Джазовые аккорды на гитаре. последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.

Сочинение аккордовых прогрессий

Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.

Доброго времени суток, юные любители музицирования. Помнится, в своей первой статье (http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano) я, рассказывая о том, как сочинить мелодию, предлагал использовать в её основе какую-либо популярную последовательность аккордов и приводил несколько примеров, дабы у вас был выбор.

А что если это последовательность сочинить самостоятельно? Что ж, этим мы с вами сегодня и займёмся. — Почему нам необходимо уметь грамотно комбинировать аккорды между собой? — Аккордовая прогрессия нередко является основой композиции, отчасти формирует её настроение, а также может послужить «отправной точкой» при сочинении мелодии или даже всего трека.

Разве этого не достаточно? Считаю, это исчерпывающе весомые причины.

Кварто-квинтовый круг.

Начнём с того, что я представлю вам вашего нового помощника. Знакомьтесь, кварто-квинтовый круг.

Как же им пользоваться? Уверяю вас, предельно просто. Суть в том, на самом круге мы видим названия аккордов, а именно классический трезвучий. Ближе к центру — минорные, дальше от центра — мажорные.

Так вот, ближайшие 5 к любому из вами выбранных аккордов будут с ним отлично гармонировать. Например, к трезвучию Cm отлично подойдут 2 минорных аккорда: Gm и Fm. А также 3 мажорных: Bb, Eb и Ab.

Приступим непосредственно к сочинению прогрессии.

1) Выбор первого аккорда.

Дабы плод предстоящих трудов получился подстать вашим замыслам, рекомендю отнестить к этому шагу крайне серьёзно.

Послушайте разные аккорды и решите, какой из них ближе вашему настроению / лучше соответствует вашему замыслу. Я же выбрал аккорд Gb, он же F#.

Вы можете лицезреть его на скриншете и прослушать по ссылке ниже. Я решил использовать скрипки, но, думаю, понимаете, что инструмент не принципиален.

https://yadi.sk/d/W_ftIjw_do4mc

2) Выбор остальных аккордов.

Пользуясь вышепредставленной схемой, подберём несколько подходящих трезвучий, дабы дополнить первое. Как рассуждал я, составляя свою прогрессию? Просто в качестве второго и третьего аккордов выбрал два, подходящих по кварто-квинтовому кругу, мажорных трезвучия — B и C#.

А завершил последовательность минорным аккордом A#m. Разумеется, я слушал разные сочетания и оставлял лишь те, что казались мне хорошо звучащими и вам советую делать также. Подмечу ещё, что для получения более подходящего звучания, стоит поэкспериментировать с громкостью отдельных нот.

Я этим в данном случае, как видите, не сильно увлекался, но вы можете пробовать.

https://yadi.sk/d/Axtz0e5ido8Ma

Источник: https://beatmaker.tv/article/sochinenie_akkordovyh_progressij

Схемы джазовых аккордов

Приветствую вас, уважаемый читатель (надеюсь – постоянный) и, несомненно, большой любитель гитары.

Если вас интересует такая тема, как – джазовые аккорды, то вы хотите научиться играть на гитаре нечто большее и сложное, чем простые дворовые песенки.

Играть джаз – сложно, тут мало просто разучить пару-тройку аккордов, тут нужно уметь импровизировать, создавать мелодии на ходу и, конечно, уметь работать с другими музыкантами в команде.

    Содержание

  • Схемы
  • Инструкция

Но, так как вы только начинаете осваивать гитарный джаз, вам хватит и материала из данной небольшой, но, несомненно, полезной заметки.

Аккорды, которые представлены ниже вы, разумеется, можете использовать в своей игре, также, ниже, вы найдете схемы этих аккордов.

Если вы затрудняетесь и не знаете и не умеете читать гитарные, графические схемы, то ниже, также, можете найти соответствующую инструкцию.

