Как играть флажолетами на гитаре. примеры и упражнения для начинающих.

Учимся играть на гитаре флажолеты 2

Рад вас видеть на уроке, на котором продолжаем изучать гитарные трюки. Сейчас я расскажу вам про еще несколько гитарных фишек, которые не успел осветить ранее. В особенности это будут флажолеты, а так же трели, тремоло и немного затронем игру рычагом. Прочитав и освоив этот урок, вы поймете, как делать флажолеты и все что вам останется, только совершенствовать свою игру.

Начнем, пожалуй, с трелей. Трели – это череда пулов и хаммеров. Довольно простой прием, попробуй сам.

Тремоло – это быстрая игра медиатором одной ноты. Я уверен, что ты уже много раз играл тремоло на гитаре, поэтому эту технику ты поймешь быстро.

Теперь немного о рычаге. Кстати, рычаг электрогитары тоже называют тремоло. Этот самый рычаг тремоло изменяет натяжение струн и благодаря этому, изменяется высота струны. На основе такой простой идеи, придумано множество приемов, но пока, рассмотрим только основу.

1) Начнем с неглубокого погружения. Для начала возьми аккорд, и затем не сильно надави на рычаг и сразу отпусти. Повтори это несколько раз подряд.

Рычаг 1

2) Теперь сделаем погружение поглубже. Для начала так же возьми аккорд и затем надави на рычаг. Теперь медленно покачивай этот аккорд, что бы нарастить амплитуду и затем потихоньку возвращай рычаг в исходное положение.

Рычаг 2

Закрепи выше сказанное и переходи к основной теме этого урока – флажолеты на гитаре.

Флажолеты — это звук издаваемый гитарой при легком прикосновении к вибрирующей струне в месте, в котором она делиться на определенные доли. С помощью флажолетов можно играть мелодии, которые сыграть, как то иначе не получиться, потому что некоторые ноты, которые обыгрываются флажолетами, выше, чем самые высокие ноты на грифе.

Есть два основных вида флажолетов – натуральный и искусственный.

Натуральный флажолет – флажолет, извлекаемый в определенных точках на грифе. Что бы извлечь такой флажолет нужно поставить палец над ладом, но не зажимать этот лад, а просто слегка прикоснуться к струне над металлическим порожком. После извлечь ноту и сразу убрать палец.

Натуральный флажолет

Искусственный флажолет – извлекается в любой точке грифа.

Что бы извлечь такой флажолет вам нужно немного наклонить медиатор и одновременно с извлечением ноты слегка задеть струну большим пальцем, затем сразу убрать кисть руки, что бы ни заглушить ноту.

Этот прием довольно сложен и сразу он вам может не даться. Оттачивайте этот трюк каждый день и вскоре, вы овладеете им в совершенстве, и тогда он сможет привнести в ваше соло разнообразие и красоту.

Искусственный флажолет

На флажолетах, пожалуй, и закончим. Осваивай этот довольно непростой трюк, ведь без него современному гитаристу никуда. Хорошо сыгранный флажолет сможет сделать твой риф потрясающим, а соло невероятно красивым. Поэтому советую не обделять вниманием этот удивительный трюк.

Источник: http://amazingguitar.ru/gitarnye-tryuki/flazholety.html

Расположение флажолетов на грифе гитары



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Урок 3. Флажолеты

Во первых начнём с того что 12-й лад делит наши струны ровно на две части. Т.е. длина натяжки от струнодержателя до 12-го лада = длине от головки грифа (а непосредственно с того места, где струны начинают натягиваются – порожек с вырезами) до 12-го лада.

Мы все знаем что, когда гитару «проверяют» на то, строит она или нет, то сравнивают звук флажолета на 12-м ладу и просто звук на зажатом 12-м ладу. Вывод: флажолет на 12-м ладу абсолютно идентичен ноте на нём же.

На каких ладах можно ставить флажолеты (прошу вас не путать лад с промежутком между двумя ладами, лады — это есть металлические ребра на грифе ):

4-й лад — поднимает ровно на две октавы ту ноту, которая находится на этом ладу..
5-й лад — поднимает на 9.5 тона ту ноту, которая на этом ладу(т.

е идентичен ноте на 24-ом ладу этой струны)
7-й лад — поднимает ровно на октаву ту ноту, которая находится на этом ладу..
9-й лад — поднимает на 9.

5 тона ту ноту, которая находится на этом ладу
12-й — идентичен самой ноте на 12-м ладу.

Говорить о флажолетах выше 12-го лада нет смысла т.к. они повторяются в зеркальном отражении. Только в симметрия их идёт не по ладам а по расстоянию от 12-го лада.

Например флажолет на 9-м ладу = флажолету на 16-м.

Заметьте что они находятся на разном расстоянии от 12-го лада относительно кол-ва ладов (12-9=3,а 16-12=4), но на одинаковом расстоянии относительно длины (прямо линейкой можно померить).

Также флажолет на 5-м ладу = флажолету на 24-м ладу, можно взять линейку и померить.

А флажолет на 4-м равен флажолету около звукоснимателя, уже не над грифом…

А ещё флажолет на 4-м равен флажолету на 9-м – этот вывод можно было сделать из определений которые я дал: разница между 4-м и 9-м -2.5 тона .

Флажолет на 4-м даёт прирост 12 тонов (две октавы),а флажолет на 9-м даёт прирост в 9.5 тонов, а 12-9.5=2.5, а это и есть разница между 4-м и 9-м ладом…арифметика простая.

Так же флажолет на 24-м равен самой ноте на этом ладу и т.д. в общем сами поэкспериментируйте…

Я всегда имел ввиду одну струну на которой мы ставим флажолеты(струну можно брать любую). Из того что я сказал выше можно понять как настраивают гитару по флажолетам — мой самый любимый способ настраивать гитару…

А если в это хорошенько вникнуть и понять-то можно с помощью флажолетов и искусственных флажолетов сочинять и играть мелодии, например «В лесу родилась ёлочка» и т.п.

