Басовые струны на гитаре. таблица с обозначением басовых струн для аккордов

Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов

Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов

Басовые струны на гитаре – что это такое

Басовые струны — это нижние толстые струны на гитаре, которые используются при игре. Чаще всего ими являются 4,5 и 6. Очень редко бас может исполняться и на третьей. За счёт своей оплётки (которая отсутствует у верхних – 1,2) и толщины они создают особый плотный и мощный звук.

Басы в аккордах

Чаще всего в качестве баса выступает так называемая «тоника». Это основной «фундаментальный» звук, от которого строится вся гармония. Например, у Am это будет A (открытая 5), а у Fm – F (1 лад на 6 струне).

Благодаря громкому низкому звучанию они позволяют «неокрепшему» трезвучию нарастить необходимое «мясо» и прозвучать полновесно и основательно. Бас аккорда – это основа всей гармонии.

Особенно важны басовые струны для аккордов при переборе, когда каждый звук «прочувствуется» по отдельности.

Таблица с обозначением группы басовых струн

Ниже приведена таблица, где подробно расписаны тоники самых популярных трезвучий и септаккордов. Что также важно, в ней указаны те басы, которые не следует извлекать в каждом конкретном случае.

Аккорды                                                                         Басовая струна, которая играется в аккорде (Тоника) Басовые струны, которые не участвуют в аккорде
До: С, C7 Cm, Cm7 5 6
Ре: D, D7, Dm, Dm7 4 5 и 6
Ми: E, E7, Em, Em7 6 нет
Фа: F, F7, Fm, Fm7 6 нет
Соль: G, G7, Gm, Gm7 6 нет
Ля: A, A7, Am, Am7 5 6
Си: B, B7, Bm, Bm7 5 6

Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах

При исполнении арпеджио на гитаре важно помнить, что определённые струны звучат для определённых аккордов. Но также существуют ненужные, лишние звуки, которые не следует извлекать.

Такой неверный звук получается потому, что некоторые ноты просто не входят в состав играемого аккорда. Каждая гармония состоит из определённых нот, которые мы и играем. Если нота не входит в их число – тогда и нарушается чистота звучания.

Басовые струны при игре перебором

При исполнении различных видов переборов стоит обратить внимание, как играются басовые струны у аккордов. Их следует извлекать большим пальцем сверху вниз.

Получается нажим краешком подушечки пальца и быстрый «срыв». Причём не следует задевать соседнюю струну, чтобы не создавать лишних призвуков.

Бас, как основа аккорда, может исполняться чуть громче, чем остальные звуки. Также на нём можно сделать акцент.

Аккорды с диезами и бемолями

Если в аккорде из таблицы присутствуют знаки альтерации (диезы и бемоли), то бас остаётся прежним, только к нему прибавляется необходимый знак. Можно привести в пример открытые аккорды, скажем D7 (бас D – открытая 4). Играя D#7, бас остаётся D, но к нему прибавляется знак диеза. Следовательно, сам аккорд «переезжает» на один лад вправо, а бас D# играется на 1 лад 4 струны.

Басовые струны в аккордах с баррэ

Иногда новичку сложно взять какой-либо аккорд с баррэ. Здесь ему на помощь приходят открытые аккорды. Но стоит помнить, что с другим вариантом взятия, возможно, поменяются и басовые струны на гитаре.

В качестве примера  возьмём простой аккорд Dm. Если брать его в открытой позиции (с первого лада), то в качестве баса используем ноту «ре» (открытая четвёртая).

Если переместим его на пятую позицию и возьмём с баррэ, то бас уже будет на 5 струне 5 лада.

Обратный вариант, когда закрытый аккорд исполняется в открытой позиции. Фа мажор (F) – соответственно бас – 1 лад 6 струны.

Но новичкам трудно брать баррэ, поэтому есть интересный вариант взятия F с малым баррэ, который поставить значительно проще, чем трезвучие с полным баррэ. В этом случае бас перемещается на 4 струну 3 лад.

Стоит отметить, что открытые струны в данном варианте необходимо глушить.

Упражнения

Игра простым блатным боем

Игра перебором «четвёрка»

Игра перебором «Восьмерка»

Ещё примеры аккордов для игры упражнений

Здесь находятся другие примеры аккордов, для игры которых можно использовать схемы, приведённые выше.