Схемы

Ниже вы можете ознакомиться с набором аккордов образованных от ноты ДО, обычно записывается как латинская буква “С”.

Ниже джаз аккорды, которые были взяты от ноты РЕ, записывается буквой “D”.

От ноты и аккорда МИ – “E”.

Аккорды от ноты “ФА”. Стандартный аккорд F играется при помощи приема – большое баррэ. Если вы не умеете использовать этот прием, то рекомендую научиться, т.к., в игре на гитаре, он очень часто используется. Играть так:

Нота соль, записывается как латинская буква “G”. Ниже вы можете ознакомиться с аккордами образованными именно от этой ноты.

Ниже вы можете наблюдать схему аккордов, которые были образованы от ноты ЛЯ, которая обозначается латинской буквой “A”.

И последняя схема, ноты СИ, обычно записывается как латинская “B”, но в некоторых случаях используют другую латинскую букву – “H”. Играть следующим образом:

Инструкция

Если вы затрудняетесь и не можете прочитать схемы, которые я опубликовал выше, то воспользуйтесь нижеприведенной инструкцией. Она вам, несомненно, поможет и прояснит непонятные моменты.

  • Схема аккорды, по сути, представляет собой (иллюстрирует) гитарный гриф, на ней также шесть вертикальных векторов, которые отображают струны, и шесть горизонтальных векторов, которые, при пересечении с вертикальными векторами образуют, своеобразные, гитарные лады;
  • Сверху схемы вы можете наблюдать метки, их две разновидности: крестик – значит струна в аккорде не участвует и нолик – значит струна исполняется открытой. Прошу иметь это в виду при игре аккордов;
  • На самой схеме вы можете найти черные, круглые метки, указывающие на то, какой лад и на какой струне нужно прижимать.

На сегодня это все, надеюсь, теперь вы знаете все джаз аккорды, удачной игры и обучения на гитаре.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество «Анатомия Музыки»! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Источник: http://igitarist.ru/nachinayushhemu-gitaristu/dzhazovye-akkordy-dlya-gitary/

Аккорды в популярной музыке

В популярной музыке существует несколько шаблонов для написания песен. Эти шаблоны представляют собой последовательности аккордов, используемые музыкантами из года в год и работающими безотказно.

В таких шаблонах нет ничего плохого – успех песни зависит от многих факторов, поэтому использовать распространенные последовательности аккордов не зазорно. Давайте разберем самые популярные последовательности и посмотрим, в каких песнях они используются.

Ступеневая запись гармоний

Для изучения последовательностей аккордов мы воспользуемся системой ступеневой записи гармонии. Суть такой записи в том, что каждому аккорду в тональности присваивается римская цифра на основании ступеней лада или гаммы. При такой записи мажорные аккорды записываются заглавными римскими цифрами, а минорные – строчными.

Дополнительный плюс ступеневой записи в ее универсальности и простоте. Человек с базовыми знаниями музыкальной теории может воспроизвести последовательности аккордов записанные по такой системе в любой тональности без всяких проблем.

Последовательность I-V-vi-IV

Аккорды в До мажоре: C-G-Am-F;

Одна из самых популярных последовательностей аккордов в популярной музыке. На Западе часто шутят, что эта последовательность – беспроигрышный билет в любой хит-парад. Особое внимание к этому шаблону привлекло известное видео “4 Chords” австралийского трио The Axis of Awesome, в котором показано более 40 песен на основе схемы I-V-vi-IV.

Читайте также:  Обязательно ли идти в музыкальную школу

Популярность и привлекательность для слуха обычно объясняется контрастом между ступенями. Последовательность I-V-vi-IV построена вокруг обыгрывания тоники, доминанты и субдоминанты. В тональности До мажор эта последовательность состоит из аккордов C, G, Am и F, где:

  • C – тоника (I ступень);
  • G – доминанта (V ступень);
  • Am – субмедианта (минорная VI ступень);
  • F – субдоминанта (IV ступень).

