Как читать табулатуры для одной струны

Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов

Что такое табулатура для гитары

Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы.

В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста.

Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.

Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука.

Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья.

Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.

Виды табулатур

Интернет запись

Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.

Запись через редактор табулатур

Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.

Как пользоваться табами новичку

Обозначение боя

Обычно в табах бой обозначается стрелками напротив каждого отдельного аккорда, или их групп. Обратите внимание на то, что они показывают движение с реверсом – то есть стрелка вниз обозначает удар вверх, а вверх – удар вниз. Тот же принцип работает и со струнами – то есть верхняя линия будет первой, а нижняя – шестой.

Перебор или арпеджио

Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать.

В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд.

Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.

Обозначение аккордов

Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.

Мелодия

Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.

Как читать табы обозначения и знаки

Хаммер-он (Hammer On)

На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.

В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.

Прослушать фрагмент:

Пулл-офф (Pull Off)

В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.

В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.

Прослушать фрагмент:

Бенд -подтяжка (Bend)

На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.

В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.

Прослушать фрагмент:

Слайд (Slide)

И на письме, и в программе, он обозначается линиями или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.

Прослушать фрагмент:

Вибрато (Vibrato )

На письме вибрато обозначается символами Х или ~ возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.

Прослушать фрагмент:

Let Ring

Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.

Прослушать фрагмент:

Глушение струны правой рукой (Palm Mute )

На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.

Прослушать фрагмент:

Не звучащие или мертвые ноты (Mute)

И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.

Прослушать фрагмент:

Нота призрак (Ghost Note)

Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.

Прослушать фрагмент:

Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)

Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.

Прослушать фрагмент:

Натуральный флажолет (Natural Harmonics)

Натуральные флажолеты,помимо того, что на письме обозначаются в скобках , например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].

Прослушать фрагмент:

Каподастр (Capo)

Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.

Тэппинг (Tapping)

Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.

Прослушать фрагмент:

Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах


Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре

Размер

Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.

Темп

Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.

Нумерация тактов

Такты также нумеруются в начале каждого нового.

Строй гитары

Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.

Программа для табулатур

Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.

Советы и рекомендации

Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам.

Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция.

Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Источник: http://pereborom.ru/kak-chitat-taby-dlya-gitary/

Как читать табулатуру для гитары

Как читать табулатуры для гитары и укулеле начинающим – очень важный навык для гитариста, особенно если вы не владеете нотной грамотой.

А даже если и владеете, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда некоторые песни представлены только в табах.

Но научиться никогда не поздно! А чтобы помочь вам в этом начинании, ниже мы подробно объясним, как читать гитарные табулатуры. Поехали!

Что это такое

Табулатура для гитары – это схематическая запись музыкальных произведений или аккордов, сделанная не нотами, а в виде наглядной схемы, обозначающей в какой момент на какой струне и какой лад необходимо зажать. Она может использоваться абсолютно для всех видов гитар: классика, акустика, электро, укулеле и даже других струнных инструментов, вне зависимости от количества струн или строя на нем.

Практически все музыкальные произведения можно записать с помощью табов. Кстати, наиболее популярная и удобная программа, где это можно делать Guitar Pro. Как правило, большинство композиций размещаются в формате gtp или gp* (* — версия программы — gp3, gp4, gp5, gpx), что и расшифровывается, как guitar pro. Это небольшое лирическое отступление, давайте ближе к делу.

Как выглядит табулатура

Как уже было отмечено, табами записываются или мелодии, или обозначаются аккорды. Давайте посмотрим, как это все выглядит.

Мелодия, записанная для обычной шестиструнной гитары. Ее можно сыграть как на электро, так и на классической гитаре.

А ты выглядит запись для укулеле, видите, всего 4 струны.

С помощью такой табулатуры изображается схема аккордов. Например, на этой картинке показан Dm.

Как читать

Итак, давайте наконец разберемся, как читать табулатуры. Стандартная запись, которую вы можете встретить в интернете или программе guitar pro выглядит так.

Горизонтальные линии – это струны. Обычно, в записи не обозначаются названия струн, как это показано на картинке, только в случае нестандартного строя.

Скорее всего, вы встретите просто надпись «TAB» слева в начале схемы. Самая верхняя линия на схеме обозначает самую нижнюю (или самую тонкую/высокую по звучанию) струну на вашей гитаре.

Вертикальные линии обозначают деление на такты. Хотя в некоторых записях вы можете и не встретить их.

Мелодия

Ниже представлена стандартная запись мелодии.

Табулатуры читаются строго слева направо. Цифры на линейках обозначают номер лада, который необходимо зажать. Если две цифры расположены строго друг над другом, значит, эти ноты должны звучать одновременно.

Расстояния между цифрами обозначают длительность, с которой звучит та или иная ноты.

Например, у нот, обозначенных «3-3-1-0-1-5» на первой струне в первом такте очень короткие длительности, а у нот «0——-0», на 4 струне – длительность больше и звучат они дольше.

Обозначения аккордов

Если вы ищите в интернете, как сыграть тот или иной аккорд, то скорее всего увидите такую запись.

Она немного отличается от стандартной, скажем так, «ориентацией». Здесь горизонтальные линейки обозначают лады, а вертикальные – струны от самой низкой до самой высокой слева направо. Цифры в кружочках на ладах указывают номера пальцев, которыми удобнее всего зажимать аккорд.

Значки «о» над струнами показывают звучащие струны, которые должны быть открытыми, а «х» те, которые звучать не должны, то есть приглушенные. Чтобы быстро понять и сориентироваться в такой записи, просто поставьте вашу гитару вертикально на деку и наложите на нее эту табулатуру.

Как вы, наверное, догадались, это обычный аккорд «A», то есть ля-мажор.

Кстати, встречаются схемы аккордов и стандартной ориентации. Как, например, этот аккорд C.

Горизонтальные линии – струны, вертикальные – лады. В остальном все то же самое.

Ниже представлена схема для укулеле. Распознать ее очень легко – сразу видно 4 струны.

