Блюзовые гаммы для гитары. аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих

Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих

Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих

Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация

Блюзовая гамма –  гамма, которая отличается от пентатоники на один звук. Это так называемая «блюзовая нота», которая и даёт характерный оттенок при игре этого жанра. Разумеется, данная последовательность используется не только в блюзе. Её основы можно часто встретить в самых разных стилях – от классического хард-рока до современной поп-музыки.

Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?

В первую очередь блюзовые гаммы на гитаре необходимы для игры импровизаций. Наверняка многие задумывались о том, как их любимые роковые музыканты делают свои сногсшибательные соло. Разумеется, на студийных версиях есть какая-то заготовка или даже заученный текст.

Однако часто опытные рокеры используют разные варианты, как при записи альбомов, так и в концертных турах. Например, гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж вообще никогда не играл одинаковые соло.

На каждом концерте он добавлял к известным песням что-то новое и ранее не звучавшее.

Культовые блюзмены вроде Стиви Рэй Вона буквально рассыпались жемчужинами звуков на своих выступлениях. Такие сольные партии могли продолжаться до десяти минут. Помимо этого умение сымпровизировать – это важный навык, который пригодится в джемах. Это спонтанные совместные импровизации на заготовленную тему, которые популярны как у блюзовых, так и у джазовых и классических музыкантов.

Помимо этого блюзовая гамма пригодятся вам для разучивания уже знакомых песен. Вы приятно удивитесь, когда начнёте вспоминать старое соло или просто песенку. Вполне возможно, что ранее вы долго и упорно зазубривали каждую ноту, стараясь запомнить цифровку в табулатуре. Но зная ноты блюзовой гаммы, многие фразы окажутся клишированными и лёгкими для запоминания.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Как строится блюзовая гамма

Если вы не знаете, что такое пентатоника, то рекомендует ознакомиться по предложенной ссылке. Это фундамент музыки «голубой тоски», который поможет построить необходимую гамму за считанные минуты.

Минор

Минорная блюзовая гамма строится исходя из строения минорной пентатоники.

Соответственно:

Минорная пентатоника: малая терция – большая секунда – большая секунда – малая терция – большая секунда;

Минорная блюзовая гамма: малая терция – большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция – большая секунда.

Если сказать ещё проще, то: «точка отсчёта» — 6 струна 5 лад – передвигаем палец на 3 лада вправо – переход на 5 струна 5 лад – двигаем палец на лад вправо – двигаем палец на лад вправо – 4 страну 5 лад – двигаем палец на 2 лада вправо.

Разумеется, это сделано для подробного разбора новичкам. Ниже будут аппликатуры пальцев для удобства исполнения.

Мажор

Построим мажорную пентатонику: большая секунда – большая секунда – малая терция – большая секунда – малая терция;

Мажорная блюзовая гамма: большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция – большая секунда, или:

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как вы могли заметить, основные различия содержатся в интервальном построении. Именно за счёт него и получается отличный друг от друга звук. Кроме того из-за особенностей строения самой пентатоники (отсутствие 2 и 6 ступеней в миноре; 4 и 7 в мажоре) меняется и сам «нотный состав» гаммы.

Например, блюзовые гаммы для гитары Ля-минор и гамма до-мажор (соответственно):

Ля – до – ре – РЕ ДИЕЗ – ми – соль;

До – ре – МИ БЕМОЛЬ — ми  (бекар) – соль – си.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Чтобы исполнять блюз на гитаре, непременно нужно знать, за счёт чего появляется тот самый «криминально-таинственный» звук. В пентатонике необходимо:

В миноре – понизить четвёртую ступень;

В мажоре – понизить третью ступень

В миноре она является связующим звеном между третьей и четвёртой ступенью.

В мажоре – между второй и третьей.

Посмотрите на пример ниже, где нужная нота выделена стрелкой.

Аппликатуры и обозначения

Ниже приведены примеры аппликатур. Цифра обозначает палец, которым следует зажимать необходимый лад (1 — указательный, 2 – средний и так далее). Тоники (чёрный кружок) – это звуки, на которые опирается гамма. Для наглядности блюзовая нота выделена зеленым цветом.

Выучив аппликатуры для определённой позиции, вам будет проще переходить в параллельные гаммы (так как они совпадают по пальцовке). Кроме того это поможет не задумываться (в каком боксе я сейчас нахожусь?) при импровизации. Для этого в качестве ритма можно использовать блюзовые аккорды, а поверх них играть небольшие соло, основанные на знакомых позициях.

A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций

Для начала можно потренироваться на ля минорной гамме без ключевых знаков.

