Блюзовые аккорды для гитары. аппликатуры, прогрессии и практические примеры блюзовых квадратов.

10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий

Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.

В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.

Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!

1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор

| iim7  | V7 | Imaj7   | % 

| Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.

Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.

Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C.

2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»

| Imaj7         vim7 | iim7          V7 | iiim7          VI7 | iim7        V7

| Cmaj7       Am7 | Dm7         G7 | Em7           A7 | Dm7       G7

Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I've Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.

Список стандартов, которые используют данную прогрессию.

Песня                               Исполнитель

Moose the Mooche            Pat Metheny 

Shaw Nuff                         Barney Kessel 

Cheek to Cheek                George Van Eps 

Mean to Me                      Barney Kessel 

Isn't It Romantic                Tal Farlow 

Long Ago and Far Away    Earl Klugh

Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.

Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.

3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия

| Imaj7  | % |(iim7 | V7) | Imaj7   | % |(iim7    | V7) | Imaj7

| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7

Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.

Песня                        Исполнитель

How High the Moon     Joe Pass 

Tune Up                     Wes Montgomery 

Cherokee                   Tal Farlow 

Joy Spring                 Joe Pass 

One Note Sambe       Charlie Byrd 

Solar                         Pat Metheny

Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия — это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.

Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.

Далее приведены два примера того, как ты можешь отрабатывать эту прогрессию.

4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7

| Imaj7           #I°7 | iim7           #II°7 | iiim7         VI7

| Cmaj7         C#°7 | Dm7        D#°7 | Em7           A7

Песня                                     Исполнитель

Cherokee                                Tal Farlow 

Have You Met Miss Jones        Kenny Burrell 

Joy Spring                              Joe Pass 

But Beautiful                           Lenny Breau 

Ain't Misbehavin'                     Django Reinhardt

Аккорд Dim7 используетсядлясоединенияаккордов Imaj7 и iim7, атакже iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.

Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.

Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.

5. Прогрессия «Take the A Train»

| Imaj7  | % | II7  | % | iim7 | V7  | Imaj7  | % 

| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

Песня                              Исполнитель

Take the 'A' Train              George Benson 

The Girl from Ipanema       Charlie Byrd 

Desafinado                       Charlie Byrd 

Mood Indigo                     Kenny Burrell

Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.

Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.

Ниже приведены два примера данной прогрессии.

6. Прогрессия от I к IV

| Imaj7  | (iim7         V7) | IVmaj7

| Cmaj7 | Gm7         C7 | Fmaj7

Песня                                            Исполнитель

Satin Doll                                        Tal Farlow 

Cherokee                                       Tal Farlow 

Joy Spring                                      Joe Pass 

Have You Met Miss Jones                Kenny Burrell 

There Will Never Be Another You      George Benson

Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.

Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.

7. Прогрессия от IV к iv

| Imaj7  | I7  | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7 

| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7  | Dm7G7 | Cmaj7

Песня                                              Исполнитель

Moose the Mooche                            Pat Metheny 

Shaw Nuff                                         Barney Kessel 

All of Me                                          George Benson 

All the Things You Are                       Pat Metheny 

There Will Never Be Another You        George Benson

Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.

Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.

Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.

8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)

Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» — это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.

Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.

9. Минорная прогрессия ii V I

Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.

Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.

Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.

10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»

Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.

Как обычно, два примера.

Для тех из вас, кто хочет знать больше о джазовых прогрессиях аккордов и музыкальной теории, я настоятельно рекомендую книгу «The Jazz Theory Book» авторства Mark Levine.

Источник: www.jazzguitar.be

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://GuitarMagazine.ru/the-10-most-popular-jazz-chord-progressions

Квадраты на гитаре. Гитаристам

Как строить последовательности аккордов или “аккордовые цепочки”? Это один из часто задаваемых гитаристами вопросов, которые хотят научиться строить гармонично звучащий аккомпанемент.

Связанные последовательности аккордов называются гармоническими оборотами.Если вы изучали теорию музыки, то этот термин должен быть вам знаком.

Но в эстрадной музыке чаще используют понятие квадратов, на чем мы и остановимся.

Квадрат имеет несколько определений, но для конкретики рассмотрим тактовый квадрат — завершенная последовательность аккордов, состоящая из четырёх тактов, на. Которую исполняется импровизация.

Выбираем наиболее популярный в эстрадной музыке размер четыре четверти и темп, скажем, 80. Положим для простоты, что в одном такте будет играться один аккорд. Можно играть боем или перебором в любом стиле. Осталось определиться с аккордами.

Существует огромное количество различных аккордов, но в самом простом случае выбираются только те из них, которые существуют в выбранной тональности звуков.

То есть, сначала нужно выбрать тональность, а затем существующие в ней аккорды, а не наоборот, сначала сыграть первый аккорд, а потом долго и безуспешно думать, что играть дальше.

Тональность — это своего рода система координат в музыке, благодаря которой становится понятно то, какие звуки можно использовать для игры из всех возможных.

Читайте также:  Звуки струн для настройки гитары

Выберем, например, тональность ля-мажор. На рис. 1. показаны ступени и буквенные обозначение звуков в ней.

Рис. 1 Ступени в тональности натурального ля-мажора.

Можно ли в этой тональность сыграть аккорд, например, D#? Нет, потому что звука D# в этой тональности нет.

От каждого из семи звуков тональности можно построить трезвучие. Для этого вспомним, что трезвучие состоит из звуков примы, терции и квинты. Например, трезвучие от первого звука — A(I), С#(III) и E(V), второго — B(II), D(IV) и F#(VI) и т.д.

