Устройство акустической гитары

Конструкция акустической гитары

Сегодня я расскажу о конструкции гитары, о том как устроен гриф и корпус гитары, так же приведу схему устройства гитары и расскажу о материалах, из которых изготавливается та или иная её часть.

Общие сведения

Акустическая гитара разделяется на 2 основных типа:

Рис. 0 Акустическая и эстрадная гитары

Классическая гитара чаще всего используется для исполнения классических произведений, фолка, фольклёра, фламенко, бардовских и походных песен. Классическую гитару так же называют испанской гитарой, так как впервые её изготовили именно в Испании.  У классической гитары преобладает широкий гриф и нейлоновые струны.

Эстрадная гитара универсальна для всех музыкальных стилей, но лично у меня она ассоциируется с такими жанрами как блюз, фолк и кантри. Эстрадную гитару так же называют вестерн гитара или просто акустическая гитара. У эстрадной преобладают металлические струны и узкий по сравнению с классическим вариантом гриф.

Устройство акустической гитары (схема)

Как классическая, так и эстрадная гитары состоят из двух основных частей: корпуса и грифа.

Рис.1 Схема конструкции гитары

1-Гриф. 2-Головка грифа. 3-Накладка грифа. 4-Пятка грифа. 5-Колки. 6-Верхний порожек. 7-Ладовый порожек. 8-Лады. 9-Верхняя дека. 10-Нижняя дека. 11-Обечайка. 12-Резонаторное отверстие. 13-Бридж (струнодержатель). 14-Нижний порожек. 15-Кнопка. 16-Защитная накладка.

Устройство грифа гитары

Гриф состоит из головки грифа (2),  накладки грифа (3) и пятки грифа (4). На головке грифа распологаются колки (5) — механизм, который предназначен для крепления и изменения натяжения струн. Так же на головке грифа распологается верхний порожек (6), который предназначен для уменьшения коллебания струны. Обычно его изготавливают из пластмассы или кости.

Рис. 2 Верхний порожек изготовленный из кости

В накладке грифа на специальном станке делают надпилы, куда в последствии впрессовываются ладовые порожки (7). Порожки выступают над грифом гитары и разделяют его лады (8) (расстояние между двумя порожками называется ладом).

 Пятка грифа вклеивается или вкручивается болтом в корпус гитары. Если пятка грифа вклеена в корпус, то расстояние между струн регулируется анкерным болтом, который проходит по всей длины грифа и расположен под накладкой.

Рис. 3 Анкер под накладкой грифа гитары

Головка анкера расположена либо в головке грифа, либо в нижней части около розетки. Крепление болтом, позволяет регулировать высоту струн.

Устройство корпуса гитары

Корпус гитары состоит из верхней деки (9) и нижней деки (10), которые  вырезаются в  форме «восьмёрки».  Они соединяются между собой стенками гитары так называемыми обечайками (11).

 На передней деке под струнами располагается круглое резонаторное отверстие (12), которые обычно называют розеткой.

 В дешёвых гитарах, которые изготовляются из низкокачественных материалов, розетку украшают  пластмассовой или бумажной наклейками, а в более дорогих гитарах, её  украшают шпонтом или перламутром.

Рис. 5 Резонаторное отверстие украшенное перламутром.

В некоторых моделях гитар есть дополнительное резонаторное отверстие, которое находится в верхней части деки и придаёт гитаре особые акустические свойства:

Рис. 6 Гитара с дополнительными резонаторами.

На верхней деке расположен так называемый бридж (струнодержатель) (13). На струнодержателе находится нижний порожек (14), который изготавливают из пластика или кости. К струнодержателю специальным кнопками (15), которые изготавливаются из пластмассы крепятся струны.

На верхнюю деку наклеивают защитную накладку (16), для избежания царапин и сколов.

Так как на гитару от натяжения струн воздействуют весьма неприятные силы, её усиливают изнутри специальными рейками, которые предают прочности конструкции корпуса, но и так же влияют на звучание гитары, обогащая звук весьма ощутимыми акустическими свойствами.

Источник: http://proguitarworld.ru/konstruktsiya-akusticheskoj-gitary/

Словарь гитариста: как устроена акустическая гитара

В гитарной терминологии часто встречаются различные специальные слова, которые незнакомы начинающим гитаристам. Чтобы упростить жизнь новичкам, SAMESOUND.RU рассказывает, как устроена акустическая гитара и предлагает глоссарий основных гитарных понятий.

Словарь гитариста: как устроена акустическая гитара. Содержание:

Устройство акустической гитары: основные термины

12-лад и 14-лад (12-fret/14-fret)

Термины используются для обозначения позиции на гитарном грифе в месте соединения с декой. У большинства акустических инструментов пятка располагается в районе 14 лада, в то время как 12-ладовое соединение встречается реже.

Когда речь заходит о материале, из которого сделана акустическая гитара, то чаще всего говорят о материалах нижней деки (дна) и обечайки. Конструкция нижней части бывает двух видов:

  1. Резонанс (Solid Top);
  2. Ламинат (Laminated Top).

Резонанс изготавливается из цельного куска дерева, что сказывается на вибрационных качествах инструмента. Такое решение обычно встречается на дорогих моделях акустических гитар. В свою очередь, ламинат изготавливается из нескольких слоев древесины — это благоприятно влияет на прочность.

Канты (Bindings)

Канты располагаются по контуру инструмента. Помимо визуального эффекта, они придают корпусу прочности и защищают торцы деки от внешнего воздействия. Рядом с кантом дополнительно может быть размещен какой-нибудь орнамент.

Система пружин (Bracing)

Пружины (англ. brace) представляют собой деревянные бруски, приклеиваемые внутри корпуса к верхней деке и дну. Они увеличивают прочность инструмента, а также сказываются на его акустических свойствах.

Существует несколько базовых вариаций крепления пружин, влияющих на вес и объем инструмента. Традиционным вариантом считается X-образное крепление, изобретенное в 1920-х годах компанией Martin.

Х-образная система пружин.

Подставка (Bridge Plate)

Деталь из прочной древесины, приклеенная к деке гитары. Придает гитаре жесткости, необходимой для сопротивления натянутым струнам.

Вырез (Cutaway)

Вырез позволяет дотянуться до верхних ладов. Инструменты с вырезом часто используют гитаристы, играющие соло или лид-партии. Существует три основных вида вырезов:

  1. Острый (Florentine);
  2. Мягкий или плоский (Soft);
  3. Закругленный (Venetian).

Острый (Florentine)Плоский, мягкий (Soft)Закругленный (Venetian)

Деревянная накладка, приклеиваемая к гитарному грифу и скрывающая анкерный стержень. Придает инструменту дополнительной прочности. Защищает гриф от внешнего воздействия.

