Гамма ре-мажор на гитаре. аппликатуры 5 основных позиций с табами и аудио примерами

Гамма Ре-мажор на гитаре. Аппликатуры 5 основных позиций с табами и аудио примерами

Гамма Ре-мажор на гитаре. Аппликатуры 5 основных позиций с табами и аудио примерами

Гамма Ре-мажор на гитаре. Общая информация

Ре-мажор является одной из двенадцати мажорных тональностей, которые наиболее часто используются в современной музыке.  Гамма Ре мажор содержит в себе два диеза при ключе – F# и C#, на что можно опираться при запоминании и поиске боксов на грифе гитары.

В данной статье даны все позиции, от которых играется данная последовательность, а также упражнения, которые помогут наработать скорость игры и запомнить схемы. Подобную статью вы сможете найти практически про все тональности – например, про гамму соль-мажор.

Краткая инструкция по правильной игре гамм

Гамма Ре-мажор теория простыми словами

Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы Ре-мажор

Как и любая другая, гамма ре-мажор имеет в себе устойчивые и неустойчивые ступени. Первые – это те, из которых формируется аккорд D, а вторые – те, которые можно добавлять и убирать, образуя различные формы и многозвучия.

Для тональности D устойчивыми ступенями будут D, F#, A – то есть, первая, третья и пятая. Неустойчивые – E, G, B, C#.

Как построить гамму

Ре-мажор строится по стандартному принципу мажорной гаммы – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. То есть для того, чтобы сыграть гамму ре-мажор на гитаре, вам потребуется найти следующие ноты: D-E-F#-G-A-B-C#.

В случае если вам потребуется сыграть гармонический мажор, то в данную последовательность нужно добавить A#(B♭) вместо ноты B.

Если же мелодическую – то при движении вверх обыгрывайте обычный натуральный звукоряд ре-мажор. При спуске вниз по гамме вам нужно использовать ноты B♭ и C.

Параллельная гамма

Параллельная тональность к данному звукоряду – Си-минор. Внутри нее те же самые ноты, и действуют те же самые правила, что и для ре-мажора. Таким образом, запомнив одно, вы уже будете способны играть сразу в двух тональностях без какого бы ни было риска потеряться в соло-партии или аккомпанементе.

Гамма Ре-мажор ноты и табы

Ниже представлены аппликатуры различного построения гаммы ре-мажор. Кроме этого, даны упражнения для отработки этой тональности, которые помогут вам запомнить все ноты и боксы, которые она содержит в себе.

Большая часть из них представляют собой арпеджио с последовательно сыгранными нотами.

Кроме того, обратите внимание на то, что большая часть боксов и упражнений связаны между собой – это еще больше упростит процесс обучения.

Кроме этого, во всех аппликатурах указано, какими пальцами зажимать ту или иную ноту. Обратите на это внимание, поскольку от этого зависит ваша техника игры и беглость пальцев – а это разовьет ваши способности импровизации на гитаре. Стоит сказать, что данные паттерны так же можно сыграть и ниже двенадцатого лада – но тогда все открытые струны играются именно на нем.

Аппликатура гаммы

Позиция #1

Первая схема начинается с 9 лада и спускается вниз. Это самый базовый бокс, с которого следует начать.

Позиция #2

Вторая позиция начинается с открытой струны и задействует еще и второй, третий и четвертый лады.

Позиция #3

Обратите внимание на то, что этот бокс начинается со второго лада – поэтому в нем содержится вторая половина предыдущего паттерна.

Позиция #4

Четвертая схема точно так же начинается там, где заканчивалась предыдущая – на пятом ладу.

Позиция #5

Последняя позиция начинается там, где закончилась четвертая схема, и после этого переходит обратно в первую.

Гамма Ре-мажор «По 3 ноты на струне»

Еще один вариант – разучивание гаммы по аппликатурам, в которых на одной струне только три ноты из нее. Это позволит вам еще быстрее ориентироваться внутри тональности и в случае, если вы вдруг забудете какой-либо бокс, напомнит об устойчивых нотах на каждой из струн. Все позиции вы найдете ниже.

1 поз

2 поз

3 поз

4 поз

5 поз

6 поз

7 поз

Упражнения для игры гаммы Ре-мажор

Стоит сказать о том, что упражнения нужно делать только под метроном, и только постепенно наращивая скорость. Таким образом, вы сможете научиться играть ровно и четко. Не надо гнаться за высокими темпами – делайте все постепенно.

Кроме этого, обратите внимание на то, что некоторые упражнения представляют собой продолжение предыдущих. Это еще одна рекомендация – старайтесь прогонять упражнения подряд, в том числе и задом-наперед. Это не только позволит вам их быстрее запомнить, но и значительно улучшит вашу координацию.

Упражнение #1

Данная последовательность начинается с нулевого лада. Суть упражнения в том, чтобы по очереди прогонять ноты на каждой струне, время от времени возвращаясь назад.

Упражнение #2

Следующее упражнение очень схоже с предыдущим, однако разница в том, что здесь вы двигаетесь вниз по струнам от десятого лада.

Упражнение #3

Здесь вы двигаетесь снизу-вверх, задействуя бокс от девятого до двенадцатого ладов. Обратите внимание на следующее упражнение, чтобы совместить их.

Упражнение #4

Этот паттерн является логическим продолжением предыдущего. Вы двигаетесь от шестой до первой струны, так же внутри бокса девятого и двенадцатого лада.

Упражнение #5

Структура этого упражнения также предполагает движение от первой до шестой струн. Паттерн слегка отличен от того, что вы видели в третьем боксе, однако они довольно схожи в целом.

Заключение и советы

Ре-мажор – одна из основных тональностей, которые используются в зарубежной и отечественной музыке, поэтому ее стоит выучить в первую очередь. Она не сложная, и имеет в себе только два диеза, каждый из которых очень легко найти на грифе гитары.

В обучении не ограничивайтесь только упражнениями – прогоняйте еще и гаммы, представленные в разделе аппликатур. Делайте это только под метроном и только под комфортный для вас темп. Наращивайте его медленно – по паре BPM в день. Кроме этого, для закрепления, старайтесь побольше импровизировать внутри тональности.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Источник: http://pereborom.ru/gamma-re-mazhor-na-gitare/

Как играть гармонический минор на гитаре

Эта статья посвящена тому, как играется гармонический минор на гитаре. И в большей степени состоит из практических занятий. Однако перед тем как приступить к проигрыванию гаммы, давайте разберёмся в её структуре.