Итак, как делать флажолеты…

Искусственные флажолеты ставить так: зажимаешь любую струну на любом ладу, и представляешь как будто это нулевой лад этой струны, потом пользуясь той инструкцией, которую я дал выше ставить любые флажолеты.

Только тут есть одна деталь – правой рукой надо сначала ударить по струне, а потом легонько заглушить в нужном месте для извлечения этого самого флажолета. Для новичков это не простая задача, но научиться их делать быстро и точно не проблема — главное захотеть?.

В «альтернативе» флажолеты в основном используют в рифах, их очень активно используют гитарист из Disturbed, бывший гитарист Limp Bizkit Вес Борланд и т.д. Я тут написал один Gp-пример, там два рифа, в каждом используются натуральные флажолеты.

Пример этот для того чтобы лучше понять применение флажолетов в «альтернативе».

Надеюсь теперь использование флажолетов на электрогитаре не составит больших трудов, а будет только в радость.

———————————————————————————————————————

Флажоле́т (старофр. flageolet — флейта) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.

Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.

При игре на струнных инструментах различают натуральные (естественные) и искусственные флажолеты. При исполнении натурального флажолета звучащий отрезок струны сверху ограничен верхним порожком, иначе говоря, используется вся длина открытой струны.

При искусственном флажолете струна зажимается на любом ладу, правой рукой защипывается струна и одновременно ее касается один из пальцев той же руки.

———————————————————————————————————————

Расположение флажолетов на грифе гитары

  • 1/2 струны: 12-ый лад, октава тоники
  • 1/3 струны: 7-й лад, октава + квинта
  • 1/4: 5-ый лад, две октавы тоники
  • 1/5: 4-й лад, две октавы + терция
  • 1/6: 3.2-ый лад (между 3-им и 4-ым ладом, ближе к третьему), две октавы + квинта
  • 1/7: 2.9-ый лад (с другой стороны 3-ого лада), две октавы + малая септима
  • 1/8: 2.3-ый лад, три октавы
  • 1/9: 2-й лад, три октавы + секунда

Типы флажолетов

Флажолеты бывают трёх типов:

  1. Натуральные — это очень подробно описано во многих источниках, от себя мне нечего к этому прибавить.
  2. Искусственные флажолеты, идущие из техники игры на классической гитаре. Здесь тоже всё очень просто — нота зажимается левой рукой на ладу Х и бьётся (тепается) пальцем правой руки по той же струна на ладу X+12. Такие флажолеты можно часто видеть и слышать у Ван Халена. Например его Spanish Fly начинается именно ими.
  3. Искусственные флажолеты на электрогитаре. Идея следующая: нота защипывается как при обычной игре, но одновременно с защипыванием струна глушится какой-нибудь частью правой руки.

Источник: https://megapredmet.ru/1-27509.html

Полезные упражнения для гитаристов на каждый день

Приветствую вас, дорогие друзья :=) Ну вот и настала долгожданная весна, практически весь снег уже растаял и на улице повеяло теплом и запахом приближающегося лета :=) Вот и я решил, в честь наступления весны, порадовать вас дорогие друзья, и приготовил для вас эту статью, в которой я расскажу и покажу полезные упражнения для гитаристов на каждый день.

Данный комплекс упражнений поможет вам развить координацию и согласованность движений правой и левой руки, а также  выработать растяжку пальцев левой руки, которая так необходима всем начинающим гитаристам.

Для каждого упражнения я приготовил подробный видеоурок, в котором все показываю и объясняю. Ещё для каждого упражнения имеется табулатура. Так что разучить и выполнить данные упражнения у вас не составит особого труда.

Итак, давайте приступать к рассмотрению самих упражнений для гитариста.

Упражнение для гитаристов №1
«Лесенка на одной струне»

Суть данного упражнения заключается в следующем: начиная с первого лада 6-й струны, всеми четырьмя пальцами левой руки, вы поочередно проигрываете струну на каждом ладу. Затем передвигаете первый палец левой руки на второй лад, и таким же образом поочередно проигрываете каждый лад. Дойдя до 12-го лада, повторяем то же самое только уже в обратную сторону.

Выполнив упражнение на 6-й струне, повторите его и на всех остальных струнах.

Вот табулатура первого упражнения:

Упражнение для гитаристов №2
«Лесенка по всем струнам»

Это упражнение похоже на предыдущее, вся разница только в том, что после поочередного проигрывания четырёх ладов, мы перемещаемся не вдоль грифа по одной струне а опускаемся ниже на одну струну.

Читайте также:  Что бывает со струнами, если их не чистить и не менять

Вот табулатура второго упражнения:

Упражнение для гитаристов №3
«Хроматическая гамма тональности А(ля) на две октавы»

Довольно страшное и непонятное название, особенно для новичков, которые не дружат и дружить не хотят с муз. теорией :=)

Дорогие друзья, тут нечего бояться, все достаточно просто. Это упражнение немного похоже на предыдущее. Суть та же, поочередное проигрывание четырех ладов каждой струны, только начинаем играть с пятого лада 6-й струны и при последующих переходах на струну вниз, первый палец смещается на лад.

Вот таким образом выглядит табулатура данного упражнения:

Упражнение для гитаристов №4
«Паучок»

Данное упражнение будет сложнее предыдущих, так как здесь вам понадобиться растяжка пальцев и немного сноровки.

Суть упражнения заключается в следующем: первым пальцем левой руки прижимаем первый лад 6-й струны, проигрываем. Затем вторым пальцем левой руки прижимаем второй лад 5-й струны, проигрываем.

Далее третий палец ставим на третий лад 4-й струны, проигрываем. Четвертый палец на четвертый лад 3-й струны. Затем мизинец левой руки передвигаем на лад вперед и проигрывает все в обратном порядке.

Таким образом двигаемся по грифу вплоть до 12-го лада.

Вот табулатура:

Упражнение для гитаристов №5
«Собери-выкинь»

Это упражнение отлично вырабатывает растяжку пальцев левой руки. Суть его довольно проста, собираем сначала все пальцы вместе, затем как можно дальше их выкидываем. Все более подробно я рассказываю и показываю в видеоуроке.