Хорошей практикой будет самостоятельное построение гаммы в позиции. Мысленно вычёркивайте ненужные ноты из натурального минора и стройте пентатонику. Затем добавляйте 4 пониженную. Когда вы сделаете это один раз, то останется только зажимать необходимые звуки на грифе.

1 позиция

2 позиция

3 позиция

4 позиция

5 позиция

6 позиция

Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях

До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)

Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)

Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)

Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)

Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)

Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)

Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры

Чтобы применить полученные знания на практике, мы представляем вам несколько заготовленных примеров. Это так называемые блюзовые лики.

Готовые клишированные ходы, которые применяют музыканты по всему миру. В них используются как бэнды и слайды, так и арпеджио на гитаре.

Выучив несколько ликов, вы можете вставлять их как в импровизацию, так и в виде дополнительных фишек в уже знакомые композиции.

Лик #1

Лик #2

Лик #3

Лик #4

Лик #5

Лик #6

Лик #7

Лик #8

Лик #9

Заключение

Мир блюза разнообразен. Он вовсе не ограничивается какой-то одной «волшебной» нотой. Это лишь костяк, который необходимо знать для дальнейшего погружения в этот многогранный стиль музыки.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Источник: http://pereborom.ru/blyuzovye-gammy-dlya-gitary/

Как играется блюзовая гамма на гитаре?

Блюзовая гамма (или блюзовая пентатоника) — производная пентатонического лада. В её состав входят пять звуков 5-тоники плюс, так называемая, блюзовая нота — bV (пониженная квинта), или IV повышенная кварта. То есть всего в ней шесть нот.

Соответственно, звуки блюзового лада минорного и параллельного ему мажорного будут одинаковые (например, Ля минор и До мажор). Но при этом формулы их построения будут отличаться:

Блюзовая минорная (Am):

I          bIII     IV       bV (#IV)         V         VII

A         C         D      Eb (D#)           E         G

Блюзовая мажорная (С):

I          II         bIII     III       V         VI

C         D         Eb          E        G         A

Итак, приступим: теория есть, теперь практика.

Послушайте, как звучит блюзовый лад на гитаре и визуально ознакомьтесь с аппликатурами. Схему и постановку для каждой позиции мы будем разбирать отдельно. На видео гамма играется на аккорд Am7:

Весь материал, необходимый для занятий (ноты и табы упражнений в форматах png/jpeg и Guitar Pro, гитарную минусовку), можно скачать бесплатно здесь.

Как играть упражнения

1. Гаммы можно играть как переменным штрихом, так и свипом (повторяя удары вверх и вниз). Такое звукоизвлечение частично используется на приведенном выше видео (обратите внимание на переходы с одной струны на другую в нисходящем движении к басовым струнам).

2. Если вы не успеваете чётко извлекать звуки, попробуйте «пройтись» по гамме четвертными нотами под минус, то есть в два раза медленнее (на 1 долю – 1 нота).

3. В первой части (в восходящем движении) каждого упражнения возле нот указана пальцовка (каким пальцем прижимать струну):

  • 1 — указательный;
  • 2 — средний;
  • 3 — безымянный;
  • 4 — мизинец.

4. Можно играть блюзовую гамму на гитаре с включённым Over Drive. Однако при таком выборе звучания не забывайте о приёме Palm muting — глушение струн ладонью.

II позиция

(от соль — септимы аккорда Am7)

Изучая эту и последующие схемы блюзовой пентатоники, обращайте внимание на расположение в них блюзовой ноты (bV или #IV) и устойчивых тонов обыгрываемого аккорда. В данном случае, гамма играется на ля минор септаккорд. Значит таковыми будут являться звуки A (тоника) — (С) (терция) — E (квинта).

Следовательно, для аккорда С (до мажора) в этих же аппликатурах необходимо визуально и на слух для себя обозначать ноты — С (тоника) — E (терция) — G (квинта).

Если вам покажется сложным выполнение вышеописанного анализа, ограничьтесь определением только лишь тоники и блюзового тона на грифе.

В последнем такте нисходящее движение завершается звуком A (тоникой аккорда), а не септимой G (от которой начинается проигрывание блюзовой пентатоники в данной позиции).

V позиция

(от ля — тоники Am7)

Горячо любимый бокс всеми гитаристами мира, играющими в каких угодно стилях).

VIII позиция

(от С — терции Am7)

X позиция

(от D — IV ступени)

В последнем такте (как и во второй позиции) движение по гамме возвращается на устойчивый тон: снова от Ре (кварты) к Ми (квинте).

XII позиция

(от E — квинты Am7)

Далее по грифу, в XV позиции снова повторяет аппликатура II позиции, в XVII — V и т.д.

Успешного вам изучения блюзовой гаммы на гитаре!