Кстати, если обратите внимание, то заметите, что толщиной вертикальных линеек в этой записи передается толщина струн на инструменте.

А если аккорды встречаются вам в произведении, то выглядеть они, скорее всего, будут так:

Читайте также:  Фирмы-производители акустических гитар

Специальные обозначения и приемы

Итак, когда со стандартной схемой мы разобрались, можно переходить к изучению обозначений различных приемов на табулатуре. Давайте разберем примеры наиболее распространенных приемов.

Слайд или глиссандо

Обозначается с помощью значка слеша «» или «/», который обозначают нисходящий и восходящий слайд соответственно. Ставится слеш между цифрами, то есть если мы видим запись «6/8», как показано в примере, то это значит, что нужно выполнить глиссандо на первой струне с 6 по 8 лад.

Легатто

Записывается буквами «p» и «h». На картинке выше мы можем видеть такое обозначение, как и слайд, значок легатто ставится между цифрами.

P – нисходящее легатто «pull of», а h – восходящее или «hammer on».

Например, «7p5» обозначает, что мы извлекаем ноту на 7 ладу щипком правой руки, а ноту на 5 ладу пальцем левой руки с помощью сильного удара по ладу с последующим прижатием и удержанием.

Вибрато

Обозначается с помощью символа «~», который ставится над нотой или после нее. Длительность обозначения показывает длительность звучания приема.

Бэнд

Или как еще называют этот прием подтяжка. Могут обозначаться стрелочками или знаком «^». Full – делаем подтяжку на тон, S – на пол тона.

Лига

Еще один вариант обозначать длительности. Если вы видите знак лиги, значит нота должна звучать ровно до того момента, пока протягивается лига.

Флажолет

Указывается с помощью ромбиков, в которые могут быть заключены цифры. Иногда их ставят просто рядом с обозначением номера лада.

Триоли

Показывают, что нужно сыграть три ноты с одинаковой длительностью звучания.

Глушение струн

Обычно это буквы «PM» или «palm muting». В других случаях показывается знаками «х» на конкретных струнах.

Баррэ

Обозначается с помощью толстой линии на весь лад или на его часть, которую необходимо зажать пальцем «1».

Бой

Показывается с помощью вертикальных стрелок перед цифрами. Направление стрелки указывает направление удара: вниз или вверх.

Подведем итог

Итак, как вы убедились правильно читать табулатуры достаточно просто, поскольку схема очень интуитивная и простая для понимания. Знание таб будет очень полезным, как для начинающих гитаристов не знакомых с нотной грамотой, так и для опытных исполнителей. А все потому, что большинство современных аранжировок для guitar pro записываются именно табами.

К тому же разбирать произведение по ним гораздо проще и быстрее. Почему бы один раз не разобраться и экономить себе время в дальнейшем? Спасибо, что прочитали нашу статью, надеюсь, она была вам полезной, и вы смогли разобраться и найти ответы на свои вопросы.

Источник: https://gitarmonstr.ru/nachinayushhim/kak-chitat-tabulaturu-dlya-gitary.html

Как читать табы в программе Guitar Pro

Итак, табы имеют вид 6 горизонтальных линий, обозначающих струны гитары.

Верхняя линия является самой тонкой струной, а нижняя самой толстой. Цифры — это номера ладов. «0» обозначает открытую струну, а любая другая цифра — лад, на котором необходимо прижать струну (1 — первый лад, 2 — второй, и т.д).

Если цифры расположены в столбик друг над другом, то это обозначение аккорда, и все ноты в нём необходимо сыграть одновременно. На картинке вы можете увидеть изображение аккорда до-мажор (С).

В большинстве табулатур схема боя обозначается вертикальными стрелками вверх и вниз. Стрелка вверх обозначает движение руки вниз, а стрелка вниз — движение руки вверх.

Если аккорд играется не боем а перебором, то после цифр обычно располагаются выгнутые линии (лиги), обозначающие то, что нота продолжает звучать во время извлечения следующих нот.

Как научиться читать приёмы звукоизвлечения в табулатурах

Рассказывая о том как читать табулатуры, нельзя не упомянуть о различных приёмах звукоизвлечения и об их обозначениях. Это довольно распространённые приёмы и, надеемся, всем они известны. На всякий случай, мы сняли видео-примеры того, как играть тот или иной приём на гитаре.

Хамер он (Hammer-On)

Хамер он — это молоточкообразный удар по струнам пальцами левой руки. В этом приёме играются восходящие ноты (от более низкой к более высокой).

В нашем случае, зажимаем 3-ю струну на 3-м ладу и извлекаем звук правой рукой (пальцем или медиатором), а следующую ноту берём ударом свободного пальца по той же струне, на 5-м ладу.

Пул оф (Pull-Off)

Техника Pull-off заключается в «сдёргивании» струны вверх или вниз пальцами левой руки, то есть исполняются нисходящие ноты (от более высоких к более низким).

В нашем случае медиатором играем только первую ноту на 3-й струне на 7-м ладу, после чего палец сдергивается вниз, тем самым извлекая звук на той же струне но на 5-м ладу.

Хамер он + Пул оф (Hammer-On & Pull-Off)

Зажимаем 3-ю струну на 5-м ладу и извлекаем звук медиатором или пальцем, а следующую ноту берём ударом свободного пальца по той же струне на 7-м ладу. После чего сдергиваем с 7-го лада палец вниз (без участия правой руки), оставляя звучать ноту на 5-м ладу на той же струне.

Бенд или подтяжка (Bend)

Зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу, извлекаем звук медиатором, и подтягиваем её вверх на тон (до звучания ноты «ля» на 10-м ладу, 2-й струне). Следующий бенд играем на той же струне на 7-м ладу. Извлекаем звук, и подтягиваем на пол тона (до звучания ноты «соль» на 8-м ладу, на 2-й струне).

Бенд с возвратом (Bend/Release)

Зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу, извлекаем звук медиатором, и подтягиваем струну вверх на тон, после чего возвращаем звучащую струну в исходное положение.