Иногда пятая ступень (второй аккорд последовательности) может заменяться на третью, вторую, четвертую или повтор первой ступени, в зависимости от фантазии музыканта. В таких случаях последовательность принимает следующий вид:

  • I-III-VI-IV (C-E-A-F);
  • I-III-vi-IV (C-E-Am-F);
  • I-I-vi-IV (C-C-Am-F);
  • I-II-vi-IV (C-D-Am-F);
  • I-IV-vi-IV (C-F-Am-F).

Известные примеры: The Beatles – Let It Be, Journey – Don’t Stop Believin’, Katy Perry – Save as Draft, Taylor Swift – All Too Well, Aerosmith – Cryin, Richard Marx – Right Here Waiting.

Последовательность vi-IV-I-V или Последовательность аккордов сильной женщины

Аккорды в До-мажоре: Am-F-C-G

Разновидность предыдущей последовательности, иногда именуемая как «Последовательность аккордов сильной женщин». Первым внимание на эту последовательность обратил колумнист американской газеты Boston Globe Марк Хирш. Журналист отмечал, что изначально заметил эту последовательность в песне Джоан Осборн “One of Us”, после чего решил найти другие ее появления.

Во время поисков Хирш открыл забавный факт. Во время концертного тура Lilith Fair 1998 года, в котором участвовали преимущественно женские коллективы, в репертуаре всех исполнительниц была песня, построенная на последовательности vi-IV-I-V. Отсюда и название «Последовательность аккордов сильных женщин».

Последовательность всегда начинается с минорного аккорда, отчего ее звучание более драматичное, грустное и напряженное. Прогрессия имеет две популярные разновидности:

  • IV-I-V-vi (F-C-G-Am в До мажоре);
  • V-vi-IV-I (G-Am-F-C);

Известные примеры: Joan Osborne – One of Us, The Cranberries – Zombie, Linkin Park – Numb, OneRepublic – Apologize, Lady Gaga – Poker Face.

Последовательность I-vi-IV-V или Последовательность 1950-х

Аккорды в До-мажоре: C-Am-F-G

На западе эту последовательность часто называют “Heart and Soul Chords” или “Последовательность Ду-воп”. Первой популярной песней написанной по этой схеме считается композиция Ричарда Роджерса “Blue Moon” 1933 года. Так бы она и осталась незамеченное, но в 1950-х прогрессию аккордов взяли на вооружение рок-н-ролльщики, написав огромное количество песен по этой схеме.

Благодаря своей простоте и приятному звучанию, последовательность I-vi-IV-V используют в западных музыкальных школах при изучении основ музыкальной композиции и обучении игре на музыкальных инструментах.

Известные примеры: The Police – Every Breathe You Take, Green Day – Jesus of Suburbia, Michael Jackson – You Are Not Alone, Pink Floyd – The Thin Ice.

12-тактовая блюзовая последовательность I-IV-I-I-IV-IV-I-I-V-IV-I-V

Аккорды в До мажоре: С-F-C-C-F-F-C-C-G-F-C-G

Стандартная блюзовая последовательность аккордов, хорошо знакомая каждому музыканту. Эта схема используется во множестве композиций известных блюзменов Роберта Джонсона и Би Би Кинга, встречается в творчестве The Beatles, Rolling Stones, Джона Майера и других исполнителей.

Известные примеры: The Beatles – Why Don’t We Do It in The Road?, Ray Charles – What’d I Say, ZZ Top – Tush, The White Stripes – Ball and Biscuit, James Brown – I Got You (I Feel Good).

Последовательность I-IV-V-I

Аккорды в До-мажоре: C-F-G-C

Эта последовательность аккордов обрела популярность в 1960-1970-е гг, и стала своего рода фундаментом рок-музыки. Благодаря простоте, схема полюбилась поэтам-песенникам, рокерам и поп-музыкантам.