  1. C – F – G — С
  2. E — A — B7 — A — E — A — B7 — E
  3. D — A — G — D
  4. D — A — C — G
  5. G — C — Em — D
  6. Dm — F — C — G
  7. D — G — Bm — A
  8. Am — F — C — G
  9. Am — C — Dm — G

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Источник: http://pereborom.ru/basovye-struny-na-gitare/

Урок 24 — Басовые струны аккордов

В этом уроки мы поговорим о басовых струнах. У каждого аккорда своя басовая струна. В предыдущем уроке мы с вами разучивали перебор. А дальше будем петь песни. Что бы всё получалось, нужно разобраться в этом вопросе.

У некоторых аккордов не должны звучать определенные струны, здесь мы так же в этом разберемся.

Начнем с басовых струн. Для большинства аккордов действует следующее правило: по верхней струне зажатого аккорда.

Например, Вы зажали аккорд Am — верхняя зажатая струна у Вас четвертая, верно!? А вот следующая и будет басовой струной, у аккорда Am — следующая пятая струна — она басовая в данном примере.

Ещё пример, аккорд Dm — зажимается на первых трёх струнах, соответственно, получается, что верхняя зажатая струна третья, следующая и будет басовой струной — 4. Это правило работает для 80% простых аккордов.

Но не у всех аккордов так, некоторые не попадают под это правило и в рамках данного курса, мы предлагаем вам их просто запомнить. Ниже Вы найдете список аккордов, которые мы разучивали в прошлых уроках. К каждому аккорду пропишем басовые струны. Обязательно просмотрите каждый аккорд и запомните.

Басовые струны основных простых аккордов

Аккорд A — 5 басовая струна

Аккорд Am — 5 басовая струна

Аккорд A7 — 5 басовая струна

Аккорд D — 4 басовая струна

Аккорд Dm — 4 басовая струна

Аккорд D7 — 4 басовая струна

Аккорд E — 6 басовая струна

Аккорд Em — 6 басовая струна

Аккорд E7 — 6 басовая струна

Аккорд C — 5 басовая струна

Аккорд H7 — 5 басовая струна

Аккорд G — 6 басовая струна

Если вдруг вы встречаете незнакомые аккорды, то всегда можете воспользоваться схемами на которых изображаются басовые струны. Либо это можно определить по струнам, которые не должны звучать. Как раз об этом мы с вами сейчас и поговорим, а далее вернемся к схемам и подытожим всё.

Какие струны у аккордов не должны звучать?

Смотрим распространенный вид схемы аккорда:

На данной схеме аккорда Am сверху мы видим крест над определенной струной (в этом примере шестой). Это означает, что данная струна не должна звучать, вот и всё.

Самая верхняя открытая струна на подобной схеме и будет являться басовой. Здесь это 5.

Обозначения басовых струн на схемах

На некоторых схемах басовые струны имеют свои обозначения:

  • Как показано на видео — это толстая струна
  • Над схемой может быть закрашенный круг — над определенной струной

Задание

Вы должны запомнить все басовые струны аккордов, которые мы с Вами изучили. Используйте главное правило, которое я дал выше — для 80% аккордов. Это правило сильно ускоряет процесс запоминания. Через несколько недель ваши пальцы всё будут делать за Вас и Вы даже не будете задумываться какая басовая струна у этого аккорда.

Теперь Вы знаете, какие струны не должны звучать в определенных аккордах. Поэтому можете потихоньку пробовать применять эти знания. Вернитесь к песням, которые мы уже с Вами изучили и пробуйте. Посмотрите конец видео, там мы объяснили что делать, если продолжительное время не будет получаться попадать по нужным струнам.

Источник: http://GuitarLesson.ru/bazovyj-kurs-igry-na-gitare/urok-24-basovye-struny-akkordov.html

Как выбрать струны для бас-гитары

Важным вопросом для многих бас гитаристов (особенно начинающих) является то, как выбрать струны для бас-гитары. Выбор струн для бас-гитары во многом схож с выбором струн для гитары. Но есть некоторые тонкости и нюансы, которые мы постараемся разобрать в данной статье. На упаковках струн все обозначения делаются на английском языке. Основные понятия мы разберём с примерами.