Формула

Итак, гармонический минор — это разновидность минорной гаммы. Его формула выглядит следующим образом:

1 2 b3 4 5 b6 7

То есть его отличие от натуральной минорной гаммы заключается лишь в септиме (седьмой ступени). Например:

Натуральный минор от звука Ля (A):

A (ля) — B (си) — C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G (соль)

Гармонический минор от звука Ля (A):

A (ля) — B (си) — C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G# (соль диез)

Используя эту закономерность, можно «преобразить» натуральный минорный лад, построенный от любого звука, в гармонический минор. В отношении ля минора — это замена G на G#.

Мы рассмотрим вариант обыгрывания доминанты посредством этого лада в тональности Ля минор.

То есть, сыграем на гитаре ля минорную гармоническую гамму на аккорд E (ми мажор).

Пример использования этого подхода и боксы лада, которые мы будем разбирать далее в статье, смотрите в этом видео:

Ещё одна примечательная особенность гармонического минора заключается в том, что если его построить от тоники доминанты (в данном случае E), он принимает «облик» фригийского мажорного лада, или испанского мажора:

 1 b2 3 4 5 b6 b7

Фригийский мажор от E:

E (ми) — F (фа) — G# (соль диез) — A (ля) — B (си) — С (до) — D(ре)

Такой вариант обыгрывания доминанты используют в своих соло гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях: Yngwie Malmsteen, George Bellas, John Mclaughlin, Al Di Meola и многие другие.

Боксы

Аппликатура боксов составлена по принципу «три ноты на струне». На видео гамма играется переменных штрихом, но вы можете использовать любой другой способ звукоизвлечения. Например, свип (формула вниз-вверх-вниз + вниз-вверх-вниз и т.д.) или хаммер/пул (легато).

Гамму можно играть под метроном или под минусовку поверх аккорда E, как это показано на видео.

Стоит отметить то, что с гармоническим подкладом лад играть намного полезней в плане развития слуха и импровизационных навыков.

Проигрывание каждого бокса заканчивается устойчивым звуком аккорда (в данном случае ми мажора). То есть в некоторых позициях по окончанию нисходящего движения выполняется повторное «возвращение» к тонике (E), терции (G#) или квинте (B) ми мажора. Соответственно, и ступени лада рассматриваются относительно доминанты.

Минусовку для проигрывания гармонического минора на гитаре и минус для импровизации на аккорд E (который звучал на видео), табы можно скачать здесь.   

I игровая зона

(от b2 — второй пониженной ступени E)

Ознакомьтесь с расположением звуков лада на грифе:

Теперь разберите «пальцовку». Возле каждой ноты указан палец левой руки, которым необходимо её прижимать.

Как уже и говорилось выше, проигрывание заканчивается не первой (самой нижней) нотой бокса F, а G# — опорным тоном (терцией ми мажора).

II игровая зона

(от 4 ступени E)

Заканчиваем проигрывание гаммы на ноте B (5 ступени аккорда E)

III игровая зона

(от 5 ступени — квинты E)

IV игровая зона

(от 6 ступени)

В последнем такте возвращаемся к тонике E.

V игровая зона

(от 7 ступени — септимы)

VI игровая зона

(от 1 ступени — тоники)

Рекомендации

  1. Если вам тяжело даётся освоение табулатуры или вы предпочитаете осваивать аппликатуру визуально, просмотрите вторую часть видео, размещённого вначале статьи. Но установите в плеере Youtube замедленное воспроизведение. Подробней о том, как выполняется эта настройка, читайте здесь.

  2. Гамму можно играть на любой минус и другие аккорды, для обыгровки которых она пригодна (например, ля минором гармоническим можно обыграть Fmaj7). Всё зависит от конкретных задач.
  3. Боксы изучайте последовательно. Не спешите охватывать весь материал целиком в рамках одного-двух занятий.

  4. Когда все боксы уже будут достаточно хорошо изучены, их можно будет проигрывать один за одним постепенно перемещаясь по грифу так, как это показано в обучающем видео.
  5. Гамма играется восьмыми (на одну долю – две ноты). В дальнейшем вы можете играть её шестнадцатыми или триолями.
  6. Играйте приведенные боксы в других тональностях.

    К примеру, транспонируйте изученный материал в тональность ре минор и попробуйте обыграть уже его доминанту — аккорд A7.

  7. Комбинируйте в своих импровизациях на гитаре гармонический минор с другими ладами (пентатоникой, блюзовой гаммой, натуральным минором) и арпеджио, ориентируясь на гармоническую последовательность (аккорды песни, инструментальной композиции).

Всё! Первая часть урока подошла к концу. Успешных и плодотворных вам занятий на гитаре! Во второй части мы рассмотрим диагональные аппликатуры гармонического минора — .

Источник: http://mirgitar.com/kak-igrat-garmonicheskij-minor-na-gitare.html

Аппликатуры аккордов для гитары

А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.

Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.

Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.

Барре: тяжело в ученье – легко в бою!

Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.

Левая рука: откуда берется звук?

При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.

Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д.

Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции.

В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.

Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.

Источник: https://5lad.ru/applikatury

Гаммы на гитаре. Гитаристам

Игра гамм не только способствует улучшению слуха, техники игры, навыка ориентирования на грифе, растяжки пальцев, но также позволяет приобрести навыки фразировки, которые весьма пригодятся при игре и сочинении сольных партий.

Особенность устройства звукоряда гитары позволяет исполнить одну и ту же гамму от заданной ноты по разным схемам. Например, мажорную гамму на октаву можно сыграть с использованием четырёх схем, каждая из которых имеет свои преимущества.

В основе любой гаммы лежит лад — одно из важнейших понятий в музыкальной системе. Лад представляет собой ряд звуков, расположенных друг относительно друга на опеределенные интервалы. Наиболее распространенные семиступенные лады — мажорный и минорный.