Источник: http://mirgitar.com/kak-igraetsya-blyuzovaya-gamma-na-gitare.html

Блюзовые рифы — блюз ритм

Блюзовый ритм на гитаре играется достаточно просто, в данном случае рассмотрим следующую последовательность аккордов. Что бы сделать Ваши уроки гитары более разнообразными Вы можете подставить и свои аккорды, которые Вам больше нравятся.

А5 – ля / Е5 – ми / А5 – ля  / D5 – ре / А5 – ля

Если у Вас есть вопросы, то обязательно задавайте их в комментариях внизу страницы.Напишите какие ещё уроки вы бы хотели увидеть. Солло, ритм, аккорды ?

Сейчас «обыграем» эти аккорды и придадим им типичный блюзовый вид.

•Следите за тем, чтобы все ноты звучали ровно и чисто.

•Длительность всех  нот была одинаковая (не торопитесь и не отставайте от метронома).

Читайте также:  Посадка. как держать гитару.

Выглядеть это будет так.

Здесь Вы можете скачать табы для этого урока в guitar pro 5

  Bluse-on-guitar (2,1 KiB, 5 889 hits)

Играйте этот ритм ударом медиатора вниз.

1-ый аккорд А5 – ля.

Зажмите 1-ым (указательным) пальцем 2-й лад на 4-ой струне и не отрывайте его до конца такта (следующего аккорда).

Зажмите 1-ым (указательным) пальцем 2-й лад на 4-ой струне и одновременно ударьте медиатором по открытой пятой и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу) и так 2 –раза.

Затем, не отпуская 1-ый палец, поставьте 3-й (безымянный) палец на 4-й лад на 4-й струне и одновременно ударьте медиатором по открытой 5-й и 4-й струне (зажатой на 4-ом ладу).

Отпустите 3-й (безымянный) палец  и ударьте медиатором по 5-й открытой и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу).
Напоминаю, что указательный палец мы не отрываем от 2-ого лада (до следующего аккорда).

Далее поставьте 4-й палец (мизинец) на 5-й лад на 4-й струне и одновременно ударьте медиатором по 5-й открытой и 4-й струне (зажатой на 5-ом ладу).

И снова держа 1-ый пальцем (который Вы ещё не отрывали от 2-ого лада) одновременно ударьте открытой 5-й и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу).

В концовке такта, две последние ноты удары медиатором делайте, только по 5-й струне.

5-ую струну зажмите на 3-ем ладу 2-ым пальцем (средним), затем  4-й лад 3-им пальцем (безымянным).

Далее аккорд Е5 – ми обыгрывается так же, но на 5-й и 6-й струне.

Соответственно указательный палец не отрывайте от 2-ого лада на 5-й струне.

Далее думаю, Вы разберётесь сами.

Посмотрите как это должно звучать.

Попробуйте поменять последовательность аккордов, играть быстрее или медленнее, обязательно записывайте себя на аудио и видео это поможет Вам взглянуть на себя со стороны и Вы увидите над чем Вам нужно ещё поработать. Присылайте свои записи интересно посмотреть, что у Вас получается.

Скачать табы для этого урока в guitar pro 5

  Bluse-on-guitar (2,1 KiB, 5 889 hits)

Источник: http://live-guitar.ru/bluse

Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой. Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подробнее…

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion. Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха». Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника. Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс) для игры.

Красная точка – это тоника, основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд. Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание.

Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона.

Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать здесь

Автор текста – Павел Молянов

Источник: https://music-education.ru/kak-igrat-blyuz-na-gitare-osnovy-improvizacii/

Тритон в рок-музыке. Диссонансы на гитаре. Доминантсептаккорд

Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, полуоктава – нет разницы, как вы его называете, вне всякого сомнения, является одним из незаслуженно обиженных историей интервалов. Из-за напряженного и «злого» звучания его, в свое время, прозвали «дьявольским» аккордом. Именно по этой причине множество церквей в XVI-XVII столетиях исключили его из музыкального обихода.

С другой стороны, с появлением тяжелого рока и метала, «плохая» репутация тритона сыграла ему на руку – он является неотъемлемой частью абсолютного большинства гитарных партий популярных сегодня групп. В частности об этом упоминает виртуозный гитарист группы «Pantera», Даймбег Даррелл, в своей школе игры на гитаре – «Riffer Maddness».

Читайте также:  Как пользоваться тюнером для гитары

Давайте же познакомимся ближе с этим таинственным интервалом, развеяв туман мистики и предрассудков.

Тритон на гитаре. Что такое тритон?

Известный как увеличенная кварта или уменьшенная квинта этот музыкальный интервал имеет одну неоспоримую характеристику – он отстоит на 6 полутонов (ладов грифа гитары) от основной ноты аккорда (тоники).