Обратный бенд (PreBend/Release )

Зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу и подтягиваем струну вверх на тон. Извлекаем звук медиатором, после чего возвращаем звучащую струну в исходное положение.

Слайд (Slide)

Этот приём представляет собой переход от ноты к ноте с помощью скольжения по струне пальцами левой руки.

Выполняется он так: зажимаем 3-ю струну на 5-м ладу, извлекаем звук, и передвигаем палец выше по грифу на 7-й лад.

Обратный слайд

Зажимаем 3-ю струну на 7-м ладу, извлекаем звук, и передвигаем палец ниже по грифу на 5-й лад.

Короткий форшлаг (Vorschlag)

Форшлаг с немецкого можно перевести как «предударный». Иными словами — это короткая нотка, которая исполняется перед основной нотой. В нашем случае форшлаг исполняется приёмом hammer-on (можно исполнять любыми из вышеперечисленных приемов), но играть необходимо гораздо быстрее.

Зажимаем 3-ю струну на 5-м ладу, извлекаем звук медиатором или пальцем, а следующую ноту быстро берём ударом свободного пальца по той же струне на 7-м ладу.

Вибрато (Vibrato)

Прием Вибрато заключается в колебании струны с небольшой амплитудой. Этот прием схож по сути с бендом — струна то подтягивается, то опускается, но с большей скоростью. Можно исполнять как «вверх и обратно», так и «вниз и обратно».

Вибрато обозначается волнистой линией над нотой. В нашем случае зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу одновременно двумя или тремя свободными пальцами. Затем извлекаем звук, и делаем ритмичные микробэнды.

Широкое вибрато (Wide Vibrato)

То же обычное вибрато, только бенды исполняются на полтона, а иногда и на тон. Зажимаем 2-ю струну на 8-м ладу одновременно двумя или тремя пальцам. Потом извлекаем звук, и делаем ритмичные бенды на пол тона.

Глушение ладонью или мьют (Palm Mute)

Выполняется путём касания ребра и мякоти ладони в непосредственной близости от верхнего порожка и струнодержателя, тем самым создавая эффект глушения.

В нашем случае берём рифф аккорда E5 (5-я струна 7-й лад, 4-я струна 9-й лад). Прижимаем ребро ладони около верхнего порожка и движением медиатора вниз извлекаем звук.

Заглушенные ноты (Dead Note)

Не снимая левой руки со струн, приподымаем её от грифа и извлекаем правой рукой звук движениями вниз-вверх.

Натуральный флажолет (Natural Harmonic)

Флажолет – это, по сути, обертон, то есть призвук колеблющейся струны.

Сыграть флажолет можно следующим образом. Необходимо прикоснуться пальцем к любой струне, 12-го, 7-го, или 5-го лада, не прижимая его к грифу. Затем извлекаем звук правой рукой, и как можно быстрее приподнимаем палец левой руки со струны.

Также, в статье о том, как читать табы, не обойтись без разговора о ритме. Это одновременно и одна из важных тем, и одна из самых сложных. Но без неё нам никак не раскрыть тему до конца.

Размер — это дробь, в которой верхняя цифра указывает на то, сколько долей (ударов) в одном такте, а нижняя цифра показывает какой они длительности. Размеры бывают разные 4/4 – обычный размер, 3/4 – вальс, 2/4 – полька, и. т.д.

Темпом в музыке называется скорость течения музыкального произведения.

Нумерация тактов. В табулатуре и в нотной записи такт — это совокупность определенного количества нот и пауз (прописанных в размере), заключённых между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями.

Длительность нот и пауз

Длительность — это условная продолжительность звучания ноты во времени (по количеству ударов метронома). Основная единица длительности считается целая нота, которая содержит в себе две половинных. Половинная содержит две четвертых, четвертая — две восьмых и так далее. Как видно — просто происходит деление на два.

В видеопримере мы взяли ноту «ля» на 3-й струне на 2-м ладу и поочередно демонстрировали различные длительности звучания нот (чтобы наглядно показать мы использовали метроном с темпом 100 ударов в минуту в размере 4/4): целая нота играется на каждые четыре удара метронома, половинная – на каждые два удара, четвертная – на каждый удар по звуку, восьмая – на каждый удар по два звука, шестнадцатая – на каждый удар по четыре звука.

Пауза — моменты, когда звуки не звучат. Паузы также имеют свою длительность и специальные обозначения. Все принципы длительности для пауз сохраняются в соответствии с принципами длительности нот.

Ноты с точками. Точка добавляет ровно половину длительности ноты. Если указана четвертная нота с точкой, то это следует читать как четвертная нота + восьмая нота.

Группы нот. Это обозначение актуально для восьмых, шестнадцатых, и т.д. (т.е. нот с флажками). Если ноты, стоящие одна за одной, имеют одну длительность, то они могут объединяться единым флажком в группы по 2, 4, 8 нот, для удобного чтения.

Триоли (Triplet)
Это деление между двумя нотами на три звука, отрезки которых равны по длительности между собой. В табулатурной записи под или над триолью ставится цифра «3». Самыми распространенными являются восьмые триоли (как показано на рисунке).

Источник: http://gitarin.ru/kak-chitat-taby/

8 урок. Как читать табулатуру?

Табулатура (сокращенно называют «табы») — это своеобразные ноты для гитары. Только на обычном нотном стане — 5 линеечек, а на гитарной табулатуре — шесть. Они обозначают струны.

Кстати, многим намного легче учиться играть на гитаре по табам, чем по нотам. Да оно и понятно, ведь тогда отпадает проблема заучивания нот.

А тем более, если у Вас нет музыкального образования, то табы именно для Вас. Но прежде надо научиться читать табулатуры, чем мы с Вами и займемся.