Сыграв все эти семь трезвучий нетрудно услышать, что трезвучия от I, IV и V степеней являются мажорными, как и сама тональность. Аналогично будет и в натуральном миноре, где аккорды от этих ступеней являются минорными.

Помимо этого, эти трезвучия содержат в себе все три функции музыкальной системы, которые используются для построения гармонических оборотов — тоническую (T), субдоминантовую (S) и доминантовую (D).

Тоническая функция — устойчивость и покой, субдоминантовая — неустойчивость, развитие и слабое тяготение к тонике, доминантовая — кульминация неустойчивости и сильное тяготение к тонике. По этим причинам трезвучия от данных ступеней являются главными.

Заметим, басовые звуки этих трезвучий (оранжевые круги) образуют прямоугольный треугольник, при помощи которого можно быстро увидеть расположение басовых звуков главных трезвучий в любой тональности (зелёные треугольники): определяем приму интересующей тональности, затем звук на струне под ней и вправо через лад.

Полный гармонический оборот выглядит так:

T — S — D

Тоника — трезвучие от первой ступени, субдоминанта — от IV, доминанта — от V.

Подставим в эту схему соответствующие аккорды выбранной тональности. Получаем мажорный квадрат:

A → D → E

Просто, не правда ли?

Общая схема для построения гармонических оборотов показана на рис 2.

Рис. 2. Общая схема для построения гармонических оборотов.

На практике удобнее пользоваться более детальными схемами, на которых показаны функции, соответствующие всем семи ступеням тональности (рис. 3).

Рис. 3. Детальная схема взаимодействий функций трезвучий в мажорной тональности.

В скобках указан номер ступени. Например, S(VI) — это трезвучие от шестой ступени гаммы выбранной тональности. Это трезвучие относится к субдоминантовой группе. Трезвучие от седьмой ступени в натуральном мажоре является уменьшенным и малоупотребительным, но аккорд от седьмой ступени используется часто, что в этом случае потребует дополнение схемы связями с этим аккордом.

Черными стрелками показаны малоупотребительные переходы в классической музыке, как ослабляющие напряжение, но в эстрадной музыке они используются часто.

Как пользоваться этой векторной схемой? Задаём начальные условия (точку отсчета) и от неё начинаем путешествие по стрелкам. Пусть наш квадрат состоит из главных трезвучий, а начинается и заканчивается тоникой. Прорисуем связи согласно этому плану (рис. 4).

Рис. 4. Прорисовка связей для будущего квадрата.

Получился треугольник. Если сыграть квадрат по рисунку, то возникнет ошибка:

T → S(IV) → D(V) → T | S(IV) → D(V) → T → S(IV) | D(V) → и т.д.

Как видно, это не квадрат. Происходит смещение начала квадрата уже во втором повторе. Что же делать? Нужно задать четвертый вектор, который будет соответствовать четвертой стороне квадрата. Согласно нашему плану, тонака играется в первом и последнем тактах квадрата. Значит, нужно подкорректировать схему (рис. 5).

Рис. 5. Коррекция схемы для получения квадрата.

Получилась схема вида:

T → S(IV) →D(V) →T’ → T

T — начало, а T’ — конец квадрата. T и T’ — это один и тот же аккорд, но сыграть его нужно в первом и четвертом тактах.

Теперь подставляем сюда вместо функций соответствующие им аккорды выбранной тональности ля-мажор:

A → D → E → A

Проверяем квадрат на правильность, выписав его несколько повторов:

A D E A | A D E A | A D E A | A D E A

Да, это квадрат. Его можно повторить подряд сколько угодно раз и никаких разрывов и смещений начала не будет.

Далеко не все из возможных вариантов квадратов, которые можно получить по схеме рис. 4, будут хорошо звучать. Значит, не боимся ошибаться, путешествуем по стрелкам (рис. 6) и слушаем результат (либо поднимаем труды по гармонии музыки).

Рис. 6. Варианты гармонических оборотов для построения квадратов.

Попробуйте определить, какой из показанных вариантов звучит не гармонично.

Сколько играть повторов квадратов, чтобы их надёжно выучить? Пока пальцы автоматически не начнут выдавать их без ошибок на протяжении среднестатистической по длительности песни в нужном темпе. Одно дело сыграть на гитаре какую-то фразу или квадрат без ошибок один раз и совсем другое дело сыграть их без ошибок на протяжении нескольких десятков повторов.

Неплохой и полезной тренировкой будет определение квадратов в песнях. Возьмите свою любимую песню с текстом и указанными над ним аккордами и попробуйте выделить в ней квадраты. Квадраты начинаются с начала куплета, припева, проигрышей или их частей.

Квадраты в популярных песнях кратны 4 тактам, но не обязательно количество аккордов также кратно 4. Также не обязательно все квадраты в песне будут одинаковыми.

Не обязательно все квадраты в песне будут равны по количеству тактов в них, но в пределах своих частей (куплетов, припевов и др.) они, как правило равны.

Например, если первый куплет состоит из двух квадратов по 8 тактов, а припев — из двух квадратов по 4 такта, то строение всех остальных куплетов и припевов скорее всего будет таким же. Другими словами, квадраты в частях равны по количеству тактов в них, но по содержанию могут отличаться.

Возьмём характерный и хорошо известный в поп-музыке куплет из 8 строк, которым соответствует следующая последовательность аккордов:

| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am | Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |

Вертикальная линия — это тактовая черта. Получилось 16 тактов. Что это? Это два одинаковых квадрата, состоящих из восьми тактов:

| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |

Можно ли сказать, что этот восьмитакт, в свою очередь, состоит из двух тактовых квадратов? Нет, потому что квадрат, в строгом определении, — это законченная функционально-гармоническая структура.