Ладовый порожек (Fret)

Металлический профиль, устанавливаемый по всей длине грифа. При зажатии того или иного лада длина колеблющейся струны сокращается, что позволяет изменять высоту звука и нот.

Головка грифа (Head)

Располагается выше верхнего порожка. В этой части инструмента находятся колки для натяжения струн. Как правило, состоит из двух частей: тела головки и накладки.

Накладка на головку грифа (Headplate)

Тонкая пластина плотной древесины, устанавливаемая на лицевой стороне головки. Обычно в качестве материала используют тот же вид дерева, которые применяется для изготовления корпуса инструмента. Накладка укрепляет голову, а также скрывает шов на месте склейки грифа и головы.

Пятка (Heel)

Выступающая деталь грифа, соединяющая его с корпусом гитары. Фиксируется с помощью болтов или клея.

Верхний порожек (Nut)

Опора струн на гитарном грифе. Чаще всего изготавливается из кости, синтетических материалов или плотного дерева.

Пьезозвукосниматель (Piezo pickup)

Специальные звукосниматели, воспринимающие вибрации деки, а не струн. Чаще всего такие датчики устанавливают в районе бриджа — это обеспечивает более качественное звучание. После обработки, вибрации преобразуются в электрический сигнал и в дальнейшем могут быть обработаны предусилителем.

Предусилитель (Preamp)

Предусилитель обрабатывает сигнал, поступающий от звукоснимателей или микрофона. Благодаря специальным элементам управления, таким как эквалайзер и фазовые переключатели, предамп может влиять на тональные характеристики инструмента. Как правило, предусилители являются активными, а питание осуществляется с помощью батареек.

Орнамент (Purfling)

Декоративный элемент, украшающий деку инструмента.

Розетка (Rosette)

Декоративный элемент, украшающий резонаторное отверстие. Изготавливается из пластмассы, бумаги, перламутра или древесины.

Нижний порожек (Saddle)

Клиновидная пластинка, плотно прилегающая к подставке.

Мензура (Scale length)

Мензура — это расстояние от верхнего порожка до центра 12 лада. При указании длины мензуры в характеристиках инструмента, обычно используют формулу «Длина от верхнего порожка до 12 лада, умноженная на два».

Длина мензуры влияет на мягкость струн и тональные характеристики инструмента. Чем длиннее мензура, тем ярче выражены низкие частоты в звуке инструмента.

Дека (Soundboard/Top)

Верхняя часть акустической гитары, отвечающая за передачу вибраций струн в воздух. Комбинация качеств деки и системы пружин играет решающую роль в тональных характеристиках инструмента. Чаще всего изготавливается из цельной древесины (резонанса).

Резонаторное отверстие, резонатор (Soundhole)

Круглое отверстие в деке, уравновешивающее давление воздуха, что позволяет ей свободно вибрировать.

Анкерный стержень (Truss rod)

Стальной стержень, установленный внутри гитарного грифа. Основное предназначение стержня — компенсировать натяжение металлических струн и не давать грифу гнуться под его воздействием. Регулируя анкерный стержень, можно изменять прогиб грифа. Это может пригодиться при изменении климатических условий, в которых находится инструмент.

У классических гитар нет анкерного стержня, так как на них устанавливаются нейлоновые струны, натяжение которых не способно согнуть гриф.

Для большего удобства, SAMESOUND.RU подготовил словарь терминов на английском языке с их русским переводом. Все термины разделены по алфавиту и сопровождены указателем, которые поможет найти нужное слово в списке.

Словарь гитариста. Алфавитный указатель:

  • A
  • B
  • C
  • E
  • F
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • W

А

Acoustic — акустика, акустическая гитара;

Adjustable neck — шейка с регулируемым углом наклона;

Armrest Binding — окантовка обечайки и деки под правую руку.

B

Back — дно, нижняя дека;

Back bars — пружины дна;

Back button — кнопка дна;

Back Config — конфигурация задней деки;

Back curve — свод дна;

Back Reinforcing Strip — усиливающая полоса по нижней деке;

Back/Side Wood — древесина дна и обечаек;

Backstrap Finish/Backstrap Wood/Edge Trim — крепление для ремня;

Bar frets — порожки лада прямоугольной формы в поперечнике;

Binding — кант, окантовка;

Body — корпус;

Body Length — длина корпуса;

Body Width — ширина корпуса;

Body Depth — глубина корпуса;

Brace — пружина;

Bracing — система пружин;

Bridge Pins — бриджевые конусообразные кнопки;

Bridge Plate — пластина;

Button — пуговица/кнопка колковой механики.

C

Cog — шестеренка колковой механики;

Cutaway — вырез, удаленный сегмент гитарного корпуса, открывающий доступ к высоким ладам;

Cutaway Venetian — венецианский вырез на корпусе гитары.

E

End Block — нижний клец;

Endpin — нижняя кнопка для ремня;

Equalizer — эквалайзер.

F

Fan Struts/Fan Braces — система пружин веерного типа;

Fingerboard — накладка на гриф;

Fret — ладовый порожек;

Fretboard Binding — окантовка грифа;

Number of Frets — количество ладовых порожков;

Fretboard — гриф;

Fretboard Inlay — украшения грифа;

Fretboard Binding — окантовка грифа;

Friction pegs — фрикционные колки.

H

Head — голова грифа;

Headblock — верхний клец;

Headstock — голова грифа;

Head plate — накладка на голову;

Heel — пятка грифа;

Heel cap — накладка/крышечка на пятку грифа;

Heel length — размер пятки.

I

Integral heel — испанский клец (система, в которой каблук и шейка — одно целое).

J

Jack — разъем типа «джек».

K

Kerfed Linings — контробечайки с пропилами.

L

Ladder brace — система пружин лестничного или стремяночного типа;

Lining — контробечайка;

Lower Bout — нижний овал гитарного корпуса.

M

Machine heads — колковая механика.

N

Nail — гвоздь, усиливающий соединение шейки с блоком шеи;

Neck — шейка;

Neck Width — ширина грифа у шейки;

Neck block — верхний клец;

Nut — верхний порожек.

O

Ornamentation — орнамент, украшение;

Overspun — навитая струна.

P

Peg — конусообразный колок;

Peghead Finis/Peghead Inlay/Peghead Logo — виды украшения головок колковой механики;

Peg shaft roll — колковый валик;

Pickguard — защитная накладка у резонатора;

Pickup — звукосниматель;

Piezo pickup — пьезозвукосниматель;

Pin — конусообразный штифт для крепления струны в бридже;

Plantilla — контур, шаблон;

Preamp — предусилитель;

Purfling — орнамент;

Peghead Purfling — украшения колковой механики.

Q

Quarter cut — радиальный распил.

R

Rib Reinforcing Bars — футеры контробечаек;

Ribs — обечайки;

Roller — колковый валик;

Rosette — розетка.