Упражнение для гитаристов №6
«На растяжку пальцев»

Вот еще одно упражнение, которое поможет улучшить растяжку ваших пальцев. Расписывать текстом не буду, посмотрите видеоурок, и вы поймете как оно выполняется.

Упражнение для гитаристов №7
«На растяжку пальцев»

Суть данного упражнения заключается в поочередном растягивании каждого пальца. Поставьте первый палец на седьмой лад 6-й струны, проиграйте. Второй палец поставьте на восьмой лад 6-й струны, проиграйте.

Далее уберите второй палец и опять проиграйте седьмой лад, прижатый первым пальцем. Теперь вторым пальцем дотянитесь до девятого лада 6-й струны и проиграйте его, затем опять уберите и проиграйте седьмой лад.

Подобным образом проиграйте третьим пальцем от 9-го лада, а четвертым от 10-го.

Вот табулатура:

Упражнение для гитаристов №8
«Разработка правой руки»

В  этом упражнении мы будем вырабатывать координацию движений правой руки. Если честно, я уже устал все расписывать текстом, поэтому внимательно смотрите видеоурок и практикуйте выполнение данного упражнения :=)

Вот табулатурные схемы того, что должно проигрываться в этом упражнении:

Ну что дорогие друзья, на этом всё. Внимательно изучайте и применяйте на практике все упражнения для гитаристов, о которых я вам рассказал в этой статье. Данные упражнения можно исполнять каждый день в качестве разминки, уделяя на их выполнение 15 – 25 минут. Не спешите, отрабатывайте и разучивайте все постепенно, и я уверен у вас  все получиться :=)

Ребята, обязательно оставляйте свои комментарии под данной статьей, пишите что понравилось, что не понравилось. Не стесняйтесь, высказывайте свое мнение :=) А также ставьте лайки, нажимайте на кнопки мне нравиться от различных соц.сетей и делайте репосты.

Источник: http://play-info-guitar.ru/igraem-na-guitar/gitarnyie-uprazhneniya/poleznyie-uprazhneniya-dlya-gitaristov-na-kazhdyiy-den

Настройка гитары флажолетами

Если вы хотите научиться настраивать гитару наиболее точно с помощью вашего слуха,  то настройка с помощью натуральных флажолетов или гармоник — это то, что вам нужно.

Эта техника позволит вам идеально настроить  ваш инструмент самостоятельно без использования онлайн тюнеров.

Хотя я по прежнему советую вам использовать электрический или цифровой тюнер в особых ситуациях или же если вы играете с группой.

Хочу заметить, что в данной статье будет рассмотрен метод настройки стандартного строя в E (Ми). 

Настройка гитары с использованием натуральных флажолетов

Натуральные флажолеты — это звуки, которые извлекаются без зажатия пальцем струны на определённом ладу.  Хочу подметить, что существуют множество способов извлекать флажолеты, но самый простой способ получить натуральный флажолет — это сыграть его на 12-м, 7-м или 5-м ладах.

Прежде всего вам нужно научиться играть флажолеты, а уже после вы сможете самостоятельно настраивать свой инструмент используя эту технику.

Как играть флажолеты (гармоники)

Для того чтобы сыграть флажолет, поставьте свой безымянный или любой другой палец сверху над 12-м ладом 6-й струны. Теперь положите верхнюю фалангу этого пальца на струну (как на картинке),но не в коем случае не прижимайте, просто едва прикоснитесь к струне.

Теперь вам необходимо извлечь звук правой рукой (если вы правша). Просто сыграйте эту струну медиатором или пальцем как вы делаете это обычно. После этих действий вы должны услышать звук, похожий на звучание колокольчика.

Для более чистого и продолжительного звучания немедленно убирайте безымянный палец от струны, сразу после того, как вы её сыграли. После небольшой практики, вы сможете играть натуральные флажолеты без особых усилий. Натуральные флажолеты так же можно сыграть на 5 и 7 ладах. Проделайте все те же действия, что я описал выше.

Если флажолеты не звучат так же чисто и громко, как на 12 ладу, просто убедитесь, что вы положили свой палец прямо по середине порожка и не зажимаете его.

Теперь давайте научимся, как настраивать свою гитару использую флажолеты.

Настройка гитары с помощью флажолетов (гармоник)

Настройка гитары с использованием флажолетов очень похожа на стандартный метод настройки гитары, где мы используем ноты других струн, чтобы настроить гитару.

Прежде всего убедитесь, что 6-я (самая толстая) струна  была настроена в ноту E (Ми) правильно, для этого используйте онлайн камертон или тюнер.

Следуйте следующим шагам:

  • Настраиваем 5-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 6-й струны и флажолет на 7-м ладу 4-й струны. Если ноты звучат одинаково, значит струна настроена правильно, если нет, то подкрутите колок, который отвечает за 5-ю струну так, чтобы флажолет на 6-й струне звучал в унисон с 5-й струной.
  • Настраиваем 4-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 5-й струны и флажолет на 7-м ладу 4-й струны. По аналогии с пунктом 2. Подкрутите колок на 4-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.
  • Настраиваем 3-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 4-й струны и флажолет на 7-м ладу 3-й струны. Подкрутите колок на 3-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.
  • Настраиваем 2-ю струну. Сыграйте флажолет на 7-м ладу 6-й струны и открытую 2-ю струну. Подкрутите колок на 2-й струне так, чтобы флажолет на 6-й струне звучал в унисон с открытой 2-й струной.
  • Настроим 1-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 2-й струны и флажолет на 7-м ладу 1-й струны. Подкрутите колок на 1-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.

Поздравляю! Если вы всё сделали правильно, то гитара гитара настроена.

Когда сравниваете два флажолета между собой, они должны звучать как одна и та же нота. Если ноты не совпадают по звуку, то вы точно услышите характерное «рябение» в звуке. Это очень похоже на своеобразные волны в звуке, которые подчёркивают его нестабильность.