В случае использования фортепиано мажорная гамма получается при игре на белых клавишах от ноты до (C), а минорная при игре на белых клавишах от ноты ля (A). Посмотрев интервалы между соседними клавишами, несложно вспомнить интервальный состав натурального мажорного лада:

б.2+б.2+м.2+б.2 +б.2+б.2+м.2 или проще ббмбббм

и натурального минорного лада:

б.2+м.2+б.2+б.2 +м.2+б.2+б.2 или проще бмббмбб

На грифе нет ориентиров, подобных белым и черным клавишам, но есть вторая струна, которая отлично подходит в качестве основы для вспоминания построений интервалов, аккордов и гамм. Для начала её нужно наглядно разметить, а затем эту разметку мысленно запомнить (рис. 1).

Рис. 1. Визуальная разметка нот на второй струне.

Получилась зрительная система, напоминающая систему черных и белых клавиш фортепиано, но в отличие от последней, на грифе наглядно видны группы ступеней с одинаковым интервальным строением от нот С и G (выделены пунктирной рамкой). Это позволит менять позиции для игры гамм не только от первых ступеней гаммы, но и от пятых.

Как вы помните, тоны, входящие в трезвучия, являются функциональными тонами, которые имеют собственные названия. Звуки лада (и, соответственно гамм) также обладают функциональностью и имеют собственные названия.

Часто гитаристы воспринимают гаммы как последовательность звуков, которую нужно запомнить, а затем играть точно и как можно быстрее.

Если вы хотите понять, на чём основаны построения в музыке, как строить гармонические обороты и квадраты, почему за одним аккордом играется этот, а не тот и многое другое, то с самого начала воспринимайте гаммы, как функциональную систему звуков.

Основным звуком аккорда является прима, а лада (гаммы) — тоника. Тоника — это не просто первый звук гаммы, — это первая ступень лада и опора лада, относительно которой строится всё остальное.

Здесь можно привести аналогию с солнечной системой: тоника — солнце, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы — остальные звуки лада.

Теория ладов на этом занятии не рассматривается, но вы можете познакомиться с ней в нашем теоретическом курсе.

Итак, мы можем сыграть мажорную гамму от ноты до на второй струне по белым тонам, а ля-минорную — по белым тонам от ля (на электрогитаре играть выше 12 лада не представляет особого труда).

На этом моменте нужно остановиться и осмыслить его: зная зрительный шаблон расположения тонов мажорной гаммы, мы можем сыграть параллельную ему минорную гамму (находится на малую терцию ниже) с использованием этого же шаблона, добавив к нему два звука снизу, как показано на рис. 1.

На этом как раз и основана игра гамм в боксах, когда запоминается не какое-то конкретное построение гаммы в конкретной позиции (как это приходится делать при игре на фортепиано), а в боксе – схеме-шаблоне для игры гаммы в пределах 5-7 ладов.

Чаще гаммы играются на нескольких струнах:

  • без изменения позиции:
    • в пределах одной позиции (четырёх соседних тонов)
    • в пределах одной расширенной позиции (пяти соседних тонов)
  • с изменение позиции:
    • небольшое смещение позиции в пределах бокса

Рассмотрим позиции для игры гаммы натурального мажора (рис. 2). Они даны с учетом возможности игры в одной позиции.

Рис. 2. Схемы и аппликатуры для игры мажорной гаммы в пределах октавы.

Сравнение данных схем позволяем найти много интересного.

Вариант 1:

  • Игра в одной позиции
  • Расположение звуков относительно первого — больше справа
  • Используется три струны
  • На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить легко

Вариант 2а:

  • Игра происходит с коррекцией позиции при игре звуков 7 и 8. Можно сказать, что здесь происходит переход из позиции в расширенную позицию при игре звуков 7 и 8.
  • Расположение звуков относительно первого — слева
  • Используется четыре струны
  • На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить сложно

Вариант 2б является улучшенной версией предыдущего варианта.

Вариант 3:

  • Игра в одной расширенной позиции
  • Расположение звуков относительно первого — справа
  • Используется три струны
  • На двух струнах одинаковая комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить легко

Вариант 1 удобен при игре на бас-гитаре. В расширенной позиции будет очень непросто (или невозможно) сыграть гамму на широких ладах. Для игры варианта 3 требуется хорошая растяжка пальцев, но запомнить его проще из всех.

Вариант 2а — самый сложный из всех: используется 4 струны, разные варианты расположения тонов на струнах, смена позиции для игры звуков 7 и 8 .

При использовании вариантов 2а и 2б гамма с использованием всех струн в боксе получится короче по сравнению с вариантами 1 и 3.

Мажорную гамму можно играть влево и вправо. Правосторонние варианты имеют преимущество при игре гаммы на несколько октав.

При игре гамм крайне важно с самого начала использовать правильную аппликатуру. Если растяжка пальцев слабая, то постоянно хочется зажать струну более удобным пальцем и подменить им тот, что указан на аппликатуре.

Играть в позиции с непривычки сложно и левая рука пытается перестроить позицию пальцев так, чтобы было удобно. Это приводит к ошибкам и запинкам в игре. Неэффективная аппликатура и нежелание работать над игрой в позиции является мощнейшим тормозом при игре на гитаре.

Часто гитарист не может быстро и точно сыграть фразу или рифф не потому, что у него пальцы не двигаются, а потому, что не теми пальцами он играет или не освоил игру в позиции. В результате проходят месяцы и годы, а качественного улучшения нет.

Заниматься игрой на гитаре всю жизнь — это прекрасно, но не уметь играть на ней ничего всю жизнь — это слишком неинтересно и скучно!

Из рис. 2 видно, что при игре на одной струне звуки располагаются в трёх основных позиционных сочетаниях:

  • два звука рядом слева
  • два звука рядом справа
  • звуки через лад

Звуки через лад — большая секунда (б.2), звуки рядом — малая секунда (м.2)

Запоминание этих позиционных сочетаний помогает быстрее ориентироваться при игре и легче запоминать партию. При запоминании партии на уровне отдельных звуков происходит избыточный мыслительный процесс. Нужно вникать, как звуки расположены друг относительно друга и давать команду пальцам сначала сыграть этот звук, потом другой и т.д.

При работе же на уровне позиционных сочетаний этот процесс оптимизируется. Иногда можно наблюдать такую картину: гитаристу показывается игра гаммы на октаву, а он никак не может её запомнить и точно сыграть.