Законченность означает то, что после игры квадрата мы можем логично и без разрывов перейти к игре следующего квадрата. Представьте, что нужно полностью насыпать песок в ряд вёдер из 8 штук и невозможно перейти к заполнению следующего ряда, пока не заполнится предыдущий. Наполнены все 8 вёдер — процесс заполнения ряда закончен.

Так и у нас: сыграли все 8 тактов — квадрат закончен, не сыграли — не закончен со всеми вытекающими.

Нередко для простоты термин квадрат употребляется только в количественном смысле. Например, ди-джей может сказать, что показанный выше куплет состоит из 4 квадратов. Воспринимать это надо в том смысле, что куплет состоит из 16 тактов. С практикой вы научитесь понимать смысл квадрата из контекста его употребления.

Итак, вы разучили один квадрат. Что дальше? А дальше полезно его поиграть в различных стилях, изменить бой или перебор, уменьшить или увеличить темп, сыграть его в другой тональности. Можно записать квадрат и зациклить его воспроизведение, чтобы попробовать исполнить импровизацию. Получилось? Переходим к другому квадрату или усложняем исходный.

Если построение квадратов вызывает сложности, то можно поискать таблицы с популярными гармоническими оборотами и из них составлять квадраты путем зацикливания.

После разучивания отдельных квадратов можно будет приступить к их комбинированию друг с другом. Работать над квадратами можно и отдельно, но я предлагаю более практичный и интересный подход — работа над квадратами в рамках песни, как будет показано на следующем занятии. Успехов!

Александр Страшко
admin@starport.ru
05.04.15

Источник: http://www.studio.starport.ru/main/statyi/basegitar_6.php

Джазовые фразы для гитары

В этом разделе мы расскажем о6 основных моделях построения джазовых фраз на гитаре. Для начала эти фразы можно изучить в до мажоре, и затем играть во всех тональностях по всему грифу.

Джазовые фразы в мажоре

В первом примере, показанном ниже мы исполним пониженную третью ступень b3 и закончим фразу на 6-ой ступени. Эта пониженная 3-я ступень даст блюзовый оттенок вашей импровизации.

Арпеджио — важная техника для ваших джазовых гитарных соло, но иногда они могут стать монотонными, особенно когда начинаются с первой ступени. Движение R-7-R позволяет играть maj7 арпеджио от первой ступени, но в то же время вы избегаете простоты и банальности звучания вашей линии.

Далее рассмотрим арпеджио Em7, которое будет играться поверх аккорда Cmaj7. Нота ре в данном случае будет 9-ой ступенью аккорда Cmaj9. Использование M7 арпеджио с 3-ей ступени аккорда maj7 — это то, что каждый великий джазовый гитарист использовал в то или иное время в своих соло.

Еще один пример с использованием b5-ой ступенью. Это также придаст вашему соло блюзовый оттенок.

Следующая фраза — это комбинирование b3 и b5-ой ступени в maj7 аккорде.

В следующем примере мы используем аккордовые тона , но в то же время избегаем использования 1-ой ступени в нашем соло.

Этот простой, но эффективный шаблон основан на мажорной пентатонике аккорда C6.

Доминантовые джазовые фразы

Поскольку доминантные септ аккорды появляются по крайней мере три раза в любой джазовой прогрессии, и составляют напряженный аккорд в ii-V-I, важно иметь под пальцами ряд классических фраз, чтобы уверенно и точно отметить этот важный аккорд.

В этом разделе вы узнаете 8 классических моделей построения фраз в доминантных аккордах и тем самым расширите свою палитру красок в своей импровизации.

Для начала, вот короткий, который использует голос, ведущий к соединению b7 G7 и 3-ей ступени в Cmaj7.

Работа над солированием в доминант септ аккордах означает не только солирование в рамках этого аккорда, но и разрешение его в последующие аккорды прогрессии.

Далее в примере у нас имеется проходящая нота Gb, которая придает фразе нотки бибопа. Септима над G7 разрешается в аккорд Cmaj7 во втором такте.

Вот пример для создания напряжения над аккордом V7 в коротком шаблоне ii-V-I до мажора.

Обратите внимание на интервалы b13 (Eb), #9 (Bb) и b9 (Ab), применяемые к аккорду G7. Они создают чувство напряжения, которое вы затем разрешаете в аккорд Cmaj7.

Вот короткая, простая линия, основанная на G7 арпеджио.

Как упоминалось ранее, бибопные гаммы являются эффективным способом солирования над любым доминантным 7-м аккордом.

В этом примере вы узнаете более длинную фразу в бибопе, здесь также используется арпеджио Bdim7.

Смешивание нот из доминантного арпеджио и Миксолидийского лада с нотамиками блюза — это интересный способ выразить свою музыкальную мысль.

Минорные джазовые фразы

Аккорд m7 играет важную роль в мире джазовой гитары. Этот раздел поможет вам расширить свой словарный запас. Не стесняйтесь изучать эти шаблоны во всех тональностях.

В первом примере m7 мы добавим проходящую ноту между 1-ой ступенью и второй нотой гаммы, в этом случае мы получим D Дорийский лад. (если вы не знакомы с диатоническими ладами, узнайте больше о них здесь).

Седующий пример звучитв стиле Джанго Рейнхардта, это арпеджио с проходящей нотой между 1-ой и b7-ой ступенью аккорда. Опять же, добавление проходящих тонов к вашим линиям, является важным методом, который должен быть хорошо изучен.

