Гаммы на гитаре для начинающих. как правильно играть гаммы и для чего они нужны

Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны?

Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны

Гамма на гитаре — что это такое?

Гаммы – это последовательность из семи идущих друг за другом нот, которые составляют тональность или определенный лад.

Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения.

Именно этому аспекту и посвящена данная статья. Здесь вы найдете полное объяснение, что такое гаммы и как их составлять самостоятельно.

Для чего нужны гаммы гитаристу

По сути, знание гамм необходимо каждому музыканту. Гитаристу они дадут огромный простор для импровизации и сочинению как риффов, так и соло-партий.

Без них вы не сможете придумать красивую партию, которая будет звучать максимально гармонично внутри композиции, или же вообще простроить ее скелет.

Кроме того, они будут полезны и для аранжировщика, которому надо сочинять партии для разных инструментов.

Зная гаммы, любой гитарист сможет сходу импровизировать и понимать, что именно ему играть прямо сейчас. Это полезно на групповых джемах, из которых, возможно, выйдут новые песни. Кроме этого, без гамм вы не поймете, как строить аккорды, и не сможете разнообразить свои акустические композиции.

Полный список

Этот раздел сделан для того, чтобы вам было удобнее разбирать каждую из гамм. В нем вы найдете ссылки на отдельные статьи, посвященные каждой из тональностей и боксам внутри нее.

Какие гаммы учить в первую очередь?

Простой ответ на этот вопрос – все. Таким образом, вы не только зазубрите звуки, которые входят в тональность, но и выучите расположение нот на грифе.

Однако, проще всего начать с гамм До-мажор или Ля-минор. Причина в том, что все ноты, входящие в них, не промежуточные.

Выучив их расположение, вы сможете без труда находить ноты-диезы или бемоли, которые входят в состав других тональностей.

Значение гамм для исполнителя

Как уже было сказано выше, гаммы позволят вам свободно импровизировать внутри любой из тональностей. Это особенно удобно, если на сцене вы вдруг сбиваетесь во время исполнения песни, и не можете найти нужный фрагмент вашего соло. Зная гаммы вы, вместо того, чтобы застопориться, просто начинаете играть что-то другое, и возвращаетесь в нужный отрезок.

Кроме того, нередко случается так, что композиция видоизменяется внутри выступления. Вы можете на эмоциях сыграть больше квадратов песни, чем надо, и тогда вам будет гораздо проще заполнить это пространство модуляциями и сольными партиями.

Разновидности гамм

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание.

Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот.

Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Сами по себе эти боксы могут быть диезными и бемольными – если внутри них есть, соответственно, ноты с этими знаками. Кроме того, имеется и особый подвид – хроматическая гамма, при которой каждая нота, входящая в тональность, повышается на полтона, за исключением одной.

Теория построения

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Это самая стандартная схема, от которой и отталкиваются все музыканты.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Хроматическая гамма же отталкивается от этой схемы, и повышает все ноты на половину тона, кроме шестой ступени, вместо которой понижается седьмая, если мы говорим о мажоре, или за исключением первой, вместо которой понижается вторая, если говорим о миноре. Стоит учитывать, что мы достраиваем до каждой ноты дополнительный полутон, а не меняем ее на диезную или бемольную.

Аппликатура гамм на гитаре

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всем грифе. В первом случае вы просто двигаетесь с первого или нулевого лада до двенадцатого, если мы говорим о до-мажоре или ля-миноре, либо же с любого другого до момента, пока не пройдете полную октаву.

Однако гораздо проще и полезнее играть гаммы так называемыми боксами. Тогда вы будете знать, на какой струне находится, какая нота, и сможете гораздо проще импровизировать и простраивать новые гаммы в дальнейшем уже самостоятельно.

Как играть гаммы на гитаре

Самое главное – играть под метроном.От вас требуется четко выставлять акценты во время игры в сильную долю, чтобы лучше прочувствовать ритм. Еще хорошим вариантом будет играть, и записывать риффы внутри тональности, и потом уже играть гаммы под них. Таким образом, вы сможете свободно импровизировать и учиться уже играть соло-партии, а не просто проигрывать отдельные боксы.

Кроме того, попробуйте играть гаммы дуолями, триолями и другими ритмическими рисунками. То есть, за один удар метронома вам надо проиграть ноту два раза, три, или больше. Это сильно ускоряет руку и учит привыкать к нечетным и ломаным размерам.

Особенности игры

На гитаре все гораздо проще, чем на пианино. Все дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как простраивать новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Боксы гаммы — что это такое

По сути, боксы – это устойчивые позиции или схемы, которые образуют собой гамму. Они включают в себя все струны, а не только одну, и немного меняются в зависимости от вашей позиции на грифе.

Кроме того, сюда же входят и классические лады, которые берут свое начало еще из греческой музыки.

Если вы не хотите углубляться в теорию и учить способ построения гамм – то лады помогут вам все равно заучить их.

Позиции гамм на гитаре. Сколько и какие бывают?

Позиции гамм также разделяются на мажорные и минорные. Всего их пять штук, и они двигаются по грифу в зависимости от тональности, в которой вы играете. Поэтому для комфортной игры вам достаточно выучить пять боксов до-мажора, и сдвигать их вниз по грифу, опираясь на то, внутри какого ключа находится песня.

