 67. Пулы и хаммеры (тип 2) (см. урок на DVD).

Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне и извлеките ноту медиатором вниз. С помощью приема hammer on резко прижмите средним пальцем третий лад. Сделайте срыв с третьего лада тем же пальцем (указательный палец продолжает прижимать второй лад на четвертой струне). Теперь сделайте второй срыв указательным пальцем со второго лада к открытой струне. Второй такт. Средним пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Дерните четвертую открытую струну ударом медиатора вверх, после чего указательным пальцем прижмите второй лад на пятой струне (медиатор вниз). Ударным легато hammer on резко прижмите средним пальцем третий лад. В конце такта указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне и ударом медиатора вверх извлеките одновременно звук на четвертой и пятой струнах. В третьем и четвертом тактах все указанные действия повторяются на пятой и шестой струнах (рис. 7.12).
 Упражнение № 68. Пулы и хаммеры (тип 3) (см. урок на DVD). Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Затем с помощью ударного легато резко прижмите безымянным пальцем седьмой лад, после чего ударом медиатора вниз извлеките звук шестой открытой струны. Повторите вышеописанное три раза. Второй такт начинается похоже: указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Затем с помощью hammer on прижмите безымянным пальцем седьмой лад, после чего тем же пальцем сделайте срыв с седьмого лада (в это время указательный палец продолжает прижимать пятый лад на пятой струне). Теперь необходимо выполнить еще один hammer on — на этот раз на седьмом ладу шестой струны. Третий такт затруднений у вас не вызовет. Все следует повторить сначала (рис. 7.13).

Источник: http://i-love-the-guitar.blogspot.com/2018/03/7-pull-off.html

Ссылка на основную публикацию