Здесь мы будем использовать D Дорийский лад для создания более длинной фразы над аккордом Dm7.

Следующая модель m7 D дорийского лада звучит в стиле Пэта Метени, эта фраза имеет диссонирующую хроматическую ноту (Eb) и создает проходящий звук над аккордом Dm7.

При использовании хроматических нот, будьте осторожны с задержкой разрешения, ваша хроматическая нота может прозвучать как ошибка.

Джазовые фразы для полу-уменьшенных аккордов

Далее мы поговорим о гитарных паттернах, которые хорошо звучат в полу-уменьшенных аккордах (m7b5). Как всегда, пробуйте эти шаблоны в разных тональностях.

В первом примере используются звуки аккорда Fm над Dm7b5.

В этом шаблоне используется два разных арпеджио над аккордом Dm7b5:

В первой половине такта используется арпеджио Fm7, во второй половине такта есть арпеджио Bb7, который затем разрешается в ноту G (11 — й).

Читайте также:  Советы молодому исполнителю

Следующая фраза имеет хроматический проходящий тонмежду 3-й и 4-ой ступенью (Gb), в данном случае эта линия начинает звучать в стиле Bebop.

Добавление хроматических нот в m7b5 может быть сложной задачей, но поняв принцип,это можно делать, и ниже показан пример фразы в импровизированной линии.

И в заключительной фразе имеется триольный ритм. Такой прием используют все джазовые гитаристы, так как он звучит довольно эффектно и красиво. Изменение ритмических фигураций вдохнет свежую жизнь в ваши импровизационные линии.

Всем успехов в обучении!

Источник: https://learn4joy.ru/jazzguitar-pattern/

Как играть блюз на гитаре? Часть третья (блюз аккорды и блюзовый аккомпанемент)

Приветствую вас ребятки :=) Продолжаем разбираться с тем, как играть блюз на гитаре. Как вы помните в предыдущих статьях, мы уже начали разбираться.

В первой статье «Как играть блюз на гитаре? Часть первая» мы разобрались с общими понятиями, поговорили о том, что такое блюз, на каких инструментах и оборудовании он исполняется.

Во второй статье «Как играть блюз на гитаре? Часть вторая» я растолковал вам теорию блюза, которую мало кто любит, это было видно по лайкам и реттвитам к статье :=)

Сегодня же ребятки, мы будем изучать блюз аккорды и блюзовый аккомпанемент. И от скучной теории перейдем уже к практике.

И для начала давайте ознакомимся с блюз аккордами. В блюзе в основном применяются мажорные аккорды и так называемые доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями.

Уже предвижу ваши округленные глаза и возмущение, от непонимания слов, которые я написал выше :=)

Не буду вдаваться в теорию и скажу простым языком, для того чтобы вы поняли.

Доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями, это те самые аккорды, где после буквы обозначающей аккорд стоит что-то из этого набора: 6, 9, 13, 7+5, 7#9.

Думаю в различных справочниках и сборниках аккордов, вы видели такие аккорды: С6, А9, С7#9 и.т.д, вот это вот и есть доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями.

Идем дальше. Все блюз аккорды мы будем изучать на основе так называемых аккордовых групп. Эти аккордовые группы получаются, когда простой мажорный аккорд берется в разных частях грифа гитары. Всего существует 5 аккордовых групп, называются они по соответствующим им простым мажорным аккордам: Е, A, D, G, C.

Сейчас постараюсь объяснить вам все это подробнее. Если простой мажорный аккорд Е переместить по грифу на 4-й и 5-й лад, и первым пальцем взять баррэ на третьем ладу, то мы получим аккорд G аккордовой группы Е.

Если точно так же переместить например аккорд E7, то мы получим аккорд G7 аккордовой группы E.

Таким же образом дела обстает и с другими группами аккордов. Так например если простой аккорд А переместить по грифу на 5-й лад и взять малое баррэ на третьем ладу, то у вас получится аккорд С аккордовой группы А.

Группа аккордов D. Вот таким вот образом простой аккорд D становится аккордом F группы D.

Группа аккордов С.  Вот таким вот образом аккорд С становится аккордом D группы С.

Группа аккордов G. Это довольно сложные аккорды, поэтому для того чтобы научиться их проигрывать, вам придется упорно потрудиться.  На рисунке ниже показано, как простой аккорд G становится аккордом А группы G.

Дорогие друзья, надеюсь хоть немножко вы уловили смысл. Более подробно и наглядно я объясняю и показываю это в видеоуроке:

А теперь что касается блюзовых аккордов, тех самых доминантсептаккордов с надстройками и альтерациями. Что же означают эти страшные, для уха простого гитариста-самоучки слова, надстройки и альтерации?

Не буду грузить вас теорией, скажу достаточно просто. Аккорды с надстройками – это аккорды, где к основным нотам аккорда добавляются дополнительные ноты. Аккорды с альтерациями – это аккорды, где основные ноты повышаются или понижаются.

Итак, давайте знакомиться с основными блюз аккордами. Вот аппликатуры этих аккордов в различных аккордовых группах. Рассмотрим все на примере аккорда С.