Это происходит не только потому, что он не занимался её игрой, но ещё и по причине видения гаммы на грифе как непонятной последовательности звуков, а не позиционных сочетаний.

При использовании позиционных сочетаний схема для игры мажорной гаммы может формулироваться так:

играем в позиции через лад, два слева, два справа

Можно для большей ясности формулировать алгоритм так:

сначала зажимаем на струне тоники второй звук через лад от неё, затем переходим на предыдущую струну и играем два звуки в позиции рядом, а третий через лад, затем переходим на предыдущую струны и играем два звука через лад, а третий рядом со вторым звуком

Осознание второй формулировки будет на порядок медленее первой. Импровизация закончится, пока поймёшь, что нужно делать. Чем короче формулировка алгоритма, тем быстрее его можно претворить в действие. Отсюда структура натурального мажора ббмбббм, а не б.2+б.2+м.2 и тд.

или ещё дольше — большая секунда плюс большая секунда плюс малая секунда и т.д. Логично предположить, что при прочих равных условиях программистам-оптимизаторам легче даётся игра на гитаре чем пользователям.

Не всегда, потому что часто происходит оптимизация не в ту сторону и вместо простого и понятного получается сложное и корявое.

Помните, на рис 1. рамкой были выделены области с одинаковым интервальным строением? Они хорошо видны и при игре гаммы в позиции (рис. 3).

Рис. 3. Области с одинаковым интервальным строением.

Нетрудно увидеть, что существует несколько схем интервальных фрагментов, состоящих из четырёх звуков. Гамма на октаву состоит из двух таких фрагментов.

Вариант 3 интересен тем, что позволяет наглядно увидеть отличие интервального строения начала мажорной и минорной гаммы:

ббмбббм — мажор
бмббмбб — минор

Если от тоники сыграть интервалы б.2+б.2, то мы автоматически выходим в мажор, если сыграть интервалы б.2+м.2, то выходим в минор. На практике часто игра происходит в параллельных тональностях — натуральном мажоре и гармоническом миноре (седьмая ступень повышена на полутон). В этом случае гаммы будут отличаться только строением одного блока (рис. 4).

Рис. 4. Отличие натурального мажора от гармонического минора.

Если сравнить построение этих гамм по схемам вариантов 1 и 2, то такой наглядности мы не увидим. Наглядность — это преимущество схемы варианта 3.

Вариант 2a (рис. 3) выглядит самым проигрышным из всех. Можно отказаться от него? Не стоит спешить. Полезно играть во всех вариантах.

Вариант 1. Базовая игра в позиции, которая подойдет для оттачивания басовых риффов.

Вариант 2. Работа над связками с мизинцем.

Варианты 2б. Работа над связками с мизинцем и растяжка пальцев.

Варианты 3. Растяжка пальцев, переход из мажора в минор и наоборот.

Варианты 2а и 2б, в отличие от 1 и 3, позволяют поработать над игрой разных трезвучий и септаккордов, а варианты 1, 2б и 3 над игрой гамм в позиции полного баррэ, что также пригодится на будущее.

Посмотрим, что происходит при игре гаммы на две октавы (рис. 5).

Рис. 5. Позиции для игры мажорной гаммы на две октавы.

Варианты октавных схем комбинируются. Можно поменять схему от тоники (рис. 6) или от квинты (рис. 7).

Рис. 6. Смена позиции на тонике.

Рис. 7. Смена позиции на квинте.

Для получения полного шаблона аккорда, из которого можно получить остальные, мы выбирали аккорд, который строится на всех струнах. Для определения полной схемы для игры гаммы недостаточно построить её от шестой струны.

Нужно ”прокрутить” её по вертикали, чтобы увидеть ситуацию при положении тоники на разных струнах.

Данный приём помогает, в частности, легко построить все позиции пентатоники, если какие-то из них визуально или на уровне пальцев забылись, а подбор её на слух вызывает трудности.

Логично выбрать самый понятный вариант 3.

Рис. 8. Боксы для гаммы натурального мажора.

И для чего нам эта цветомузыка нужна? Это боксы. Под боксом могут пониматься разные схемы и желательно уточнять, что имеется ввиду, когда идёт речь о них.

В данном случае под боксом понимается следующее: представьте, что бокс – это коробка шириной 6 ладов, в которой находятся все возможные тоны гаммы, удобные для игры.

То есть, в боксе показана не гамма, начинающаяся от тоники и заканчивающаяся на октавном повторе тоники, а множество удобных для игры звуков гаммы, среди которых, естественно есть и тоника. В зависимости от того, на какой струне находится тоника, играется тот или иной вариант бокса.

Красным цветом выделена тоника. Одинаковые интервальные сочетания на одной струне также выделен цветом:

  • голубым — соседние тоны через лад
  • розовым — соседние тоны слева
  • серым — соседние тоны справа

Короче, через лад, слева и справа. Эти сочетания, как видно из рисунка, образуют блоки. Теперь можно “на лету” играть гамму от тоники, запомнив схему чередования блоков:

Гамма вверх — 2 через лад, 2 слева, 1 справа, 1 через лад.

Гамма вниз — 2 через лад, 2 справа, 2 слева

Зачем так всё усложнять? Четыре схемы игры мажорной гаммы, какие-то боксы, блоки, позиции? Разучил гамму в одной позиции, и хватит!

Всё это дано не для усложнения, а в качестве примера того, как создаются ориентиры при игре на гитаре. Каждый гитарист сам нарабатывает ориентиры и схемы, которые помогают ему при игре.

Можно ориентироваться на положение тоники, смотреть интервалы, пользоваться позициями и боксами, смотреть закономерности в построениях и т.д. Кто-то предпочтёт просто заучить пять позиций минорной пентатоники, а кто-то захочет разобраться, как они получаются, чтобы строить их “на лету”.

Многие гитаристы не пользуются нотами, но при этом выдают конкретные партии, а не просто перебирают пентатонику вверх и вниз. Но для выдачи таких партий нужно наработать базу, на основе которой будут строиться эти партии и собственный стиль игры.

Без ориентиров игра на гитаре подобна поиску дороги домой, глядя только себе под ноги. Практичнее и гораздо интереснее поднять голову и увидеть, а не тереть пальцами струны, изображая попытку вспомнить то, что и не пытался учить.