Первый критерий выбора струн для бас-гитары — это количество струн в комплекте. Производители выпускают комплекты для 4-х, 5-ти, 6-ти струнных инструментов.

Толщина струн

Толщина струн обозначается в тысячных долях дюйма. Но производители на упаковках пишут упрощенное обозначение. Например, толщина 0.040 представлена, как 40. Чаще всего для четырёхструнных бас-гитар применяют наборы с толщиной 45-105.

Ниже представлена таблица соответствия толщин струн и категорий.

Мензура бас-гитар

Мензура – это расстояние от порожка, который расположен на голове грифа, до бриджа (струнодержателя). Стандартная мензура для бас-гитар – 34 дюйма.

На упаковках струн чаще всего пишут не цифровое обозначение мензуры, а соответствующие названия, которые представлены ниже.

  • До 32″ Короткая мензура (Short Scale)
  • 32″ до 34″ Средняя мензура (Medium Scale)
  • 34″ до 36″ Длинная мензура (Long Scale)
  • 36″ до 38″ Сверхдлинная мензура (Super Long Scale)

Обмотка струн

  1. Круглая обмотка (roundwound).
  2. До сих пор самыми популярными являются струны с круглой обмоткой, изготовленные из нержавеющей стали или никеля. Нержавеющая сталь имеет довольно яркий и громкий звук.

    Струны с такой обмоткой изначально были выпущены британской компанией Rotosound для басиста группы The Who Джона Энтвисла.

    Данная текстура со временем изнашивает лады и при игре возникают шумы при перемещении пальцев по струне.

  3. Плоская обмотка (flatwound).
  4. До 60-х годов двадцатого века именно такой тип струн был единственно возможным для установки на бас-гитары. Но и на сегодняшний день они находят свое применение в таких стилях, как джаз, блюз и кантри из-за своего мягкого звучания. Также эти струны ставят на безладовых бас-гитарах, чтобы не портить гриф.

  5. Полукруглая обмотка (groundwound).
  6. Струны с полукруглой обмоткой изготавливаются также, как и струны с круглой обмоткой, но далее подвергаются обработке. Получается слегка сплюснутая поверхность. Это частично снижает уровень шумов.

Материалы для изготовления басовых струн

Сплавы, которые используются для изготовления струн, влияют на звуковые характеристики, а также на долговечность. Наиболее распространённые из них следующие:

  1. Сплавы никеля (Nickel-Plated Steel).
  2. Является наиболее распространённым материалом. Обладают ярким звуком. Такие струны используют басисты из разных музыкальных жанров.

  3. Чистый никель (Pure Nickel).
  4. Такие струны имеют теплый и винтажный звук, характерный для инструментов 50-х и 60-х годов. Хорошо подходят для исполнения поп музыки и лёгкого рока.

  5. Нержавеющая сталь (Stainless Steel).
  6. Эти струны обладают ярким звуком и популярны среди музыкантов, играющих тяжелую музыку.

  7. Сплавы меди (Copper-Plated Steel).
  8. Струны из таких сплавов имеют такой же яркий звук, как и у предыдущих, но ещё имеют много богатых акустических обертонов.

  9. Струны с полимерным покрытием (Polymer-Coated Strings).
  10. Производители используют полимерные покрытия для увеличения срока службы струн и защиты от коррозии. Влияние этих покрытий на звук отличаются у разных производителей.

А сейчас, когда мы уже вооружились знаниями о различных характеристиках струн для бас-гитар, взглянем на упаковку струн такого производителя, как GHS.

Из маркировок можно сделать следующие выводы: струны средней толщины, а конкретнее от 45 до 105 (тысячные доли дюйма), с круглой обмоткой и длинной мензурой.

Как часто нужно менять струны на бас-гитаре

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый музыкант сам для себя определяет интервал замены. Всё зависит от интенсивности использования. При ежедневном многочасовом использовании придётся очень часто менять струны. Предпосылками для этого чаще всего становятся ухудшение звучания струн.