Группа аккордов Е(ми):

Аккорд С

Аккорд С6 (первый вариант)

Аккорд С6 (второй вариант)

Аккорд С6 (третий вариант)

Аккорд С7

Аккорд С7#9

Аккорд С7+5 (первый вариант)

Аккорд С7+5 (второй вариант)

Аккорд С9

Аккорд С9 (второй вариант)

Аккорд С13

Аккорд С13 (второй вариант)

Аккорд С13 (третий вариант)

Группа аккордов А(ля):

Аккорд С

Аккорд С7

Группа аккордов D(ре):

Аккорд С

Аккорд С7

Аккорд С7#9

Аккорд С#dim

Группа аккордов С(до):

Аккорд С

Аккорд С7 (первый вариант)

Аккорд С7 (второй вариант)

Аккорд C7#9

Аккорд C9

Аккорд C13

Группа аккордов G(соль):

Аккорд С

Аккорд С9

Для начала разучите и запомните хотя бы по 2-3 аккорда из каждой группы аккордов, затем постепенно разучивайте и запоминайте новые.

Не бойтесь, что этих аккордов так много, разучивайте их постепенно и у вас все получится.

Со временем к вам придет понимание и можно даже сказать осознание того что вы играете, и вы будете использовать сетки этих аккордов, как справочник для построения множества других аккордов.

Также очень полезно, не тупо заучивать аппликатуры аккордов, а анализировать где располагается тоника, на каких струнах он играется, какие ступени входят в аккорд и.т.д

Думаю на сегодня хватит :=) Изучайте, осваивайте и практикуйте все то, о чем  я рассказал вам в этой статье. Ну а я же буду готовить для вас следующую часть, в которой мы будем продолжать изучать и осваивать блюзовый аккомпанемент, будем уже пробовать играть связки аккордов, ну а пока разучивайте сами аккорды.

Следите за своей почтой, чтобы не пропустить следующий выпуск рассылки. До встречи друзья :=)

P.S. Ребятки, нажимайте на кнопки соц.сетей типа «мне нравиться», ставьте лайки, делайте репосты и реттвиты.  Буду вам очень благодарен :=) А также оставляйте комментарии, и если что-то не понятно, не стесняясь задавайте вопросы.

Источник: http://play-info-guitar.ru/arhiv_rassilki/kak-igrat-blyuz-na-gitare-chast-tretya-blyuz-akkordyi-i-blyuzovyiy-akkompanement

Музыкальный онлайн колледж

Когда речь заходит о блюзе, то многие представляют себе старого негра афроамериканца с гитарой и думают о блюзе, как о некой архаичной форме.

Однако блюз с тех пор, как он появился в середине XIX века, и до сегодняшнего дня является неиссякаемым источником вдохновения для самых разных стилей музыки.

В качестве примера можно сказать, что под влиянием блюза находится музыка как группы Metallica, так и Кристины Агилеры.

Даже если Вы не намерены сочинять джаз, блюз или рок музыку, знание блюзовой формы может дать Вам некоторые новые идеи и позволит зазвучать по новому.

Основой современного блюза является 12-тактовая форма, которая точно копирует поэтическую форму блюза, которая является трехстрочной и имеет форму AAB.

Для обозначения каждой новой строчки используется аккорд новой функции. В 9-10 тактах для блюза типичен ход от V ступени к IV

Таким образом самая простейшая блюзовая форма представляет собой следующий квадрат:

C|C|C|C

F|F|C|C

G|F|C|C

Последние два такта называются тэрнэраундами и могу изменяться до неузнаваемости в зависимости от стиля музыки.

Очень часто, блюзовую форму ошибочно интерпретируют как состоящую из трех предложений. Однако это неверно по нескольким причинам.

 Первая — это отсутствие каденций, чаще всего в 4, 8, 12 тактах, наоборот, добавляется аккорд, усиливающий тяготение, что способствует склеиванию формы, а не ее расчленению. Вторая — это блюзовая фразировка.

Блюзовый четырехтакт может состоять из одной или двух фраз, расположенных на границе псевдопредложений.

Также для блюза характерно построение фраз по принципу «вопрос ответ», когда вокалист поет первые два такта, а отвечает какой-либо солирующий инструмент. Эта практика появилась в спиричуэлс — духовных песнях, в которых голосу певца отвечал хор, либо наоборот.

Хотя архаичный блюз иногда исполняется обычными трезвучиями, все же чаще всего гармония блюза опирается на диссонанс доминантсептаккорда — поэтому типично изложение блюзовой последовательности именно септаккордами.

Ix| Ix| Ix| Ix

IVx| IVx| Ix| Ix|

Vx| IVx| Ix| Ix

Если выписать септаккорды

и вычленить из них ноты, то получим блюзовую гамму:

Сам блюзовый лад неотделим от септаккордов, поскольку без аккордового сопровождения не дает типичное блюзовое звучание — которое является наложением минорных тонов на мажорную терцию аккорда в сочетании с неустойчивой малой септимой. Очень часто из данной гаммы извлекается блюзовая пентатоника:

Которая при наложении на мажорную гармонию создает мажорно-минорное звучание, характерное для блюза.

Усложнение гармонии 

Естественно, что блюзовый квадрат чаще всего исполняется в более сложных разновидностях, при этом методы усложнения гармонической схемы зависят от стилистики произведения.

Для блюзовых стилей характерно добавление промежуточных доминант или, реже, субдоминант. Например:

Ix| Vx| Ix| Ix|

IVx| IVx| Ix|I Ix|

Vx| IVx |Ix| Vx

В данной схеме перед каждой сменой аккорда добавлен аккорд побочной доминанты.

Также в блюзе используется добавление хроматических полутоновых сдвигов. При этом все аккорды рассматриваются в рамках исходной тональности.