Как ни странно (не забывайте о мистике), будучи полуоктавным интервалом, тритон находится на таком же расстоянии позади тоники гитарного аккорда.

Таким образом, если вы играете на гитаре аккорд Е5 (квинта, он же, популярный в рок- и метал-музыке, power-аккорд), к примеру в 7 позиции, тритон (в данном случае A# он же Bb), легко доступен на 8 ладу четвертой (D) или же шестой (E) струны вашей гитары. Ничего сложного, не так ли?

Гаммы на гитаре с тритоном

Не будучи в целом ориентированными на тритон, некоторые гаммы содержат его. Будь-то конкретная мелодическая цель или просто стремление к диссонансу, сегодня мы рассмотрим случаи применения тритона в гаммах, которые обязан знать каждый уважающий себя гитарист.

Блюзовая гитарная гамма (пентатоника)

Практически не отличаясь от аппликатуры обычной минорной пентатоники, наша блюзовая гамма содержит тритон. Давайте взглянем на следующий пример, пентатоники, построенный в тональности Gm.

Обратите внимание на разницу в звучании гаммы с добавленными нотами, которые, собственно, и являются тритоном (C#, тот же Db на 6 ладу шестой (E) и на четвертом ладу четвертой (D) струны вашей гитары).

Между прочим, мы не случайно выбрали именно блюзовую гамму. Как упоминалось в начале статьи, на протяжении веков европейцы считали тритон «зловещим», тогда как американцы воспринимали его скорее грустным, «blue», то бишь блюзовым.

Уменьшенная гамма на гитаре

Одним из лучших примеров использования тритона в гамме является уменьшенная гамма, простое, но удивительное открытие.

Чтобы сыграть уменьшенную гамму начните с тоники, затем на тон (2 лада) выше, на полтона выше (1 лад), на тон и так далее. Вам будет полезно знать, что существуют два способа исполнения на гитаре уменьшенной гаммы.

Первый, и самый известный, заключается в том, чтобы начать гамму на полтона ниже ее тоники. К примеру, для тональности Cm вы получите уменьшенную гамму B.

Следующий, менее популярный способ, заключается в понижении тоники гаммы на целый тон. Применительно к знакомой нам тональности Cm это будет Bb уменьшенная гамма.

Теперь, когда вы уже неплохо осведомлены о том, как применить тритон в соло на гитаре, можно перейти к аккордам.

Доминантсептаккорд на гитаре

В аккордовой последовательности доминантсептаккорд является важнейшей частью перед возвратом к основному аккорду композиции. Если вам недостает чего-то, привлекающего внимание, доминантсептаккорд на гитаре — именно то, что вам нужно.

Думаю, не стоит говорить о том, что доминантсептаккорд всегда содержит… да, угадали – тритон. Давайте перейдем к примерам. Допустим, что ваша последовательность аккордов играется в С-мажорной тональности и состоит из таких гитарных аккордов: C, Am, Dm.

Аккорд Dm привлекает внимание, но недостаточно. Что же мы сделаем? Правильно! Сыграем доминантсептаккорд.

Как найти доминантсептаккорд на гитаре?

Запомните, каждый раз, когда вы слышите слово «доминант» в музыке, это означает отсылку к пятой ступени гаммы.

Все, что от вас требуется — определить тонику гитарного аккорда и добавить к нему пятую ступень и сыграть соответствующий ей септаккорд.

Для тоники аккорда C пятой ступенью будет нота G, поэтому наша последовательность аккордов теперь выглядит так: C, Am, Dm, G7, C, Am, Dm, G7. Сыграйте и сами почувствуйте разницу.

Давайте сравним аккорды G7 и C более подробно.

Тритон формируется между третьей и пониженной седьмой ступенями аккорда G (третья ступень – это нота B, а седьмая – F). Интервал же между ними равняется тритону. Чтобы ощутить разницу, сыграйте верхние ноты этих аккордов (на первых двух струнах гитары). Звучит великолепно, не правда ли?

Как построить доминантсептаккорд на гитаре?

Первый и самый простой способ – это воспользоваться нашим генератором аккордов онлайн. Справедливости ради, отмечу, что рано или поздно настанет такой момент, когда интернета под рукой не окажется, а потому настоятельно рекомендую с изложенным далее способом построения гитарных доминантсептакордов.

Чтобы самостоятельно построить на гитаре доминантсептаккорд необходимо знать его простую формулу: 1, 3, 5, b7. Что это значит? Лишь то, что для построения доминант септаккорда вам необходимо использовать первую, вторую, третью и пониженную седьмую ступень мажорной гаммы, по отношению к тонике аккорда.