Звук становится глухой, плоский без обертонов. Бывают, конечно, случаи у некоторых музыкантов, когда струны уже начинали ржаветь (это происходит вследствие того, что музыкант играет грязными руками, не чистит струны или попросту оставляет бас-гитару на хранение в неподходящем месте). Но до этого доводить нельзя.

Такие струны испортят лады, гриф гитары и звукосниматели.

Кстати, важно знать, что перед ответственными мероприятиями (будь то студийная запись или важный концерт) нужно поменять комплект струн.

Это естественно лучше скажется на звучании инструмента, а также будет являться показателем вашего профессионализма

Скажу несколько слов о производителях струн для бас гитары. Наиболее популярные – это Elixir, D’Addario, Ernie Ball, GHS, La Bella, Rotosound. Какие именно струны для бас-гитары покупать – это уже ваш выбор. Надеюсь, эта статья поможет вам.

Источник: http://guitarprofi.ru/vsyo-o-gitarax/kak-vybrat-struny-dlya-bas-gitary.html

Аккорды с дробью на гитаре

Если Вы, разучивая новую песню, остановились при виде аккорда с дробью или просто решили выяснить, что эта «математическая конструкции» делает в музыке, то это статья написана специально для Вас.

Что такое аккорды с модифицированным басом

Не секрет, что басы являются украшением любого музыкального произведения, особенно роковых композиций.

Нет никакого смысла углубляться в понятия основного и переменного баса, достаточно знать, что в любом гитарном аккорде: Am или D, F или H#, бас обязательно присутствует. Однако бывают случаи, когда бас к аккорду следует еще и добавить.

Именно такие аккорды и обозначаются пугающими, на первый взгляд, дробями. На самом деле ничего сложного аккорды с модифицированным басом, как их следует называть, не представляют.

Перед чертой указан сам аккорд, а за чертой — нужный басовый звук, т.е. расшифровать подобную запись можно по формуле — аккорд/бас. Например, запись C/E обозначает, что следует играть аккорд до-мажор © с басом ми (Е), а при записи Am/C — играем аккорд ля-минор (Am) с басом до © и т.п.

Следует понимать, что буква перед чертой — это аккорд, а буква за чертой — это лишь нота, при чем басовая, следовательно, брать ее надо исключительно на 4,5 или 6 струне. О соотношении нот в слоговой системе записи и нот, записанных латинскими буквами подробно описано на сайте U-rock.com.ua. Кто не знает, что до — это C могут ознакомиться с этим нюансом.

Возникает логичный вопрос, зачем нужны дробные аккорды? Ответ также прост, как и расшифровка дробной записи — они оживляют, делают разнообразнее и интереснее аккомпанемент в рок-музыке.

Басовое сопровождение придает песне особую уникальность и индивидуальность, а исполнители, применяющие аккорды с дробями на практике, выглядят уверенно и авторитетно.

Наиболее распространенные дробные аккорды

#1. Чтобы было еще понятнее, рассмотрим несколько наиболее распространенных дробных аккордов, начнем с уже упомянутого Am/C.

Фото аккорда Am/C

Взяв аккорд ля-минор (указательный палец — вторая струна на I ладу, средний и безымянный — третья и четвертая струны на II ладу), добавляем бас-ноту до ©, зажав мизинцем пятую струну на III ладу — получаем Am/C. Данный аккорд используется во многих песнях, например, «Дождь» группы ДДТ.

#2. Еще одним аккордом с модифицированным басом в данной композиции является Dm/H, однако его построение требует немного больших усилий, так как необходимо изменить положение среднего и безымянного пальцев по сравнению с аккордом Dm. Положение будет следующее:

• указательный палец прижимает 1-ю струну на I ладу; • средний палец прижимает 5-ю струну на II ладу — это и будет бас-нота си (H); • безымянный палец прижимает 3-ю струну на II ладу;

• мизинец прижимает 2-ю струну на III ладу.

Фото аккорда Dm/H

#3. Также довольно распространенным является комбинация аккорда ля-минор с басом соль — Am/G, особенно при игре перебором. Так же, как и при построении аккорда Am/C, сначала следует взять Am, а затем мизинцем прижать шестую струну на III ладу, тем самым, добавив бас-ноту соль (G).