Например:

Ix IV#x| Vx| Ix| Ix III#x|

IVx| IVx| Ix| IIx VIbx|

Vx|IVx|Ix|Vx IIbx|

Также для гитарных блюзов характерно изложение аккордов не только в виде септаккордов, но и в виде аккордов с секстой. Если обозначить схематично:

I I6| I7 I6  и т.д

В джазовых вариантах используются более расширенные варианты замен. Каждый четырехтакт рассматривается как небольшая последовательность, которая может предельно усложняться с помощью общепринятых в джазе замен.

Рассмотрим примеры джазовых интерпретаций блюза:

C7 / F7 / C7 / C7 / F7 / F#dim7 / C7 / Em7 — A7 /

Dm7 / G7 / Em7 — A7 / Dm7 — G7 /

Источник: http://study-music.ru/blyuzovaya-forma/

Блюзовые аккорды

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Gorstorehov.com. В этой статье мы продолжим изучать блюз и блюзовые аккорды. Точнее аккорды эти не то чтобы блюзовые просто доминантсепт, ну да ладно — это мелочи. В статье как играть блюз мы начали разбирать нужную нам последовательность аккордов, а также посмотрели как каждый из них объяснить с точки зрения теории музыки.

А сегодня мы доработаем ту гармонию, что у нас получилась в конце той статьи, состоит она всего из трех аккордов. Также не забывайте о важности счета про себя (разбиваем мысленно единицу отсчета(четвертная длительность) на триольки или три равные ноты) — это разовьет ваше чувство ритма, а также позволит импровизировать хорошо и свободно нашими блюзовыми аккордами.

Вот так, пока что звучит наш блюз: пример 1.

Все что слышно на записи вы уже знаете из прошлой части статьи, а вот так наша запись выглядит в нотах, если вам интересно:

Но это только стандартная последовательность и её можно видоизменять, а способов изменения множество. Начнем с того, что выясним какие ступени обычно добавляют к каждому из септаккордов. Ступени эти 13-ая или 6-ая (это одна и та же нота), 9-ая, 9-ая повышенная.

Также можно брать 9-ую пониженную, но только в особых случаях (о них поговорим позже), с точки зрения теории она вполне может понижаться но для блюза ей звучание не очень подходит.

Добавление тех или иных ступеней кстати — это один из вариантов украсить вашу гармонию и внести в аккорд какой-либо новый для него оттенок, а также сделать звучание стилистически более подходящим… Функция же такого аккорда не меняется.

Добавочные ступени (или надстройки) подразделяют на диатонические и альтерированные. Ну и по названиям их понятно, что диатоническая значит неизменная, то есть берётся она из гаммы того аккорда, с которым мы работаем.

А альтерированная, значит повышенная или пониженная (рядом с ней стоят знаки альтерации). Поэтому 13-ая и 9-ая ступени из выбранных нами выше — это получается диатонические надстройки, а 9-ая повышенная и 9-ая пониженная — альтерированные.

Их мы и будем добавлять к нашим доминантсептаккордам.

Заметьте кстати, 9-ая ступень — это та же нота, что и 2-ая и мы писали о возможностях её изменения (повышения-понижения) в статье про альтерацию, там же читайте о других альтерируемых нотах.

Таким образом, добавляйте озвученные выше надстройки в блюзовые аккорды выбранные нами вот так:

Для тоники G7:

Читайте также:  Бой «шестерка» на гитаре. схемы для начинающих.

Видите, добавилась нота «ми» или тринадцатая ступень для аккорда Соль.

Для субдоминанты С7:

добавилась нота «ре» или девятая ступень аккорда До.

Для доминанты D7:

добавилась нота «фа» или девятая повышенная ступень аккорда Ре.

Теперь мы можем сыграть блюз чередуя простые доминантсептаккорды и аккорды с надстройками. Звучание сразу обогатиться. Однако, кроме надстроек есть еще тритоновая замена, как вы помните, и она в самый раз подойдет нам здесь.

Например, мы можем чередовать в тонике аккорд G7 или G13 с Ре-бемоль семь, ведь они очень похожи по звучанию и взаимозаменяемы. Опять же можем взять не только ре-бемоль-7, но и ре-бемоль-9 (9-ая ступень как надстройка).

По аналогии действуем и с аккордом до-семь (субдоминанта), используя тритоновую замену получаем Фа-диез-семь и вот у нас уже два аккорда в субдоминанте.

Так как нота фа-диез совсем близко с нотой соль, мы всегда можем возвращаться в соль-семь через Фа-диез-семь. Получается вот что:

В полученных «новых» аккордах также используйте надстройки озвученные нами в самом начале статьи…Ну вот, играть гармонию состоящую, казалось бы всего из трех аккордов стало интереснее.

Стоит еще сказать пару слов про аккорд F#7 в нем можно добавить 9-ую пониженную ступень это и есть «особый» случай когда в блюзе понижена 9-ая ступень, дело в том, что она совпадает с нотой «соль», а это основной тон нашего блюза, поэтому если мы переходим от аккорда F#13-9 (минус 9-ять) в тонику G13, то звучит хорошо и плавно, ведь ноту соль содержат оба эти аккорда:

Сохранять же общие для двух аккордов тона — это одно из правил построения гармонии, и не только в блюзе, поэтому запомните этот момент.

Вот что у нас получилось, благодаря использованию надстроек и тритоновых замен: пример 2.

А это запись аудио примера 2 в нотах:

Мы использовали, как вы слышите 13-ую ступень, 9-ую и 9-ую повышенную, затем в фа-диез семь 9-ую пониженную, ну еще добавили полутоновый шаг при переходе в субдоминанту До-семь…

Теперь вы знаете о том, как можно построить блюзовые аккорды, используя надстройки и тритоновые замены и слышали что из этого может выйти.