Давайте возьмем в руки гитару построим уже знакомый нам аккорд G7. Припоминаем нашу старую, добрую G-мажорную гамму. Вуаля.

Теперь берем интересующие нас первую, третью, пятую и пониженную седьмую ноты. В данном случае это G (1), B (3), D (5) и F (b7). Теперь мы знаем ноты, а значит, можем сыграть их на гитаре, одновременно сформировав аккорд.

Продолжим.

Гитарный диссонанс в рок-музыке

По своему определению, диссонанс – это неслаженное, нестабильное звучание.

Традиционно, тритон считается диссонансом, хотя, к примеру, вторая или седьмая ступени диссонируют гораздо заметнее. Отличительной чертой диссонанса является его «шумность».

Будучи способным, выполнять и более мелодичные задачи, диссонанс, тем не менее используется, в основном, для создания «шума».

Не удивительно, что наиболее популярными жанрами музыки для тритона и прочих шумных диссонансов стали метал и тяжелый рок со всеми во всем их разнообразии.

Несмотря на то, что метал, по своей сути, является утяжеленным и видоизмененным блюзом, многие группы стремятся к более диссонирующему, нежели блюзовому звучанию. Тому можно привести множество примеров, но я предлагаю остановиться на одном из самых известных рифов – вступлении к песне Black Sabbath одноименного коллектива.

Так просто, но, в то же время, эффектно! C# (Db) (4 лад 5 (A) струны) звучит просто зловеще. Это и есть тритон во всем его великолепии.

Впрочем некоторые группы пошли дальше, фактически, сделав тритон визитной карточкой своих гитарных партий (Slayer, Metallica, Pantera).

Не самый гармонично звучащий интервал – тритон, тем не менее, создает уникальную, неповторимую атмосферу напряжения, без которой невозможно представить музыку этих коллективов.

Следующим и последним на сегодня примером использования тритона будет гитарный рифф, звучащий в припеве композиции Judas Priests – «The Ripper».

Теперь, вооружившись знанием, что такое тритон, приступайте к его использованию! Надеюсь, эта статья оказалась для вас полезным источником знаний, а тритон, со временем, станет вашим лучшим другом! Дерзайте!

Источник: http://u-rock.com.ua/theory/283-triton-v-rok-muzyke-dissonansy-na-gitare-dominantseptakkord.html

Табы и гаммы для бас гитары для начинающих

Словосочетание «играть гаммы» для начинающих музыкантов (в т.ч. гитаристов и басистов) звучит ужасающе и удручающе. В голове сидит образ тяжелой для понимания нотной грамоты, скучной теории, а пугающие названия гамм добавляют страху. Но чаще всего эти мысли посещают людей, не знающих, что такое гаммы и с какой целью их играют. Стоит ли бояться на самом деле?

Что такое гамма?

Гамма — это последовательность нот в пределах октавы. Гаммы, как и аккорды, делятся на минорные и мажорные. Отличаются правилами построения и эмоциональной окраской звука. Минорные гаммы — с «грустинкой», на миноре строится блюз и джаз. Мажорные гаммы, как и аккорды, дают светлое открытое настроение;

Гаммы для бас гитары (табы)

Не секрет, что нотную грамоту учит не каждый начинающий гитарист. Но это не повод не играть гаммы! Ниже мы приведем табы для бас гитары для игры гаммами.

Это гамма До мажор, она начинается и заканчивается нотой До:

1стр: —————————————————

2стр: ————————————7—-9—-10—

3стр: ——————7—-8—-10———————

4стр: —-8—-10—————————————

Играя гамму До мажор, вы играете До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Мажорные гаммы строятся по одному принципу: два тона, полутон, три тона, полутон.

Поэтому, чтобы сыграть Ре мажор, нужно играть такую же аппликатуру, но начиная с ноты Ре — в данном случае с десятого лада.

Выучив аппликатуру, вы сыграете любые мажорные гаммы, найдя первую ноту, просто смещая руку вдоль грифа. Тренируясь перемещать руку, вы почувствуете гриф и запомните расположение нот.

А это гамма Ля минор Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля:

G|———————————————

D|———————————5—7——

A|——————5—-7—8—————

E|—5—-7—-8——————————

Играйте гаммы в обоих направлениях, проговаривайте ноты, которые играете, одним словом — развивайтесь! Одних уроков игры на бас-гитаре мало, нужно тренироваться дома каждый день, чтобы достичь результата.

Какую пользу приносят гаммы?

Гаммы — это упражнение для оттачивания техники игры на басу (а ещё на гитаре, фортепиано, скрипке и т.д.). Играйте медленно, вдумывайтесь в движения рук, зажимайте струны правильными пальцами, и следите за работой правой руки.

