Как играть под метроном на гитаре. для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам?

Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Как играть под метроном на гитаре. Для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам?

Музыка относится к временным направлениям искусства, то есть к тем, в которых передача образа или состояния происходит через развёртывание произведения во времени (а не в пространстве, как, например, в живописи или архитектуре); без понятия «времени» музыки просто не существует.

Именно поэтому навыки, связанные с пониманием и ощущением времени являются важнейшими для музыканта, степень тонкости и точности ощущения времени во многом определяет класс или уровень музыканта (да и слушателя тоже). Музыка по своей форме — это и есть движение звуков во времени.

Они могут иметь разную высоту (частоту), амплитуду, тембр; звук может быть один или их может быть множество и т. д. Но время — это именно то измерение, в котором существует музыка.

Поэтому резонно предположить, что развитием навыков, связанных с пониманием и ощущением времени (ритмической культурой) необходимо заниматься много и всесторонне.

Развитие ритмической культуры желательно проводить в соответствии с определёнными методическими рекомендациями.

Для начала необходимо получить системное теоретическое понимание структурированности музыки с точки зрения времени, разобраться с такими понятиями как темп, метр, ритм, такт, размер такта, длительность ноты и другими, чтобы абсолютно ясно представлять себе организацию нот во времени.

После получения элементарных теоретических знаний можно приступать к реализации в практику усвоенной теоретической базы.

Необходимо уверенно овладеть базовой метрической сеткой, в которой используются основные длительности нот и пауз (четвертные, восьмые, шестнадцатые) и типичные размеры тактов (две, три, четыре четверти).

На этом этапе ставятся следующие основные задачи: — научиться читать и проговаривать с помощью ритмослогов, а также исполнять на инструменте вышеуказанные длительности нот и пауз изолированно друг от друга и в ритмических рисунках во всех комбинациях с листа (без предварительного прослушивания) — без метронома и с метрономом; — научиться определять длительности нот и структуру ритмических рисунков на слух (ритмический диктант), и, соответственно, проговаривать и проигрывать услышанный рисунок — без метронома и с метрономом;

— дополнительно, в целях закрепления навыков, возможно выполнение разнообразных творческих заданий (изменение рисунка заданной мелодии, сочинение мелодии на заданный аккомпанемент и др.).

Точно так же, после уверенного овладения базовой метрической сеткой, по аналогии прорабатываются рисунки, включающие ноты и паузы с точкой. В зависимости от успеваемости, начинается освоение смешанных тактовых размеров (пять восьмых, семь восьмых, девять восьмых и пр.).

В дальнейшем необходимо начать осваивать особые виды ритмического деления — триоли, квинтоли и пр. Прорабатывать их необходимо так же системно: изолировано, в рисунках (соответственно, триольных, квинтольных и т. д.), а также в сочетаниях с уже освоенными видами ритмического деления.

С теми же типами задач: проговаривать (пропевать) и играть без предварительного прослушивания, снимать на слух и исполнять услышанный рисунок, выполнять разнообразные творческие задания.

К этому моменту ритмическая культура обучающегося имеет уровень, на котором он может достаточно уверенно исполнить любой ритмических рисунок, заданный нотным станом, снять на слух и исполнить на инструменте произвольный ритмический рисунок (с любыми ритмическими делениями и размерами тактов) в различных темпах, свободно варьировать структуру исполняемых рисунков, ритмически импровизировать и так далее. Другими словами, понятна основная математика распределения звуков в музыкальном времени, более-менее развит ритмический слух, и всё это закреплено практическими навыками, в том числе с инструментом.

Имея такой уровень подготовки, резонно переходить к изучению более сложных вариантов распределения во времени как отдельных долей относительно друг друга (например, когда теоретически одинаковые по длительности ноты исполняются с определённым отличным от единицы коэффициентом между собой в зависимости от того, на какой доле они находятся — как в swing rhythm и др.), так и всей партии относительно внешней системы координат, задаваемой метрономом, барабанщиком и др. (например, смещение партии назад, так называемая игра behind the beat).

Фактически, метроном является практически незаменимым и очень удобным инструментом для развития всех описанных выше навыков на любом этапе развития. Однако оговорюсь, что он не должен быть единственным инструментом развития ритмической культуры.

Метрономы бывают разные — программные (как отдельные программы и приложения, так и встроенные в, например, нотные редакторы или секвенсоры) и аппаратные (механические и электронные).

Электронные метрономы лишены недостатков механических, но важно найти нормальный не раздражающий звук — не «пикающий», а «кликающий».

Никакие драм-машины или дорогие многофункциональные метрономы не нужны, нужен простой прибор или программа, которые ровно издают короткий и хорошо различимый звук (простой клик).

С чего начать занятия с метрономом и на что обращать внимание?

Что касается темпа, то на первых порах (ориентировочно, несколько недель, даже если имеется какой-то опыт) рекомендуется ставить конкретный, весьма медленный темп — 40 ударов в минуту. И в течение этих нескольких недель вообще не прыгать на более быстрые темпы (с жалобами «у меня не получается» или «мне скучно / сложно» и пр.), а играть строго в одном, чтобы закрепить ощущение стабильности.

Установив рекомендуемый темп 40 bpm, учимся играть основные длительности: четверти, восьмые и шестнадцатые (по умолчанию клик метронома принимается за четверть, поэтому при игре четвертных нот нужно играть одну ноту на клик, при игре восьмых — две ноты на клик, при игре шестнадцатых — четыре ноты на клик).