Чем дальше вы от корректной настройки, тем быстрее будут выражаться эти пульсации, соответственно чем ближе — тем они меньше. В конечном итоге они исчезнут, после того, как вы настроите струну в унисон с другой.

Честно говоря, это довольно сложно объяснить на словах, но с практикой вы будите слышать эти вибрации каждый раз, когда струна настроена неправильно.

Источник: http://proguitarworld.ru/nastrojka-gitary-flazholetami/

❶ Как делать флажолеты

11 октября 2018

Автор КакПросто!

Флажолет — мягкий воздушный звук, который можно извлечь только на струнном инструменте. Например, на гитаре. Овладение приемами извлечения флажолетов помогут каждому гитаристу значительно расширить свой исполнительский потенциал и украсить любую песню красивейшими обертонными звуками.

Вам понадобится

  • гитара
  • многочасовая практика

Инструкция

Возьмите гитару, найдите двенадцатый лад (этот лад обычно бывает помечен двумя белыми точками). Найти его можно, просто отсчитав от первого лада двенадцатый. Очень легко прикоснитесь к струне над металлической перегородкой лада, которая ближе к корпусу гитары. Только не надо зажимать пальцем струну, просто прикоснитесь к ней.

Правой рукой дерните струну. И сразу же уберите левую руку. Звук, который вы услышите называется открытым флажолетом. Он выше основного тона (прижатой на двенадцатой ладу ноты) на октаву — это первый тип флажолетов. Попробуйте также взять флажолет на седьмом и пятом ладах.

Вы заметите, что они будут звучать немного глуше, чем на на двенадцатом. Но их тоже можно использовать во время игры, как средство звуковой выразительности.Потренируйтесь в извлечении второго типа флажолетов — искусственных. Они отличаются от первого типа тем, что берутся на «зажатых» струнах при помощи медиатора.

Извлекать их можно на тех же ладах, что и открытые. Обратите внимание, что отличие только в способе звукоизвлечения, но не в самом звуке. Если тренироваться каждый день, хотя бы по несколько минут, вы сможете достаточно быстро освоить технику искусственного флажолета.

Несмотря на то, что эта техника считается более сложной, чем техника извлечения открытого флажолета.
Чаще всего техника искусственного флажолета используется среди музыкантов, играющих на электрогитарах.

Потому что достаточно тихий звук искусственного флажолета взятого, например, на пятом ладу легко сделать громче, с помощью специальной усиливающей звук аппаратуры или медиатора.Осваивайте сложные флажолеты. Это сочетание аккомпанемента, который гитарист ведет правой рукой и одновременного с этим извлечения флажолетов.

Эти приемы можно использовать в исполнении песен. Возьмите какую-либо хорошо освоенную вами песню и добавьте к ее звучанию несколько флажолетов. Разумеется нужно брать песню, подходящую по настроению к характеру звучания флажолетов. Поэтому возьмите сначала песню неторопливую.

Обратите внимание

В нотной грамоте флажолеты имеют специальные обозначения — «Фл.», а дальше римской цифрой указывается номер лада, на котором флажолет должен извлекаться. В иностранных нотных изданиях флажолеты обозначаются, как «Hm».

Полезный совет

При извлечении открытых флажолетов можете корректировать скорость отнимания левой руки от струны — от этого будет меняться характер звучания флажолета. Если руку убрать от струны сразу, то флажолет получится короче и четче. И, соответственно, наоборот.

Распечатать<\p>

Как делать флажолеты

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-40478-kak-delat-flazholety

Флажолеты — Статьи на Gitaristu.ru

Главная > Статьи > Техника игры

Я начну с описания проблемы, с которой я столкнулся, а затем предложу ее решение. Проблема, снова, отсутствие полезной и понятной информации по определенной гитарной технике: флажолет.

Все существующие уроки рассматривают игру флажолетом несколько односторонне, никто не дает общей картины. Как можно полностью понять, что такое флажолет, узнав только один аспект этой техники.

Например, какая польза от того, что вы знаете прием «искусственный флажолет», если вы не понимаете всей концепции «флажолет»?

Решение проблемы

В этом уроке я попытаюсь объяснить концепцию игры флажолетом и все ее разновидности. С этой целью я буду использовать информацию, которая уже есть в существующих уроках; я буду представлять ее в логическом порядке для того, чтобы всем стало ясно, что же такое флажолет, и как использовать его в игре.

Что такое флажолет?

Для полного понимания концепции флажолета, следует начать с объяснения, что такое гармония. Немного музыкальной теории, вы можете опустить эту часть, если вам не нравится, но я советую все же, прочитать ее; это значительно облегчит понимание дальнейшего материала.

Флажолет = звуковые волны:

Как вы знаете, звук состоит из звуковых волн. (Логично, не правда ли?) Гитара звучит, потому что струны вибрируют и производят волны, т.е. звук. Но гитарная струна (как и всякая другая струна) на просто производит волну.

Звуковая волна состоит из нескольких волн с разной частотой; наложение этих волн разной частоты в сумме дает звук, который мы слышим.

Читайте также:  Переборы на гитаре для начинающих. посадка гитариста и постановка правой руки

Это означает, что когда вы ударяете струну, вы слышите один тон, но на самом деле звучит несколько тонов одновременно.

Я попробую объяснить это с помощью рисунка. На рисунке вы видите вибрирующую шестую струну. На рисунке показано несколько колебаний, я объясню, что это означает.

Первое изобржение – это струна, вибрирующая между верхним и нижним порожками. Максимальная амплитуда посередине (это означает, что движение струны вверх-вниз самое большое посередине). Вы также видите, что струна совсем не вибрирует на порожках, естественно, ведь они держат ее!

Изображение посередине показывает вибрацию той же струны, но по-другому. В этот раз максимальная амплитуда не посередине, а в двух точках струны. А посередине струны вибрации нет совсем! Далее мы будем называть эти точки «узлами». Они очень важны, так что запомните! Узел – это точка, в которой нет вибрации струны. По обеим сторонам узла струна вибрирует, поэтому мы слышим звук.