Фото аккорда Am/G

#4. Дробный аккорд C/G является, наверное, самым распространенным как среди новичков-гитаристов, так и среди профессионалов. Его построение аналогично аккорду до-мажор, однако место безымянного пальца на III ладу (5 струна) занимает мизинец, а сам безымянный палец прижимает на III ладу 6-ю струну, добавляя бас-ноту соль (G).

Фото аккорда С/G

Стоит заметить, что многие гитаристы-любители, в том числе и автор данной статьи, применяют описанное положение пальцев даже при игре аккорда до-мажор ©, поскольку никакой негативной окраски от баса в данном случае нет.

#5. Еще один несложный для начинающего гитариста аккорд с дробью — Em/F#. Берем аккорд ми-минор (на II ладу средний и безымянный пальцы прижимают 4 и 3 струну соответственно), указательным пальцем прижимаем 6-ю струну на II ладу — нота F#.

Фото аккорда Em/F#

Аккордов с дробью значительно больше, но здесь важен принцип их построения. Зная его и расположение нот на грифе гитары, Вы всегда сможете взять нужный аккорд и сыграть желаемую песню!

Источник: http://LuckyMusic.ru/review/akkordy-s-drobju-na-gitarje/

12. Бас гитара для новичков. Аккорды

Судя по письмам, многих из вас интересует, как строить и играть аккорды на бас гитаре. Сегодня мы подробно рассмотрим этот вопрос.

Примечание: Ниже изложены основы адаптированные под четырехструнную бас гитару. Более подробную теорию построения и использования аккордов применительно к шестиструнной акустической гитаре можно найти на сайте наших друзей www.7not.ru.

Важнейшие Аккорды

Существует 4-5 наиболее распространенных в современной музыке аккордов. Ниже приведены варианты этих аккордов для основной ноты C.

C Cm Cmaj7 G|—0——0-|—0——0-|—0——0-4-|D|—2—-2—|—1—-1—|—2—-2——|A|—3—3——|—3—3——|—3—3——-|

E|————|————|————-|

C7 Cm7 G|—3——0-3-|—3——0-3-|D|—2—-2——|—1—-1——|A|—3—3——-|—3—3——-|

E|————-|————-|

Как видите, играть все это на шестиструнной гитаре достаточно сложно. На следующем рисунке показано расположение важнейших нот для случая, когда основная нота находится на струне E.

G —|—-|—-|—-|-m3-|-3v-|—-|—D —|-5—|—-|—-|—-|—-|-Rv-|—A —|—-|-m3-|-3—|—-|—-|-5—|—

E —|—-|—-|—-|-R—|—-|—-|—

Здесь 'R'-основная нота аккорда. 'm' означает минор, 'v' — нота на октаву выше. Имейте в виду, что когда играете эти ноты последовательно, то получаете «шагающую» басовую линию.

Октавы и Квинты

При игре аккордов всегда можно играть октавы и почти всегда квинты (за исключением нескольких джазовых аккордов). Мы уже затрагивали тему игры октав и квинт. Для того чтобы получить аккорд надо сыграть эти ноты одновременно. Вам не придется играть квинты вниз, поскольку самой низкой нотой в аккорде является основная нота.

Как вам известно из урока 3, квинта и октава находятся на два лада выше по грифу от основной ноты, на двух следующих струнах. Попробуйте сыграть большим и указательным пальцами следующие последовательности.

G|——5—7—|——10—12—|—5—6—7—|D|—5—3—5—|—10———-|————|A|—3———|——8—10—|—3—4—5—|

E|————|—8————|————|

Терции

Мажорные и минорные терции не получили такого широкого распространения, как квинта и октава, однако они часто добавляются к основному тону в балладах.

Важно помнить, что чем ниже Вы играете, тем более диссонирующим (неустойчиво) звучит аккорд. Попробуйте играть терции, как показано ниже.

Даже если ваша мелодия совершенна, при игре терции вниз создается ощущение неудовлетворенности. Сыграйте октаву вверх, и все будет нормально.

Играем вниз Играем вверх G|————-|———9—-|D|——-2——|—10———|A|—3———|————-|

E|————-|————-|

Звенящие Ноты

Еще один способ играть аккорды состоит в том, чтобы позволить первой ноте звенеть, в то время как вы уже играете вторую ноту. И снова октава проявляет себя лучше других нот.