Правая рука играет ноты на открытых струнах (отдельно пробовать в положении на струнодержателе и в свободном положении, в обоих случаях переменным штрихом медиатора) тремя вышеуказанными длительностями, а левая рука лишь глушит струны (по мере освоения, разумеется, надо подключать и левую руку к процессу).

Самые частые ошибки, нередко перерастающие в хронические:

— излишняя сконцентрированность на процессе. Концентрация — это напряжение, а самое главное при игре на инструменте — быть максимально расслабленным. Поэтому поменяйте «концентрацию» на «осознанность». Это совершенно разные понятия, если не сказать противоположные. И в итоге требуется осознанная игра, а не сконцентрированная, не так ли?

— акцентирование ноты, попадающей под клик. Старайтесь, чтобы громкость нот была одинаковой. И в голове первую долю тоже не стоит выделять как главную. Она — не главная, она — одна из.

— избыточное желание попасть в метроном. Это приводит к тому, что человек играет отвратительно неровно — он очень хочет попасть в клик, а на остальные ноты, находящиеся между кликов, внимания уже не остаётся.

Необходимо поменять приоритет — мы не стараемся попасть в метроном, мы стараемся сделать работу нашей правой руки более стабильной. Думайте не о попадании первой ноты в клик, а о стабильности всего потока нот, это принципиально другая задача.

Прочувствуйте маятниковость движения правой руки.

После проработки этих трёх изучаемых длительностей изолировано, необходимо прорабатывать ритмические рисунки, состоящие из комбинаций данных длительностей, выстроенных в такты размером одна, две, три и четыре четверти.

В определённый момент можно расширить диапазон задач и подключить практику написания ритмических диктантов с использованием практикуемых в текущий период времени длительностей нот (для самостоятельной работы рекомендуется использование специализированных программ и приложений, например, EarMaster Pro), а также выполнять творческие задания — в соответствии с логикой развития ритмической культуры, коротко обозначенной в начале статьи.

Что делать, если не получается сыграть под метроном определённые ритмические деления?

Как правило, четвертные, восьмые и шестнадцатые ноты и паузы и рисунки на их основе не вызывают принципиальных сложностей после непродолжительной практики, чуть бóльшую сложность вызывают ноты с точкой, ещё бóльшую — особые виды ритмических делений (триоли и др.).

Одна из методических рекомендаций в работе над освоением длительностей состоит в использовании ритмослогов (односложные междометия, которые можно подобрать свои или взять готовую индийскую систему коннакол: «TA» (или «DA») для одной ноты, «TA»-«KA» для двух нот, «TA»-«KI»-«TA» для трёх нот, «TA»-«KA»-«DI»-«MI» для четырёх нот и т. д.) или счёта («раз», «два», «три»).

Как это прорабатывается: включается рабочий темп (в нашем случае это 40 bpm), подключается тело (например, ногой отбиваются четверти, чтобы помочь себе поймать темп и удерживать его), представляется в голове идеальный образ звучания данного ритмического деления (например, триолей восьмыми), а затем ритмика этого деления проговаривается вслух (например, «раз-два-три-раз-два-три-…» или «TA-KI-TA-TA-KI-TA-…»). Только после этого можно подключать исполнение на инструменте: как показывает практика, если обучающийся не может проговорить фразу ритмически, то значит он не сможет её сыграть действительно правильно. Для начала только правой рукой, затем с добавлением левой.

Что касается включение тела в работу над ритмикой — экспериментируйте. Для человеческого тела ритмичность не является чем-то необычным. Каждый орган или система органов имеет свои циклы, поэтому включение тела в работу над ритмикой очень хорошо помогает (а у многих музыкантов это проявляется неосознанно как часть процесса исполнения).

Можно раскачиваться корпусом, можно головой, можно ногой отстукивать об пол четверти.

Этот навык помогает прочувствовать стабильность темпа, приучает внутренний метроном держать одинаковый темп, а в дальнейшем будет помогать просчитывать сложные размеры или большие паузы, когда человек ещё не научился воспринимать музыкальный материал комплексно.

Как отрабатывать ритмику под метроном на более продвинутом уровне?

Если вы достигли продвинутого уровня (когда достаточно автоматически играете под метроном в разных ритмиках и размерах, умеете их смешивать в процессе игры, можете связно поддерживать разговор, одновременно играя под метроном, и так далее) или ещё нет, но чувствуется потребность попробовать что-то новое, поэкспериментируйте со следующей идеей.

На определённом этапе развитие чувства ритма сталкивается с эффектом плато, если методику игры под метроном оставлять без изменений.

Другими словами, дальнейший рост внутреннего метронома останавливается, потому что мозг научился подстраиваться под внешний метроном, и дальнейшие усилия не прилагаются — нет новых задач, значит, и не будет новых адаптаций.

До сих пор внутренний метроном работал в очень простых условиях — он включался лишь от клика до клика внешнего метронома, фактически заставляя на слух делить четвертные клики в соответствии с заданным ритмическим делением или рисунком, не более того.

Стабильность же удержания темпа не нарабатывалась: очередной услышанный клик избавлял от необходимости самостоятельно решать, где должна быть поставлена очередная первая доля.