Рассмотрим пример табулатуры на гитаре:

Цифры слева — это номера струн. Номера внутри полосок — это номера гитарных ладов. Ноль — значит, что играется открытая струна, в данном случае первая. Вот как эта табулатура будет играться на гитаре:

То есть, табулатура читается слева на право, снизу вверх. В данном случае, первой у нас стоит цифра 2 , то есть 2-й лад на четвертой струне, потом 2-й лад на третьей, 1-й лад на второй струне и открытая первая струна.

Еще одна запись табулатуры на гитаре:

Играется так: 2-й лад на четвертой струне, 2-й лад на третьей струне, далее 1-я открытая струна, и 1-й лад на второй струне. Ну в общем Вы поняли

Источник: https://muzykantam.net/uroki-gitari/uroki-novichkam/kak-chitat-tabulaturu.php

Как читать гитарные табулатуры • SameSound — сайт для музыкантов

Самое полное руководство о том, как читать гитарные табулатуры и диаграммы аккордов.

Познакомившись с основами и разобравшись в вопросе «что такое гитарная табулатура и как ее читать», самое время приступить к более углубленному изучению данного способа музыкальной записи. Мы попытались собрать все часто встречающиеся обозначения и пометки, встречающиеся в современных гитарных табулатурах, и пояснить их смысл.

Читайте также:  Бой «шестерка» на гитаре. схемы для начинающих.

Обозначение пальцев правой и левой руки

Традиционно пальцы правой руки обозначаются малыми латинскими буквами:

  • p — большой;
  • i — указательный;
  • m — средний;
  • a — безымянный.

Эти буквы являются начальными буквами названий пальцев на испанском и французском:

  • Pulgar (pouce) — большой палец;
  • Indice (index) — указательный;
  • Medio (majeur) — средний;
  • Anular (annulare) — безымянный.

Пальцы правой руки, которыми необходимо перебирать струны, обозначаются в нижней части табулатуры.

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами:

  • 1 — указательный;
  • 2 — средний;
  • 3 — безымянный;
  • 4 — мизинец.

Пальцы левой руки, которыми необходимо зажимать струны на тех или иных ладах, проставляются на нотном стане, рядом с каждой нотой. Цифры проставляются далеко не везде: так, если в табулатуре имеются повторяющиеся части, а также звуки и ноты, рядом с ними цифры не проставляются, т.е. подразумевается, что следует использовать уже указанные ранее пальцы левой руки.

Диаграммы аккордов

Для записи аккордов и гамм используются специальные диаграммы, которые представляют гриф гитары так, как показано на фотографии.

Аккордовая диаграмма

На данном примере изображена диаграмма аккорда G, а так же фотография, демонстрирующая правильную постановку руки. Кругами обозначены лады, которые необходимо зажимать соответствующими пальцами, номер которых также указан. Над верхним порожком указаны «0», что является обозначением открытых струн. Черным цветом обозначается тоника аккорда или гаммы, которой в данном случае нота Соль.

Каподастр

В диаграмме аккорда или табулатуре может присутствовать специальное графическое или текстовое обозначение, которое сообщает о необходимости использования каподастра. В соответствии с указанным ладом, его необходимо установить в заданную позицию, что позволит транспортировать гитарные аккорды.

Гаммы

Следующий пример демонстрирует запись гаммы Ля-мажор с помощью диаграммы. Кругами обозначены все ноты, входящие в гамму, а цифры соответствуют пальцам левой руки, которыми необходимо зажимать струны. Черным цветом обозначается тоника аккорда или гаммы, которой в данном случае нота Ля.

Направления ударов медиатором в гитарных табулатурах

В нижней части гитарной табулатуры изображаются символы, обозначающие нисходящие (П) и восходящие (V) удары медиатора.

Обозначения общих приемов игры в табулатурах

Тремоло — это многократное быстрое повторение звука или созвучия. Наличие данного символа подразумевает быстрое и непрерывное исполнение партии.

Глушение ладонью

Глушение ладонью, также известное как palm muting (PM), представляет из себя технику игры на гитаре и бас-гитаре, выполняемую путем касания ребра ладони струн вблизи струнодержателя, что позволяет создавать приглушенное звучание.

Рэйк

Рэйк (rake) — это прием игры медиатором, идея которого заключается в том, что при его выполнении нужно с силой скрести медиатором по нескольким струнам подряд (Х). Данная техника может использоваться как при нисходящих, так и при восходящих движениях медиатором.

Арпеджированные аккорды

Арпеджированные аккорды обозначаются вертикальной волнистой линией со стрелкой на конце, обозначающей нисходящее или восходящее движение звука. Для того чтобы исполнить арпеджио необходимо взять аккорд и извлечь каждую ноту отдельно в заданной последовательности.

Hammer-on и pull-off

Оба приема обозначаются в табулатуре одинаково — дугой. Однако, hammer-on обозначает восходящую последовательность нот, в то время как pull-off — нисходящую.

Трель

Трель (tr~) представляет из себя быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на малую или большую секунду.

Глушение левой рукой

Если же в партии присутствуют ноты, которые необходимо приглушить левой рукой, то они обозначаются как буква Х.

Fade in

Fade In (нарастание) обозначается в табулатуре как «

Источник: https://samesound.ru/s/guitar/71267-kak-chitat-gitarnye-tabulatury

Урок 14 Как читать табулатуры

В этом уроке узнаем, что такое табулатура и поупражняемся в растяжке пальцев.

Как читать табулатуры?

Таблатypa — способ музыкальной записи, в котором используется графическое изображение положения пальцев в соответствии со структypными особенностями инстpyмента.

Преимущество таблатур заключается в том, что они наглядно показывают расположение пальцев на грифе ; недостатком такого способа является то, что он показывает только позицию пальцев (т.е. ноту), но не дает реального ощущения длительности ноты (т.е.