Боксы, которого показаны на рис. 8, кажутся слишком сложным для игры из-за расширенной позиции, для игры в которой нужна хорошая растяжка пальцев. Возьмем вариант 1 и посмотрим, можно ли из него получить более простые для игры боксы.

Рис. 9. Боксы на основе схемы варианта 1.

От пятой и четвертой струны приходится играть в расширенной позиции, а по наглядности и простоте алгоритма следования блоков эти боксы ощутимо уступают показанным на рис. 8.

Попробуем изменить второй и третий бокс на рис. 8 и посмотреть результат.

Рис. 10. Оптимизация боксов.

Бокс №2 на этом рисунке значительно отличается от бокса №1. Если его продолжить, то получатся боксы как на рис 7. за исключением положения тоники. На рис. 9 она находится слева в позиции через один, а на данном рисунке. в центе позиции из соседей слева.

Бокс 3б выглядит перспективно, но от пятой струны получается нечто крайне сложное.

Вывод. Удобные и понятные боксы для игры гамм можно получить далеко не из всех возможных схем игры одной и той же гаммы.

Для лучшего понимания боксов рассмотрим минорную пентатонику (рис. 10).

Рис. 11. Минорная пентатоника.

Красным цветом отмечена тоника. Минорную пентатонику от одного лада можно сыграть налево и направо. На рисунке они условно обозначены как левосторонняя и правосторонняя.

Иногда возникает вопрос, а как запомнить все позиции пентатоники на грифе? Это несложно сделать, если знать её структуру. Для этого “прокрутим” пентатонику по вертикали и посмотрим, что получится.

Рис. 12. Позиции пентатоники.

Всего получилось 10 разных позиций (позиция от первой струны совпадает с шестой и не учитывается). После сравнения видим, что левосторонние и правосторонние позиции находятся в октавной зависимости, и всего получается 5 разных позиций минорной пентатоники.

Также можно выделить относительное расположение звуков пентатоники на струне — через лад или через два лада.

Они образуют блоки, что можно использовать для простого запоминания позиций: при игре правосторонних боксов вверх, после струны тоники играется 3 через лад, а вниз — 3 через лад после одного через два лада.

В качестве дополнительного ориентира можно зрительно держать октавные диагонали (рис. 13).

Рис. 13. Октавные диагонали.

На практике всё несколько сложнее и фразы, основанные на гаммах, не обязательно играются от тоники и заканчиваются на ней.

Если сольная партия основывается на обыгрывании аккордов, то в качестве дополнительных ориентиров выступают аккордовые звуки — звуки, которые входят в звучащий в данный момент времени аккорд.

Какой аккорд играть сначала, а какие после него? Об этом мы узнаем на следующем занятии, где будут рассмотрены гармонические обороты — связанные последовательности аккордов. Успехов!

Александр Страшко
admin@starport.ru
16.01.15

Источник: http://www.studio.starport.ru/main/statyi/basegitar_5.php

Боксы на грифе, гаммы, лады, позиции. Как учить и не путать | Рок-импровизация. Гитарный сайт Михаила Русакова

(И НЕ ПУТАТЬ ИХ С ЛАДАМИ, ГАММАМИ И ПОЗИЦИЯМИ)

Преподаю довольно давно, но вот столкнулся с неожиданной проблемой у ученика – не может быстро запомнить боксы на грифе гитары.  Предполагаю, что эта проблема не у него одного, поэтому решил написать этот пост и записать к нему видео. Ну а если у Вас нет такой проблемы – все равно советую прочитать до конца.

Или, если скорость интернета позволяет – посмотреть видео. Увидите и услышите еще кое-что полезное, помимо основной темы.
Итак, для начала утвердимся в том, что такое боксы. Как оказалось, многие начинающие (и даже не очень начинающие) гитаристы путают их то с ладами, то с гаммами, то даже с позициями.

  Давайте коротко разграничим. 

Лад – если речь идет не о железной проволочке поперек грифа – это система организации звуков.

То есть, например, натуральные лады из семи основных тонов и пяти полутонов, среди которых есть минорные и мажорные лады, искусственные лады, которые могут состоять из другого количество тонов и полутонов, расположенных по другим интервалам и так далее.

То есть это некое правило высотного расположения звуков, в котором играется произведение.  Значит, если оно играется в таком то ладу, то всяких левых звуков, не входящих в эту систему быть не должно. 

Ну это в чистой в теории – на практике не всегда так.  
Гамма. Близкое понятие к ладу. Но если лад – более теоретическое, то гамма, это так сказать физическая проекция этого лада. Дальше углубляться не будет, а то сегодня до боксов не дойдем, может быть потом сделаю отдельный урок по этому.

Далее – позиция и бокс. Если лад и гамма – это общемузыкальные понятия, то боксы и позиции характерны именно для гитары.

Вернее, даже не так – я не знаю что там насчет других струнных инструментов, и есть ли у них боксы, но позиции характерны для любых струнных, у которых есть гриф – скрипка, виолончель, не знаю, мандолина, домра…  банджо, дутар, саз, ситар, балалайка – это все позиционные инструменты.

 
Для безладовых инструментов, то есть, где на грифе нет вот этих проволочек поперек  – скрипка, контрабас, альт и так далее – позиция – вообще основополагающая  вещь для техники игры.  Объяснять это сейчас сложно, да и нам вроде как не нужно, у нас на гитарах чаще всего эти проволочки (гитарные лады) есть.

 Так вот – позиция это местоположение кисти гитариста –  называется по его указательному пальцу. На каком гитарном ладу указательный – та и позиция. На первом ладу- первая позиция, на втором – вторая и та далее… до 24 –ой, если у кого столько ладов есть …

При этом гриф рассматривается как — внимание – абсолютная шкала. У нее есть «0» – нулевой порожек, и от него все отсчитывается.

А что же бокс?  Бокс – это аппликатура. То есть способ наложения пальцев на гриф, в результате чего мы получаем звучание какой-то гаммы.

 И при этом, в отличие от любых других способов наложения пальцев на гриф, дающих нам звучание какой-то гаммы, бокс расположен в пределах одной — максимум двух позиций.
Поясняю. Гамму можно сыграть и на одной струне – в движении по грифу.