Примеры гамм на гитаре для начинающих

Этот раздел включается в себя примеры гамм и аппликатур к ним. Это сделано в первую очередь для начинающих гитаристов, чтобы они посмотрели и освоились – нашли нужные боксы на грифе и поняли на практике, что это такое.

Гаммы табы GTP

В этом разделе вы найдете табулатуры к разным видам гамм, многие из них представляют собой упражнения и разные вариации исполнения стандартных гамм. Однако еще раз акцентируем внимание, что проще всего выучит боксы, и запомнить, какой начинается от какого лада. После этого вы по факту выучите все гаммы, вам останется только двигать их вниз по грифу.

  1. Algerian Traditional Music Scales.gp4 – Скачать (6 Kb)
  2. Hromaticheskaya_gamma_oktavyi.gp5 – Скачать (2 Kb)
  3. Major Scale Positions.gp3 – Скачать (9 Kb)
  4. Scales and Arpeggios — B SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  5. Scales and Arpeggios — C SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  6. Scales and Arpeggios — D SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  7. Scales and Arpeggios — E Aeolian.gp3 – Скачать (1 Kb)
  8. Scales and Arpeggios — E SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  9. Scales and Arpeggios — Gb-F#.gp3 – Скачать (1 Kb)
  10. Scales and Arpeggios — Lots Of Scales in C.gp3 – Скачать (2 Kb)
  11. Scales and Arpeggios — Modes.gp3 – Скачать (2 Kb)
  12. Scales and Arpeggios — Scales of all kind.gp3 – Скачать (6 Kb)
  13. Scales and Arpeggios — Scales.gp3 – Скачать (5 Kb)
  14. Scales and Arpeggios — Thirds Exercise.gp3 – Скачать (2 Kb)
  15. Scales and Arpeggios — Various Warm.gp4 – Скачать (5 Kb)

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Источник: http://pereborom.ru/gammy-na-gitare-dlya-nachinayushhih/

» Зачем и для чего нужны гаммы?!

Зачем и для чего нужны гаммы?!

     В процессе своего развития в качестве гитариста, мы рано или поздно начинаем ощущать, что было бы, в общем, неплохо узнать хоть что-то об этих понятиях, которые называют гаммами. Если мы только в начале пути, мы можем вообще не иметь малейшего понятия о том, что такое гамма, и это создает некую мистическую ауру вокруг этого процесса.

     Следующее, что обычно происходит, у нас появляется неясное впечатление того, что этих гамм, оказывается слишком много. Вам начинает казаться, что их сотни.

А есть даже энциклопедии гамм, где могут быть тысячи этих маленьких отпрысков! И сама перспектива изучения всей этой ерунды заставляет нас слабеть в коленках.

И именно на этом этапе у нас появляются вопрос: какое дело всем этим гаммам до нас и до наших отношений с гитарой? Мы спрашиваем: «А сколько их мне надо знать вообще? И чего мне с ними потом делать?»

     И вот мы ищем ответы на эти вопросы. Мы читаем журналы и находим там море крутых профессиональных гитаристов, рассуждающих о предмете – и это еще больше нас запутывает.

Один говорит, что нужно знать сотню способов сыграть мажорную гамму и еще сотню способов сыграть минорную гамму, а потом переходит к более экзотическим ладам.

А другой парень, не менее крутой и известный, утверждает, что использует всего пару гамм, и то иногда. После этого у нас начинаются «конвульсии».

     Мы попытаемся немного прояснить этот вопрос. Для начала, обрисуем суть предмета и постараемся дать вам понимание того, что такое гаммы, для чего они используются и как они используются разными гитаристами. Когда вы усвоите эти вещи, вам будет легче решить надо вам оно или нет.

     В музыкальном аспекте гамма, это серия нот, которая следует одна за другой. Самое важное в гамме – это расстояние между нотами, и здесь под «расстоянием» мы имеем в виду музыкальную высоту ноты. Именно это расстояние определяет эмоциональное содержание музыки.

Это одна из важнейших концепций, которые должен усвоить каждый музыкант, и большинство это знают, но на интуитивном уровне. Для тех, кто хочет глубже понять теорию музыки, эта концепция должна быть полностью осмысленна.

Читайте также:  Как выбрать гитару в магазине — советы по покупке — на что смотреть при покупке гитары? как не ошибиться при выборе гитары?

Мы не буду слишком в нее углубляться в этой статье (хотя она того заслуживает), но постараемся передать суть концепции, изучение которой вы сможете продолжить с учителем.

     Если мы берём ноту на гитаре и, затем, играем ее еще раз, разницы в высоте не будет. Если мы играем ноту, а затем берём ноту на соседнем ладу, расстояние составит половину тона. Если мы сыграем ноту, а затем возьмём ноту через лад – расстояние между ними составит один тон. Если мы возьмём ноту на третьем ладу – это будет минорная терция.

Все эти расстояния называются интервалами. Взяв минорную терции, которую мы упомянули выше, вы услышите некое «эмоциональное содержание». Минорная терция присутствует в минорном аккорде, и именно она придает минорным аккордам некий печальный призвук.

Когда вы играете блюзовую гамму – это первые две ноты, и именно они придаёт блюзу тот самый «блюзовый» оттенок (или является его частью).