На самом деле нет ничего в этом сложного, главное получать удовольствие, в дальнейшем же мы узнаем еще много чего о развитии блюзовой гармонии. Успехов вам.

Источник: http://gorstorehov.com/page/bluzovie-akkordi

Квартовые аккорды блюзового лада

ПодробностиКатегория: Дополнительный курс

квартовые аккорды блюзовой пентатоники
квартовые аккорды блюзового лада
практические задания

Тема интересная. И здесь, как ни странно, мы внесем некоторую ясность в различия блюзового лада от блюзовой пентатоники с точки зрения акустической уместности некоторых ладовых звуков в аккордовой вертикали.

Эти выводы помогут в дальнейшем в немалой степени делать горячий джазовый звук в блюзе и понимать, в каком контексте прозвучит кварта мажорного аккорда. Хотя как мы выяснили в занятии № 4, что кварта не звучит в мажоре, т.к.

это совсем не родственный обертон от основного мажорного тона.

Квартовые аккорды блюзовой пентатоники

Для начала построим мелодию минорной пентатоники в блюзе. Для наглядности примера используем несложный риф, охватывающий все звуки пентатоники:

Сначала проиграем ее одноголосно, затем аккордами на подкладке левой руки. Все звучит. Затем озвучим ее квартовыми аккордами и послушаем, что получается:

Квартовый тон на тонической функции не вызывает дискомфорта (поясню: нота «фа», к примеру, во втором такте в вертикали правой руки звучит на тонической функции). По аналогии на доминанте звучит тонический тон (нота «до» в последнем аккорде правой руки).

Это происходит потому, что минорный лад пентатоники, который мы показали в мелодии, акустически не конфликтует с квартой (т.к. в миноре акустически незвучной является натуральная секста). Так что, и в мажоре есть место кварте, если над ним лежит блюзовая пентатоника.

Обогатив блюзовую пентатонику дополнительными звуками блюзового (тем паче натурального мажорного) лада, мы потеряем звучность кварты в общей вертикали тонического аккорда.

К примеру, добавим в мелодии звук по выбору «ре», «ля» или «ми» целостность пентатоники размыкается и психика воспринимает выше указанные созвучия, содержащие кварту — как фальшивые.

Поэтому у блюзовой пентатоники в противовес стереотипам европейской благозвучности имеется свой козырь в рукаве, что также ставит в тупик музыкантов, не имеющих практики блюзового исполнительства. Вот почему Оскар Питерсон, к примеру, умудрялся на функции доминанты в конце квадрата использовать репетицию на тоническом звуке,

либо по ряду схожих причин использовать тоническое арпеджио на функции доминанты, к примеру в «Блюзе Сэнди» (26-я секунда), явно имитируя один из исполнительских приемов губных гармошечников.

Случай из практики – пример импровизации Рэда Гарланда (7-я секунда)

Зачем я сделал такое длительное отступление на квартовый тон в блюзе, — только для того, чтобы подчеркнуть некоторые новые свойства данной музыкальной системы. Квартовые аккорды дают возможность наблюдать их непосредственно в аккордовой вертикали. А после я представил три примера на использование кварты в мелодии.

Обычно во всех задержанных аккордах с квартой (*sus) последняя в дальнейшем требует разрешения и движется на секунду вниз. Здесь случай другой. Просто отметьте для себя, если хотите где-то применять. Чтобы не запутать вас, уточню «кварта» в данном случае — это ч.

4 от основного тона аккорда (а то аккорды квартовые, и здесь еще какая-то кварта…).

Для пентатоники блюза упрощенный пример квартовых аккордов будет таким

Внимательно изучив все наличествующие в правой руке ноты, приходим к такому звукоряду:

Это натуральный звукоряд одноименного минора

Горизонты блюзового лада могут распространяться до полного хроматического звукоряда в пределах всего трех основных функций.Для блюзового лада, который по набору звуков шире пентатоники, кварта в вертикали не будет уже такой уместной. И единого общего звукоряда набора звуков как натуральный минор (см. выше) для пентатоники уже не будет.

Поэтому звукоряд для трех функций выстраивается по следующему правилу: в середине годятся все звуки кроме звуков доминантового тритона к этому аккорду. Для справки можно посмотреть статью «Универсальные свойства малого мажорного септаккорда».

Можно каждое созвучие проверить по таблицам, все ли подтверждается. Заходим в поиск и по три звука проверяем под фильтрами

окно ввода: вводим три звука из квартового созвучия
осн. тон: вписываем осн. тон аккорда
структура аккорда: выбираем малый мажорный септаккорд
Ищем в результатах выдачи нужный аккорд, он есть и помечен как доминантовый звукоряд джаза (доминанта, разумеется, к фа-мажору). Значит все верно.

Вкладку «джаз доминанты» можно было и не определять, выбор был бы шире и эти 2 результата были бы в сумме с другими возможными. Обратите внимание, все наши заданные ноты в окне результатов выдачи прописаны Заглавными буквами — это значит, они звучны именно в гармонической вертикали выбранного аккорда.

Практические задания

Вернемся к предыдущему нотному примеру и запишем его так:

До мажор

Красным выделены октавы, в которых встроенные кварты звучать не будут (поэтому там их строить и не надо).