Последовательность I-IV-V-I – это блюзовая схема, сокращенная до четырех тактов. Построить песню по этой схеме проще простого: начинаем с тоники, идем через субдоминанту к доминанте и возвращаемся к тонике. Популярность схемы обусловлена тем, что совместное звучание трех сильных ступеней мощно звучит и легко запоминается.

У последовательности есть несколько разновидностей, используемых в разных стилях музыки:

  • I-IV-V-IV (C-F-G-F) часто используется в роке и фолке;
  • I-V-IV-V (C-G-F-G) встречается в блюзе, фолке и кантри-роке;
  • i-iv-v-V7 (Am-Dm-Em-E7) особо любим русскими рокерами и бардами.

Известные примеры: Richie Valens – La Bamba, The Beatles – Twist and Shout, Led Zeppelin – Rock and Roll.

Последовательность bVI-bVII-i

Аккорды в Ля-миноре: F-G-Am

Минорная последовательность, которая хорошо подходит для медленных песен и баллад. Вместе с тем звучание аккордов в такой последовательности наполняется эпичностью и налетом мистики, что прекрасно подходит для рока.

Известные примеры: Bob Dylan – All Along The Watchtower, Kansas – Carry on My Wayward Son, Blue Oyster Cult – Don’t Fear the Reaper, Aerosmith – Dream On.

Последовательность I-VI-II-V

Аккорды в До-мажоре: C-A-D-G

Еще одна классическая прогрессия аккордов, ставшая базисом джаза начала XX века. Первым появлением последовательности в популярной музыке считается композиция Гершвина “I Got Rhythm”. Позднее последовательность перебралась в классический фолк и ритм-энд-блюз.

Одной из разновидностей этой последовательности считается бридж Монтгомери-Уорда (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни в популярной музыке), строящийся по схеме I7-IV7-ii7-V7, то есть с использованием септаккордов.

Известные примеры: Etta James – At Last, Bruce Springsteen – Hungry Heart, The Beatles – Tell Me Why.

__________________________________________

Эта статья — партнерский материал от сайта SameSound.ru — познавательное интернет-издание для музыкантов любого уровня. Автор Егор Ревенга, специально для Pedalzoo.

SameSound ВКонтакте

Сайт проекта

Источник: http://blog.pedalzoo.ru/music-theory/chord-progressions/

Уголок музыканта-исследователя

Предлагаю вниманию читателя небольшой конспект по основам музыкальной гармонии и импровизации. В Сети можно найти достаточно материалов на эту тему, в данном же конспекте лишь обозначены основные направления, в которых должен продвигаться музыкант-любитель в процессе своего развития.

«Что играть, когда не знаю, что играть?» — попробуем найти ответ на этот вопрос 😉

Аккорды состоят из нескольких нот, расположенных по терциям. В зависимости от количества и вида терций, различают несколько классов аккордов.

Основные классы аккордов

  • Мажорное трезвучие — две терции, снизу большая, сверху малая, например: до-ми-соль — до-мажорное трезвучие, ре-фа♯-ля — ре-мажорное трезвучие1 1
  • Минорное трезвучие — две терции, снизу малая, сверху большая, например: ля-до-ми — ля-минорное трезвучие, си-ре-фа♯ — си-минорное трезвучие1 1
  • Доминантсептаккорд — три терции — снизу большая, выше малая, и еще малая, например: соль-си-ре-фа — доминантсептаккорд от ноты соль1

Во всех перечисленных классах аккордов расположенные большая и малая терции образуют чистую квинту, благодаря чему звучание аккордов становится достаточно слитным и наполненным.

Расположение терцового тона (в трезвучии он находится посередине) определяет класс, и звучание аккорда.

Существуют и другие классы аккордов, отличающиеся количеством ступеней, или их альтерацией.