     Пока что, достаточно информации об интервалах. Просто хочется, чтобы вы знали об их существовании и что они несут эмоциональную нагрузку музыки. Запомните, что гамма состоит не столько из нот, сколько из расстояния между ними. Есть разные типы гамм, минорные, мажорные, уменьшенные и т.д.

Каждая гамма характеризуется особенным рисунком расстояний между нотами, и именно он придает каждой гамме свою уникальную звуковую окраску. В дальнейшем вы увидите, что гитаристы, играющие в разных стилях, используют разные типы гамм.

Гитаристу, играющему рок/блюз, возможно, никогда не придется использовать мажорную гамму.

     Так как каждый тип гаммы использует свои интервалы между нотами, гамма будет восприниматься на слух одинаково, даже если в ее название стоит другая буква.

Например, если вы играете гамму До-мажор, или Ре-мажор, или Соль-мажор, все они будут иметь одинаковый рисунок интервалов и одинаковое количество нот, они будут звучать одинаково в смысле «эмоциональной окраски».

У минорных гамм другая схема интервалов, поэтому их звучание будет иметь другую окраску. Используя эту аналогию, мы можем сравнить гамму с цветовой палитрой.

     Итак мы определились, что гаммы, это то, из чего строится музыка. В самых разных стилях музыки мы можем вдруг осознать, что просто играем какую либо гамму туда-сюда а потом опять обратно. Поэтому было бы неплохо узнать, как их играть и зачем.

Если думать о гаммах в аспекте гитарной техники, мы поймем, что гамма – это цепочка нот, чем быстрее мы ее играем – тем круче. Но дело в том, что для гитариста гаммы представляют намного более сложную задачу, чем для других музыкантов.

Пианисту нужен только один палец для того чтобы взять ноту, а гитаристу нужно координированное действие сразу двух (или пальца и медиатора) – и это все осложняет. Как гитаристу, вам этот факт будет немаловажен.

     Почти все гитаристы-студенты оказываются неготовыми к эффективному изучению гамм, когда до этого доходит дело. Синхронизация рук должна стать физической привычкой для того, чтобы игра гамм была полезна, а не вредна.

В своей знаменитой коллекции гамм для классического гитариста Сеговия писал: «изучение гамм решит множество технических проблем в более короткий отрезок времени, чем любое другое техническое упражнение».

Другими словами, если вы хорошо играете гаммы, и можете заставить свои пальцы передвигаться в нужном направлении, вы также можете делать многое другое. Получается, что изучение гамм, это одна из лучших вещей для ваших практических занятий и улучшения вашей техники.

     И вот мы пришли к одному из основных пунктов этой статьи: гаммы, даже при их минимальном использовании, являются основным техническим упражнением для любого гитариста. Для неимпровизирующих гитаристов (например, классических), это их основная функция, им не нужно знать миллион гамм.

Для технических упражнений мы просто выбираем те, которые нам больше всего для этого подходят. В коллекции Сеговии большая часть гамм – это одни и те же гаммы, просто передвигаемые по грифу. Конечно, есть много вещей, которые нужно знать для того, чтобы правильно использовать гаммы для развития техники.

Многих студентов неправильная практика приводит в никуда. Но это совсем другой аспект, который мы не будем здесь затрагивать. Но, в любом случае, вы должны понимать, что игра гамм является достаточно сложным предметом и нельзя недооценивать вопрос: как их правильно играть.

 И еще, интерпретируя слова Сеговии, мы можем сказать: «если вы имеете представление о том, как правильно играть гаммы, вы имеете представление и о многих других технических аспектах игры на гитаре».

     Как вы, наверное, уже поняли, количество и состав гамм, которые нужно знать гитаристу, зависит от стиля, в котором он играет. Вот базовые рекомендации для того, чтобы вы могли определиться, как ввести гаммы в вашу игру:

— Всем гитаристам необходимо знать мажорные гаммы в первой позиции в тональностях До, Соль, Ре, Ля, Ми, а также, для общего развития, параллельные минорные гаммы к ним.
— Все гитаристы должны знать сдвигаемые рисунки гамм. Мажорные гаммы, которые играются от второго пальца на шестой струне – и от второго пальца на пятой. После этого, мажорные позиции от четвертого пальца на шестой и пятой струне.
— Более амбициозные гитаристы должны знать мажорную гамму от первого пальца на шестой и пятой струне. Если вы знаете эти позиции (шесть мажорных гамм), вы также знаете все арпеджио и эти гаммы во всех тональностях.
— Тем, кто играет блюз и рок необходимо знать пентатонику во всех позициях (их всего пять). И, естественно вам, понадобится знание стандартных ходов для использования их в импровизации в разных тональностях (в первую очередь Ля и Ми).
— Для тех, кто хочет импровизировать в таких стилях, как джаз или фьюжн, после изучения вышеупомянутых гамм придется перейти к тем самым гигантским каталогам гамм, о которых мы упоминали.
     Естественно, этим предмет не исчерпывается, но, надеемся, мы дали вам его базисное понимание. Удачи в поисках ваших гамм!

Автор статьи Джейми Андреас.