как долго держать ноту или аккорд). Основу гитарных таблатур составляет изображение шейки грифа гитары.

e|——————————————————-| B|——————————————————-| G|——————————————————-| D|——————————————————-| A|——————————————————-|

E|——————————————————-|

Бyквы пpиписанные стpyнам гитаpы —

e — 1ая стpyна — веpхнее E(ми) B — 2ая стpyна G — 3ья стpyна D — 4ая стpyна A — 5ая стpyна

E — 6ая стpyна — нижнее E

Цифры, расположенные на диаграмме, обозначают номер лада, на котором необходимо прижать струну. Так, если вы видите следующее: e|————— B|————— G|————— D|————— A|—-3——— E|—————

то играйте ноту, которую вы услышите, если прижмете пятую струну на третьем ладу грифа. Открытые (не прижатые) струны обозначаются 'O'; Струны, которые не должны звучать в аккорде помечаются 'X' — это имеет значение только для аккордов.

Для аккордов все цифры обозначающие лады на каждой струне расположены вертикально в одну линию. Ниже изображен основной аккорд С .

e|—-0——— 1ая стpyна, откpыта B|—-1——— 2ая стpyна, 1ый лад G|—-O——— 3ья стpyна, откpыта D|—-2——— 4ая стpyна, 2ой лад A|—-3——— 5ая стpyна, 3ий лад

E|—-X——— 6ая стpyна, не игpается

K сожалению информация о том, каким пальцем прижимать каждую струну отсутствует на таблатуре, поэтому часто это указывается отдельно.

ГАММА
Гамма — это последовательность звуков, построенная в возрастающем или низпадающим порядке.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГАММЫ
Гаммы были придуманы для развития техники игры на музыкальном инструменте. На каком бы вы ни училмсь играть инструменте, вам придётся играть гаммы — без этого обучение будет иметь меньшую эффективность. Гаммы обладают следующими особенностями:

1) Развавают растяжку пальцев левой руки 2) Развивают чувство грифа у левой руки 3) Развивают в правой руке независимость действий пальцев 4) Развивают слух

5) Развивают чувство ритма

ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ ГАММ
Любую гамму нужно играть не просто так, а соблюдая ряд правил:

 — в правой руке играть нужно обязательно чередование пальцев: указательный-средний, лучше всего способом игры с опорой — это когда палец ударяет по струне и упирается в следующую, идущую выше

струну;

 — играть нужно громко и чётко, а не просто «наигрывать»;

 — между соседними звуками нужно стремиться делать одинаковые
промежутки;

 — пальцы левой руки должны прижимать струну как можно ближе к
ладовым порожкам — это развивает растяжку;

 — палец правой руки должен извлекать звук одновременно с постановкой на лад пальца левой руки, и ни в коем случае не через паузу после того

как поставили палец на лад;

 — нужно постараться придать игре гаммы динамическую окраску — как
будто это простое музыкальное произведение;

Гаммы — основное упражнение для пальцев правой и левой рук. Начинайте играть медленно, а после того, как достигните чистого звучания ускоряйте темп. Играть гаммы нужно каждый день!

Гамма До-мажор ————————————————————————— ——————-0−1−3−1————————————————- ————-0−2————2−0——————————————— —- 0−2−3————————3−2−0————————————- —3—————————————3———————————

—————————————————————————

Гамма Ре-мажор ———————-0—————————————————- ——————2−3—-3−2———————————————— ———-0−2−4—————4−2−0—————————————— —0−2−4——————————4−2−0——————————— —————————————————————————

—————————————————————————

Гамма Ми-мажор ————————————————————————— ————————————————————————— ————————————————————————— —————-1−2−4−2−1————————————————— ———0−2−4—————4−2−0——————————————-

−0−2−4——————————4−2−0————————————

Гамма Фа-мажор ————————————————————————— ————————————————————————— ————————0————————————————— —————0−2−3—-3−2−0———————————————- ——-0−1−3———————3−1−0—————————————

—1−3————————————3−1———————————

Гамма Соль-мажор ————————————————————————— ————————————————————————— ———————0−2−0————————————————— ————0−2−4———4−2−0——————————————— —-0−2−3————————-3−2−0————————————

−3——————————————3——————————-

Гамма Ля-мажор ————————————————————————— ————————-0————————————————- ———————1−2—-2−1——————————————— ————0−2−4—————4−2−0————————————— —-0−2−4——————————-4−2−0——————————

—————————————————————————

Гамма Си-мажор ————————————————————————— ————————-2————————————————- ——————1−3−4—-4−3−1——————————————— ———1−2−4———————4−2−1———————————— —-2−4————————————4−2——————————

—————————————————————————

Источник: http://GuitarLesson.ru/videokurs/urok-14-kak-chitat-tabulatury.html

Табулатуры. Как их читать?

Любой гитарист слышал слово – табулатура. Но многие до сих пор, к сожалению толком не знают, что же это за «зверь». 🙂 После прочтения этой статьи вы окажетесь в числе знатоков по данному вопросу!

Табулатуры придуманы раньше, чем всем известные ноты. Содержат в себе меньше информации чем ноты, но зато проще читаются. Собственно для этого и придумана.   Представлю вам несколько картинок табулатуры:

Графический вариант

Объяснять буду поэтапно:

1. Шесть горизонтальных, длинных полосок – условно обозначают струны гитары. Но счет здесь струнам идет сверху вниз, а не как у реальной гитары. ( Верхняя полоска – это 1-я струна).

2. Вертикальная полоса через все шесть линий — обозначает разделение тактов.
3. Цифры на линиях – показывают номер лада , на котором должна зажиматься струна. Например, если стоит цифра 2 на 3-ей сверху линии, то нужно зажать 3-ю струну на 2-ом ладу.

Следующий вид записи:

Графический вариант

4.У самого левого края расположены цифры 3/4 — размер такта. ( Размер воспроизведения точно как в нотах).

5. От цифр на линиях идут вниз полоски и соединяются между собой. Они показывают длительности нот. Хотя в табулатуре не часто встречаются такие подробности. В нашем примере показаны восьмые ноты. Для понимания длительности нот и тактов советую вам изучить нотную грамоту.
И последний пример:
6.