S

Saddle — нижний порожек;

Scale length — мензура;

Scarf head join — соединение в полунахлест;

Screw — винт регулировки шейки;

Sides — обечайки;

Slab cut — тангентальный распил;

Slipper — подошва верхнего клеца;

Soundboard — верхняя дека;

Soundhole — резонаторное отверстие;

Soundhole Reinforcing — укрепление резонатора;

String — струна;

String length — мензура;

Struts — пружины.

T

T-frets — ладовые порожки Т-образной формы;

Tailblock — нижний клец;

Tie Bridge — бридж/подставка;

Top — верхняя дека;

Transverse bracing — поперечные пружины;

Truss Rod — анкерный стержень;

Truss Rod Cover — накладка на голове грифа, прикрывающая винт анкера;

Tuners — колковая механика;

Tuning machines — колковая механика.

U

Upper Bout — верхний овал гитарного корпуса.

W

Waist — Талия гитарного корпуса;

Wound Strings — Навитая струна;

Worm gear — червяк колковой механики.

Источник: https://samesound.ru/s/guitar/83404-acoustic-guitar-terms

Устройство акустической гитары

1-Гриф. 2-Верхняя дека. 3-Нижняя дека. 4-Обечайка. 5-Головка грифа. 6-Пятка грифа. 7-Верхний порожек. 8-Нижний порожек. 9-Ладовый порожек. 10-Колки. 11-Бридж (струнодержатель). 12-Резонаторное отверстие.

13-Кнопка. 14-Защитная накладка. 15-Маркер лада.

Акустическая гитара состоит из двух основных частей — это гриф и корпус. Корпус часто называют декой, хотя это не совсем верно, далее Вы узнаете почему.

Для начала рассмотрим гриф гитары (1). Гриф состоит из ручки грифа, головки грифа (5), пятки грифа (6) и накладки грифа. На головке грифа находятся колки (10)- механизм для крепления и изменения натяжения струн. Накладка грифа прикреплена к ручке грифа.

На накладке на определенном расстоянии друг от друга установлены металлические пластинки — порожки (9). Порожки выступают над грифом и разделяют его на лады (лад — это расстояние между двумя порожками). В самом начале грифа у головки крепится верхний порожек (7).

Он предназначен для ограничения длины колеблющейся части струны сверху.

Пятка грифа крепится к корпусу гитары. Гриф может быть прикручен болтом или приклеен к корпусу. Крепление грифа болтом позволяет регулировать высоту струн над грифом. Если гриф вклеен в корпус гитары, то он может регулироваться анкером (специальным стержнем внутри грифа), которым можно исправить изгиб грифа. Головка анкера скрыта либо на головке грифа либо в корпусе гитары рядом с розеткой.

Между некоторыми ладами могут находиться точки или другие фигуры из пластика, дерева или перламутра — маркеры ладов (15). Они позволяют ориентироваться на грифе во время игры и украшают гитару.

Как правило, они находятся на третьем, пятом, седьмом, десятом, двенадцатом, пятнадцатом и семнадцатом ладах, но бывают и исключения.

На игру они никак не сказываются, а лишь помогают ориентироваться музыканту и украшают гитару.

Корпус гитары состоит из верхней (2) и нижней деки (3) (поэтому и не правильно декой называть корпус), которые скреплены между собой фигурными боковыми стенками гитары — обечайками (4).

Читайте также:  Аккорды для гитары для начинающих

На верхней деке находится резонаторное отверстие (12), которое украшается пластиковой или бумажной розеткой (хотя на дорогих моделях она может быть выполнена из шпона или перламутра).

Под резонатором иногда прикреплена пластиковая пластина (14) для защиты верхней деки от царапин медиатором.

Иногда делают гитары с дополнительным резонатором небольшого размера, который может находиться в верхней части деки.

На поверхности верхней деки прикреплен бридж (11) или подставка для струн, к которой крепятся струны. На струнодержателе (реже рядом с ним) находится нижний порожек (8). Расстояние между верхним и нижним порожком называется мензурой. На верхнюю деку приходится немалое усилие из-за натяжения струн, поэтому верхняя дека изнутри усилена специальными рейками, которые называются пружины.

Нижняя дека не имеет отверстий и находится с обратной стороны гитары. Будьте осторожны при игре на гитаре, т.к. нижняя дека дольше всего подвержена царапинам от ремня, пуговиц и других твердых деталей одежды.

Источник: http://gitarre.ru/ustroystvo-akusticheskoy-gitary

Устройство гитары акустической, классической | Строение

Статьи о гитаре Просмотров: 27696

Из чего состоит акустическая гитара? Вообще, её можно разделить на два основных элемента: корпус и гриф. Этот ликбез подробнее расскажет вам об устройстве акустической гитары.

В этой статье мы не будем говорить о различных видах акустической гитары, об этом можно почитать тут. А подробнее о разнице между «классикой» и «акустикой» читайте в этой статье.

Грубо и не вдаваясь в подробности, разложим устройство акустической гитары на следующие компоненты:

  • Корпус (кузов) -Верхняя дека -Нижняя дека-Обечайка
  • Гриф
  • Внутреннее устройство

Устройство корпуса акустической гитары

Корпус состоит их верхней, нижней деки и обечайки. Верхней декой является та часть гитары, где крепятся ее струны, противоположная же пластина является нижней декой. Обечайка соединяет деки.

Верхняя дека

Звучание гитары зависит преимущественно от верхней деки. Наибольшее влияние  оказывают порода дерева и прожилки годовых колец. Ель и кедр является наилучшим материалом для этой части гитары, и чем тоньше прожилки годовых колец дерева, тем лучше будет звук.

Часто можно встретить верхнюю деку, состоящую из нескольких продольных частей, реже встречается дека из двух половинок.

Наилучшим же вариантом будет являться дека, собранная из четырех частей, так как в этом случае мастер сможет подобрать более мелкослойные участки дерева, которые идеально смогут вписаться друг под друга.
Устройство гитары с бюджетным исполнением верхней деки несколько иное.

Как правило, она делается из шпона. Иногда этот материал называют музыкальной фанерой или ламинатом, хотя у этих определений есть своя специфика. В верхней деке есть отверстие, которое называется голосник или резонаторное отверстие. Оптимальный размер для него является 8,5 см. в диаметре.

Именно такой размер голосника будет давать наилучшее звучание. Любые эксперименты с формой и размером чаще всего приводят к ухудшению звука. Голосник, как правило, украшают орнаментом. Напротив него,  на внутренней стороне нижней деки, приклеивается ярлычок с информацией о мастере, который изготовил гитару.

Рядом с резонаторным отверстием, со стороны самой широкой части верхней деки находится деревянная пластина, она называется подставкой или бриджем.