Источник: http://musicball.com.ua/statyi/zachem_i_dlya_chego_nuzhny_gammy

Зачем учить гаммы на гитаре? :: SYL.ru

В отличие от других музыкальных инструментов на гитаре можно получить один и тот же звук на разных струнах. Благодаря этой особенности настройка гитары возможна без тюнера, а лишь по одной струне, под которую подстраиваются остальные. Гаммы и аккорды на гитаре можно сыграть в нескольких позициях. Выучив их, вы будете хорошо понимать расположение нот и ориентироваться на грифе.

Хроматическая гамма

Для начала рассмотрим хроматическую гамму, она хорошо подходит для разогрева. Гамма — это звуковой ряд, который можно получить, играя все ноты подряд. Она состоит из всех возможных нот в пределах одной октавы. Если играть на шестой струне, то хроматическая гамма на гитаре начинается с ноты ми — это открытая струна. Далее будет фа.

При восходящем движении мы попадаем на фа-диез, то есть в промежуток между нотами, который обозначается диезом. Если продолжить играть дальше, следующей окажется соль, затем ля, ля-диез и си. Выше си нет диеза, поэтому сразу перейдем к следующей буквенной ноте — до. Интервал между си и до составляет полтона. Дальше идет до-диез, затем ре, ре-диез.

Остается один шаг, и мы возвращаемся к ми, которая на октаву выше открытой струны ми. При игре по нисходящей ноты (в промежутке между обозначенными буквами) имеют знак бемоля.

То есть, если начинать играть гамму на гитаре от ноты ми, то первая нота вниз будет ми-бемоль, следующая — ре, затем ре бемоль, до, си, си-бемоль, ля, ля-бемоль, соль, соль-бемоль, фа на полтона вниз, и после нее мы вернемся к ми на октаву ниже ноты, с которой начали.

Как запомнить порядок следования нот?

Разбирая хроматическую гамму на одной струне, воспользуйтесь круговой диаграммой полутонов, чтобы понять порядок следования нот при восходящем и нисходящем движении. Но не всегда диаграмма оказывается под рукой, поэтому постарайтесь запомнить, что между нотами ми и фа полтона, как и между си и до.

При движении вверх, от всех остальных нот, будет диез. При движении вниз, после каждой ноты, будет бемоль (ми-бемоль, ре, ре-бемоль, до). Затем полтона к си, далее си-бемоль. Теперь вы знаете принцип построения гамм. К счастью, на гитаре 6 струн, потому вам не придется играть мелодии только на одной струне.

Остается еще пять, по которым можно играть в позиции.

Мажорные гаммы

Мажорные гаммы задают тональность и используются для построения мелодий. Последовательность нот в одной и той же гамме называется гармонией.

Начав с целого тона и продолжив еще одним тоном, полутоном, потом тремя целыми тонами и полутоном, вы вернетесь к той же ноте, с которой начали, но на октаву выше. То есть, пройдете 12 полутонов. Полутон соответствует одному ладу, а целый тон равен двум ладам.

Их последовательность создает мажорную гамму, которая является основой для многих популярных мелодий и народных песен. Разучивание гамм на гитаре для начинающих может показаться сложным делом, но это одна из основ построения музыки.

Потому так важно запомнить последовательность тонов и полутонов. Особенность мажорных гамм в том, что их можно перемещать по грифу и интервалы сохранятся независимо от того, с какой ноты начать.

Гамма до-мажор на гитаре

Можно играть с ноты до на третьем ладу пятой струны в такой же последовательности: целый тон, целый тон, полутон, 3 тона и еще один полутон. Получится гамма до-мажор на гитаре.

Строится она так: до, тон к ре, тон к ми, полтона к фа, тон к соль, тон к ля, тон к си, полтона к ноте до, она на октаву выше начальной ноты. Еще раз: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Когда мы меняем начальную ноту, то получаем другую последовательность.

Так как мы начали играть с ноты до и прошли по музыкальному алфавиту до следующей до. По пути нас не встретились ни диезы, ни бемоли. Все ноты были буквенными. Аппликатуры с изображением положения пальцев на грифе – это своеобразные табулатуры гамм на гитаре.

Благодаря тому, что на гитаре шесть струн, можно играть в разных позициях и не нужно перемещаться по струне, чтобы воспроизвести мелодию.

Читайте также:  Как подобрать аккорды к песне. полное руководство 5 способов подбора аккордов на гитаре

Гамма до-мажор в первой позиции выглядит так:

  • начинаем с ноты до на 3-м ладу 5-й струны;
  • открытая 4-я струна — ре, ми, фа, соль, ля, си;
  • возвращаемся к ноте до, на октаву выше начальной.

Каждый раз, когда вы практикуетесь, играйте и восходящую, и нисходящую последовательность. Теперь сыграем нисходящую гамму:

  • до, открытая 2-я струна;
  • ля, открытая 3-я струна;
  • фа, ми, открытая 4-я струна;
  • вернулись к ноте до.

Новички, которые только начинают учиться играть на гитаре, часто задаются вопросом: «Зачем разучивать гаммы?» Ответ прост: они полезны для оттачивания техники и увеличения скорости игры.

Эта практика помогает развивать слух, запоминать, где располагаются на грифе конкретные ноты и как они соотносятся между собой. Разучивание гаммы на гитаре – отличное упражнение для разминки и закрепления базовых знаний.

Если вы хотите заняться импровизацией или сыграть соло, это поможет вам лучше ориентироваться на грифе. Обязательно приобретите метроном и тренируйтесь с его помощью, чтобы научиться чувствовать ритм.