Текстовый вариант

Вы видите слева латинские буквы. Думаю, что многие знают их. Они обозначают струну под нотой:

Е(ми) – первая струна
H или В (си) – 2-я струна
G (соль) – 3-я
D (ре) – 4-я
A (ля) -5-я
E (ми) – 6-я

Этот пример советую запомнить, т.к зачастую табулатуры встречаются с обратными обозначениями. ( верхняя полоска – 1 струна, а нижняя 6-я.) Если вы знаете под какой буквой (нотой ) какая струна, то точно не растеряетесь.

Другие обозначения приемов игры в табулатуре:

Скольжение (глисандо) — обозначается следующими знаками и / , которые ставятся между двух цифр (соответственно нисходящее и восходящее глиссандо ), что говорит о скольжении по струне от лада, на который указывает 1-я цифра до лада, на который указывает 2-я, например:

e|——3/5——|——52——|

Здесь описано скольжение по 1-ой струне, сначала с третьего лада на пятый, а после с пятого на второй лад.

h и pобозначают легато:  восходящее (hammer on) и нисходящее (pull off) — указываются между 2-ух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а уже следующий звук — пальцем левой.  Пример (сначала восходящее легато, затем нисходящее ):

e|——2h3——|—-3p0——|

Знак ~ обозначает эффект вибрато. Как правило ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.

^ — подтяжка струны (бэнд). Пишется между двух нот, где звук повышается с первой до второй ноты. Гораздо чаще, данный метод используется при игре на электрогитаре.

А теперь сравним графическую табулатуру с текстовой. На каждой показана одна и та же мелодия:

Пример графической табулатуры

Пример текстовой табулатуры

В принципе наглядно многое уже становиться понятным. Но все же, необходимо объяснить некоторые не упомянутые выше обозначения:

8b9 -также как и знак ^ говорит о  подтяжке струны. А буква b — значит без возврата (full bend). Латинская буква (сверху) — S (в графическом варианте) показывает границу подтяжки. В нашем случае на полтона. Могут встретиться другие буквы: J — четверть тона, F — один тон.

8b9r8 — обозначает подтяжку с возвратом. (На рисунках здесь не указана).

(4) — так показывают очень тихую ноту или ноту, которую можно не играть. (На рисунках здесь не указана)

/7 — подъезд к определенной ноте методом глисандо, снизу-вверх. 7 — сверху-вниз.
7/ — и наоборот, такой вариант говорит о скольжении от ноты «в никуда», снизу-вверх. 7/ — сверху-вниз.

Обозначения которые указываются над табулатурой — над некоторыми нотами:

P.M. — palm mute — приглушение пр. рукой.
N.H. — натуральный флажолет.A.H. — искусственный.
T —  tappingтэппинг . Показывает партии двуручного тэппинга.
S и P — слеп (slap) и поп (pop).  Используются в табах для бас-гитар.
p, i, m ,a — известные 4 буквы, которые обозначают пальцы левой руки, а именно, каким брать ту или иную ноту.

Если вы хотите серьезно заниматься игрой на гитаре, то вам необходимо изучить нотную грамоту. Табулатуры помогут в том случае, если вы уже слышали мелодию раньше и хорошо запомнили ее темп и мотив… Успешного обучения вам!

ВИДЫ ЗАПИСЕЙ АККОРДОВ

Источник: http://nagitaru.ru/tabulaturyi-kak-ih-chitat/

Как читать табулатуры для гитары?

Как читать табулатуры для гитары?

Тема в этой статье пойдет о системе табулатуры, которая разработана для того чтобы, гитаристы могли общаться между собой на едином языке. Ноты в табулатуре очень удобны, интуитивно понятны, и кажется, что даже и не нужно писать статью об этом. Однако, мы напишем. Итак:

Начнем по порядку. Что мы видим, когда смотрим на табулатуру? Основные элементы (пример табулатуры из программы Guitar Pro):

  • Нотный стан. Нотный стан — это линии проведенные от одного края листа до другого. Если мы говорим о гитарных партиях, то каждая полоса — это струна гитары. Наверху — первая струна (самая тонкая), и внизу — шестая или седьмая струна (самая толстая, соответственно).
  • Нотный стан поделен на такты. В зависимости от размера музыкального произведения ставиться черта, которая обозначает окончание одного такта и начало другого. Эта вертикальная черта.
  • Цифры, которые объединены разными длительностями звуков. Цифры обозначают нужный лад, на котором располагается звучащая нота.
  • Иногда к табулатуре добавляют обозначения способов извлечения звуков. Этих способ существует немало. Нет смысла их описывать, так как для того, чтобы научиться читать табулатуры, вполне достаточно выше перечисленных элементов. Чтобы воспроизводить способы извлечения звука, нужно, прежде всего, научиться правильно играть.

Вот основные элементы, которые мы можем наблюдать, и которые помогут нам читать табулатуры для гитары. Каким образом мы понимаем что играть? Все очень просто. Цифра — это нужный лад. Предположим, написана цифра 3. Наш первый шаг в поиске ноты — это поиск лада. Если на табулатуре 3, значит нам нужен третий лад. На третьем ладу, как правило, на многих гитарах стоит отметка в виде точки.

Предположим, что лад найден. Отлично. Смотрим на табулатуру еще раз и считаем на какой по счету струне, расположена цифра три. Мы видим, что она расположена на струне номер 3 (это третья сверху). Значит мы нашли нужную ноту. Осталось ее сыграть. Соответственно, мы зажимаем третью струну на третьем ладу и пытаемся извлечь звук. Я думаю, вы справились.

Если нет, то перечитайте инструкцию еще раз.

Что делать, если ноты-цифры расположены друг над другом. Не беда — есть способ сыграть и этот вариант развития событий. Если несколько цифр выстроились в столбик, значит это аккорд. Нам нужно попытаться зажать все ноты одновременно и озвучить нужные струны.

Не смотря на такое длинное объяснение, игра по табулатуре проста и лаконична. Мы не имеем ввиду партии сложных музыкальных произведений. Главное начать и пробовать играть. Вы очень быстро разберетесь в системе гитарной табулатуры.