На нижней картинке показана та же струна, но вибрирующая уже по-другому. На этот раз у нас два узла, и частота вибрации струны тоже другая. Мы имеем одну струну, вибрирующую на трех разных частотах! И есть еще много частот, которых нет на рисунке! Вы, наверное, задаетесь вопросом: что это значит? Я сейчас все объясню!

Как я уже говорил, звук, извлекаемый на гитаре, состоит из нескольких тонов, звучащих одновременно, потому что струна вибрирует на нескольких частотах. Сумма этих частот дает звук, который вы слышите. Все эти частоты называются обертонами. Для того, чтобы избежать путаницы с терминологией, договоримся, что флажолетом мы будем называть и прием игры обертоном, и сам звук обертон.

На первой картинке вверху показан основной флажолет. На струне два узла, по концам струны. Струна вибрирует между ними.

Основной – самый важный, потому что он дает точную ноту струны соответствующего строя гитары (в нашем примере ми). Мы слышим только ее, потому что основной флажолет сильнее, чем первый, второй и последующие.

Основной флажолет, по факту является основой ноты, которую мы слышим: он определяет высоту звучания ноты. Мы назовем его доминирующим.

На второй картинке показан первый флажолет: в этот раз посередине струны имеется узел, разделяющий ее на две равные части; струна при этом вибрирует на более высокой частоте, чем основной обертон.

Поэтому, струна издает звук выше (на октаву), который мы не слышим, потому что он подавляется доминирующим флажолетом. Нижняя картинка – второй флажолет: опять, частота вибрации струны выше, поэтому звук выше.

Есть еще флажолеты: третьи, четвертые, на каждой из них частоты вибрации выше, что добавляет к основной ноте определенный процент более высокого тона. Именно поэтому струна гитары звучит по-другому, чем струна фортепиано или арфы.

В каждой струне доля звука, добавляемого каждым флажолетом разная: одна и та же нота, взятая на разных инструментах, звучит по-разному. (Это называется «тембром» инструмента.)

Воспроизведение флажолетов

Теперь я объясню, как извлечь едва уловимый звук флажолета (который мы не слышим), вместо извлечения основной ноты струны.

Весь трюк в том, чтобы «отменить» вибрации, которые мы не хотим слышать, чтобы добиться желаемого звука. Это означает, что мы услышим звучание флажолетов, если приглушим доминирующую ноту. Проблема в том, чтобы приглушить только доминирующую вибрацию, а не всю струну, потому что тогда не будет вообще никакого звука! Теперь я попробую объяснить, как это сделать.

Помните «узлы»? В каждом гармоническом колебании есть некоторые точки, где совсем нет вибрации. Мы можем это использовать для глушения вибраций определенной частоты; фактически, это ключ к игре флажолетом!

Пример: на шестой струне мы попробуем извлечь первый флажолет, поэтому нам нужно приглушить основной тон.

Как это сделать? Обратите внимание, что амплитуда основной вибрации максимальна посередине (прямо над 12 ладом), тогда как в первом флажолете эта точка является узлом, т.е. совсем не вибрирует.

Если вы слегка коснетесь струны пальцем посередине 12 лада (не прижимайте ее, просто легкое касание), и ударите струну, основной тон не будет слышен.

Просто логика, ваш палец приглушил струну в точке максимальной амплитуды вибрации! При этом, как вы слышали, есть слабый звук, похожий на звон колокольчика. Это и есть первый флажолет: он остался не приглушенным, потому что его колебания совсем не в том месте, где вы приглушили струну. Струна может вибрировать по обе стороны от вашего пальца, поэтому мы услышали флажолет!

ЗАМЕТКА: палец необходимо быстро снять сразу после того, как прозвучал флажолет, в противном случае вы его все-таки приглушите.

То, что мы только что сделали, очень просто: мы приглушили основную ноту, но позволили продолжаться вибрациям первого флажолета, поэтому его звук остался звучать. То же самое со вторым флажолетом: коснитесь струны на 7 и 19 ладах, ударьте струну, отпустите пальцы на грифе, вы слышите второй флажолет, потому что основной и первый вы приглушили. Точно также с остальными флажолетами!

Это что касается теории. Продолжим теперь с практическими аспектами игры флажолетом. Мы теперь знаем, что для того, чтобы сделать флажолет слышимым, нужно коснуться струны в нужном месте, где находится узел соответствующей вибрации. Теперь, вам, конечно, хочется узнать, как применить это знание в своей игре!

Я объясню, как играть флажолетом на практике, что такое натуральный флажолет и искусственный флажолет.

Натуральный флажолет

Что такое натуральный флажолет, вы уже знаете. Это извлечение звука-обертона на открытой струне, как в примерах, которые я давал. Мы извлекаем его легким касанием струны в нужном месте, приглушая определенные колебания, оставляя звучать флажолет. Где находятся эти узлы на каждой струне? Внизу рисунок, на котором показаны самые используемые натуральные флажолеты:

На верхнем рисунке показан доминирующий звук, который нас сейчас не интересует. На следующем рисунке показан первый флажолет, его узел находится на 12 ладу. Это означает, что для извлечения первого флажолета, вы слегка касаетесь струны на 12 ладу. Вы услышите ноту на одну октаву выше основного тона.

Для извлечения второго флажолета, необходимо коснуться струны на 7 или 19 ладах: звук, который вы услышите, будет на одну октаву выше, плюс квинта.

(Не важно, если вы не знаете, что это значит, просто помните, что с каждым последующим флажолетом звук будет выше). Для извлечения 3-го флажолета есть две позиции: 5-й лад и 24 лад.

Третий флажолет имеет еще один узел на 12-м ладу, но если вы коснетесь струны на 12-м ладу, вы не приглушите первый флажолет, поэтому третий не прозвучит.

Есть еще флажолеты, помимо показанных на рисунке, но они не распространены, потому что гораздо слабее. Трудно заставить их прозвучать, потому что звук слабый.