На этом рисунке показана подставка или бридж (от англ. «bridge» — мост) классической гитары. Подставка имеет небольшое возвышение с отверстиями для крепления струн и нижний порожек, на которые опираются струны.

Устройство подставки гитары неклассического типа (вестерн, дредноут) несколько иное: струны вставляются в круглые пазы, продырявливающие подставку насквозь.

Для фиксирования струн эти пазы закрываются пластиковыми штырьками.

Нижняя дека

Теперь рассмотрим устройство нижней деки. Она тоже имеет влияние на звучание, но, скажем так, она скорее придает оттенок звуку, не имея настолько прямого влияния как верхняя дека. Материалы для ее изготовления используют самые разнообразные.

Чаще всего встречаются акустическе гитары из следующих пород дерева: груша, кипарис, клен, орех, красное дерево, ламинат. Но самым лучшим материалом для этой части будет палисандр. Нижняя дека состоит из двух частей, и стыковочный шов соединяется кантом. Кант обычно используют на более дорогих гитарах.

Он придает прочность деке, так как она достаточно массивна.

Обечайка.

Устройство гитары акустического типа включает в себя также ещё один элемент: нижняя и верхняя деки соединены между собой обечайкой. Как правило она изготавливается из того же материала что и нижняя дека.
В нижней части кузова, на обечайке, есть кнопка, которая служит креплением для ремня, который дает возможность играть на гитаре стоя. Иногда ее называют пуговицей.

Устройство грифа акустической гитары

Теперь можно перейти к строению грифа. Он состоит из нескольких элементов (рис.2). «Пятка грифа» — именно этой частью гриф крепится к обечайке. Само «тело гифа», его основная часть называется «шейка грифа». Лучше купить гитару из прочных пород дерева. На «шейку грифа» уже наклеивают накладку.

И то и другое изготавливают чаще всего из палисандра, черного дерева, бука, граба.
По всей длине грифа расположены перекладины — это лады. Их изготавливают из разных материалов. На бюджетной гитаре можно увидеть исполнение из пластика. Чаще всего лады выполнены из стали, латуни, мельхиора.

Очень важно, чтобы расстояние между ладами было правильным (расстояние рассчитывается математически, а дальше все в руках мастера), так как от этого будет зависть строй гитары. Если устройство акустической гитары сбалансировано, то инструмент не будет фальшивить.

Но если строй нарушен, то, сколько бы вы не настраивали гитару, плохой звук вам обеспечен. Всё дело в том, что будет наблюдаться рассогласование звучания в разных позициях грифа.

Так что лучше изначально сильно не экономить и купить хорошую акустическую гитару, которая не только несколько раз окупится, но и приносить вам будет удовольствие, а не мучение.

На самом верху «шейки грифа», на стороне накладке расположен верхний порожек с прорезями для струн. На дорогих гитарах он выполнен из натуральной кости. Расстояние между нижним и верхним порожком называется мензурой, как правило около 650 мм.

В  самой верхней части грифа находится  головка грифа. Здесь живут колки, на которых крепятся струны. За счет колков можно натягивать или ослаблять струну, тем самым настраивать звучание. Колки соответствуют количеству струн, на шестиструнной гитаре их будет шесть, на семиструнной, соответственно, семь.

Внутреннее устройство акустической гитары

Мы ознакомились со всеми внешними составными частями акустической гитары, теперь можно заглянуть внутрь. На обратной стороне верхней и нижней дек находятся пружины и перегородки — их используют для улучшения звучания и для прочности корпуса.

Как уже говорилось ранее, нижнюю деку, в силу ее массивности, иногда укрепляют кантом. Есть другой способ – это сухарики. Их можно рассмотреть на последнем рисунке — это маленькие тоненькие брусочки вдоль мест соединения обечайки с деками:

Вот такие дела:) Краткое теоретическое знакомство с устройством акустической гитары можно считать законченным.

Источник: http://DreamGuitars.ru/stati/stati-o-gitare/ustrojstvo-akusticheskoj-gitary

Конструкция классической гитары

Краткий популярный обзор конструкции классической гитары с элементами технологии.

Статья из серии «Как это делается». Специально для гитаристов и тех, кто еще не в курсе.

Вместо краткого вступления

Концертная гитара — это полномензурная гитара ( мензура 650мм., а сейчас есть тенденция к увеличению мензуры до 660мм.), изготовленная полностью из массива древесины без каких либо имитаций.

Если накладка чёрная — значит это эбеновое дерево. Т. е. концертная — это не только размер гитары, но и качество, и класс компонентов, и регламентированная схема их сборки.

И все это ради соответствующего звучания в концертном зале.

В зависимости от мастера порядок сборки, форма, цветовое решение могут прилично различаться. В гитарном мастерстве нет жёстких правил. Форма головки, корпуса, подставки, вид канта, вид других украшений, лак, цвет все это гитарный мастер может выбирать, сочетать по-своему. Безусловно, есть некоторые рамки, но в целом всё достаточно либерально.

Гитара из массива изготавливается полностью из цельной древесины. Если сказать очень грубо, но точно, гитара сделана из тонких пластин дерева, толщина порядка 2.5мм.

Заготовка древесины. Так или иначе сначала дерево заготавливается. Сегодня гитарному мастеру не обязательно самому участвовать во всем цикле заготовки.

Есть специальные предприятия, которые древесину находят, правильно по-гитарному пилят, сушат естественным способом, т.е. без всяких нагревов и обработки паром.

Материал лежит несколько лет выдерживается, после чего поступает в продажу напиленный особым образом.

Как выглядят заготовки для гитары, т.е. какой вид имеют палочки, которые станут через какое-то время гитарой?

Дека гитары — это две одинаковые половинки, подразумеваются не только идентичность габаритных размеров, но и рисунок слоёв, текстура древесины. Подробнее о деке читайте в статье.

На фото изображены две половинки заготовки деки. В таком виде они продаются на заготовительных предприятиях.

Чтобы заготовки были одинаковыми, при распиловке они срезаются друг за другом с заготовки большего размера. Также, при такой распиловке естественно соблюдается однородность деки по физическим характеристикам.

Ведь, если даже подобрать визуально одинаковые половинки деки срезанные с разных заготовок, то они не будут одинаковые по внутренним физическим свойствам, близкие, но неодинаковые.

Да, и зачем это делать, если можно комбинировать половинки дек, складывая отпиленные заготовки друг за другом.

Типовой материал для деки — это ель и кедр различных типов. Есть и другие породы, но они не так распространены.

Конечно, некоторые мастера сами пилят заготовки. Покупать непиленный материал дешевле, но это не единственная причина и предмет отдельного разговора. Каждый мастер выбирает материал самостоятельно.

Половинки деки или дна склеиваются вместе, лишнее обрезается и выводится на необходимую толщину. К деке приклеивается акустическая система. Одна из самых удачных систем является система «веер», состоящая из нескольких тонких пружин — радиальных палочек из ели или кедра.