Можно сыграть так сказать «по диагонали» — неоднократно меняя позицию. А можно «встрять на одном месте», никуда далеко не лазить, и сыграть все тоже самое в боксе. На всех струнах.

И вот самое главное отличие боксов от позиций. Как я уже говорил – позиции это абсолютная шкала грифа. А боксы – относительная шкала. Они не привязаны к конкретным позициям. Нельзя считать, что первый бокс, например пентатоники, должен играться в первой, или там в пятой позиции. 
Это бред.

Считается что первый бокс находится там, где тоника располагается на шестой (и первой) струне. И потому боксы легко сдвигаются вверх-вниз по грифу в зависимости от тональности.  Например, в тональности Си-минор, первый бокс будет в седьмой позиции, а в тональности Соль- мажор – в третьей.

 
Единственное, что остается неизменным – это их расположение относительно  друг друга. За первым всегда идет второй, далее третий и не иначе.

Зачем нам нужны боксы? На первых порах – и не только – боксы очень помогают ориентироваться на грифе. Оставаться в тональности при игре. На их основе придумываются и играются распространенные гитарные пассажи, клише.  И эти клише потом становятся «палочкой-выручалочкой»,  которые можно будет вставить в соло «на автомате».

Тут правда есть и оборотная сторона медали – борьба со штампами, когда гитарные партии звучать уж очень предсказуемо, очень по гитарному, и наступает пора наоборот, бороться с боксовым аппликатурным мышлением. Но это отдельная тема для отдельного видео, и до такого еще надо дожить. И доиграться…. Но а теперь нам надо боксы запомнить.

90% информации человек получает из зрения. Следовательно, первый этап – назовем его «визуальный» – надо запомнить «картинку»  бокса.

 Если брать пентатонику, то самые легкие для запоминания – это пятый бокс – он самый симметричный и первый, который расположен по грифу следом за ним, и как бы одной стенкой стыкуется с пятым боксом.

Он же и самый употребляемый. То есть, вначале их надо на грифе представить – «увидеть».

Вот так я вижу первый бокс.

Далее наступает очередь моторной, вернее кинетической памяти. Бокс нужно проиграть – в восходящем и нисходящем движении. Как говорят некоторые гитаристы – «посадить его в пальцы». При этом нарабатываются некоторые динамические стереотипы игры.

Их, даже в одном боксе может оказаться много. Не только последовательная игра вверх-вниз, но и игра секвенциями, например по три ноты, каждый раз возвращаясь на одну назад, и начиная следующую группу из трех нот с нее. . Или по четыре ноты.

Или группами по шесть, например, нот. 

Вариантов множество.
К сожалению, часть гитаристов на этом останавливается. И начинают «шпарить по боксам», то есть играют соло не головой при помощи растущих на ней ушей, а каким-то другим местом при помощи пальцев.  И это опять тема для отдельного видео – «Как перестать «шпарить по боксам» и начать играть музыку.

Но вкратце нужно обязательно коснуться. Музыка воспринимается посредством слуха. И играется так же. Поэтому раскрываю важнейший секрет.

Гамму, содержащуюся в аппликатуре бокса надо расслышать. И запомнить. Причем, совершенно необязательно запоминать ее в абсолютной величине – какая нота на каком ладу должна  точно звучать. Нет! Достаточно запомнить общее звучание, характер этой гаммы (который на самом деле выражается в последовательности интервалов между ее ступенями, и как они соотносятся к тонике гаммы). 

Так вот – важная вещь, кстати, по поводу запоминания боксов. Запомнив характер гаммы, ее относительное звучание, вы без труда, просто по слуху сможете построить ее аппликатуру в любом месте грифа.

А если ее строить, не уходя их одной позиции, у вас и получится какой-то ее бокс. То есть боксы вы сможете находить  и строить сами. По слуху.

Но обычно, все же вначале картинка, потом пальцы, а слух служит вам контролером, если вы в каком-то боксе станете играть «левые ноты мимо кассы».

И это еще не все. Вот вам техническое решение запоминания боксов.

Первое. Играем допустим пятый бокс в восходящем движении. На самом верхней ноте меняем позицию для игры первого бокса и играем его в нисходящем движении. Снова меняем позицию для игры пятого бокса и все повторяется сначала.
 Заметьте – получается как бы игра по кругу, «по часовой стрелке».

Второе. Меняем направление. Начинаем восходящее движение с первого бокса,  а вверху меняем позицию для игры пятого и так далее. Получается движение против часовой стрелки.

Третье. Начинаем упражняться в произвольной смене одного бокса на другой. С середины, с самого начала и так далее. С каждым радом смена становится все более хаотической.

На самом деле она должна быть подчинена вашей задаче – поиску удобной аппликатуры, нужного звука, и особенно — фразировке.  Тема большая, про это – тоже не здесь.

Вот теперь-то вы думаете, наверное, все.  Картинку видите, в пальцы посадили, слухом различаете, смену и связь между боксами натренировали. Запомнили. Нет!  Вот теперь самое главное. Это знание – мертвое. Теперь его надо активировать. Как? Да очень просто. Включаете минусовку. Находите тональность, и начинаете импровизировать, используя вот эти два бокса.

Далее – все точно так же. Как стишки в детстве по строчкам и четверостишиям учили.  К первому боксу  прибавляете второй, ко второму – третий, запоминаете, потом импровизируете, используя все три, четыре бокса, и так даже, пока не дойдете снова до пятого (или первого) на октаву выше  (или ниже – смотря в какой тональности) и не замкнете круг.

Источник: http://imfreedom-guitar.ru/kak-effektivno-uchit-i-primenyat-boksyi-na-grife-gitaryi/

Аккорды в тональности до мажор (фото, схемы, описание)

Аккорды в тональности до мажор (фото, схемы, описание)

Стоит отметить, что тональности До мажор и Ля минор параллельные, поэтому аккорды и ноты в них одинаковые. Разница только в тонике (базовой ноте): в Ля минор это ля, а в До мажор – До.

Да и последовательность нот проста до безобразия: До (тоника, или базовая нота), Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Аккорды соответствующие: C (До мажор), Dm (Ре минор), Em (Ми минор), F (Фа мажор), G (Соль мажор), Am (Ля), Hmb5 (Си минор с пониженной 5-й ступенью).