Ноты, составляющие аккорд, могут быть перемещены в разные октавы, или удвоены в других октавах. Ниже приведены примеры разных вариантов одного и того же аккорда:

1 1 1 1 1

В современной эстрадной музыке часто используются «гитарные» обозначения аккордов, поэтому их полезно знать не только гитаристам.

Читайте также:  Как научиться зажимать аккорды на гитаре

Аккорды обозначаются по их основному тону буквами латинского алфавита, начиная от ноты ЛЯ.

  • A — ЛЯ
  • B — СИ
  • C — ДО
  • D — РЕ
  • E — МИ
  • F — ФА
  • G — СОЛЬ

Различные классы аккордов обозначаются следующим образом

  • Мажорное трезвучие — обозначается просто одной буквой, например: C — до-мажорное трезвучие
  • Минорное трезвучие — к латинской букве добавляется «m», например: Gm — соль-минорное трезвучие
  • Доминантсептаккорд — к латинской букве добавляется «7», например: G7

Для обозначения аккордов, построенных на альтерированных ступенях используются соответствующие знаки альтерации, например: E♭ — ми-бемоль-мажорное трезвучие, F♯m — фа-диез-минорное трезвучие.

Для обозначения альтерации отдельных ступеней аккорда используются знаки «+» и «-» перед цифрами, обозначающими альтерируемые ступени, например: C7-5 — доминантсептаккорд от ноты ДО с пониженной пятой ступенью, Bm-5 — уменьшенное трезвучие (минорное с пониженной квинтой).

Полезно запомнить, какие классы аккордов образуются на разных ступенях тональности.

Трезвучия на ступенях натурального мажора (на примере до-мажора)

  1. мажорное (C)
  2. минорное (Dm)
  3. минорное (Em)
  4. мажорное (F)
  5. мажорное (G)
  6. минорное (Am)
  7. уменьшенное (Bm-5)

Трезвучия на ступенях натурального минора (на примере ля-минора)

  1. минорное (Am)
  2. уменьшенное (Bm-5)
  3. мажорное (C)
  4. минорное (Dm)
  5. минорное (Em)
  6. мажорное (F)
  7. мажорное (G)

На главных ступенях лада (I, IV, V) образуются трезвучия, соответствующие наклонению лада, т.е. в мажоре — мажорные, в миноре — минорные. На остальных ступенях образуются трезвучия противоположного класса.

Часто в целях усложнения, или наоборот — упрощения, гармонической схемы используются замены аккордов.

Замены аккордов производятся по принципу подбора аккорда, максимально похожего на имеющийся. Степень «похожести» аккордов выражается в количестве общих звуков.

Часто используемые замены аккордов

  • Терцовая (медиантовая) — аккорд (трезвучие) заменяется аккордом этой же тональности, отстоящим на терцию вверх или вниз. Новый аккорд имеет с исходным два общих звука, но принадлежит к другому классу, что позволяет порой разбавить минор мажором, или, напротив, подкрасить мажор минором. Солист может рассматривать такие аккорды как единый аккорд, и, соответственно, обыгрывать их одним и тем же звукорядом.
  • Тритоновая — широко используется в джазе для замены доминантсептаккордов. Основана на энгармонизме доминантсептаккордов с пониженной квинтой, отстоящих на тритон. Такая замена позволяет заменить кварто-квинтовые последовательности аккордов на хроматические, и наоборот.

Вместо доминантсептаккорда можно взять (причем на сильную долю) минорный аккорд с секстой, отстоящий от него на кварту ниже (или квинту выше), поскольку он содержит те же звуки, что и доминантовый нонаккорд. Следующая диаграмма иллюстрирует взаимозаменяемость аккордов C9 и Gm6:

{«drawGroups»:true}!C9/Gm6:c@root#0a0;d@#0a0;e@#0a0;g@#0a0;bes@#0a0;g@root#00f;bes@#00f;d@#00f;e@#00f

На этом принципе основана замена доминантсептаккорда последовательностью, в которой перед ним берется аккорд второй ступени соответствующей тональности. Например, в тональности до-мажор, доминантсептаккорд G7 (аккорд пятой ступени) может быть заменен последовательностью Dm7 G7.