Источник: https://www.syl.ru/article/378207/zachem-uchit-gammyi-na-gitare

Что такое гаммы и для чего они нужны

Гамма — это последовательность звуков внутри октавы, идущая от основного тона через определенные интервалы. Теперь пояснение.

Октава — это часть звукового ряда, состоящая из 7 основных и 5 альтерированных нот.

Основной тон — это главная нота гаммы, от которой строится гамма и которой она заканчивается.

Интервалы — имеется ввиду интервалы в тон или полутон. На гитарном грифе 1 лад — это полутон.

Повышение ноты на половину тона — это смещение на 1 лад в сторону корпуса гитары.

Понижение ноты на половину тона — это смещение на 1 лад в сторону головки грифа.

Для чего нужны гаммы? Гаммы были придуманы для развития техники игры на музыкальном инструменте. На каком бы вы ни училмсь играть инструменте, вам придётся играть гаммы — без этого обучение будет иметь меньшую эффективность. Гаммы обладают следующими особенностями:

  1. Развивают растяжку пальцев левой руки
  2. Развивают чувство грифа у левой руки
  3. Развивают в правой руке независимость действий пальцев
  4. Развивают слух
  5. Развивают чувство ритма

Особенности игры гамм

Любую гамму нужно играть не просто так, а соблюдая ряд правил:

  • в правой руке играть нужно обязательно чередование пальцев: указательный-средний, лучше всего способом игры с опорой, когда палец ударяет по струне и упирается в следующую, идущую выше струну;
  • играть нужно громко и чётко;
  • между соседними звуками нужно стремиться делать одинаковые промежутки;
  • пальцы левой руки должны прижимать струну как можно ближе к ладовым порожкам, так как это развивает растяжку;
  • палец правой руки должен извлекать звук одновременно с постановкой на лад пальца левой руки, и ни в коем случае не через паузу после того как поставили палец на лад;
  • нужно постараться придать игре гаммы динамическую окраску, как будто это простое музыкальное произведение;

Как играть гамму

Гамму можно играть по-разному. Можно играть медленно, продумывая каждое действие левой и правой рук, можно играть её на скорость. Можно играть гамму триолями. Как вы уже читали, нужно всё время чередовать удары указательным и средним пальцем правой руки.

Каждый третий удар можно выделять, то есть будет так: ТАМ-там-там-ТАМ-там-там… Это очень хорошо развивает независимость действий пальцев правой руки, ведь каждый третий удар приходится на разные пальцы.

Но при этом важно следить за скоростью игры — она не должна меняться.

Какие бывают гаммы и как их построить

Каждая гамма имеет свое название. Называется она по имени ноты, от которой строится. Например есть гамма СОЛЬ мажор или к примеру ДО минор. Если гамма начинается с ноты СОЛЬ, то она и должна закончиться нотой СОЛЬ и никак иначе.

Мажорные гаммы строятся по такому принципу: берётся начальная нота, пусть будет нота СОЛЬ, и затем от неё по закону построения мажорной гаммы строится гамма. Закон построения — это определённая последовательность промежутков между нотами гаммы.

Минорные гаммы строятся по такому же принципу, что и мажорные, только закон построения для них будет выглядеть уже иначе.

Источник: http://guitar-master.org/gammas

Зачем играть на гитаре гаммы, этюды и упражнения

Данная статья будет полезна начинающим гитаристам и их родителям. Так же тем, кто только планирует уроки игры на гитаре и ищет с чего начать. Поможет эта публикация гитаристам, зашедшим в тупик творчества и желающим из него выбраться.

Помните: уроки игры на гитаре любят последовательность и системность. Не нужно пытаться обгонять программу, которую Вам рекомендует Ваш учитель гитары. Пусть время поможет Вам освоить и закрепить все необходимые навыки, необходимые гитаристу.

 Внизу статьи Вы сможете скачать этюды и упражнения для тренировок.

Уроки гитары должны принести результат как можно быстрее. И точка! (Заказчик)

Бизнес-пролог

Сегодняшний потребитель товаров и услуг стал весьма избалованным. Двумя основными причинами я хотел бы выделить:

  1. Погоня клиента за быстрым результатом
  2. Огромное количество предложений быстрых результатов на рынке от поставщиков услуг

Хочешь быстро похудеть? Есть секретное средство! Хочешь быстро накачать красивое тело? Есть уникальная методика! Нужно за месяц выучить английский? Приходи к нам и через месяц ты заговоришь любого иностранца. Я касался этих вопросов в предыдущих статьях.

С повышением конкуренции и обширной рекламы на рынке, становится все сложнее выделяться среди соперников по ремеслу. Одной из самых старых уловок дифференцирования является скорость выполняемой услуги.

Такси обещают довезти Вас быстрее других служб, пиццу доставят обжигающе горячей, суши привезут суперсвежими, ремонт квартиры выполнят за неделю и т.д. Многие школы гитары и частные учителя музыки тоже обещают быстро научить Вас играть на гитаре.  И эта скорость не всегда является показателем качества.

Либо за это ускорение придется доплачивать. Многие из Вас наверняка видели инфографику, приведенную ниже, где нужно выбрать 2 пункта из трех.

Очень хорошо, что люди отдают себе отчет в том, что существуют области познаний, где просто нереально получить быстрые результаты, если не обладать гениальными способностями: игра на скрипке, изучение молекулярной физики, бег быстрее Усэйна Болта и т.д.