Но если сделать так, что следующего клика не будет слышно, придётся полагаться на внутренний метроном, и наш организм снова получит новую задачу, к которой нужно адаптироваться. При одном пропущенном клике неточность не так заметна, но если их будет несколько, всё станет очевидным.

Соответственно, нужно подобрать такое количество пропущенных кликов, чтобы на текущем уровне развития задача была умеренно сложной. Один-два клика пропускать просто, адаптироваться не к чему, но, допустим, сразу ставить двенадцать — это уже слишком сложно, задача становится невыполнимой, адаптации тоже нет.

Само количество пропусков не является принципиальным (это относительная величина), важно научиться попадать в новый клик стабильно, 9-10 раз из 10 циклов. Лучше стабильно попадать в новый клик после пропущенных шести-восьми кликов, чем нестабильно попадать после десяти.

Как это реализовать технически? Откройте любой секвенсор (Sonar, Cubase и т. п.), пропишите двенадцать четвертных нот каким-нибудь перкуссионным инструментом (wood block и т. п.), а цикл поставьте на шестнадцать четвертей.

То есть всего у вас шестнадцать кликов, но четыре последние из них не звучат — вы должны продолжать играть и при зацикливании попасть в первый удар и не сбиться. Если стабильно получается попадать после двенадцати звучащих и четырёх пропущенных кликов, сделайте десять звучащих и шесть пропущенных, потом — восемь звучащих и восемь пропущенных.

Темп метронома — невысокий, рабочий, 40-60 bpm. По мере привыкания, от простых партий на уровне чёса (на струнодержателе или на весу) доходите до игры рабочего материала.
Сегодня уже необязательно запускать секвенсор, можно скачать программируемый метроном как приложение на мобильное устройство, в котором есть возможность выставлять паузы вместо кликов.

У меня на телефоне стоит 7Metronome: в нём сначала нужно выбрать размер такта, например, 12/4, а затем нажатиями пальца по последним нескольким четвертям превратить их в паузы, и клики метронома звучать на них не будут.

Читайте также:  Как читать табулатуры для одной струны

На всякий случай подчеркну: под метроном необходимо отрабатывать все, что вы играете, независимо от используемой техники игры и материала.

Источник: http://www.vtchernoff.ru/inception2.html

Тренировка для гитариста – учимся играть быстро

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил.

Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма.

А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите.

Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию.

Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты.

У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой.

Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника.

Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.

Автор текста – Молянов Павел

Источник: https://music-education.ru/trenirovka-dlya-gitarista-uchimsya-igrat-bystro/

Метроном для гитариста — нужная вещь в арсенале музыканта

Здравствуйте! Решил я так сказать вдогонку моей предыдущей статье о гитарном оборудовании написать пост, где хочу подробно рассмотреть вопрос о том, зачем нужен метроном для гитариста, а также поведать вам устройство метронома, его основные виды и назначение.

Итак, для начала мы выясним, что же собой представляет метроном, а потом уже перейдем к разновидностям данного прибора.

Метроном – механический или электронный прибор, который отмеряет (отстукивает) определенный ритм с заранее заданной скоростью, в диапазоне от 35 до 250 ударов в минуту. Используется музыкантами при исполнении композиции как точный ориентир темпа и помогает на репетициях при отработке различных упражнений.

Любое музыкальное произведение можно сыграть как в медленном, так и в быстром темпе. При разучивании новой композиции всегда необходимо начинать с медленного темпа, для того чтобы в итоге четко и красиво играть каждую ноту. И таким вот образом постепенно приближаться к своей цели добираясь оригинального темпа, указанного в музыкальном произведении, благодаря помощнику метроному.

Метрономы подразделяются на три семейства:

  • Механические
  • Электронные
  • Программные

Каждый музыкант для себя выбирает тот метроном, который максимально соответствует его требованиям. Теперь боле подробно рассмотрим каждое семейство.

Механические метрономы

Самый старый и самый первый вид метрономов, который был некогда изобретен. Нынешнее старшее поколение, посещавшее в детстве музыкальные школы до сих пор помнит деревянные пирамидки небольшого размера, стоявшие в стеклянных шкафах или на роялях в кабинетах у строгих преподавателей музыки. Эти пирамидки являются предками всех современных метрономов.

Этот вид с тех времен достаточно сильно эволюционировал. Нынче механические метрономы производят не только из дерева, но и применяют уже современные композитные материалы, такие как пластик, например. Раньше эти устройства были стационарными, а сегодня их уже делают более компактного размера, чтобы с легкостью можно было положить в карман гитарного чехла.

В устройстве некоторых метрономов стали появляться специальные колокольчики, которые делают акцент на сильную долю, при этом такой «акцент» устанавливают в зависимости от размера музыкальной композиции, разучиваемой под метроном.

Безусловно, электронные собратья по функциональности значительно превосходят механические метрономы, зато у последних имеется несколько неоспоримых достоинств, на которые все же стоит обратить свое внимание. Вот основные из них:

  • Наглядность. Механической метроном обладает маятником, который качается в разные стороны, поэтому его сложно не заметить даже музыканту, полностью поглощенному игрой на своем инструменте. Он всегда сможет боковым зрением отслеживать движение маятника.
  • Звук. Натуральный щелчок настоящего механизма не идет ни в какое сравнение с электроникой. Этот звук абсолютно не напрягает и его можно слушать как серенаду, а также он четко вписывается в общую картину звучания любого инструмента.
  • Форма. У механических метрономов она традиционная – в виде утонченной пирамиды. Такой дизайн придаст колорит любому помещению, а также создаст творческую атмосферу.
  • Простота. Метрономы подобного типа, из-за своей наглядности и простоты обращения, могут использовать все без исключения музыканты, а также я бы порекомендовал их начинающим гитаристам. Они не нуждаются в батарейках, потому что там установлен механизм наподобие часового, т.е. перед использованием прибор необходимо завести, как старый механический будильник.