Поскольку музыкальный лад создает систему тяготения звуков, трезвучия, построенные на разных ступенях лада, также взаимодействуют друг с другом в плане тяготения.

Выделяют три основные гармонические функции:

  • Тоника (T) — образуется на первой ступени лада, является «центром тяготения» — в нее в конечном итоге разрешаются все гармонические последовательности.
  • Субдоминанта (S) — образуется на четвертой ступени лада, характеризуется направлением гармонического движения от тоники.
  • Доминанта (D) — образуется на пятой ступени лада, характеризуется сильным тяготением в тонику.

Таким образом, основное направление тяготения выглядит следующим образом: T -> S -> D — > T.

Трезвучия, располагающиеся на побочных ступенях лада часто имеют двойную функцию. Например, трезвучие третьей ступени сочетает в себе функцию слабой доминанты и тоники, трезвучие шестой ступени — слабой субдоминанты и тоники.

Трезвучия, располагающиеся на вводных по отношении к тонике ступеням — второй и седьмой не имеют с тоникой общих звуков, и поэтому выполняют функцию очень сильной (но не основной) доминанты (седьмая ступень) и очень сильной (но не основной) субдоминанты (вторая ступень).

Мелодические инструменты, не имеющие возможности извлекать одновременно несколько нот (духовые, отчасти смычковые струнные) для обыгрывания аккордов могут использовать следующие звукоряды:

  • арпеджио
  • пентатоника
  • диатоника
  • система вводных тонов
  • симметричные лады

Арпеджио представляет собой звукоряд, состоящий исключительно из звуков соответствующего аккорда. Это похоже на игру «перебором» на гитаре. При игре арпеджио мелодическая линия полностью сливается с гармонией.

Пентатоника представляет собой пятиступенный звукоряд, состоящий из арпеджио аккорда, и двух дополнительных ступеней.

При обыгрывании мажорных аккордов к арпеджио добавляются вторая и шестая ступени, при обыгрывании минорных — четвертая и седьмая. Например, на до-мажорное трезвучие можно играть пентатонику ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ-ЛЯ.

c'1 d' e' g' a'

На ля-минорное трезвучие — пентатонику ЛЯ-ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ. Как видно, это та же пентатоника, что и для до-мажора — здесь также действует принцип параллельных тональностей.

a'1 c'' d'' e'' g''

Для получения блюзовых интонаций можно играть на мажорную гармонию пентатонику одноименного минора. Для усиления эффекта можно добавить к ней пониженную пятую ступень.

Хотя пентатоника уже отличается от простого арпеджио, тем не менее, она достаточно легко ложится на гармонию, и ей можно легко обыгрывать даже несложные последовательности аккордов.

Вы никогда не промахнетесь мимо тональности, если будете на каждый мажорный аккорд играть мажорную пентатонику, а на каждый минорный — минорную.

Диатоника — семиступенный звукоряд. Его можно получить, добавив к пентатонике еще две ноты. По сравнению с пентатоникой диатоника звучит более ярко и полно. Типичные примеры диатоники — натуральные мажорная и минорная гаммы.

Из-за того, что диатоника включает в себя больше нот, она сильнее привязана к тональности, чем пентатоника. Если для обыгрывания аккорда пентатоникой достаточно было просто различать мажор и минор, в случае с диатоникой требуется также учитывать положение аккорда в тональности.