Пружины сходятся к розетке образуя подобие веера.

Акустическая система необходима для равномерного распределения нагрузки и колебаний по деке, передаваемых струнами.

Другие конструкции акустической системы деки

Благодаря интернету можно найти множество самых разнообразных и даже причудливых акустических систем для деки гитары.

Уже обычным вариантом стала система в виде решетки. Материал пружин решетки максимально легкий, но сверху на них приклеивается ленточка углеродной ткани, что делает их достаточно жесткими.

Или вот такой вариант.

Конструкция двойной деки с Номексом

Сегодня уже все слышали о двойных деках, тема на форуме. Суть заключается в том, что дека формируется из трех слоев, два тонких внешних слоя из обычного материала для деки и внутренний слой из специальной сотовой структуры под названием Номекс, Nomex. Дека получается прочной и очень легкой.

Розетка и канты гитары

Розетка гитары выполняется из разноцветного шпона, нарезанного и скленного особым образом. Суть состоит в том, что из шпона формируется пакет таким образом, что в торце у него получается рисунок, элемент орнамента. Пакет как колбаска нарезается и из этих элементов формируется уже весь орнамент.

Сам внешний кант, т.е. полоска дерева, которая идет по углу гитары делается из плотной древесины.

Канты выполняют функцию как декоративную, так и закрывают торцы деки и дна от вредных воздействий, как влажность и служат дополнительными слагаемыми в прочности корпуса.

Безусловно, канты также являются элементами украшения гитары и часто усложнены разного рода полосками орнаментов. Используется цветовой контраст с декой или корпусом гитары.

Подробная статья какими бывают канты и как они врезаются.

Дно гитары или нижняя дека делается также как и верхняя дека из двух идентичных половинок, склеенных по оси симметрии. С внутренней стороны этот шов проклеивается полоской древесины для прочности.

Поперёк на дне, как и на деке, приклеены рипы, необходимые для придания корпусу гитары достаточной прочности. Рипы прочнее, чем пружины, изготавливаются также из ели.

Видов конструкции рип также предостаточно. Например: в рипе делаются проточки на подобии арок. Рипы бывают разные по размеру, разнится и их количество.

Обечайки гитары — это также симметричные половинки. Материал дна и обечаек, как правило, один и тот же. Это правило должно соблюдаться беспрекословно для профессиональных гитар.

Причём совпадать также должна и текстура материала обечаек и дна, не только название.

Внешний вид одной и той же породы древесины прилично отличается от заготовки к заготовке, как насыщенностью от светлого до темного, так и самим цветом, текстурой.

Как гнутся обечайки? Древесина имеет свойство при нагреве с определённым увлажнением гнуться и, если форму зафиксировать, остудить и высушить, то древесина эту форму сохранит. Материал замачивается, нагревается и гнется по форме гитары, потом остужается и сушится.

Когда говорится о материале изготовления классической гитары, то имеется в виду материал изготовления как раз дна и обечаек, так как дека в основном делается из ели или кедра. Если вы слышите, что гитара палисандровая, то значит из палисандра сделан ее корпус, но никак не дека.

Гриф состоит из нескольких частей. В классическом варианте принято головку грифа приклеивать отдельно, а не вырезать клюшко-подобную форму из цельного куска. Также отдельно приклеивается пятка. Само тело грифа, куда упирается большой палец, называется шейкой грифа.

Читайте также:  Как играть под метроном на гитаре. для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам?

Функция грифа не только держать струны, но и быть удобным посредником для человека. Для того, чтобы на грифе вашей гитары было удобно играть, необходимо иметь помимо эргономичной формы ещё и нормальные высоты струн над накладкой, а точнее над верхушками ладов. Высоты струн могут различатся, в зависимости от их натяжения и техники звукоизвлечения гитариста.

Сам гриф должен иметь некоторый, ели заметный прогиб. Ровный гриф также допускается, но подпрогнутый гриф позволяет опустить струны чуть ниже и не трещать на басах в первых позициях.

Краткая схема изготовления грифа. Берется заготовка, будущая шейка распиливается вдоль пополам. Одна сторона переворачивается, и половинки склеиваются через прожилку. Роль прожилки как декоративная, так и обеспечение прочности.

С соблюдением определенных углов (15 градусов) приклеивается будущая головка.

На головку сверху, часто и снизу, приклеивается дощечка из палисандра или эбенового дерева с целью скрыть шов склейки шейка-головка, также это укрепляет этот узел грифа и украшает его.

Изготавливаются проточки и отверстия под колковую механику. Головке придаётся окончательная форма.

С другого конца будущего грифа приклеивается и вырезается пятка.

Гриф работы Николая Ивановича Ещенко у него в мастерской

Пятка гитары может быть испанская или под ласточкин хвост. Существует два варианта последовательности сборки всей гитары.

Предвосхищая ваш вопрос, отвечу, что хорош тот способ, который у мастера получается лучше.

Испанский способ

Испанская конструкция гитары отталкивается от того, что верхний клёц и пятка грифа одно целое, т. е. клёц — это продолжение грифа и пятки. На месте мнимой границы между грифом и псевдоклёцом, делается паз, в который вставляются обечайки.

Эта особенность конструкции требует особой последовательности склейки гитары. Испанская сборка выполняется в такой последовательности:

  • Формируется дека с пружинами и рипами; устанавливается на специальном рабочем столе — солере.
  • К деке приклеивается гриф, который также фиксируется и за солеру.
  • Приклеиваются изогнутые по форме гитары обечайки.
  • К обечайкам приклеиваются контробечайки.
  • Заканчивают сборку корпуса дном. На самом первом фото статьи, гитара как раз ждет только приклейки дна.
  • Далее, накладка, обработка грифа, подставка и финиш.

Европейский способ

Конструкция гитары такова, что гриф вклеивается в уже готовый закрытый корпус, т. е. дека, дно, обечайки — всё уже вместе. Гриф вклеивается в клёц с помощью паза ласточкин хвост. Возможны и иные способы.

Также часто бывает, что корпус гитары окончательно закрывают, приклеивая готовую деку к готовому полукорпусу. На фото вы видите готовый полукорпус и деку.

Внутренние поверхности деки и полукорпуса покрыты тонким слоем лака, чтобы защитить гитару от резких изменений влажности.

Клёцы — нижний и верхний.

Верхний клёц — это такая деревянная форма, которая видна через отверстие, если посмотреть в него под углом в сторону основания грифа, нижний клёц не видно без зеркала.

В верхний клец по европейской сборке вклеивается гриф. Клёц нужен для придания жёсткости корпусу. Испанская конструкция гитары, как вы поняли также имеет верхний клец, но это единое целое с самими грифом.