Как устроен механический метроном?

Устройство метронома простое до безобразия. Основные детали это: стальная пружина, передача, анкерный спуск. В отличие от механических часов, маятник здесь не круглый, а длинный с перемещаемым грузом, где ось анкерного спуска соприкасается с корпусом и по нему щелкает.

В некоторых моделях есть еще функция сильной 2, 3, 5 и 6 долей. Специально для этого барабан насажен на ось спуска, который, как в шарманке, состоит из нескольких колес со штифтами, а вдоль него двигается колокольчик с рычажком.

Звоночком выдается нужная доля в зависимости от того, напротив какого колеса барабана он будет установлен.

Электронные метрономы

Это новый и современный вид метрономов, которые покорили сердца многих музыкантов во всем мире. Предпочтение таким устройствам больше всего отдают деятели искусств, играющие на электроинструментах. Электронные метрономы, как правило, обладают небольшими габаритами и поэтому с легкостью помещаются на ладони и могут быть спрятаны в любой чехол, кофр или саквояж.

Цифровые метрономы обладают многими полезными функциями, такими как: камертон, акцент, а также смещение акцента и способны удовлетворить почти любого «капризного» пользователя. Существуют еще и гибридные модели, которые совмещены с цифровым тюнером, но о нем мы уже поговорим в другой статье.

Отдельно хотелось бы упомянуть об электронных метрономах для барабанщиков, т.к. эти устройства, пожалуй, самые навороченные из этого семейства. Такие метрономы помимо различных акцентов и смещений имеют дополнительные возможности.

Ни для кого не секрет, что мозг барабанщиков разделен на 4 части, каждая из которых управляет определенной конечностью. Специально для них были придуманы метрономы, которые могут выдавать ритм персонально для каждой конечности ударника.

Для этого у устройства имеется несколько ползунков (фейдеров) для того, чтобы подмешивать для той или иной ноги или руки, тот или иной ритм. Еще у такого метронома есть встроенная память, для записи и хранения ритмов для каждой отдельной композиции.

Читайте также:  Аккорды для гитары для начинающих

На концертах вещь вообще не заменимая – включил нужный ритм и настукивай себе спокойно, будучи уверенным в том, что от случайно нахлынувших эмоций «не убежишь вперед».

Программный метроном

Из названия понятно, что это не что иное, как специальная программа, установленная в среде ОС Windows или приложение под Android и iOS.

Как и реальные метрономы, виртуальные аналогично выполняют свою функцию при помощи генерирования звуковых сигналов в заранее заданном темпе и/или используют визуальные эффекты (мигающие лампочки, изображение цифр). Таких программ довольно много и их не сложно найти в интернете.

Вот собственно и все, что я хотел вам рассказать в общих чертах о метрономах. Думаю, теперь вам понятно, зачем нужен метроном для гитариста, и вы подружитесь с ним, т.к. это очень полезная и нужная вещь в арсенале каждого музыканта.

Вы сделаете верный шаг навстречу грамотной игре на гитаре, потому что «ровные» музыканты ценились во все времена. Особенно это ценится при совместной работе в группе с другими музыкантами. Поэтому желаю вам творческих высот и успеха в музыке.

До скорых встреч на страницах блога!

Источник: http://tvoya-gitara.ru/oborudovanie/aksessuaryi/zachem-nuzhen-metronom-dlya-gitarista

Как Использовать Метроном – Игра На Гитаре Под Метроном

Вы верите в то что заниматься на гитаре используя метрономом крайне важно для развития Ваших музыкальных навыков?

Когда гитаристы отвечают на это вопрос, они обычно делятся на два лагеря:

  1. Те, кто никогда (или изредка) занимаются с метрономом.
  2. И те, кто всегда (или почти всегда) используют метроном во время своих занятий.

Если гитаристов из первой группы спросить почему они так редко используют метроном, как правило можно услышать что они предпочитают не ограничивать себя необходимостью играть точно в ритм, чтобы дать волю своим творческим способностям и музыкальности. Остальные гитаристы в этой группе просто особо не задумывались на счет использования метронома.

Гитаристы из второй группы (те, которые используют метроном практически везде) утверждают, что игра на гитаре в метроном — это ключ к успеху в развитии четкости ритм-партий, увеличению скорости игры и способности следить за прогрессом. Следовательно, гитаристы из второй группы верят, что для того чтобы наиболее быстро добиться результата, необходимо все изучать с использованием метронома.

В действительности обе точки зрения, приведенные выше, неполны и обманчивы. Вот основная причина:

Вам необходимо переключаться между использованием и не использованием метронома, но для того чтобы быть эффективным, Вам необходимо соблюдать определенную стратегию, а не делать это в случайном порядке.

Вам нужно иметь разнообразный набор необходимых техник занятий на гитаре (и знать где и когда применять каждую из них) чтобы с успехом преодолевать любые трудности, с которыми Вы столкнетесь в процессе своего обучения.