Вот табулатуры гамм Ля и До мажор в сравнении:

Гамма До мажор нотами и аккордами

Прежде, чем начнем говорить об аккордах непосредственно, просмотрите статью о том, как читать схемы аккордов.

Аккорд C в первой позиции

Аккорд C в первой позиции

Простенький аккорд для начинающих.

  • Указательный палец лежит на первом ладу второй струны.
  • Средний – на четвертой струне второго лада.
  • Безымянный – на пятой струне третьего лада.
  • Первая и пятая струны остаются пустыми, шестая остается приглушённой.

Аккорд Dm в первой позиции

Тоже простой аккорд: указательный палец кладется на первую струну первого лада, средний – на третью струну второго лада, и безымянный – на вторую струну третьего лада. Четвертая струна является басовой, поэтому остается открытой. Подробнее об аккорде Dm вы можете прочитать здесь.

Аккорд Dm в первой позиции

Аккорд Em

Этот аккорд в прямом смысле легок как два пальца…об гитару. Средний палец прижимает четвертую струну второго лада, а указательный – пятую того же лада, а проводить рукой во время боя нужно по всем струнам.

Аккорд Em

Подробнее по ссылке.

Аккорд E

Чтобы брать аккорд E, много умения не нужно: просто переставляем знакомый нам аккорд Am на одну струну выше.

Аккорд E

Аккорд E7

Тоже двухпальцевый аккорд, как и Em. Третья струна зажимается указательным пальцем, на первом ладу, а пятая – средним пальцем на втором ладу. Как и с аккордом Em, басовая струна будет шестая, поэтому во время боя проводим пальцами по всем шести струнам.

Аккорд E7

Аккорды E и E7 являются наиболее частыми в тональности До мажор

Аккорд F

Лучше брать этот аккорд с баррэ. Оно берется на первом ладу (все шесть струн) указательным пальцем. Далее третья струна зажимается средним пальцем на втором ладу, и четвертая струна – мизинцем на третьем ладу, на нём же прижимаем пятую струну безымянным пальцем. Пожалуй, один из самых аккордов гаммы До мажор, но лишь поначалу. Впрочем, трезвучие F можно взять и без баррэ

Аккорд F

Аккорд G в первой позиции

Для этого аккорда потребуется небольшая растяжка пальцев. На пятую струну второго лада кладется указательный палец, а на шестую струну третьего – средний. На этом же ладу зажимается первая струна безымянным пальцем.

Аккорд G в первой позиции

Аккорд G7 в первой позиции

Берется по принципу «один палец – один лад». Указательный палец кладется на первую струну второго лада, средний – на пятую струну второго, а безымянный – на шестую струну третьего.

Аккорд G7

Во всех аккордах от ноты G во время боя проводим по всем шести струнам.

Аккорд Am в первой позиции

Поскольку это начальный аккорд, который изучается новичками, то мы просто отсылаем к этому материалу, где он расписан очень подробно.

Аккорд Am в первой позиции

Аккорд Hm7/b5 (Dm/H)

Как мы сказали в самом начале статьи, вместо Hmb5 чаще всего применяется Hm7/b5, который напоминает Dm/H.

Dm/H, он же Hm7/b5

  • На первую струну первого лада кладём указательный палец.
  • Пятая струна второго лада зажимается средним пальцем (это бас H, нота Си).
  • Третью струну второго лада зажимаем безымянным пальцем.
  • Вторую струну на третьем ладу прижимаем мизинцем.

H и H7 — наиболее частые аккорды в тональности ля-минор

Эти аккорды тоже часто используются в тональности До мажор

Аккорд H

В частности, аккорд H, для него потребуется баррэ на втором ладу указательным пальцем. Далее в трезвучии задействуется один лишь четвертый лад: на четвертую, третью и вторую струны кладем средний палец, безымянный и мизиней соответственно. Как аккорд H играть без баррэ смотрите по ссылке.

Для аккорда H7 баррэ не требуется, но всё-таки нужно быть внимательным с положением пальцем, ибо, как и в аккорде H, один лад в нём задействуется для трёх пальцев сразу.

Аккорд H7

  • на первом ладу зажимаем четвёртую струну указательным пальцем.
  • на втором ладу: пятую струну средним пальцем, третью струну безымянным и первую струну мизинцем. Вторую струну оставляем открытой, шестая струна не используется.

Больше об аккорде H7 тут.

Выводы

Итак, если вы помните тональность Ля минор, то До мажор вам дастся легко и просто. Знание этих двух гамм позволит вам самостоятельно подбирать аккорды к понравившейся песне.

Надеюсь, что помог!

In Rock We Trust!

Источник: http://u-rock.com.ua/chords_in_the_schemes/321-akkordy-v-tonalnosti-do-mazhor-foto-shemy-opisanie.html

Основные аккорды

Всем привет ребятки! Очень рад, что вы посещаете и изучаете страницы моего сайта школа игры на гитаре! А это значит, что я не зря тут распинаюсь и все вам расписываю. Вижу, что мои труды и старания идут на пользу людям и от этого становиться очень приятно.

Итак, в сегодняшней статье я хочу вас познакомить и показать вам самые основные аккорды для гитары. Всего же аккордов существует огромное множество различных аккордов. Один и тот же аккорд можно проиграть в нескольких аппликатурных вариациях.

Во многих сборниках аккордов их можно насчитать уже более 300.

  В этой же статье я не буду загружать вас огромным множеством аккордов, я покажу и разберу только самые основные и самые распространенные аккорды, именно те аккорды, которые все дворовые балалаечники, ой извините гитаристы :=) применяют, когда бренчат свои хиты во дворах, подъездах и на веселых тусовках.

Ну и в начале, как и в любых скучных учебниках, давайте начнем с определений. Аккорд — это созвучие двух и более звуков, когда ноты проигрываются одновременно создавая определенное созвучие. Какой бы музыкальный стиль игры на гитаре вас бы не интересовал, Знать основные аккорды для гитары должен каждый гитарист.

Основные аккорды это можно сказать основной фундамент, и знать его нужно всем в обязательном порядке. Самое главное, это не зацикливаться на этом фундаменте, а развиваться и идти дальше.