Контробечайки — это полоска древесины, которая проходит вдоль склейки дека-обечайки, дно-обечайки для упрочнения склейки и всего корпуса гитары вцелом. Они бывают цельные бывают с пропилами, а бывает, что и вовсе набраны из отдельных чопиков.

Накладка грифа изготовляется из сверхпрочной древесины, чтобы укрепить гриф, а также, чтобы внешняя поверхность накладки должна быть очень износостойкой и не истираться под пальцами. Абсолютно эстетический момент — на черном меньше видна всякая грязь.

Лады должны быть обработаны специальным образом, плотно без колебаний держаться в пропиле, не выступать на торцах, вершины ладов должны находиться в одной плоскости.

Подставка гитары делается из плотного материала, палисандра или схожего с ним по плотности дерева. Подставка должна быть сама по себе жесткой, чтобы под натяжением струн, излишне не прогибаться. Приклейка подставки — это самая ответственная склейка на гитаре. Нагрузка на подставку очень большая.

Верхний и нижний порожки гитары делаются как правило из кости. Но сегодня много новых синтетических заменителей.

Важным технологическим процессом в изготовлении гитары является лакировка. Каждый мастер сам выбирает метод нанесения и лак для своих гитар. Лаков достаточно много. Синтетические лаки и органические лаки, также сегодня можно встретить гитару покрытую специальными засыхающими маслами, например, тунговым маслом.

Традиционным лаком для гитар является шеллак — это органический лак. Вот его определение из справочника «Растительное сырьё и биологически активные субстанции».

Воскоподобное вещество, выделяемое тропическими насекомыми (Tachardia lacca), обитающими в Индии на определенных видах деревьев. В процессе накопления эта масса смешивается со смолистыми веществами и некоторыми продуктами жизнедеятельности насекомых.

На фото вы видите ещё не растворенный шеллак. Если его насыпать в чистый спирт, то через пару часов он полностью растворится.

Ещё много чего можно было бы написать про конструкцию и изготовление классической гитары, но статья уже и так получилась внушительной.

Представление об устройстве гитары вы получили. Вы можете посмотреть как преодолевают все сложности на пути к своей первой гитаре наши форумчане.

В статье использованы фото наших форумчан, начинающих и уже давно как гитарных мастеров. А также несколько фото гитары работы Николая Ивановича Ещенко у него в мастерской.

Микола Руденко

Источник: https://MasterGitar.com/konstruction

Устройство акустической гитары

Акустическая гитара – популярный во всем мире музыкальный инструмент, не говоря уже о том, какая у нее богатая многовековая история! В данной статье мы с вами поговорим и детально рассмотрим устройство акустической гитары, а также узнаем, из каких основных частей она состоит и что вообще собой представляет. Если вы очень любите этот инструмент, тогда ловите большую порцию полезной информации.

А знаете ли вы что…

Любой начинающий гитарист от малого до великого, должен в первую очередь знать, как устроен инструмент, которому, возможно, он посвятит всю свою творческую жизнь.

Акустическая гитара наиболее простой инструмент для обучения, который обладает довольно широким частотным диапазоном в 3,5 октавы, а это в свою очередь позволяет играть на нем практически любую композицию, как грустную – минорную песню, так и веселую – мажорную.

Она достаточно легкая, удобная в обращении и при транспортировке.

Благодаря широкой популярности и массовому производству акустическая гитара на сегодняшний день является относительно недорогим и доступным музыкальным инструментом для каждого желающего научится на ней играть.

Различные типы гитар могут отличаться друг от друга некоторыми деталями, но вот общая структура одинакова у всех. Итак, давайте посмотрим из чего она состоит.

На приведенном ниже рисунке вы видите типичную шестиструнную гитару, которую вы уже наверняка держали в своих руках. Давайте же теперь познакомимся с ней более детальнее. Что мы видим:

  1. Корпус
  2. Гриф
  3. Нижняя дека
  4. Верхняя дека
  5. Обечайка
  6. Резонатор
  7. Розетка
  8. Подставка
  9. Нижний порожек
  10. Накладка грифа
  11. Пятка грифа
  12. Голова грифа
  13. Колки
  14. Струны
  15. Лады
  16. Верхний порожек

Как вы видите, акустическая гитара состоит из 2-х главных составляющих ее частей – корпуса и грифа гитары, а также из более мелких деталей, о которых мы сейчас поговорим.

Корпус гитары

Корпус инструмента состоит из нижней деки и верхней деки, которые между собой соединяет обечайка. В том месте, где обечайка крепится к деке, дополнительно для усиления жесткости устанавливается контр-обечака.

 На верхней деке расположено резонаторное отверстие или еще по-другому – резонатор, который украшают пластиковой или бумажной наклейкой вокруг розетки.

На более дорогих моделях акустических гитар, ее изготавливают из перламутра или шпона.

Еще на верхней деке расположена подставка для струн, которая обычно приклеена к ней или же зафиксирована саморезами. На подставке расположен нижний порожек, выполненный из пластиковой, металлической или же костяной пластинки. Внутри корпуса находятся деревянные рейки (пружины) приклеенные к обоим декам, а вот к обечайкам приклеены нижний (из фанеры) и верхний (из дерева) клецы.

Гриф гитары

Теперь подробно поговорим о грифе гитары. Он состоит из накладки, пятки и головы. На современных гитарах пятка грифа вклеена и прикреплена к верхнему клецу, а раньше она крепилась при помощи винта, что в свою очередь позволяло производить регулировку высоты струн. Голова грифа располагает на себе колки, которые предназначены для фиксирования и натяжения струн.

Накладка грифа наклеена сверху самого грифа, а непосредственно на ней специальным мензурным станком делают надпилы, куда запрессовывают лады. В начале накладки перед 1-м ладом установлен верхний порожек, а вот между ладами иногда бывают точки (метки).

 Если в клец корпуса вклеен гриф гитары, то тогда он может регулироваться при помощи анкера, для которого нужен шестигранный ключ.

Гайка анкерного стержня может располагаться как внутри самого корпуса на пружине, так и на головке грифа под пластиковой накладкой.

Ну что ж, как вы смогли сами убедиться, устройство акустической гитары довольно не сложное и понятное даже первокласснику. Теперь вы знаете, из чего состоит шестиструнная гитара, а также какие элементы и детали на ней расположены. В следующей статье мы рассмотрим устройство электрогитары. Обязательно посмотрите интересное видео внизу, вам понравится.

Источник: http://tvoya-gitara.ru/ustroystvo-gitary/ustroystvo-akusticheskoy-gitaryi

Классическая гитара, детали и части

Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили купить классическую гитару. Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы.

Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований.

Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром. Основные части гитары – гриф, который венчает голова, и корпус гитары.

В голову гитары вмонтирована колковая механика – механизм, позволяющий регулировать натяжение струн.

Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками – из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.