Что касается занятий с метрономом, существуют ситуации, когда использование метронома необходимо, и ситуации, в которых метроном будет отвлекать Вас от совершенствования в областях, которые в этом нуждаются.

Существует несколько способов использования метронома во время Ваших занятий. (Примером подобного способа может служить осознанный выбор в пользу “временного неиспользования” метронома).

НЕДОСТАТОЧНО просто разделить время занятий на занятия с метрономом и занятия без метронома (например 50% с метрономом и 50% без).

Чтобы извлечь максимальную выгоду из использования метронома, Вам необходимо знать когда, как и почему использовать (или не использовать) его, в зависимости от того, какие цели вы пытаетесь достичь во время данного конкретного гитарного занятия.

Несмотря на то, что описание всех возможных способов использования метронома просто не уместилось бы в этой статье, я хочу поделиться с Вами несколькими из них, играющими наиболее значительную роль в процессе обучения игре на гитаре (также я объясню Вам где/когда следует избегать его использования). Эти идеи позволят Вам  гораздо быстрее добиваться результатов от занятий гитарой.

Вопреки популярным убеждениям, занятия на гитаре с метрономом НЕ помогут Вам “улучшить” Вашу гитарную технику или “увеличить” Вашу скорость. Как я рассказывал в бесплатном мини-курсе как быстро играть на гитаре, существуют особые элементы, которые необходимо тренировать и доводить до совершенства, иногда на крайне медленных скоростях и без метронома.

Метроном в данной ситуации используется только как средство для измерения того, на сколько Вы продвинулись в применении этих элементов.

Скорость с которой Вы можете играть, поможет Вам определить нужно или нет дополнительно заниматься этими элементами (без использования метронома), для того чтобы устранить технические недоработки, мешающие Вам играть на гитаре с той скоростью, с которой Вы хотите.

Таким образом, перед тем как использовать метроном для “измерения прогресса”, Вам необходимо потратить приличное количество времени на усовершенствование фундаментальных технических компонентов, нужных для обеспечения скорости (без использования метронома).

Это противоречит популярным убеждениям о том, что для того чтобы улучшить свою гитарную технику, необходимо всегда заниматься с метрономом, но данный способ гораздо более эффективен для развития этих навыков (посмотрите мини-курс, указанный выше, для того чтобы полностью понять почему это так, и как Вы должны заниматься, чтобы увеличить свою скорость игры на гитаре). Фактически, именно эти предубеждения (говорящие о том, что занятия с метрономом — это ключ к успеху в преодолении технического/скоростного плато) заставляют многих гитаристов страдать от недостатка прогресса в их обучении.

Гитаристы, которые никогда (или изредка) занимаются на гитаре используя метроном говорят, что они предпочитают не ограничивать себя необходимостью играть точно в ритм, чтобы быть более выразительными во время игры.

Хотя подобный стиль игры имеет место в современной музыке (об этом ниже), большинство людей, занимающихся только без метронома, как правило чувствуют себя неуютно в ситуациях, когда требуется играть точно в ритм.

Очень важно иметь возможность менять темп, динамику и другие музыкальные элементы для того, чтобы выразить себя, но так же важно быть способным играть точно в ритм в данном конкретном темпе (для того чтобы выразить себя “по другому”).

Если Вы всегда держались подальше от занятий с метрономом из-за причин, отмеченных выше, высока вероятность того, что ваша способность играть точно в ритм нуждается в улучшении.

В отличии от концепций развития скорости, занятия с метрономом являются ключевым моментом в развитии ритмической точности исполнения.

Когда Вы играете, Вы можете с уверенностью сказать что попадаете в ритм, если способны заставить клики метронома “исчезнуть” на большинстве (или на всех) сильных долях.

Если Вы играете абсолютно в ритм, то ноты, которые Вы извлекаете должны ложиться точно на клики метронома, создавая иллюзию того что клик стал беззвучным (исчез). Если Вы способны сделать это, Вы на верном пути.

Одна проблема, которая часто случается с теми кто использует метроном слишком часто, заключается в том, что гитаристы пытаются выразить себя через мелодии и фразы, в основном состоящие из ровных долей бита (таких как длинный набор шестнадцатых нот, триолей или четвертных нот).

Даже несмотря на то, что соло может звучать хорошо и попадать точно в ритм, фразировка может казаться слишком неестественной и предсказуемой (даже если Вы используете разные гаммы). Решением этой проблемы может послужить развитие так называемой техники “рубато”.

  Эта техника заключается в умышленном искажении ритма, увеличивая и внезапно уменьшая длительность нот во фразе. Заметьте: существует ОГРОМНАЯ (и легко заметная) разница между игрой в стиле “рубато” и игрой “не в ритм” (первое — отличная гитарная техника, второе — результат недостатка контроля над ритмом).

Когда Вы используете рубато, преднамеренность искажения ритма очевидна (и в результате фразировка звучит очень сильно и выразительно).

С другой стороны, когда Вы пытаетесь сыграть ноты, которые соблюдают (или должны соблюдать) точный ритмический рисунок, но не можете этого сделать точно попадая в ритм, результат станет совершенно не похож на рубато и будет звучать как просто ноты сыгранные “не в ритм”.

Чтобы узнать больше о технике рубато и услышать как именно надо её тренировать, посмотрите этот бесплатный урок гитарной фразировки.