Существуют табулатуры для всех инструментов. Особенный интерес представляют табулатуры для ударных и перкуссионных. Там действительно огромное количество обозначений, что, однако, не представляется сложным запомнить. Опыт приходит с деятельностью.

Если вы раньше никогда не сталкивались с музыкальной теорией, то вам может быть будет трудно разобраться с длительностями нот. Давайте попробуем разобраться в длительностях. Итак, самая длинная нота называется «целой». Она звучит весь такт.

Если, скажем, размер музыкального произведения четыре четверти, то целая звучит 4 удара в такте. Она обозначается цифрой без вертикальной черты, когда в классических нотах ее обозначают полой. Дальше идет «половина». Эта нота звучит, в нашем случае, пол такта, то есть два удара. «Четверть» — третья нота по длительности звучания.

Она звучит одну четвертую такта и обозначается одной вертикальной чертой. «Восьмая» — звучит пол «четверти». Обозначают восьмую вертикальной чертой с хвостиком. Восьмые соединяются между собой в табулатуре жирной перекладиной внизу или наверху соединенных нот. «Шестнадцатая» — звучит пол восьмой и одну четвертую четверти.

Его обозначают также как восьмую, только с двумя хвостами. Между собой такие ноты соединены двойной жирной чертой.

Это основные длительности, которые используют в музыкальных произведениях и гитарной табулатуре. Но не останавливайтесь на этом, читайте табулатуры и узнавайте новые подробности.

Источник: https://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/muzyka/gitara/kak-chitat-tabulatury-dlja-gitary

Как читать табулатуру для гитары

Гитаристам хорошо известен альтернативный вариант записи музыкальных произведений для гитары под названием «Табулатура». Он существенно отличается от традиционного способа записи музыкальных звуков с помощью нотных обозначений на нотном стане (нотоносце). Можно даже больше сказать — эти две системы различаются самим принципом записи музыкальных звуков.

Введение

Нотный стан и нотные знаки передают высоту и длительность звуков, а также метроритм и динамику произведения с помощью специальных условных обозначений. Табы же часто ничего из этого не содержат. Лишь в более прогрессивном своём виде она может передать длительность и метроритм.

Табулатурой пользуются в основном блюзовые, джазовые и рок гитаристы. Музыканты, играющие на классической гитаре, в большинстве своём табулатуру не жалуют. Иные из них полностью игнорируют такой способ записи музыки, считая его уделом безграмотных музыкантов.

Но так крайне отрицательно относиться к табулатуре и к собратьям по инструменту, конечно, не следует. Тем более упрекать собратьев по инструменту в «безграмотности». Известно много талантливых и даже гениальных гитаристов, не знающих нотной грамоты. Однако это им не помешало стать известными музыкантами.

Пример — знаменитый испанский гитарист фламенко Пако де Лусия, выучивший ноты только в 40 лет, будучи уже на вершине славы.

Но если учиться музыкальной грамоте хотят не все, то желание играть на популярном музыкальном инструменте имеется у многих. И в этом таким музыкантам вполне поможет именно табулатура.

Но только не все знают, как пользоваться табулатурой, иными словами, как по ней играть. Ниже подробно рассматриваются все моменты, дающие развёрнутый ответ на вопрос о том, как читать табулатуры для гитары.

Виды табулатур и основные обозначения

Простейшая табулатурная запись

Сначала — обзор основных обозначений, используемых в самом лёгком варианте табулатурной записи. Вместо нотного стана, здесь представлена табулатурная сетка, состоящая из шести горизонтальных линий:

———————————————————————————————— 1

———————————————————————————————— 2

———————————————————————————————— 3

———————————————————————————————— 4

———————————————————————————————— 5

———————————————————————————————— 6

Эти шесть линий схематически соответствуют шести струнам гитары, которые обозначаются цифрами от 1 до 6. То есть, верхняя горизонтальная линия — это схематическое изображение первой (самой тонкой) струны. И так далее по порядку.

Под номером 6 графически обозначена самая толстая струна на гитаре — шестая. Соответственно для записи партии бас-гитары берутся 4 линии или 5 (имеются пятиструнные бас-гитары).

Семиструнные инструменты стали непопулярными, но в их случае табулатурная сетка будет состоять из 7 линеек.

В стандартном строе струны гитары обозначаются следующими латинскими буквами, обозначающими музыкальные звуки по международному образцу:

  • 1-я струна — буквой E (звук Ми);
  • 2-я струна — буквой B (Си);
  • 3-я струна — буквой G (Соль);
  • 4-я струна — буквой D (Ре);
  • 5-я струна — буквой A (Ля);
  • 6-я струна — буквой E (Ми).

Такой строй гитарных струн называется ми минорным строем гитары. Название строя определяет полученный аккорд ми минор на большинстве струн (аккорд ми минор образуют звуки 1-й, 2-й, 3-й и 6-й струн).

Улучшенный вид табулатуры

Улучшенный вид табулатурной сетки с буквенным обозначением струн и табулатурной сетки (латинские буквы TAB в начале сетки):

E ———————————————————————————————- 1

B —- T ————————————————————————————— 2

G —- A ———————————- ————————————————— 3

D —- B ——— —————————————————————————— 4

A ———————————————————————————————- 5

E ————— ——————————————————————————- 6

Звуки на табулатуре, собственно, нельзя назвать звуками мелодии, которую можно сыграть на любом инструменте. Дело в том, что на ней обозначаются не сами музыкальные звуки, или ноты, как в случае нотоносца, а только место на грифе гитары, где расположен нужный музыкальный звук.

Вот как это может выглядеть (номера струн в конце линий можно убрать, их редко пишут):

E——————————-0—1—3—5—————5———

B——-T——————1————————5———5———

G- —-A————2———————————-5——5———

D—— B——————————————————-7———

A— ————————————————————————

E————————- ————————————————

Цифры на линейках (струнах) означают место на грифе гитары, где нужно прижимать соответствующие струны пальцами левой руки. То есть цифра — это номер лада грифа. В примере выше мелодия начинается со звука, для получения которого нужно прижать 3-ю струну на II ладу и привести её в колебание пальцем правой руки.