Голова крепко приклеена к шее, шеей гитары называют часть грифа от головы до пятки.  Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.

Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа – накладка на гриф, изготавливается накладка из твердого материала – черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.

В верхней части грифа устанавливается нулевой порожек, который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика.

Косточка легко демонтируется при необходимости, она  либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить.

Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.

Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается.

Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально.  Для разметки ладов можно использовать специальные линейки со шкалами соответствующими длинам ладов.

Каждый лад ограничен ладовым порожком.

Ладовые порожки изготавливаются из металлических сплавов различной твердости, обычно используются латунь, серебро, ниель-серебрянный сплав, мельхиор, сталь. Между ладами пропиливаются пазы для порожков, для этого мастера используют точные ножовки со специальной заточкой.

Порожки вбиваются в накладку грифа специальным молотком, края порожков подрезаются клещами.

После установки необходима регулировка ладовых порожков, для этого мастер может использовать специальные инструменты – линейки или глубиномеры для измерения высоты порожков и напильники для обработки поверхностей ладовых порожков.

Корпус гитары состоит из трех основных частей – верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.

Верхняя дека склеивается из двух частей, ее изготавливают из ели или кедра, реже из других пород, например секвойи. В верхней деке прорезается резонаторное отверстие, которое украшает розетка.

Розетка изготавливается из деревянной мозаики, иногда в элементах мозаики используются другие материалы, например перламутр. В нижней части к деке приклеена подставка со струнодержателем и нижним порожком (косточкой). Нижний порожек передает энергию колеблющейся струны, сообщая тем самым заданную струной частоту колебания корпусу гитары.

Читайте также:  Настройка семиструнной гитары

Длина открытой части струны от верхнего порожка до нижнего порожка называется игровой мензурой.

Нижняя дека и обечайки с двух сторон изготавливаются из одного материала, но выбор породы дерева намного шире, чем для верхней деки. Может быть использован разный материал: палисандр, махагони, клен, кипарис, лавр, вишня, груша и другие. Иногда эти материалы комбинируют. Дека клеится из двух частей, обечайки сгибают под нагревом, используя специальные приспособления.

Край верхней деки, а иногда и верхний край обечайки украшают кантами, канты не влияют на звучание инструмента. Теперь перейдем к внутреннему устройству гитары.

Деки гитары очень тонкие около двух миллиметров, при этом для правильной работы конструкции мастер регулирует толщины деки с высокой точностью, используя для этого толщиномеры с погрешностью в сотые доли миллиметра. Чтобы деки выдержали мощную энергию во время исполнения, в конструкции используются дополнительные подкладки – футоры.

Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный футор вклеивается под гитарной подставкой, кроме того в верхней части деки вклеивается футор розетки.

Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются поперечные пружины. К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают веерные пружины. Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин – гармоническая настройка, не даром в Испании  пружины называют гармоническими.

Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и клоц.

Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин.

Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели  и кедра с хорошими резонансными свойствами.

В местах соединения дек и обечайки вклеиваются контробечайки. Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари – специальные клинья маленького размера.

На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена пуговица, обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.

На гитары со стальными струнами в гриф монтируется металлический анкер, предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.

Источник: https://elcoda.com/klassicheskaya-gitara-konstrukciya-gitaryi.html

Гриф гитары. Полное описание: виды, конструкция, ширина грифа и его крепление

Гриф гитары – что это?

Грифом гитары, или любого струнного, или струнно-смычкового инструмента, называют его деталь, которая представляет из себя обтесанный до нужной формы деревянный брус. Именно за него музыкант держится при игре и прижимает к нему струны для извлечения нужной ноты. Гриф может быть ладовым и безладовым.

Первый тип чаще всего встречается у гитар, балалаек, лютен и других подобных инструментов, а второй – на скрипках, виолончелях, а также экзотических типах инструментов – чаще всего басовых. Гриф при этом имеет четко выверенную длину, а также изготавливается из определенных пород дерева, каждая из которых по-своему влияет на звук.

В этой статье мы подробно расскажем обо всех аспектах, которые касаются этой части гитары.

Устройство грифа гитары

Несмотря на свою визуальную простоту, именно гриф гитары является самой сложной в производстве гитарной частью. Условно он делится на три составные.

Первая – это голова, к которой прикрепляются колки, и которая принимает на себя большую часть натяжения струн. Вторая – это непосредственно лады, которые вставляются в деревянную конструкцию, и которые разделяют звучащие ноты.

Наконец, последняя часть – это пятка грифа, которая крепится к корпусу определенным способом, в зависимости от типа грифа.

Распилы грифа

Помимо своей формы, деталей и древесины, гитарные грифы различаются по виду распила дерева, из которого они изготовлены. Различают два типа:

Радиальный тип распила

Этот тип отличается тем, что при выпиливании бруска, инструмент через сердцевину ствола. При этом доски становятся однородными по своей текстуре, цвету. Такие грифы устойчивы ко внешним воздействиям, не деформируются и имеют высокий уровень износостойкости.

Тангенциальный тип

Данный тип отличается тем, что инструмент проходит до сердцевины, не затрагивая ее, через годичные кольца. Отличить бруски такого распила можно по выраженной текстуре и волнообразный рисунок, образующийся от годовых колец. Гитары с таким грифом обычно стоят гораздо дешевле, однако этот тип больше подвержен усушке и менее стабилен.

Виды крепления к корпусу

Как уже было сказано выше, существуют также способы крепления грифа гитары к корпусу инструмента. Как ни странно, это тоже серьезно влияет на звук.

Болченый гриф гитары

Исходя из названия, данный тип грифа крепится к корпусу на болты. Наиболее распространено это в электрогитарах, да и вообще этот способ крепления встречается наиболее часто.

Он очень удобен в использовании – при необходимости сменить гриф он просто откручивается, и на его место ставится новый. Однако такая практичность обходится музыканту крайне слабым сустейном – длительностью звучания ноты.

При этом данный тип грифа имеет мощный, читаемый тон.

Вклеенный гриф гитары

Такой тип крепления не предполагает наличия каких-либо болтов. В корпусе инструмента вытесывается выемка, в которую ставят гриф, после чего его закрепляют эпоксидной смолой. Такой способ крайне популярен и распространен у гитар среднего и высокого ценового сегмента. Инструменты со вклеенным грифом имеют очень длительный сустейн и мощный тон, за что их и любят все гитаристы.

Сквозной гриф гитары

Этот тип крепления широко распространен среди бас-гитар, и очень редко встречается на обычных. Его главная особенность заключается в том, что брусок вклеен в сам корпус и как бы проходит сквозь него.

Это самый дорогой тип грифа, однако он значительно окупает себя прежде всего сильным сустейном и резонансом, который проходит буквально по всему корпусу и остается на долгое время.