Как видите, занятия только с метрономом или только без него ограничивают Вашу способность раскрыть весь Ваш потенциал. Теперь Вы знаете, что существуют определенные ситуации, когда вы должны использовать его, и определенные ситуации, когда Вы не должны этого делать.

В конце концов, метроном — это только один из многих инструментов гитариста, который должен использоваться “по назначению”, для преодоления определенных трудностей.

То, как вы применяете каждый инструмент, зависит от музыкальных целей, которые Вы пытаетесь достичь, и от конкретных проблем, которые Вы пытаетесь решить.

Если Вам не хватает опыта для того чтобы определить какую стратегию занятий и какой инструмент использовать, лучше всего заниматься с хорошим преподавателем, который сможет сделать Ваши занятия более эффективными.

Чтобы узнать больше о том, как заниматься на гитаре эффективно, скачайте эту бесплатную 110-страничную электронную книгу о том как заниматься на гитаре.

Источник: https://tomhess.net/PracticingGuitarWithAMetronome.aspx/ru

Для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам

У всех разные хобби. Некоторые любят что-то коллекционировать, другие обожают спорт. Достаточно много людей увлекаются музыкой. Это занятие действительно требует терпения и желания, без них никак. Бывают начинающие музыканты и профессионалы. В любом случае, и тем и другим нужно заниматься. В музыке главное играть ровно и качественно, а это сделать можно только тренируясь.

Что нужно, чтобы ровно играть?

Ответ прост — метроном, вернее занятия с ним. Будете постоянно под него играть — получите хороший результат.

Бывают, конечно, люди, которым это действительно дано, и они играют очень ровно, но таких единицы.  Занимайтесь с метрономом постоянно и будет результат.

Посмотреть все о метрономах можно на сайте http://pereborom.ru/metronom-onlajn-dlya-gitary. Здесь вы узнаете о метрономах и игре с ними.

Зачем он нужен?

Главная цель метронома — делать игру ровной и ритмичной. Он выдает тики с определенной периодичностью, под которые и играют музыканты. Это подходит абсолютно всем, кто занимается музыкой. Особенно, ровно важно играть барабанщику и гитаристу.

Представьте, вы играете в группе, и никто из участников не играет под метроном. Все мы люди, кто-то ускоряется, кто-то замедляется. Получается что попало. Если каждый из участников будет использовать метроном — ваша игра станет куда лучше и ритмичней.

Как играть?

Если все же решили перейти на новый уровень музыки и использовать метроном — почитайте, как правильно с ним играть. Заходите на сайт http://pereborom.ru/kak-igrat-pod-metronom/ и читайте.

Любому музыканту информация будет полезна. Некоторые даже пересмотрят свое отношение к музыке. Главное — тренируйтесь дома постоянно.

Сейчас есть метрономы, которые можно просто положить в карман, так что это труда не составит.

Советы для начинающих

Когда будете только начинать играть под этот прибор, не спешите выбирать большую скорость и пытаться попасть в тики. Выберите для начала тот темп, который будет удобен, и при котором вы будете играть комфортно. Со временем повышайте скорость и тогда результат будет.

Метроном и запись

Решили записывать музыку — даже не суйтесь в это, если не умеете играть в метроном. Если на репетициях кривизну не так слышно, то в записи вы узрите все свои лажи. Будете заниматься — запись пройдет легко и быстро, а самое главное — она будет качественной.

Решили заняться музыкой серьезно — купите метроном и улучшайте свои навыки. Если играете в группе — посоветуйте это всем участникам и тогда вы заметите результат.

Источник: https://www.kv.by/information/2017/12/26/1053246-dlya-chego-nuzhen-metronom-gitaristu-i-drugim-muzykantam

My Music News

Верите ли вы, что занятия гитарой с метрономом очень важно для вашей игры на гитаре? При ответе на этот вопрос, гитаристы, как правило, делятся на 2 лагеря: некоторые никогда (или очень редко) используют метроном при игре на гитаре; другие музыканты всегда (или почти всегда) занимаются с метрономом.

Читайте также:  Кто я такой? информация обо мне

Когда вы спросите их, почему вы редко используете метроном — гитаристы первой группы отвечают, что хотят свободы и непривязанности к постоянному жесткому темпу, а также чтобы быть более креативными и музыкальными. Дургие в этой группе просто не задумываются об использовании метронома.

Гитаристы, использующие метроном почти для всего, утверждают, что играя постоянно с метрономом — это ключ к развитию плотного ритма гитарной игры, повышению скорости и общему музыкальному росту.

Таким образом, гитаристы этой группы верят, что необходимо играть с метрономом, чтобы получить самый быстрый результат в игре на гитаре.

А в какой группе находитесь вы?

На самом деле, оба варианта являются неполными и заблуждающими. И этому есть одна важная причина:

Вы должны чередовать между обоими способами — использовать и не использовать метроном, но чтобы это было эффективным вам нужно заниматься стратегическим способом, а не случайным.

У вас должен быть разнообразный набор техник (и вы должны знать, что и когда использовать), чтобы успешно преодолевать все трудности игры на гитаре, с которыми вы сталкиваетесь.

Когда дело доходит до занятий с метрономом, есть моменты, когда вы обязаны заниматься с ним, а есть также время, когда он будет отвлекать вас от техники, которую вам следуют отработать.

Есть разные способы использования метронома в вашей игре на гитаре. (Сознательно выбирая «не» использовать метроном, «иногда» есть хорошим видом этой стратегии).