Однако, на электрогитаре звук этих флажолетов можно усилить, используя усилитель и эффект дисторшн.

Этим способом можно извлечь флажолеты на 4 ладу, немного ниже 3 лада, посередине 2-го и 3-го ладов, и более! Поэкспериментируйте, попробуйте извлечь больше флажолетов, используя дисторшн для их усиления.

Искусственные флажолеты

«Искусственные флажолеты» — на самом деле, не очень верное название, потому что они настолько же реальные, как натуральные. Есть только одно отличие: они играются не на открытых струнах, а на прижатых (левой рукой). Прижатие струны на определенном ладу ведет к изменению ее длины (поэтому звук прижатой струны и отличается от открытой струны); благодаря этому узлы флажолетов смещаются.

Это приводит к двум проблемам:

  1. Мы больше не знаем расположение этих узлов, поэтому не знаем где касаться струны для извлечения обертона.
  2. Даже если бы знали, как касаться струны, если левая рука занята прижатием струны на определенном ладу?

Для каждой из этих проблем есть решение. Сначала я объясню две техники касания струны правой рукой, для игры флажолетом. Это решает проблему номер 2. Затем я дам очень простой ответ на вопрос номер 1.

Техника правой руки: щипок

Допустим, вы прижимаете третью струну на пятом ладу, я выбираю произвольную струну, потому что искусственные флажолеты можно играть в любой позиции! Будем считать, что вы знаете где располагается узел первого флажолета (он должен быть посередине между пятым ладом и нижним порожком). Вот что мы должны сделать для того, чтобы сыграть флажолет, пошагово:

  • Расположите медиатор прямо над узлом. Ваш медиатор, зажатый между указательным и большим пальцами, должен выступать от пальцев только на несколько миллиметров
  • Выполните удар медиатором вниз

Продолжая движение медиатором, легко коснитесь струны (в нужном месте!) большим пальцем. Это самая сложная часть данной техники: вы бьете струну, а затем, сразу за движением медиатора, касаетесь струны большим пальцем для того, чтобы приглушить основной тон.

ЗАМЕТКА: снова, касание должно быть легким и кратковременным, не задерживайте палец на струне, иначе вы приглушите ее полностью.

Эта техника называется «щипок», потому что струна как бы защипывается между медиатором и большим пальцем.

Требуется некоторое время, для того, чтобы ее освоить, так что тренируйтесь и не сдавайтесь! Эта техника дается легче, если медиатор взять таким образом, чтобы только малая его часть выступала между пальцев, таким образом, ваш палец оказывается ближе к струне, и вам легче сделать удар медиатором и касание пальцем одним движением.

Сначала нужно тренировать это движение медленно: сначала ударьте струну, чтобы услышать основной тон, затем приглушите ее касанием большого пальца в нужном месте.

После того, как у вас получилось, попробуйте сделать это быстрее, но чтобы касание пальцем шло сразу после удара медиатором.

Если вы делаете все правильно, вы не услышите основной тон совсем! Остается только высокий, пронзительный звук флажолета. Именно поэтому искусственные флажолеты называют «щипковыми» или «визгом».

Очень часто такие флажолеты использует в своей игре Billy Gibbons из ZZ Top:

Другая, менее используемая (но тоже классная!) техника правой руки, используемая для игры искусственных флажолетов – тэппинг. Я использую тот же пример: мы прижимаем 3-ю струну на 5-м ладу и хотим сыграть искусственный флажолет. Для того, чтобы сыграть первый флажолет, вместо щипковой техники, мы будем использовать технику тэппинга:

  • Ударьте струну (это просто, да?). Вы слышите основной тон, который мы приглушим в следующем пункте.
  • Передвиньте правую руку на позицию 12 ладов выше от лада, на котором у вас прижата струна. В нашем случае, у нас прижата струна на пятом ладу, поэтому двигаем правую руку на 17 лад. Это узел первого флажолета.
  • Очень быстро стукните по струне в узловой точке, но не прижмите ее к грифу, необходимо быстрое легкое движение для приглушения основного обертона. Прозвучит первый флажолет. Вуаля, вы только что сыграли флажолет тэппингом!

Некоторые советы для освоения техники тэппинга:

  • Движение должно быть очень быстрым, просто касание струны на долю секунды в узле. Касание может быть сильным «шлепком», если он быстрый, короткий и не прижимающий струну к грифу. Практика, практика, практика!
  • Если вы играете медиатором и ваши большой и указательный палец заняты, для тэппинга можно использовать средний палец. Сделайте следующее: Выпрямите свое средний палец, чтобы он был на перпендикуляре к оси грифа. Вот так, вы можете (например) взять простой аккорд ля и сыграть флажолет на второй, третьей и четвертой струнах на 14 ладу одновременно! (см видео ниже).
  • Игра флажолетов тэппингом – это гораздо менее распространенная техника, чем щипковая. Она в основном используется для первого флажолета, как показано у меня в видео.
Читайте также:  Розенбаум - шагаю по москве на гитаре на одной струне

В качестве примера тепинговых флажолетов посмотрите видео Steve Vai, «Die To Live»:

Еще один прекрасный пример с акустической гитарой — Andy McKee. Он в своей замечательной песне «Drifting» показывает очень оригинальную технику, в том числе тэппинговые флажолеты:

Ответ на этот вопрос ОЧЕНЬ простой: тренируйтесь, экспериментируйте! Прижмите струну на определенном ладу, а затем пробуйте щипковую технику выше и ниже по струне, чтобы найти положение узла для извлечения флажолета. (На одной струне больше, чем один узел, так что для каждой позиции левой руки вы можете сыграть несколько флажолетов.) После того, как вы нашли узел, запомните его расположение.

Совет для тех, кто не любит слишком напрягать память: попытайтесь запоминать позиции, используя «точки ориентировки» на гитаре.

Например, если я прижму струну за пятым ладом своей гитары, узел для третьего флажолета располагается прямо над нижним краем звукоснимателя.