Основные виды диатоники, используемые для обыгрывания аккордов:

Класс аккордаГамма
Мажорное трезвучие Натуральный мажор — хорош для мажорной тоники. Строится по схеме тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.c'1 d' e' f' g' a' b' c''Лидийский лад — натуральный мажор с повышенной четвертой ступенью, хорош для субдоминанты в мажоре, или просто чтобы добавить «света».c'1 d' e' fis' g' a' b' c''Миксолидийский лад — натуральный мажор с пониженной седьмой ступенью, хорош для обыгрывания доминанты в мажоре или гармоническом миноре, или просто чтобы добавить «блюзовой» окраски.c'1 d' e' f' g' a' bes' c''
Минорное трезвучие Натуральный минор — хорош для минорной тоники. Строится по схеме тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.c'1 d' es' f' g' aes' bes' c''Фригийский лад — натуральный минор с пониженной второй ступенью, хорош для доминанты в натуральном миноре, или просто чтобы добавить «востока».c'1 des' es' f' g' aes' bes' c''Дорийский лад — натуральный минор с повышенной шестой ступенью, хорош для обыгрывания субдоминанты в натуральном миноре, или просто чтобы убрать из минора излишнюю «лирику».c'1 d' es' f' g' a' bes' c''
Доминантсептаккорд Используется описанный выше миксолидийский лад.
Читайте также:  Как пользоваться тюнером для гитары

Система вводных тонов образуется добавлением к аккордовым тонам дополнительных вводных тонов, располагающихся на секунду выше и секунду ниже. Вводные тона тяготеют к ближайшим аккордовым тонам, «опевают» их.

Поскольку секунды могут быть большими и малыми, возможны разные варианты построения вводных тонов.

Самый простой вариант — когда вводные тона соответствуют диатоническим ступеням. В таком случае, система вводных тонов расширяет арпеджио до диатоники. В плане музыкального материала это не дает ничего нового, но порой позволяет исполнителю по-новому взглянуть на материал, сформулировать какие-то новые идеи.

Более изощренный способ — использование хроматических ступеней. В таком случае система вводных тонов выходит за рамки тональности, расширяет диатонику, позволяет добиваться более напряженного звучания. Естественно, использовать этот прием надо строго дозированно. Наиболее распространенный вариант — верхний вводный тон отстоит от аккордового тона на большую секунду, а нижний — на малую.

Симметричные лады состоят из ступеней, распределенных на одинаковые интервалы.

Оливье Мессиан называл такие структуры ладами ограниченной транспозиции, т.к. при транспонировании они очень быстро отображаются сами в себя. Это свойство симметричных ладов делает удобным их разучивание и использование в разных тональностях.

Симметричные лады выходят за пределы тональности, поэтому использование их в чистом виде создает довольно напряженное звучание, что, впрочем, бывает полезно в кульминациях, или при обыгрывании доминантовых гармоний. Чтобы смягчить звучание симметричных ладов можно использовать их отрезки в комбинации с диатоникой или пентатоникой.

Некоторые виды симметричных ладов:

Симметричный ладВозможные транспозицииОписание
Хроматическая гамма 1 Образуется двенадцатью ступенями, отстоящими друг от друга на полутон. Хроматическая гамма всего одна, транспонировать ее бесполезно.c'1 cis' d' dis' e' f' fis' g' gis' a' ais' b'
Целотонная гамма 2 Образуется шестью ступенями, отстоящими друг от друга на тон. В природе таких гамм всего две — одна строится от ноты ДО, вторая — от ДО-диез.c'1 d' e' fis' gis' ais'cis'1 dis' f' g' a' b'Целотонная гамма удобна при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов.
Уменьшенная гамма 3 Простейший вариант уменьшенного лада — арпеджио уменьшенного септаккорда, т.е. четыре ступени, отстоящие на малую терцию друг от друга.c'1 es' ges' a'cis'1 e' g' ais'd'1 f' aes' b'Другой вариант — восьмиступенная «гамма Римского-Корсакова», строящаяся по схеме «тон-полутон».Уменьшенную гамму можно транспонировать только два раза, на третий раз она повторяет исходную.Уменьшенные гаммы удобны при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов.