Обучающиеся на гитаре разделились на два лагеря:

  1. Те, кто хочет быстрых результатов
  2. Те, кто относится к гитаре как к любому другому музыкальному инструменту

Люди, которые относятся к первой категории, ищут не игру на гитаре, а скоростной эффект от занятий.

Им нужно в кратчайшие сроки научиться играть на гитаре так (то), чтобы у слушателей перехватило дыхание от восторга. Для таких целей вполне сойдет вступление к «Smoke on the water» группы Deep Purple и прочие популярные короткие риффы.

Как только такие «гитаристы» сталкиваются с первыми трудностями (баррэ, сложные аккордовые последовательности, скоростные пассажи), они часто теряют интерес. Гитаристы этой категории наотрез отказываются совершенствовать свою технику с помощью необходимых упражнений.

Многие из них попросту не понимают того, что мышцам пальцев разминки важны так же, как разогрев тела в спортзале перед часовой тренировкой. Единственная причина такого протеста: эти Ваши этюды не эффектны. Иными словами, ими нельзя похвастаться.

Представители второй категории готовы к различным гитарным сложностям, потому что понимают, что «быстро», «качественно» и «эффектно» в обучении гитаре несовместимы. Сыграть Нирвану через месяц обучения перед одноклассниками, которые вообще не умеют играть – будет реально круто и, скорее всего, встречено бурными овациями.

Если Вы сыграете то же произведение перед аудиторией профессиональных гитаристов, то нарветесь на критику. Особенно, если будете слишком сильно кичиться достижениями. Мелодия «В траве сидел кузнечик» на одной струне очень проста. Но гитарист с 10-ти летним стажем сыграет ее в 10 раз лучше первогодки.

Разница будет в динамике работы правой руки и чистотой работы левой.

Ниже я приведу инфографику специально для начинающих гитаристов. Здесь наглядно показано, что соединения со словом «быстро» не являются удачными.

Запомните: Вам не обогнать свои физиологические способности. Для освоения множества гитарных процессов должно пройти время за сотнями часов отработки.

Ребенок должен родиться через 9 месяцев. Не существует «ускоренных курсов вынашивания младенцев».

Изучение иностранного, допустим – английского языка тоже не может быть ускоренным, ведь не зря люди учатся в инязах 5 лет и больше. Подумайте только: англоязычный словарь содержит, в среднем , 600-1000 страниц.

Сколько времени нужно человеку, чтобы прочитать художественную книгу такого объема? А еще и запомнить. А еще неправильные глаголы. А еще времена. А еще произношение. И еще множество таких «ещё».

Здесь нужно наращивать «языкочасы».

Всем ли гитаристам нужно играть гаммы, этюды и упражнения?

Итак, Вы записались в музыкальную школу по классу гитары и с учителем уже выучили 15 этюдов Каркасси, 17 гамм и 12 упражнений, а Ваш одноклассник-самоучка за это же время уже на электрогитаре играет в школьной рок-группе Металлику. Как же быть? Жизнь настолько несправедлива? Рано горевать! Ваше восхождение на гитарный Олимп только начинается. Задайте себе два вопроса «Как?»:

  1. Как Вы играете указанные выше мелодии?
  2. Как играет Металлику Ваш приятель?

Уж поверьте, Джеймс Хэтфилд и Кирк Хаммет находятся в топе мировых гитаристов не просто так. Иными словами, их безумно сложно сыграть качественно на первом году обучения (на 2-м, 3-м, 5-м и 7-м в принципе, тоже).

А Маттео Каркасси был выдающимся гитаристом и педагогом, который писал произведения как для начинающих гитаристов, так и для профи, коим сам был. Ваша техника звукоизвлечения будет гораздо лучше, чем у того, другого.

Он еще поймет, что двигать пальцы по ладам просто ради звука, как и скользить шахматными фигурами по доске лишь ради хода,неэффективно. И сядет в будущем за упражнения, гаммы и этюды.

Все профессиональные гитаристы, которых я знаю и я сам, имеем в своем арсенале упражнения для любых стилей и направлений: одни на скорость, другие на динамику, третьи на координацию рук и т.д.

Мы, благодаря этим упражнениям, вышли на профессиональный уровень и продолжаем их использовать, чтобы не только совершенствоваться, а и попросту не утратить навыки в случае длительных перерывов в игре на гитаре. Чтобы было понятнее, объясню на спортивном примере: парень ходил 5 лет в спортзал и накачал тело, как у греческого бога. Затем год не ходил и начал обрастать жиром. Так же и с гитарой: многие навыки можно растерять, если не поддерживать форму.

Как часто нужно играть упражнения

Играть на гитаре этюды не является конечной целью. В теплый летний вечер у моря на девушку Вашей мечты вряд ли произведет впечатление фа-диез-минорная гармоническая гамма. Даже 16-ми нотами. Даже в темпе Presto. Упражнения нужны гитаристу для отработки ударов: мягких или резких.

Читайте также:  История гитары

Для тренировки силы прижатия струн к ладам: это усилие должно быть достаточным, а не избыточным или слабым. Для отработки динамики тихо–громко, громко–тихо и чередования сильных и слабых долей. С гаммами и этюдами можно хорошо развить скорость. Важно самим понимать на каком уровне Вы находитесь и как высоко хотите забраться.