Гаммы развивают слух и чувство ритма. Повторяйте гаммы, тренируйтесь по 20 минут в день и они так засядут в голове, что не слышать будет невозможно. Придавайте гаммам ритмические рисунки, играйте под метроном — и вы разовьётесь и как басист, и как музыкант.

Играя гаммы, вы разовьёте растяжку пальцев левой руки и запомните расположение нот на грифе. Оттачивая технику игры гамм, вы «прокачиваете» мастерство игры на гитаре. Следите за пальцами:

  • Правой рукой играйте, чередуя указательный и средний пальцы;
  • Пальцы левой руки ставьте ближе к ладовым порожкам – так точнее ноты и развивается растяжка пальцев;
  • Координируйте руки — щипок правой рукой и зажатие лада левой делайте одновременно.

Выполняя нехитрые правила, вы вобьёте в мышечную память технику звукоизвлечения, натренируете растяжку и координацию.

Что еще делать начинающему бас-гитаристу?

Табулатура для бас гитары для начинающих (упражнения)

G ||——2——-4—|-2——-4——|

D ||-1——-3——|——3——-5—|

Это упражнение называется «шагающий паук» и повторяется до 12-го лада.

Записаться на уроки

Источник: http://MuzShok.by/blog-post/taby-i-gammy-dlya-bas-gitary-dlya-nachinayushchikh

Блюз на гитаре. Блюзовый квадрат в минорных тональностях

Другим типом блюзового квадрата является двенадцати тактовая последовательность в минорной тональности.
В первом примере показана последовательность аккордов, где римскими цифрами обозначены ступени.

  1. Схема минорного блюзового квадрата.
    Im7 | Im7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 | IVm7 | Im7 | Im7 |
    Примеры 2-9 показывают как будет выглядеть минорный блюзовый квадрат в различных тональностях. Размер может быть как 4/4, так и 12/8
  2. До минорный блюзовый квадрат
    Сm7 | Сm7 | Cm7 | Cm7 | Fm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 | G7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 |
  3. Соль минорный блюзовый квадрат
    Gm7 | Gm7 | Gm7 | Gm7 | Cm7 | Cm7 | Gm7 | Gm7 | D7 | Cm7 | Gm7 | Gm7 |
  4. Ре минорный блюзовый квадрат
    Dm7 | Dm7 | Dm7 | Dm7 | Gm7 | Gm7 | Dm7 | Dm7 | A7 | Gm7 | Dm7 | Dm7 |
  5. Ля минорный блюзовый квадрат
    Am7 | Am7 | Am7 | Am7 | Dm7 | Dm7 | Am7 | Am7 | E7 | Dm7 | Am7 | Am7 |
  6. Ми минорный блюзовый квадрат
    Em7 | Em7 | Em7 | Em7 | Am7 | Am7 | Em7 | Em7 | B7 | Am7 | Em7 | Em7 |
  7. Си минорный блюзовый квадрат
    Bm7 | Bm7 | Bm7 | Bm7 | Em7 | Em7 | Bm7 | Bm7 | F#7 | Em7 | Bm7 | Bm7 |
  8. Фа диез минорный блюзовый квадрат
    F#m7 | F#m7 | F#m7 | F#m7 | Bm7 | Bm7 | F#m7 | F#m7 | С#7 | Bm7 | F#m7 | F#m7 |
  9. До диез минорный блюзовый квадрат
    Сm#7 | Сm#7 | Cm#7 | Cm#7 | Fm#7 | Fm#7 | Cm#7 | Cm#7 | G#7 | Fm#7 | Cm#7 | Cm#7 |
Читайте также:  Как научиться играть на гитаре — пошаговая инструкция: как самостоятельно научиться играть на гитаре

Вариации 12 тактовой минорной блюзовой последовательности.

Рассмотрим теперь вариации блюзового квадрата в минорных тональностях. Немного теории: В аккордах основных ступней (I7, IV7, V7) можно добавлять девятую ступень. Это правило применимо и для мажорных тональностей. Часто, в минорных тональностях в V ступени играется пониженная нона. 10. В данном варианте мажорный аккорд пятой ступени заменяется на минорный

Im7 | Im7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | Vm7 | IVm7 | Im7 | Im7 |

11. В тональности До минор аккорд G7 меняется на аккорд Gm7.

Сm7 | Сm7 | Cm7 | Cm7 | Fm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 | Gm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 |

12. Замена аккорда первой ступени во втором такте на аккорд четвертой ступени.

Im7 | IVm7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 (или Vm7) | IVm7 | Im7 | V7 |

13. Во втором такте аккорд Сm7 заменяется на Fm7. Последний так меняется на аккорд пятой ступени. В данном примере аккорд пятой ступени показан с вариантом замены на минорный доминант септ аккорд.

Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | G7 (или Gm7) | Fm7 | Сm7 | G7 (или Gm7) |

14. Замена аккорда первой ступени во втором такте на аккорд четвертой ступени и в последнем такте на аккорд пятой ступени.

Im7 | IVm7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 | IVm7 | Im7;IVm7 | Im7;V7 |

15. В тональности До мажор аккорд С7 на аккорд F7 во втором такте и С7 на аккорд G7 в последнем такте.

Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | G7 | Fm7 | Сm7;Fm7 | Сm7;G7 |

16. Во втором такте играется аккорд четвертой ступени. В девятом такте аккорд пятой ступени заменяется бемоль мажорным септ аккордом шестой ступени. В десятом такте играется доминант септ аккорд с пониженной ноной пятой ступени.

Im7 | IV7 | Im7 | Im7 | IV7 | IV7 | Im7 | Im7 | VI♭maj7 | V7(♭9 ) | Im7 | Im7|

17. На примере это: второй такт Fm7, девятый такт Ля бемоль большой септ аккорд (А♭maj7), десятый такт Соль доминант септаккорд с пониженной ноной (G7(♭9 ))

Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | А♭maj7 | G7(♭9 ) | Сm7 | Сm7 |

Источник: http://strunader.ru/blyuz-na-gitare-blyuzovyij-kvadrat-v-minornyix-tonalnostyax/

Гаммы Табы Гитары Pdf

drawpanel.bitballoon.com› ∎∎ Гаммы Табы Гитары Pdf ∎∎

  1. В данном разделе в двух частях выложены гаммы с аппликатурой графическом (в виде таблиц) и в формате GTP (для Guitar Pro 4 и выше).
  2. Гитара от блюза до джаз-рока.pdf.
  3. Уроки игры на гитаре для начинающих! Гаммы для гитары — видео -упражнения!
  4. Нотный Архив . Бабочка (этюд). Морриконе, «Играя Любовь», тема и гитарные табулатуры, 2 стр., 82Кб. PDF-формат). Морриконе .
  5. Гитара от блюза до джаз-рока.
  6. Гаммы для гитары во всех тональностях. Ноты для гитары продублированые табами (табулатурой) с аппликатурой.

Гаммы для гитары. Теория и практика.< < ПРЕДЫДУЩИЙ УРОКТвоя скорость игры на электрогитаре достигла восьмидесяти ударов в минуту. Вернись к предыдущему уроку. Если же это так, тогда вперед!

Истории гитары и теории музыки; а также упражнения, необходимые для овладения игрой на. Последовательность мажорных гамм с диезами. Гитара в ансамблях. Некоторые . Все гаммы для гитары с аппликатурой Андреса Сеговии Зачем играть гаммы на гитаре Величайший гитарист XX века Андрес Сеговия в. Гаммы это отличный способ развить технику переменного штриха.

Что такое гаммы? Если очень сильно упростить, то гаммой можно назвать ряд звуков, расположенных в строго определенной последовательности полутонов, тонов, а иногда и больших интервалов. О гаммах в контексте аппликатурного мышления очень подробно рассматриваются здесь.

В этом уроке мы будем их использовать как еще одну разновидность упражнений. Чем хороши гаммы? Стенгазету На День Матери.

Во- первых, в них встречаются как внешний, так и внутренний штрихи. Во- вторых, боксы гамм перекрывают все шесть струн.

В- третьих, они, как правило, являются зацикленными, что дает возможность играть одну гамму в течение продолжительного времени. Гамм существует огромное количество. Но все они нам не понадобятся, так как этот урок направлен на развитие скорости, а не музыкального мышления.

Я приведу только некоторые из  тех, что можно использовать в своих песнях, оставив за бортом мелодические лады, гармонический минор, мажорную пентатонику, блюзовую гамму и многие другие.

Но в первую очередь я бы хотел немного рассказать о том как необходимо их играть и что представляют собой те аппликатуры, что ты видишь чуть ниже.

Я получил немало вопросов на эту тему и осознал, что большинство новичков имеют весьма скудное представление о том что такое гаммы в принципе.

Итак, горизонтальные линейки это струны, как ты понимаешь, вертикальные – лады. Кружки – соответственно ноты, которые следует играть. Ни в коем случае не следует принимать гамму за аккорд и пытаться взять все ноты одновременно.

Начинай играть из нижнего левого угла слева направо (т. Затем поднимайся к более высоким струнам, заканчивая играть гамму в верхнем правом углу. Затем ты можешь вернуться к исходной ноте в строго противоположной последовательности.