Именно благодаря этой особенности гриф так популярен на бас-гитарах.

Головка грифа. Примеры углов наклона

По своей сути, типы головок различаются лишь в одном аспекте – наличии или отсутствии направляющих для струн. Они нужны для того, чтобы увеличить угол наклон струны от порожка, чтобы струна не вылетала из него.

Наличие направляющих характерно для гитар формы Telecaster или Stratocaster из-за особого строения головы.

Головы гитар типа Les Paul, а также всех моделей фирмы Gibson, не имеют направляющей, поскольку там голова наклонена относительно всего грифа.

Принцип действия

Чтобы понять принцип действия грифа, стоит подробнее разобрать такое понятие, как мензура. Это – длина звучащей части струны. Чем она меньше, тем выше становится звук. Ее необходимо отстраивать при помощи бриджа для того, чтобы нота звучала ровно, и гитара строила по всему грифу. Это значительно влияет на расположение нот на грифе гитары.

Для того, чтобы определить это, есть стандартные коэффициенты, которые при умножении на реальную мензуру дают точную цифру, обозначающую расстояние играющей части струны до бриджа. Выглядит эта таблица таким образом:

Номер лада Число
1 .057
2 .11
3 .16
4 .21
5 .25
6 .30
7 .33
8 .37
9 .41
10 .44
11 .47
12 .50
13 .53
14 .56
15 .58
16 .60
17 .63
18 .65
19 .67
20 .69
21 .70
22 .72
23 .74
24 .75

Это универсальный коэффициент, который используется практически во всех современных гитарах. Однако стоит сказать, что существуют мультимензурные гитары, в которых цифры иные, но подчиняются тому же принципу.

Виды грифов гитар

Существует несколько типов грифов гитар, которые встречаются в том или ином типе инструментов.

Гитара с широким грифом

Чаще всего это классические гитары, такой тип грифа не распространен на других инструментах. Но даже в этом случае встречаются исключения – например, сигнатурная модель гитариста группы Queen имеет стандартный широкий гриф, как на классике.

Гитара с узким грифом

Если кратко – это все остальные типы инструментов. Чаще всего такой тип грифа можно встретить на акустических гитарах типа «вестерн», а также электрогитарах.

Размер и ширина грифа

Акустическая гитара

Чаще всего гриф акустической гитары имеет ширину 4.3 сантиметра.

Классическая гитара

У классической гитары ширина грифа – 5.2 сантиметра.

Электрогитара

Тут все уже несколько сложнее. В данном случае ширина грифа зависит от того, есть ли на инструменте Floyd Rose. Если он в наличии – то размер будет составлять 4.3 сантиметра. Если же его нет, то ширина колеблется между 3.8 и 4.4 сантиметрами.

Семиструнная гитара

Ширина грифа такого типа гитар составляет 5.4 сантиметра.

Материал грифа

Для производителей электрогитар существует три стандартных типа древесины, из которых изготавливаются грифы гитар: клен, махагони и палисандр. При этом они разделяются на несколько пород, каждая из которых немного отличается между собой.

Клен

Восточный твердый клен отличается своей плотностью, благодаря чему гитара получает мощный сустейн и острый звук.

Западный твердый клен уступает своему восточному собрату в твердости, а также более легкий. С ним гитара приобретает яркий звук и хорошую атаку.

Мозаичный клен любят, в первую очередь, за его крайне необычный рисунок. Если гитару делают из него – то чаще всего его не лакируют.

Волнистый клен также имеет необычный рисунок. Стоит сказать о том, что разница между этим типом древесины, и предыдущей имеется только в эстетике, по своим свойствам они абсолютно одинаковы.

«Птичий глаз» — это по факту, болезнь клена. Он также имеет только эстетическое значение, и многие гитаристы избегают этот материал, поскольку считают, что наличие отверстий в дереве негативно сказывается на звуке.

Махагони (красное дерево)

Это самый популярный среди гитаристов тип материала. За счет своей тяжести и плотности он дает мощнейший сустейн и силу звука, а также продолжительный резонанс. Различают два типа махагони:

Африканское махагони

Гондурасское махагони

Палисандр

Этот тип дерева отличается большей читаемостью средних частот, а также чуть приглушенные верха. Он не очень популярен среди массовых производителей и чаще всего используется в авторских проектах.

Анкерный стержень грифа

Это стальной прут, который удерживает гриф гитары в согнутом состоянии. Регулировка анкера гитары проводится, когда струны находятся слишком низко или высоко над накладкой, и эта процедура будет полезна в случае, если вам стало физически тяжело играть на инструменте. Стержень находится внутри древесного бруска и принимает на себя большую долю силы натяжения.

Радиус профиля грифа

Существует огромное количество вариаций радиуса профиля грифа, однако стандартный его размер – 21,5 миллиметра.

Радиус накладки грифа

Для каждой модели гитары существует свой радиус накладки. Однако существует несколько классических форм этой детали грифа:

  • Плоская (характерна для классических гитар);
  • Цилиндрическая;
  • Коническая
  • Смешанная.

Лады и порожки

Кроме того, гитара имеет лады, которые отмечают места с наиболее точными нотами. С ними тоже иногда стоит работать – например, подтачивать, если вдруг у вас возникла такая проблема – что делать, если дребезжат струны?

Порожек находится в верхней части грифа и на него обычно ложатся струны. Иногда их приходится подпиливать – особенно если вы устанавливаете толстые струны, поэтому стоит сразу озаботиться изучением такого вопроса, как менять струны на гитаре.

Несколько полезных советов

Какой гриф лучше?

На этот вопрос точно нет однозначного ответа. Лучше всегда тот, который удобнее вам, и который дает тот звук, который вам необходим. Если вы ищете острый и мощный тон – то попробуйте болченый гриф, если же вам важен сустейн – то вклеенный. То же самое относится и к материалу. Выбирайте и ищите наиболее подходящий вариант.

Узкий или широкий гриф гитары?

Опять же – тот, который лучше всего лежит у вас в руке, и который банально удобнее. Это дело вкуса каждого, и универсального ответа на такой выбор никогда не будет.

Что такое правильный гриф гитары?

На котором точно размечена мензура и лады, а также тот, который не имеет никакой кривизны, кроме своей собственной. Расстояние между струнами и накладкой должно быть таким, чтобы вы могли комфортно зажимать их. Кроме того, они не должны дребезжать, если только речь не идет о звоне новых струн.

Какое крепление грифа гитары надежнее?

Если гитара была сделана человеком, который в этом понимает – то любое крепление будет надежно. Однако учтите, что болченый гриф имеет свойство чаще искривляться, что означает его регулировку, в отличие от вклеенного.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Источник: http://pereborom.ru/grif-gitary-vidy-konstruktsiya-shirina-grifa-i-ego-kreplenie/

Ссылка на основную публикацию