Недостаточно просто решить заниматься на гитаре с использованием метронома определенный процент времени занятий (например, 50% на 50%).

Чтобы получить максимальную выгоду от использования метронома, вы должны знать когда, как и зачем использовать его (или не использовать), в зависимости от целей, которые вы пытаетесь достичь в ваших занятиях.

Хотя полный список стратегий занятий на гитаре с использованием метронома выходит за рамки этой статьи, я хочу поделиться с вами несколькими самыми важными аспектами, которые должен воплощать метроном в вашей игре (а также объяснить почему и когда избегать использование метронома). Эти идеи помогут вам достичь гитарных навыков гораздо быстрее.

Как использовать метроном, чтобы «потестировать» вашу игру на гитаре?

Вопреки распространенному мнению, занятие гитарой с метрономом не поможет вам «улучшить» гитарную технику или «повысить» вашу скорость игры. Как я уже говорил у своем мини курсе на тему «Как быстро играть на гитаре?».

есть конкретные элементы, которые входят в понятие скорости игры на гитаре и которым стоит обучаться и усовершенствоваться, часто в очень медленном темпе и без метронома. Метроном в этом случае используется как тест, чтобы проверить, как хорошо вы освоили эти элементы.

Скорость, с которой вы будете играть, покажет, нужно ли вам дополнительные занятия или нет (без использования метронома), чтобы преодолеть технические недостатки, которые мешают вам играть на гитаре в желаемом темпе.

Поэтому, перед тем как использовать метроном для «измирения улучшения ваших навыков скорости», нужно потратить много времени на оттачивание основных технических компонентов, которые дают возможность быстрой игры на гитаре (без использования метронома).

Это идет категорически против общепринятой концепции — играть все под метроном, чтобы улучшить вашу технику, но намного лучший способ развития этого навыка (прочитайте вышеуказанную статью, чтобы полностью понять почему это так и как вы должны заниматься, чтобы играть быстро).

На самом деле, именно это убеждение (что работая больше с метрономом — ключ к преодолению скоросного / технического барьера) разочаровывает многих гитаристов с отсутствием прогресса в их игре.

Как использовать метроном, чтобы улучшить ваш ритм игры?

Гитаристы, которые никогда (или редко) занимаются с метрономом, говорят, что хотят свободы от придерживания к жесткому темпу для более выразительной игры. Хотя стиль этой игры на гитаре также имеет место в музыке (подробнее чуть ниже), большинство людей, которые занимаются без метронома, обычно имеют проблемы, когда им надо играть в строгое время.

Очень важно играть варьируя темп, динамику и другие музыкальные элементы для выразительных причин, но также нужно уметь играть точно во время с определенным темпом (для «разных» выразительных целей). Если вы всегда оставались в стороне от занятий с метрономом по причинам, указаным выше, то, скорее всего, ваша игра во время нужднается в улучшении.

В отличии от концепции скорости игры на гитаре, занятия под метроном — очень критичная тема того, что на самом деле «развивает» вашу способность играть на гитаре во время.

Играя на гитаре, вы можете сказать — вовремя ли это (если исчез «клик» от метронома). Если вы играете с идеальным совпадением времени, то ноты будут точно попадать на «клик» метронома, создавая иллюзию, что клик вовсе исчез.

Если вы сможете достичь этой цели, вы делаете значительный прогресс.

Как (и почему) заниматься игрой на гитаре без метронома, чтобы повысить навык ритма?

Одна из проблем, с которой сталкиваются гитаристы использующие метроном — это тенденция придумывать гитарные мелодии и ведущие гитарные фразы в «прямых» размерах (например, длинные серии шестнадцатых нот, триолей, четвертных нот).

Хотя звучание может быть отличным и звучать вместе с метрономом, сама формулировка может показаться механической и предсказуемой (даже если вы используете разные гаммы). Одним из решений этой проблемы есть занятие техникой гитарного фразирования — «рубато».

Это соло техника, основана на умышленной игре ведущей гитары без четкого ритма, путем расширения и внезапном сочитании длительности звучания.

Примечание: есть огромная (и легко заметная) разница между игрой в стиле рубато и игрой «не вовремя» с метрономом (первое — это крутая гитарная техника фразирования, второе — это результат плохого ритмического контроля).

Когда вы играете используя технику рубато, очевидно, что ноты фразы не прилагают к любому заданному ритму «умышленно» (и, как результат, фразы звучат очень прикольно и экспрессивно). С другой стороны, если вы попытаетесь сыграть ноты, которые есть (или должны быть) в строгом ритмическом виде, но не сможете играть их вовремя — не будет смысла в стиле рубато, и музыка будет просто звучать невпопад.

Что бы узнать больше о технике rubato и прочитать о том, как вы должны заниматься ей, посмотрите этот урок гитарного фразирования (нужна регистрация для доступа).

Как вы видете, занития всегда с или без метронома ограничивает вашу способность достичь максимального потенциала как гитариста. Вы теперь знаете, что есть конкретные случаи, когда вы должны использовать метроном, и когда нет.

В конечном счете, метроном — это лишь один из многих приспособлений для гитары, который нужно использовать «когда необходимо» преодолеть специфические проблемы, возникшие в вашей игре на гитаре.

То, как вы используете каждое приспособление, зависит от поставленных вами музыкальных целей и специфических проблем, которые вы пытаетесь преодолеть.