Отдельно следует сказать о цифре 0: так обозначается открытая (не прижатая ни на каком ладе) струна.

Так как табулатура, как и страницы обычного буквенного текста в книге, читается слева направо, а цифры с самого начала расположены в горизонтальной последовательности, то звуки должны извлекаться друг за другом в строгом порядке.

В конце записи четыре звука расположены друг под другом по вертикали (на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах). Такое расположение звуков обозначает одновременное их извлечение. В результате получается созвучие — аккорд.

Другие виды табулатуры

Рассмотренный вариант табулатуры относится к простейшему способу записи музыкальных произведений в графическом виде. Им пользуются гитаристы при «снятии» мелодий с дисков, аудиофайлов, с концертов. То есть, в экспресс-режиме, как наброском, черновиком. Другими словами, такие табы просто перечисляют звуки, следующие друг за другом.

Ну и как можно читать табы в таком виде? Легко! Но, к сожалению, только тому гитаристу, который их записал или хорошо знает отображённую мелодию.

А если музыкант, в чьи руки попадёт такая писанина, понятия не имеет, как должна звучать запечатлённая на бумаге (или в интернете) череда цифр на табулатуре, то он ничего путного и не сыграет.

Не зная мелодии, при отсутствии обозначений длительностей звуков, не имея перед собой ни малейшего намёка на метроритм, по табам простейшего вида можно лишь что-то новое создать. Правда, очень далёкое от оригинала.

Есть вариант: по названию музыкальной пьесы, табулатура которой представлена, найти её аудио или видеозапись в интернете, прослушать и тогда сыграть будет легче. Но это отнимает время, а время сейчас — дорогое удовольствие. Поэтому заниматься такими табулатурами времени нет.

К счастью, имеются и более прогрессивные виды табулатур, читать и играть с которых уже значительно легче.

Например, вот такая запись:

E——- —1—0————————- ———I——— ————————— ——— II

B—T—— ———-3—1—0————- ——I——— — ———————————— II

G—A—— ————————2—0—— —-I——- —————————- ——— II

D—B——- ———————————-3- —I—- 2 — 0———————————-II

A———— ———————————— —-I————- 3==========——— — II

E———— ———————————— —I————— ————————— —- II

Beat ——-1—&—2—&—3—&—4—&——1—&—2—&—3—&—4—&

Табулатурная сетка в этом примере разделена вертикальными линиями на отрезки, которые называются тактами. То есть запись состоит из двух тактов, причём второй такт закрыт двумя вертикальными линиями, что означает конец записи.

Внизу табулатуры указывается счёт, приходящийся на каждый звук. Счёт на четыре четверти (раз и, два и, три и, четыре и). В этом случае гитаристу известен метроритм пьесы с тактовым размером 4/4 и длительности всех звуков. Все звуки первого такта — восьмые.

Во втором такте первые 2 звука также восьмые, а последний — половинный, длящийся на счёт «два и, три и». На длительность последнего звука указывают двойные штрих-линии после звука (3==). На последний счёт такта («четыре и») ничего не должно звучать (пауза).

Может встретиться такой вариант:

E——- —1—0————————- ——-I——— ————————— ——— II

B—T—— ———-3——-1————- ——I——— —— —————————— II

G—A—— —————————-0—— —-I——- —————————- ——— II

D—B——- ———————————— —I—- 3 — 2—-0—————————-II

A———— ———————————— —-I————- ————3—————- — II

E———— ———————————— —I————— ————————— —- II

duration: e—e—q——-q———q—————e—e—-q———h

В этом примере под (или над) табулатурой буквенными обозначениями указываются длительности соответствующих звуков. Буквы — в основном не что иное, как первая буква от названия длительности нот:

w (whole) — соответствует целой ноте (четыре счёта); h (half) — соответствует половинной ноте (два счёта); q (quarter) — соответствует четвертной ноте (один счёт); e (eighth) — соответствует длительности восьмой ноты (2 ноты на один  счёт) s (sixteenth) — соответствует шестнадцатой нота (4 ноты на один счёт).

Некоторые технические обозначения в табулатуре

В заключение можно привести некоторые обозначения технических приёмов игры на гитаре. На примере вот  такой табулатуры:

E—10^12———————————————9s11-

B————4h5p4———————/8——-5—————

G——5/9——————- 6b8r6 —————————-

D——————————————————————

A——————————————————————

E——————————————————————

Обозначения на первой струне означают:

  1. 10^12 — легато, а также бенд (в этом случае подтяжка на тон: прижимается струна на X ладу, и подтягивается до звука XII лада). В этом случае можно применить любой приём, так как они похожи по своему эффекту.
  2. 9s11 — приём слайд (скольжение пальца по струне с IX к XI ладу).

Обозначения на второй струне:

  1. 4h5p4 — восходящее легато (hammer — h) c IV на V лад (4h5), а затем нисходящее легато (pull — p) c V на IV лад (p4);
  2. /8 — слайд из ниоткуда (въезд к VIII ладу из произвольного места на этой же струне с I по VII лад).
  3. 5 — слайд в никуда (после извлечения звука на V ладу палец левой руки движется по струне в нисходящем движении к грифу гитары).

На третьей струне:

  1. 5/9 — слайд от V к IX ладу;
  2. 6b8r6 — бенд на VI ладу (подтяжка на целый тон, должен звучать звук VIII лада в части 6b8); r6 означает возврат подтяжки в основной звук (звук VI лада), ребрендинг.

Всех обозначений табулатур в одной статье трудно охватить. Но основные понятия, как читать табы, здесь имеются.

Видео

Этьо видео поможет вам научиться читать гитарные табы.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/hobby-entertainment/other-at-hobby-entertainment/kak-chitat-tabulaturu-dlya-gitary

Ссылка на основную публикацию