Гаммы, этюды и упражнения – это лишь средство для будущих вершин творчество. И это средство реально работает.

Источник: https://gitarist.kiev.ua/zachem-igrat-na-gitare-gammy-etudy-i-uprazhnenia/

Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? Полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

Бывает так, что недостаточная техническая подготовка не позволяет пианисту сыграть то, что ему хочется. Поэтому заниматься упражнениями на развитие техники нужно ежедневно, хотя бы по полчаса. Только тогда всё сложное разрешается и получается, и появляется техническая свобода, позволяющая забыть о трудностях и целиком отдаться воплощению музыкального образа.

В данной статье мы расскажем о нескольких эффективных методах преодоления технических сложностей. Вначале – ключевая мысль. Она такова: любое сложное состоит из чего-нибудь простого.

И это не секрет! Главной чертой всех методов, которые вам будут представлены, как раз и будет работа над разложением сложных мест на простые элементы, проработка этих элементов по отдельности, а затем очередное соединение простых вещей между собой в целое. Надеюсь, не запутались!

Итак, про какие методы технической работы на фортепиано мы будем говорить? Про метод остановок, темповых метаморфоз, смену рук, про метод накопления и про игру гамм. Теперь обо всём последовательно и обстоятельно. Не будем обсуждать игру отдельными руками – здесь и так всё ясно: играть партии отдельно правой и левой руки жизненно необходимо.

Метод «остановок»

Многовариантное упражнение «остановки» заключается в том, что пассаж разделяется на несколько частей (пусть даже две).

Только делить нужно не как попало, а так, чтобы каждую часть в отдельности было легко сыграть.

Обычно местом деления становится нота, на которой происходит подкладывание первого пальца или то место, где требуется серьёзно переместить руку (это называется поменять позицию).

Заданное количество нот играется в быстром темпе, потом мы останавливаемся, чтобы проконтролировать наши движения и приготовить следующий «забег». Сама остановка максимально освобождает кисть руки и даёт время сконцентрироваться для подготовки к последующему пассажу.

Иногда остановки выбираются соответственно ритмическому рисунку музыкального произведения (например, через каждые четыре шестнадцатые). В этом случае после проработки отдельных фрагментов, их можно склеивать – то есть соединять, чтобы останавливаться в два раза реже (уже не через 4 ноты, а через 8).

Иногда остановки делаются и по другим причинам. Например, контролирующая остановка перед «проблемным» пальцем. Скажем, какой-нибудь четвёртый или второй палец нечётко играет свои ноты в пассаже, тогда мы его специально выделяем – останавливаемся перед ним и делаем его приготовление: замах, «ауфтакт», или просто репетируем (то есть повторяем) его несколько раз («играй уже, собака такой!»).

Во время занятий требуется предельная собранность – мысленно следует представлять группу (внутренне предслышать), чтобы не пропустить остановку. При этом кисть руки должна быть свободной, звукоизвлечение ровным, чётким и лёгким. Упражнение можно варьировать, оно способствует быстрому усвоению текста и аппликатуры. Движения автоматизируются, появляется свобода и виртуозность в исполнении.

Пробегая пассаж, важно не зажимать руку, не стучать и не скользить поверхностно по клавишам. Каждая остановка должна быть проработана хотя бы по 5 раз (это займёт много времени, но даст желаемый результат).

Игра гамм во всех тональностях и видах

Гаммы разучиваются попарно – минорная и мажорная параллельные и играются в любом темпе в октаву, терцию, сексту и дециму. Вместе с гаммами изучаются короткие и длинные арпеджио, двойные ноты и септаккорды с обращениями.

Скажем по секрету: гаммы для пианиста – всё! Тут вам и беглость, тут вам и сила, тут вам и выносливость, и чёткость, и ровность, и ещё множество полезных фишек. Поэтому просто полюбите работу над гаммами – она действительна приятна.

Представьте, что это массаж для ваших пальчиков.

А вы ведь их любите? Играйте по одной гамме во всех видах ежедневно, и всё будет здорово! Упор делают на тональности, в которых написаны произведения, присутствующие в программе на данный момент.

Руки во время исполнения гамм не должны быть зажаты (они вообще никогда не должны быть зажаты), звук крепкий (но музыкальный), синхронность идеальная. Плечи не подняты, локти не прижаты к телу (это сигналы зажатости и технических ошибок).

В игре арпеджио не следует допускать «лишних» движений корпуса. Дело в том, что этими самыми движениями корпуса подменяются истинные и необходимые движения рук. Отчего двигают корпусом? Оттого что пытаются перемещаться по клавиатуре, от малой октавы к четвёртой, с прижатыми к телу локтями.

Так не годится! Двигаться должен не корпус, двигаться должны руки.

Во время игры арпеджио движение вашей кисти должно напоминать движение скрипача в тот момент, когда он плавно ведёт смычок (только траектория движения руки скрипача – по диагонали, а ваша траектория будет горизонтальной, так что, наверное, лучше подсмотреть эти движения даже не у скрипачей, а у виолончелистов).

Увеличение и уменьшение темпа

Быстро умеет играть тот, кто умеет быстро думать! Это простая истина и ключ к такому умению.