Сыграйте следующий риф, но не глушите ноту, когда играете октаву. Этот прием работает хорошо при игре нот на открытых струнах.

Для других нот вам, вероятно, придется изменить способ щипка струны, чтобы избежать глушения.

Звенящий октавный риф.

G|—-2-4-5—|—-2-4-4—|—-2-4-2-0-2—|D|————|————|—————|A|—0———|—0———|—0————|

E|————|————|—————|

Проходные Ноты

Другим способом является использование проходных нот для построения аккорда. Здесь при игре перехода от F к C, вы можете играть G в качестве проходной ноты, позволяя ей свободно звучать. Этот прием может добавлять различные оттенки аккорду.

Еще один риф

G|————|————|—-|D|-3-3-3-3-5-|-5——-0-|-3—|A|————|-3——3—|—-|

E|————|————|—-|

Walk on the Wild Side

Позвольте рассказать вам еще об одном интересном приеме, который используется в песне «Walk on the Wild Side» Lou Reed-а. В этой песне фактически два баса играют контрапунктирующие мелодии.

Они отталкиваются от основной ноты и от терции, и один двигается вверх, а другой вниз. Это очень сложно воспроизвести на одной бас гитаре. Однако есть один простой способ, которым пользуются большинство музыкантов.

Играются одновременно две ноты: первая и десятая ноты гаммы (основная, октава+терция). Игра такого аккорда не потребует от вас больших усилий.

Thw Wild Side — Lou Reed

E A E A E F# A B E G|-13-13-|-6-6-/|-13-13-|-6-6-/|-13-15-|-6-8-|-13-|D|———|——|———|——|——-|——|—-|A|———|——|———|——|——-|——|—-|

E|-12-12—|-5-5—|-12-12—|-5-5—|-12-14-|-5-7-|-12-|

Подведем итог. Конечно, не плохо знать, как строятся аккорды. Вы даже можете получать удовольствие, играя их. Будьте осторожны, добавляя более низкие ноты, и вдвойне осторожны при добавлении терций. Не бойтесь использовать звенящие и проходные ноты без глушения. Позвольте гитаре звучать!

Это был последний урок цикла. Надеюсь, Вы почерпнули для себя много полезного.

Источник: https://www.basslife.ru/beginners/322-12beginner

Глава 6. Основной бас к аккордам

На прошлом уроке мы разобрали песню “Вологда“.

Для того, чтобы правильно играть аккомпанемент этой песни, необходимо знать, какой бас применять для того или иного аккорда.
По названию аккорда легко определяется его основной бас:

  • у аккорда Ля минор (Am) – это будет звук Ля,
  • у Ре минор (Dm) – звук Ре,
  • у До мажора (С) – звук До,
  • у Ми септа (Е7) – естественно звук Ми и так далее.

Как бы аккорд ни назывался – Ля минор, Ля мажор, Ля септ, Ля секст, Ля нон или как-то по другому – его основным звуком, на котором аккорд был построен, является звук Ля. То есть, этот звук и есть основной бас всех названных аккордов Ля…

Что остается тебе выучить, чтобы “с лёту” определять, на какой струне играть бас аккорда?

  • Во-первых, буквенные обозначения звуков (нот). Их всего 7, как ты знаешь еще с детсада:

ДО обозначается латинской буквой С

—  РЕ – D

МИЕ

ФА F

СОЛЬ G

ЛЯА

СИВ

  • Знать назубок, где (на какой басовой струне) находятся все эти звуки, чтобы, в зависимости от аккорда, взять нужный бас. Это представлено на следующем рисунке.РИСУНОК ДМ-6.1. Места расположения басов на грифеНа рисунке обозначены все семь звуков, которые являются основными басами для соответствующих аккордов. Три из них (Е, A, D) – это звуки открытых струн, то есть, для взятия басов Ми, Ля, Ре прижимать соответственно струны 6, 5, 4 НЕ НУЖНО (эти струны должны быть настроены у гитары именно так):

– 6-я струна открытая (неприжатая пальцами левой руки) настраивается на звук МИ

– 5-я открытая струна – на звук ЛЯ

– 4-я открытая струна – на звук РЕ.