Если все еще непонятно – в конце урока ты можешь скачать Guitar Pro табулатуры всех гамм, которые здесь встретишь. Но помни, что данные аппликатуры можно с легкостью двигать вдоль грифа и гамма при этом не изменится, изменится лишь ее тональность. Так же не забывай о том, что все гаммы необходимо играть ПЕРЕМЕННЫМ ШТРИХОМ. Вниз- вверх- вниз- вверх!

Да и о других правилах, рассмотренных в предыдущих уроках не забывай! МИНОРНАЯ ПЕНТАТОНИКАС минорной пентатоникой ты уже знаком из предыдущего урока. Здесь я приведу пять боксов этой гаммы в различных позициях.

В конечно счете это, то что ты должен видеть, глядя на гриф гитары — ноты, входящие в конкретную гамму, ее тонику на различных струнах и ладах, многовариантность того, как можно сыграть любой пассаж, который только может прийти тебе в голову. Над этими боксами тебе придется работать..

Не больше, не меньше. Ну, или по крайней мере, столько, сколько ты собираешься играть на гитаре. Никогда не ограничивай себя игрой в одной позиции.

Ты когда- нибудь видел, чтобы Зак Уайлд сыграл все соло, не перемещая руку вдоль грифа? Я тоже нет : )ДИАТОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫДальше — больше! Ниже представлены пять боксов диатонических семиступенных ладов.

Первый — миксолидийский мажор, часто используемый Джоном Петруччи в его прогрессивных темах.

Далее идет минорная гамма (эолийский минор). Среди роковых и металюжных соляков она по праву занимает второе место. Прочувствуй ее мрачную, средневековую атмосферу. На третьем рисунке — локрийский лад. Если сыграть его от второй ступени, получится ионийский (натуральный мажор) мажор. Хочешь сочинить нечто бодрящее, веселое. Возможно эпическое или пафосное?

Тогда используй именно его. Старайся играть по правилу один палец — один лад (в случае с боксом натурального мажора это не сложно). На четвертом боксе ты видишь дорийский минор — еще один фаворит олдскульных рок гитаристов.

И, наконец, на пятом боксе изображен фригийский минор, отличающийся от обычного всего одной ступень — второй пониженной, но зато какую атмосферу придает она ему! Сыграв его от этой самой второй ступени, мы получим лидийский мажор.

Эту гамму ты мог слышать в произведениях Джо Сатриани. Еще раз перечислю гаммы и способ их получения на основе натурального мажора. Ионийский мажор строится на первой ступени натурального и, соответственно, идентичен ему.

Дорийский минор строится на второй ступени натурального мажора. Фригийский минор — на третьей ступени натурального. Лидийский мажор — на четвертой. Миксолидийский мажор — на пятой. Эолийский (натуральный минор) — на шестой. Локрийский лад строится на седьмой ступени натурального мажора. Вот она, аппликатурная сетка, на которой ты можешь видеть все гаммы одновременно.

Черной точкой обозначена тоника ионийского мажора. Присмотрись и отыщи для себя визуально приведенные выше боксы. На приведенном выше рисунке подписаны четыре ступени ионийского мажора — седьмая, первая, третья и четвертая.

Остальные отыскать, как ты понимаешь, совсем не трудно. Но это уже тема совсем другого раздела. До этого ты играл все упражнения шестнадцатыми. По четыре ноты на каждый удар метронома. Но необходимо учиться играть также и триолями.

Для этого мы будем использовать гаммы, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс это бокс фригийского минора, следующий — бокс лидийского мажора, затем — бокс миксолидийского и т.

Для расчета скорости пользуйся следующей формулой. Скорость на которой ты собирался играть раздели на три и умножь на четыре. Ты получишь скорость для восьмых триолей. Скажем, ты собирался играть на скорости в 6.

УВМ. 6. 0: 3*4=8.

УВМ — искомая скорость для игры триолями. Играй по три ноты на каждый удар метронома.

Как видишь, первый бокс затрагивает открытые струны. Просто сдвинь его вправо. Я уже говорил, что гамма при этом не меняется, меняется лишь тоника. Этих последних гамм .

А если нет — еще раз присмотрись к тем гаммам, что есть, сравни табы и рисунок, проанализируй. Развитие невозможно без этого.

Ни одно пособие и ни один учитель не научит тебя играть, если ты не будешь учиться сам. Здесь, пожалуй, пришла пора остановиться. Включай метроном, разучивай один из вариантов какой- либо гаммы и начинай заниматься. В следующем уроке жду тебя после того как ты сможешь играть ВСЕ гаммы на скорости 1. УВМ. Удачи! ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕСЛЕДУЮЩИЙ УРОК > >.

Источник: https://drawpanel.netlify.com/gammi-tabi-gitari-pdf.html

Ссылка на основную публикацию