Для того чтобы взять аккорд пальцами левой руки нужно прижимать струны на определенных ладах, которые соответствуют определенным нотам аккорда, ну а правой рукой соответственно извлекать звуки ударяя по этим струнам. Ну я прям капитан очевидность :=)

Основные аккорды

Все основные аккорды подразделяются на: минорные, мажорные и септаккорды. Септаккорды в свою очередь еще подразделяются на малые мажорные, большие мажорные и минорные септаккорды. Ну буду вдаваться в подробности и все обьяснять, об этом я в будущем напишу отдельную статью, в этой же статье моя задача показать вам только основные и часто применяемые аккорды.

Ну и давайте начнем знакомиться с самыми часто применяемыми минорными аккордами. Не буду вам сейчас забивать голову принципами построения аккордов. Минорные аккорды обладают более печальным звучанием.

Аккорд Аm(ля минор) это самый популярный аккорд, он используется практически во всех гитарных песнях. Вот как он выглядит:

Аккорд Dm (ре минор). Так же один из часто используемых аккордов. Заметьте в этом аккорде пальцы располагаются на трех разных ладах.

Аккорд Em (ми минор) Еще один из самых известных представителей минорных аккордов.

Теперь давайте приступим к рассмотрению самых основных мажорных аккордов. Мажорные аккорды обладают более веселым звучанием. Их мы рассмотрим по более.

Аккорд G (соль мажор). Этот аккорд обладает ярким звучанием благодаря трем открытым струнам.

Аккорд Е (ми мажор). Этот аккорд также довольно звонко и приятно звучит.

Аккорд С (до мажор). Для исполнения этого аккорда требуется не большая растяжка пальцев.

Аккорд А (ля мажор). Этот аккорд звучит довольно звонко и радостно благодаря открытым струнам.

Ну и под конец  давайте рассмотрим два самых часто применяемых септаккорда. Почему данные аккорды называются септаккордами, грузить вас не буду, потому что если я скажу, что в данных аккордах 7-я ступень мажорного лада пониженна на целый тон, вы мало чего из этого поймете.

Аккорд  А7.  Данный аккорд обладает достаточно специфичным звучанием.

Аккорд Н7. Также часто встречаемый септаккорд.

Вот они основные аккорды для гитары, умея их играть вы сможете исполнять множество не сложных песен, типо простой армейской и дворовой тематики.

Располагайте пальцы так, как показано на схемах и фотографиях которые показаны выше, старайтесь не касаться пальцами порожков.

Знаком «х» на схемах показываются те струны которые не должны звучать, а знаком «о» показываются открытые струны, т.е эти струны должны проигрываться ни где не прижатыми.

На этом все. Изучайте, применяйте. Желаю вам приятного обучения! А также ребят не забывайте делиться статьей с друзьями, и нажимать «мне нравиться», оставляйте свои комментарии.

Источник: http://play-info-guitar.ru/igraem-na-guitar/sposobi-igri-na-guitar/osnovnyie-akkordyi

Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм

Это было домашним заданием  по фортепиано на лето: выучить  гаммы  с аккордами и арпеджио (читайте об аппликатуре коротких арпеджио). О пальцах в аккордах читайте в статье «Аппликатура аккордов для фортепиано».

Мы пока в начале пути. Гаммы сдаваться не собираются, осаду держат знатно. Аппликатура не запоминается, темп не наращивается, света в конце туннеля не видать. Хиляем потихоньку диезные мажоры, в минорах погрязли.

Но я верю — прорвемся!

Какими пальцами играть гаммы?

С некоторыми все просто, а вот другие требуют особого подхода. Заинтересовалась я аппликатурой гамм, которые начинаются с черных клавиш, или вот гаммы от фа и си  заковыристые, обычная аппликатура к ним не подходит. 

Нашла! Вдруг кому-то еще надо.

Спешу поделиться на kidside, а то куда не кинься все для гитары, а гаммы для фортепиано не в моде что ли? Аппликатура написана для двух-октавной гаммы, пальцы в скобках приходятся на тонику.

Не забудьте, что минор играется двух видов: гармонический (повышается VII-я ступень) и мелодический (в восходящем движении повышаются VI, VII ступени, в обратном движении — натуральный минор).

Расскажу, как учит гаммы наш педагог. В первую очередь это касается большого пальца. У ребенка часто при игре первым пальцем проваливается вниз вся кисть, получается неровность в звуке и темпе. Чтобы этого избежать, проучить гамму поднимая все пальцы, в том числе и большой палец (не класть его, а именно ставить).

В идеале гамма должна играться по четыре, т.е. с акцентом на первую ноту из четверки (как бы шестнадцатыми). К этому приему нужно переходить, когда аппликатура уже выучена, ребенок не зажат и не думает над каждым пальцем.

Нам очень помогла заячья считалочка от нашего преподавателя:» раз морковка, два морковка, три морковка, и капуста». Слова могут быть любыми, главное уложиться в четыре слога. Мы придумывали разные и перешли на игру по четыре гораздо легче, чем просто отсчитывая и постоянно сбиваясь.

Знаем преподавателя, который считает пуговицами: пу-го-ви-ца, пу-го-ви-ца и т.д.

Аппликатура гамм для фортепиано:

  • До мажор (C-dur), Соль мажор (G-dur), Ре мажор (D-dur), Ля мажор (A-dur), Ми мажор (E-dur)
  • Ля минор (a-moll), Ми минор (e-moll),  Ре минор (d-moll), До минор (c-moll), Соль минор (g-moll)

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)

Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.

Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3  (4)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)

В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца

Правая рука: 123 1234 123 1234

Левая рука:    4321 4321 321 4321

Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)  

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)

Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)

Правая рука: 21 234 123 1234 123

Левая рука: 321 4321 321 432(2)

Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321

Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)

Правая рука: 23 1234 123 1234 12

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 21 321 4321 321 432

Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)

Правая рука: 234 123 1234 123 12

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)

Правая рука: 231 231 234 123 123

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена.

На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах.

Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму,  находится на середины клавиатуры,  не спускается к краям клавиш. 

Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор

Источник: http://kidside.ru/gammy-dlya-fortepiano-applikatura-gamm/

Ссылка на основную публикацию