Благодаря равноправию ступеней в симметричных ладах, такие лады удобно использовать при модуляции для перехода из одной тональности в другую. Гамму исходной тональности сопоставляем с родственным ей симметричным ладом, после чего ступени этого лада переосмысляем в контексте новой тональности.

Источник: http://www.perji-otmetiny.ru/research/chords

Про джазовые аккорды, ритм и многое другое

Как любая музыка, джаз базируется на трех основополагающих вещах, эдаких «трех китах» музыкального мироздания — ритме, мелодии и гармонии.

И, чтобы понять такую форму музыкального жанра как jazz, необходимо разобраться в оригинальных природных характеристиках каждого из его «базовых китообразных» – понять ритмические структуры, научиться играть джазовые аккорды на фортепиано и услышать мелодию.

Содержание статьи

  •  Джазовое фортепиано

 Ритм

Прежде всего, конечно, ритм.  Про различные виды ритмических структур мы уже говорили в этой статье.

В джазе, в этом музыкальном синтезе африканской и европейских культур именно ритм является тем основополагающим моментом, который делает джаз джазом.

В музыкальном мире существует несколько теорий о корнях джазового ритма, но самая популярная и распространенная утверждает, что он зародился в недрах африканских культурных традиций.

Эта простая по своей сути музыка рождалась с использованием самых примитивных инструментов и предназначалась для традиционных несложных танцев. Со временем инструментальный ассортимент был расширен, а примитивный музыкальный рисунок трансформировался в неповторимый джазовый ритм с его сложнейшей системой изолированных ритмических линейных отрезков.

 Мелодия и гармония

Мелодия — это, конечно, самая очевидная составляющая любой музыки. Слушатель запоминает именно ее. В джазе мелодия сложна и многогранна. И она немыслима без Ее Величества Импровизации! Однако мелодическая джазовая импровизация не должна выходить за рамки гармонии, ведь джазовые аккорды для фортепиано имеют свою природу и свои законы.

Гармонической цепочкой любого музыкального произведения является определенная система аккордов.

Что же касается джаза, то в нем такие цепочки обычно зацикливаются, а каждый цикл совпадает с так называемым «джазовым квадратом» — крупной музыкальной единицей, полностью умещающей в себе музыкальную тему.

И, несмотря на то, что импровизация — это джазовое «все», она надежно покоится на вполне определенной гармонической структуре. Если речь идет о джазовом ансамбле, то гармонический каркас поддерживает ритм-секция: гитара, контрабас и фортепиано.

 Джазовое фортепиано

Именно фортепиано является неотъемлемой частью стиля с того самого момента, когда джаз с улицы перебрался на концертные эстрады. Роль этого инструмента многогранна, поскольку его природа объединяет и мелодическую, и гармоническую джазовую составляющую.

На фортепиано, как, впрочем, на всех клавишных, так и на гитаре, можно исполнять аккорды. Тогда как другие инструменты в классическом джазовом ансамбле «умеют» играть лишь отдельные ноты. Именно поэтому джазовые аккорды для фортепиано – это отдельная дисциплина в музыкальных образовательных учреждениях.

Без фортепиано немыслим архаический блюз — одно из величайших явлений афроамериканской культуры, родившееся в дельте Миссисипи и сегодня практически исчезнувшее, разделившееся и растворившееся в своих электрических, блюз-роковых, буги-вуги и прочих детях-ветвях.

По прогнозам некоторых «специалистов-музыковедов», синтезатор скоро вытеснит фортепиано из блюзового комбо. Но думается, что джазовые музыканты в большинстве своем посмеются над такими прогнозами. Ведь им, профессионалам, и их слушателям хорошо известны совершенно роскошные музыкальные возможности этого уникального инструмента.

Зажигательное, яркое, ритмичное неповторимое выступление двух джазовых пианистов, наполненное потрясающей энергией, драйвом и просто отличным настроением.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://ProPianino.ru/pro-dzhazovye-akkordy-ritm-i-mnogoe-drugoe

Ссылка на основную публикацию