Если вы хотите сыграть сложное виртуозное произведение в быстром темпе без всяких «аварий», то нужно научиться играть его ещё быстрее, чем требуется, при этом должны соблюдаться фразировка, педализация, динамика и всё остальное. Главная цель применения этого метода – научиться контролировать процесс игры в быстром темпе.

Поиграть в более высоком темпе можно всё произведение, а можно проработать таким же образом только отдельные сложные пассажи. Однако, есть одно условие и правило. В «кухне» ваших занятий должны царить гармония и порядок. Недопустимо играть только быстро или только медленно. Правило такое: сколько раз сыграли произведение быстро, столько же раз проигрываем его медленно!

Про медленную игру мы все знаем, но почему то иногда ею пренебрегаем, когда нам кажется, что всё и так получается. Запомните: медленная игра – умная игра.

И если вы не в состоянии проиграть выученное наизусть произведение в замедленном темпе, значит, вы его не выучили, как следует! В медленном темпе решаются многие задачи – и синхронизации, и педализации, и интонации, и аппликатуры, и контроля, и слуха. Выбирайте одно какое-нибудь направление и следите за ним в «замедленной» съёмке.

Обмен между руками

Если в левой руке (например) встречается технически неудобный рисунок, целесообразно играть его на октаву выше правой, для концентрации внимания на этой фразе. Ещё один вариант заключается в полной смене рук (но он подходит не для каждого произведения).

То есть партия правой руки разучивается левой и наоборот – аппликатура, конечно, меняется. Упражнение весьма трудно и требует большого терпения.

В результате не только разрушаются технические «неподъёмности», но и возникает слуховая дифференциация – ухо почти автоматически отделяет мелодию от аккомпанемента, не давая им угнетать друг друга.

Метод накопления

Про метод накопления мы уже сказали пару слов, когда обсуждали игру с остановками. Он состоит в том, что пассаж проигрывается не весь сразу, а постепенно – сначала 2-3 ноты, затем к ним добавляются остальные по одно до тех пор, пока не сыгран весь пассаж отдельными руками и вместе. Аппликатура, динамика и штрихи – строго одни и те же (авторские или редакторские).

К слову, накапливать можно не только с начала пассажа, но и с его конца. Вообще, полезно учить отдельно концы пассажей. Ну а если вы проработали сложное место методом накопления слева направо и справа налево, то вы не запнётесь, даже если захотите запнуться.

Автор – Марина Валиулина

Источник: https://music-education.ru/kak-preodolevat-tehnicheskie-trudnosti-v-igre-na-fortepiano/

Добрый день. Сегодня опять про надоедливую теорию поговорим. И затронем такие понятия как гаммы и игра гамм на гитаре ! Но начнем мы с такого понятия в музыке как лад! По науке лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым).

Каждый лад имеет самый устойчивый звук, к которому тяготеют остальные. Это нота, вокруг которой строится музыкальное произведение, обычно с нее начинается и заканчивается песня. Называется она тоникой лада (не путать с тоникой аккорда). Звуки, отстоящие от тоники на интервал терции и квинты, относительно устойчивы.

Вместе эти три звука образуют тоническое трезвучие! Остальные звуки лада неустойчивы. 

По виду тонического трезвучия и высоте основного тона определяют тональность музыкального произведения.

Повторюсь по высоте основного тона и виду тонического трезвучия определяют тональность музыкального произведения. Например, основной тон — ФА и тоническое трезвучие — мажорное, следовательно, тональность — фа мажор (сокращенно Fdur). Или основной тон — СИ, тоническое трезвучие — минорное, тональность — си минор (Bmoll).

Мажор и минор относятся к понятию лада. Если сыграть все звуки лада от тоники до ее октавного повторения, то получится гамма! Обычно гамма и лад — это синонимы.

Лады могут состоять из разного количества звуков: пять (пентатоника), шесть (целотонный), семь (мажор, минор), двенадцать (хроматический). Количество ладов огромно, но для начала мы рассмотрим мажор и минор! А также рассмотрим игру гамм на гитаре .

1. Мажор. Тоническое трезвучие — мажорное, состоит из семи звуков. Строение натурального мажора, допустим до-мажор, таково:

Лад имеет радостное, светлое звучание. Кружком отмечена тоника лада. Поиграйте и послушайте звучание мажора.

2. Минор. Тоническое трезвучие — минорное, состоит из семи звуков. Строение натурального ля-минора таково:

Заметим, что в этих гаммах одни и те же звуки, отличаются только точки отсчета — разные тоники. Говорят что гаммы в данном случае — параллельные. Тоника мажорной гаммы выше тоники параллельной минорной на малую терцию. То есть, выучив одну гамму, допустим, ре-мажор, мы сразу знаем две: ре-мажор и си-минор! 

Для начала достаточно про гаммы трепаться! Решил разбить статью на пару частей.

Попробуйте построить минорную и мажорные гаммы от других нот, попробуйте играть гаммы на гитаре , найдите другие аппликатуры на гитарном грифе! Будет очень полезно.

В следующей части рассмотрим еще несколько гамм, используемых гитаристами! Обязательно подпишитесь на обновления блога. Всего хорошего! 

http://vseakordy.ru — моя личная копилка АККОРДОВ песен

Источник: http://pro-gitaru.ru/?p=1264

Ссылка на основную публикацию