Это конечно не подойдет для каждой гитары, но, как я уже сказал, экспериментируйте! Найдите свои точки ориентировки, и смещайтесь относительно них, если вы играете на один-два лада выше или ниже.

Искусственные флажолеты в игре

При игре соло, вы можете использовать щипковые флажолеты для воспроизведения высоких, пронзительных звуков, похожих на то, что делают гитаристы вроде Steve Vai. Эти флажолеты могут звучать просто классно с подтяжкой, или с вибрато, или используя тремоло-систему для изменения тона. Вы можете заставить свою гитару кричать флажолетами!

Заключение

Некоторые гитаристы сильно недооценивают технику игры флажолетами, и в большинстве случаев это случается из-за того, что они просто не понимают что это такое. Если вы послушаете записи Steve Vai, вы заметите, что у него получается достигать очень интересного звучания одними флажолетами! Используйте потенциал своей гитары по максимуму, начинайте изучать игру флажолетами!

Источник: http://www.gitaristu.ru/articles/art/flazholety

Упражнения для развития техники игры на гитаре

УПРАЖНЕНИЯ

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с упражнениями для развития гитарной техники, то знайте, что кроме упражнений на сайте имеется ещё обучающая литература для начинающих гитаристов (Раздел «Уроки игры на гитаре»). А также значительное нотное собрание, охватывающее все виды гитарной деятельности (Раздел «Библиотека гитариста»).

Смена позиций/572КБЗамещение, Скольжение, Скачки, Опережение.
Гаммы, пассажи и развитие виртуозности/598КБМажорные, Минорные, Хроматические, Ломаные, Интервалами, На одной струне…
Арпеджио/380КБ60 видов
Баррэ/326КБМалое, Полубаррэ, Большое…
Легато/1,13МБВосходящее, Нисходящее, Смешанное…
Мелизмы/998КБФоршлаги, Морденты, Группетто, Трель…
Флажолеты/365КБНатуральные. Искусственные, Комбинированные (сложные)…
Арпеджиато, Глиссандо, Стаккато, Вибрато, Пиццикато/359КБа также Глиссандо-Легато, Подтяжка струны, Тамбурин, Тремоло, Тремоландо…

Мысли по поводу…

Упражнения для гитары, представленные на этой странице, входят в состав моего учебника «Гитарная Школа А.

Носова» и предназначены для развития и совершенствования гитарной техники, включая освоение приёмов игры, повышение подвижности пальцев левой и правой руки, их силы и выносливости.

Упражнения, за исключением стандартных гамм, эксклюзивны и являются плодом многолетней преподавательской деятельности. Сыграв их все, вы наилучшим образом подготовитесь к исполнению произведений любого уровня сложности.

Упражнения рассчитаны на широкий круг исполнителей, от начинающих гитаристов – до учащихся средних и высших музыкальных учебных заведений. Все необходимые сведения по их разыгрыванию размещены на титульной странице документов.

Основная масса упражнений выходит за рамки любительской гитары, поэтому я не счёл возможным дополнять их табулатурой (как сделал это, например, в упражнениях на «Арпеджио» на странице «Аккомпанемент»), справедливо полагая, что продвинутым гитаристам подсказки такого рода ни к чему. Если же вы не относитесь к их числу или, как вариант, не владеете нотной грамотой, то самое время восполнить этот пробел, пройдя обучение в моей гитарной Школе. 5 первых уроков доступны для свободного скачивания (Раздел «Уроки игры на гитаре»).

А далее некоторая информация по предложенным темам…

Смена позиций. Позицией, применительно к игре на гитаре, называется фиксированное положение пальцев левой руки (по умолчанию отвечающей за изменение высоты звука) на грифе. Следовательно, смена позиции – это действие, связанное с перемещением пальцев левой руки из одной части грифа в другую («Позиции – тема 15-го урока Гитарной Школы А.Носова).

В гитаре различают четыре способа смены позиций (Замещение, Скольжение, Скачки, Опережение), имеющие общие закономерности. Знание этих закономерностей и, главное, умелое их применение как раз и позволяет осуществлять переход из одной части грифа в другую не только технично (быстро и бесшумно), но и качественно (без перерыва в звучании и посторонних призвуков).

А это умение, в свою очередь, будет востребовано в любом виде гитарной деятельности, независимо от того аккомпанируете ли вы или солируете. Поэтому, если вы ничего не слышали о правилах смены позиции, то, прежде чем приступить к упражнениям, советовал бы почитать 51-й урок Гитарной Школы А.

Носова, в котором сосредоточена подробнейшая информация по этому вопросу (раздел «Уроки игры на гитаре»).

Гаммы

Источник: http://www.gitaranosov.ru/v-pomoshch-gitaristu/uprazhneniya-dlia-gitary.html

Флажолеты – прием игры на гитаре – Самоучитель

Флажолетом называется звук со своеобразной тембровой окраской.

Флажолеты бывают натуральные и искусственные. Чтобы извлечь натуральный флажолет, например, на первой струне, надо точно над порожком 12-ого лада (середина струны) положить на эту струну подногтевую часть пальца левой руки.

Освоение этого приема следует начать третьим пальцем. Палец должен не прижимать струну, а только слегка соприкасаться с ней.

Далее нужно правой рукой извлечь звук и почти одновременно с этим снять (приподнять) палец левой руки со струны.

У начинающих обучение флажолет первое время или вообще не звучит, или звучит слабо. Это происходит по нескольким причинам:

  1. Палец расположен недостаточно точно над порожком лада.
  2. Палец вместо легкого прикосновения надавливает на струну.
  3. Палец снимается со струны или преждевременно, или слишком поздно.

Обычно после устранения этих ошибок и некоторой тренировки флажолеты начинают получаться достаточно громкими и яркими.

Освоив флажолет на 12-м ладу, надо все вышеописанное проделать на 7-ом ладу (третья часть струны) и, добившись хорошего звучания, перейти к флажолету на 5-ом ладу (четверть струны).

Обратите внимание, что флажолет получается от своеобразного разделения струны пальцем левой руки на две равные или различные части. Эти сведения понадобятся нам при изучении искусственных флажолетов.