Если вам не хватает опыта в знании, какие именно гитарные стратегии и приспособления использовать, работайте с учителем, который подскажет вам, как сделать ваши занятия более эффективными.

Чтобы узнать больше об эффективных занятиях на гитаре — можете скачать електронную книгу (110 страниц) — Как заниматься гитарой (требуется регистрация).

Возможно Вас также заинтересует:

  • Статьи о гитарах и игре на них: «Гитарные занятия»

Вернуться на главную

Источник: http://mymusicnews.org.ua/guitar-world/guitar-practice/effective-guitar-practice-with-and-without-metronome.html

Как пользоваться метрономом? 2

Задавались ли Вы уважаемые начинающие музыканты таким невообразимо нужным вопросом как: “как же правильно играть под метроном”? Чувствую что Ваш ответ — ДА, так как Вы сейчас здесь и читаете этот пост в надежде найти эту сокровенную информацию!

Поверьте, я Вас не огорчу, и Вы найдете ответ на этот вопрос уже через пару минут, главное продолжайте читать максимально внимательно…

Для начала небольшое предисловие для тех, кто зашел сюда совершенно случайно и еще не осознал, чем же так важен метроном:

1) Без метронома, а точнее той ритмики которую он развивает Вы не сможете заставить своего слушателя чувствовать энергию, не сможете разжечь в нем желание двигаться и танцевать, да что там, даже головой в такт музыки он покивать не сможет.

2) Без умения играть под метроном и наличия развитого чувства ритма Ваша ценность как музыканта равно нулю, а так же, все Ваши знания и вся Ваша техника игры на инструменте так же равно нулю.

Да, возможно это грубо, но это правда, а говорю я это Вам только из самых лучших и светлых побуждений! Ведь я хочу помочь Вам освоить это прекрасное чувство ритма, чтобы Вы смогли реализовать весь скрытый в себе потенциал. Поэтому, давайте начнем.

Первым делом будет теория, а именно длительности нот, ведь не зная и не понимая их, вы так и не научитесь играть под метроном. Сразу хочу сказать, чтобы Вы не пугались изображения и слов ниже, главное сосредоточьтесь и тогда уже совсем скоро Вы вынесите отсюда немного новых знаний.

Почти все популярная музыка играется в размере 4/4!

Это когда 4 удара метронома соответствуют 4 четвертям (смотрите изображение выше). Если говорить чуть проще, то, как только прозвучали все четыре удара метронома, начинается новый такт, и опять все заново, опять звучат четыре удара метронома и снова новый такт.

Для лучшего понимания послушайте звучание метронома, плюс, старайтесь вести отсчет 1-2-3-4 и 1-2-3-4 и 1-2-3-4 и 1-2-3-4 и так далее…

Посмотрите на табулатуру внизу, проанализируйте и поймите все то, что я уже сказал.

Теперь, по мере возможности я попробую изложить все еще более понятно, потому что меня скорей всего не поняли на все 100%. (обязательно ориентируйтесь на нижнее изображение табулатуры!)

1) Цифры, которые идут после скрипичного ключа (закорючка слева вверху) 4/4, это своего рода имя музыкального размера, в данном случае это размер четыре четверти.

Как я говорил выше, за основу в этом размере взяты четверти, и они играются на каждый удар метронома (но это не значит, что играем только четверти, а другие длительности нот не трогаем, просто мы двигаемся по порядку).

2) Теперь посмотрите на аккорды в табулатуре и поиграйте их вместе с “гитар про”, а для этого сначала скачайте саму табулатуру в конце урока или по этой ссылке!

Позже, когда почувствуете что поняли, как это делается, то отключите гитару в guitar pro (нажав на букву M в левом нижнем углу напротив инструмента гитара) и попробуйте поиграть вместе с барабанами, которые выполняют функцию метронома. Вероятно, будет сложнее, но это первый настоящий шаг к пониманию этого процесса.

Теперь перейдем к другим длительностям, а именно к целым и половинным:

Первый такт это у нас целая нота!

Она звучит весь такт, это значит, что просто зажали в самом начале данную ноту и держим её до самого конца такта (в табулатуре с началом нового такта ударяет бас бочка, в обычном же метрономе начало новой доли выделяется более громким звучанием первой ноты в такте).

Во втором такте в gtp стоят половинные ноты.

Они звучат через удар метронома (но главное, не отпускайте аккорд, держите его до следующего повторения аккорда). Играйте аккорд на каждый 1 и 3 удар, а главное, не забудьте после заглушить звук гитары и поиграть это все под барабаны, Вы справитесь, я в Вас верю!

Как оно? Мозг не кипит? Все понятно? Думаю, надо сделать небольшой перерыв и дать мозгу все переварить, другие длительности нот затронем чуть позже. Сейчас самое важное, чтобы к следующему занятию все уже изученное плотно прописалось в Вашей голове.

Для тех же, кто все понял и не может успокоиться, я рекомендую следующие лекарство — скачать метроном и поиграть под него.

Плюс, рекомендую завтра еще раз перечитать эту статью, чтобы Вы наверняка закрепили эти знания и сделали их частью себя! Информация фундаментальная и чрезвычайно важная, поэтому, Вы должны понимать ее от начала и до конца, главное только приложить немного усилий.

Табулатура Урока

Источник: http://amazingguitar.ru/put-novichka/kak-igrat-pod-metronom.html

Ссылка на основную публикацию