1 знак

Соль мажор

Фа мажор

2 знака

Ре мажор

Си-бемоль мажор

3 знака

Ля мажор

Ми-бемоль мажор

4 знака

Ми мажор

Ля-бемоль мажор

Пояснения конкретно к аккордам До мажора:
для до мажора C7 нужно исключать звуки фа и си
для фа мажора F7 исключать ми и си-бемоль
для соль мажора G7 исключать до и фа-диез

А если выделить общее правило — исключать нужно звуки доминантового тритона к данному аккордуКакая из этого польза. Если в цифровке используется малый мажорный септаккорд, можно применять это правило, для того чтобы играть мелодию квартовыми аккордами.ПримерЕсть ли здесь исключения? – есть, как обычно, в случаях с опеваниями

В примере опевание выделено красным:

Практические задания.

Блюзы, как вы заметили, во всех тональностях не играют. Поэтому рекомендации будут такие: в первую очередь освоить бемольные тональности Ми-бемоль, си-бемоль и фа мажор. Это нужно для того, чтобы играть с саксофонами и кларнетом. Потом можно по одной браться за соль мажор, ре мажор, ля и ля-бемоль мажоры. Упражнения на игру даю ниже по тональностям.

Задание на игру блюзов

Предложенные схематические примеры проиграть осмысленно. Далее берете любой блюз, находите в цифровке все малые мажорные септаккорды и играете гармонизуемую ими мелодию квартовыми аккордами (там, где их надстройка возможна)

Обо всех аккордах блюза в рамках блюзовой пентатоники см. здесь

Источник: https://karaokejazz.com/dopolnitelnyiy-kurs/quarta-chords-blues-scale

О блюзе

guitarra

Блюз — это когда хорошему человеку плохо.

Мой друг Лёша Беленкин продолжил эту классификацию: реггей – это когда хорошему человеку хорошо, рэп – это когда плохому человеку хорошо, а металл это когда плохому плохо :-).

Не обижайтесь поклонники рэпа и металла, эти стили останутся за пределами нашего обучения. Вначале мы поговорим о блюзе т.к. этот стиль является основой большинства стилей современной гитарной музыки.  

Блюзовый ритм

Для начала выясним, что такое блюзовый ритм или «шаффл». Для того чтобы получить его сыграйте на гитаре восьмые триоли, три ноты на каждую долю, Отсчитывайте ногой основной ритм в среднем темпе и играйте триолями ноту ля как показано на рисунке или ля-мажорный аккорд:

Играйте 1-ю 3-ю ноту в триоли ударом сверху, 2-ю ударом снизу. Убедитесь, что вы играете ровно. Теперь пропустите среднюю ноту (удар снизу) в каждой триоли, т.е. играйте только ударами сверху 1-ю и 3-ю ноту. Получившийся ритм будет «шаффл»; нотами его можно записать следующим образом:

 Обычно используют сокращённый вариант его  обозначения – две восьмые равны триоли четверть и восьмая. Иногда ещё пишут слово «shuffle»:

Блюзовый квадрат

Музыкальная форма блюза – блюзовый квадрат. Блюзовый квадрат равен 12 тактам, 3 предложения по 4 такта. 12 тактов появились из-за трехчастной поэтической формы.

Запевающий пел поэтическую строку не длиннее двух тактов, затем, на следующие два такта все остальные (хор) ее повторяли, следующие четыре такта повторяли всю эту конструкцию за исключением смены гармонии на фразу солиста.

Далее шла фраза, продолжающая мысль, либо вывод, рифмованная с первой. Пелась она на доминантовую гармонию. Ниже приведена схема гармонии стандартного квадрата:

I

I (IV7)

I

I7

IV7

IV7

I

I

V7

IV7

I

V7 (I)

Первая линия таблицы условно тоническая, вторая — субдоминантовая, третья доминантовая. Начинаем с тоники, второй такт тоника или субдоминанта (иногда минорная), третий такт всегда тонический, четвертый такт в первом ряду — такт перехода. На него обычно играется басовый ход:  I – II – #II – III.

Далее два такта субдоминанта, потом ещё два – тоника, хотя это часто варьируется. Девятый такт всегда доминанта, десятый – субдоминанта. Двенадцатый такт называется – «turnaround». На него обычно играется стандартный гитарный ход на доминантовую гармонию.

В завершающем квадрате доминанта длится всего полтакта и разрешается в тонику. На эту гармонию играется завершающий «turnaround», который также разрешается в тонику. В приведённом примере используются септаккорды на судбоминанту и доминанту.

В классическом блюзе аккорды обычно тонические (не септаккорды), за исключением четвёртого и двенадцатого такта. Ниже пример гармонии блюза в тональности ля-мажор:

A

A (D7)

A

A7

D7

D7

A

A

E7

D7

A

E7 (A)

Очень часто аккомпанемент в блюзе играют не полными аккордами, а риффами, только первая и пятая ступень в аккорде. Для ля-мажора выгладит это следующим образом:

Обычно блюз бывает в тональностях открытых позиций. Наиболее распространённые А (ля-мажор) и E (ми-мажор). Реже используются тональности C (до-мажор), F (фа-мажор), D (ре-мажор) и G (соль-мажор).

Из блюза родилось в последствии множество других стилей современной музыки. Расширенный разными преимущественно духовыми инструментами блюз называется свингом, который далее превращается в джаз, со всеми его многочисленными формами.

Сильно ускоренный свинг, это уже твист или бибоп, музыка 30-х, 40-х годов.

Далее в 50-х утяжелённый и сильно ритмизированный блюз получает название ритм-энд-блюз из которого получается рок-н-ролл и соответственно вся последующая рок-музыка.

Источник: https://guitarra.livejournal.com/4242.html

Ссылка на основную публикацию