Кроме 12, 7 и 5-ого ладов, натуральные флажолеты могут быть извлечены на некоторых других ладах, но они или тихо звучат, или оказываются одинаковыми с флажолетами, получаемыми на 7-м и 5-м ладах.

Поэтому наиболее употребляемые флажолеты на 12, 7 и 5-м ладах.

Натуральные флажолеты обозначаются так: фл. 12, фл. 7 (или arm. 12, arm. 7) и т.д. Цифры указывают на каком ладу нужно исполнить флажолет.

Нетрудно заметить, что натуральные флажолеты на 12-м ладу звучат на октаву выше звука той же открытой струны (октавный флажолет). На 7-м ладу — на октаву плюс чистая квинта выше звука той же открытой струны (квинтовый флажолет).

На 5-м ладу — на две октавы выше звука той же открытой струны (октавный флажолет).

Натуральные флажолеты можно извлекать не только на одной струне, но и одновременно на нескольких струнах. В этом случае обозначение флажолета распространяется только на ноты, находящиеся на одном штиле.

Чтобы показать, что ноты со штилем вниз (при двухштильной записи) тоже должны быть исполнены флажолетом, обозначение флажолета выставляется внизу.

Ранее говорилось, что над порожком 12-ого лада находится середина струны (октавный натуральный флажолет). Но если прижать струну на первом ладу, то ее середина будет уже над порожком 13-ого лада и т.д.

Следовательно, чтобы получился флажолет на 13-м ладу, надо прежде всего прижать (обычным способом) струну на первом ладу и над порожком (точно над порожком) 13-ого лада слегка прикоснуться к ней подногтевой частью первого (указательного) пальца правой руки, а звук извлечь четвертым пальцем (мизинцем) или третьим пальцем той же руки. Это и будет искусственный флажолет.

Искусственные флажолеты

Искусственные флажолеты могут быть октавными и квинтовыми, но при игре на гитаре чаще всего применяются искусственные флажолеты. Чтобы искусственный флажолет был звучным, надо указательный палец правой руки снимать (приподнимать) со струны одновременно с извлечением звука.

В нотах для гитары искусственные флажолеты могут быть обозначены двумя способами:

  1. Когда нужно сыграть относительно большое количество следующих один за другим звуков, то дается указание или по-русски — октавные флажолеты, или по-латински — arm. octavados.
  2. Когда нужно сыграть один звук или небольшое количество звуков, следующих один за другим, то обыкновенной нотой показывается, на каком ладу струна должна быть прижата пальцем левой руки. Фактическая высота данного звука обозначается ромбовидной нотой, и этим показывается, над порожком какого лада следует приложить к струне первый (указательный) палец правой руки, чтобы можно было извлечь искусственный флажолет.

Искусственные флажолеты в нотах для аккомпанемента почти не встречаются, но играющий на гитаре должен знать хотя бы принцип их исполнения.

Источник: http://myguitars.ru/self-teacher/guitar-techniques/614/harmonics

Простые упражнения для начинающего гитариста

Стивен Кинг однажды сказал, обращаясь к начинающим писателям: “Ваше внутреннее око тем острее, чем чаще вы его используете”. Конечно, он имел ввиду мир воображения, который нужно развивать и совершенствовать, чтобы “видеть” больше и чётче. Но дело в том, что его слова применимы практически ко всем аспектам жизни. В частности, к игре на гитаре.

Очевидно, что чем чаще вы играете на гитаре, тем лучше у вас получается. Но если вы не играете ничего, кроме нескольких простых аккордов, то ваше мастерство и скрытые таланты заснут, не успев пробудиться.

Чтобы ваша техника, ваш репертуар и ваши возможности развивались, нужно помогать им в этом. Каким образом? Выполняя упражнения.

Поскольку речь идёт о классической гитаре, то и начать следует с классических упражнений. Не в том смысле, что их автором является Бах или Бетховен, а в том смысле, что они рекомендуются практически всеми гитарными школами и стали уже традиционными. Впрочем, от этого они не становятся менее эффективны, не так ли?

Упражнение 1-2-3-4

Внимание! Если во время выполнения упражнения вы чувствуете сильное напряжение суставов или усталость мышц, немедленно отложите гитару. Дав своим рукам отдохнуть 5 минут вы избавите себя от неприятных перспектив, связанных с заболеваниями кистей.

Простое упражнение 1

Играйте в удобном для вас темпе, не гонитесь за скоростью. Она придёт со временем, да так, что вы и не заметите. А пока старайтесь играть чисто, хоть бы для этого вам и пришлось извлекать по одной ноте в две секунды.

Первый палец играет только по первому ладу, второй — по второму, третий — по третьему, ну а четвёртый — по четвёртому. У каждого из них свои обязанности, если можно так сказать, своя “зона влияния”.

Когда закончите, повторите это же упражнение, но сдвинув кисть на II позицию (указательный палец ложится на 2 лад). Желательно проделать это упражнение во всех позициях.

Если вы не совсем понимаете, что такое позиция, тут всё просто. Позиция — это тот лад, на котором находится указательный палец.

Упражнение 1-4-3-2

Это несколько модифицированная вариация предыдущего упражнения. Оно просто фантастически быстро развивает беглость и независимость пальцев. Повторите его во всех позициях.

Простое упражнение 2

Теперь, основываясь на приведённых выше упражнениях, попробуйте придумать свои собственные вариации и поиграть их. Это может быть, например, такая последовательность нот: 1-3-2-4, или такая: 1-2-4-3. Стоит поработать и над 4-3-1-2.

Повторяйте упражнения каждый день, придумывайте новые вариации, импровизируйте. В общем, затачивайте свои пальцы под гитару. Стивен Кинг бы это одобрил.

Дополнительно — как всегда, видео обзоры

Источник: http://pesnec.ru/chainikam/samouchitel/prostye-uprazhneniya-dlya-nachinayushhego-gitarista.html

Ссылка на основную публикацию