Дальше… Чтобы взять бас ФА (F), нужно прижать 6-ю струну пальцем левой руки на первом ладу. Чтобы взять СОЛЬ (G), нужно прижать 6-ю струну на третьем ладу.

Басы СИ (В) и ДО (С) берутся на втором и третьем ладу 5-й струны.

А теперь потренируйся поиграть песню “Вологда”, используя полученные на этом уроке знания. БЕРИ НУЖНЫЕ БАСЫ В КАЖДОМ АККОРДЕ!

Удачи и до следующего занятия!

Источник: http://guitarbloknot.ru/glava-6-osnovnoy-bas-k-akkordam/

Ноты на грифе бас гитары

24-04-2018

Уроки игры на бас гитаре с нуля представляют собой занятия на струнном инструменте, который может иметь 4, пять и шесть струн. Игра на бас-гитаре подразумевает не только наличие хорошего слуха, но и присутствие хорошего чувства ритма, что очень важно для этого инструмента.

Это связано с тем, что он в совокупности с барабанной установкой задает свой уникальный ритм партии всех композиций. Строй и ноты на грифе бас гитары 4 струны в некоторой степени схожи со строем контрабаса или же привычной гитары (без 2-х самых тонких струн), которые на октаву ниже.

Ноты для исполнения записываются в стандартном басовом ключе «фа».

При игре в определенной группе или же в оркестре инструмент играет роль низкочастотного «помощника», который оказывает влияние на звучание коллектива в целом.

Вследствие уникальных особенностей слуха человека мы относительно слабо можем распознавать звуки, которые имеют низкую частоту, поэтому ее очень редко используют для аккордов в различных стилях, из-за чего данный инструмент не считается солирующим инструментом.

При этом в джазе, а также франке и прочих стилях музыки этот инструмент может быть сольным инструментом. Имеется возможность определенного сочетания при игре, что позволяет сделать музыку различной тональности.

Таблица нот на грифе бас гитары

Ноты на бас гитаре 4 струны расположены таким образом:

  • Малая октава — это черный цвет;
  • Первая октава — это синий цвет;
  • Вторая октава — выполнена зеленым цветом;
  • 3-я октава – оранжевый цвет.

Таблица нот на грифе бас гитары позволяет выбрать оптимальное сочетание используемого количества струн. К примеру, ноты на бас гитаре 5 струн позволяют дополнительно исполнять флажолетами С#-минор. При этом используя дополнительные ноты на бас гитаре 6 струн можно будет исполнять еще и с E-минор.

Оказывается, все названия были придуманы музыкантом из Италии, которого звали Гвидо д’Ареццо, и вот какие названия он им дал:

  • Do – Бог (Святой);
  • Re – Материя;
  • Mi – Необыкновенное чудо;
  • Fa – Солнечная система;
  • Sol – Солнце;
  • La – Космический Млечный путь;
  • Si – Облака или Небеса.

Табулатуры для бас гитары

Табулатура (сокращенно «Tab») — это специализированная система записи. Табулатуры для бас гитары, которая имеет 4 струны, содержат в своем составе 4 линии — по 1 на каждой из используемых вариантов:

  • G — 1-я (является самой тонкой);
  • D — 2 вторая;
  • A — 3 третья;
  • E — 4 четвертая (считается самой толстой).

Количество линий в табулатуре должно полностью совпадать с общим числом. К примеру, табулатура бас-гитары, имеющей пять струн, содержит 5 линий. Самая нижняя линия будет соответствовать 4 струне. Именно она считается самой толстой и способна создавать очень низкое звучание используемого инструмента.

Расположение и толщину необходимо будет полностью учитывать, если вы желаете его эффективно использовать. При этом она находится выше других, когда он находится в стандартном положении. Самая высокая линия табулатуры полностью должна соответствовать самой тонкой.

Это имеет важное значение и на этот факт требуется обращать повышенное внимание:

  • G — 1 первая — самая тонкая, которая способна создавать высокое звучание;
  • D — 2 — является самой низко расположенной на грифе;
  • A — 3 третья;
  • E — 4 четвертая, которая самая толстая и создает очень низкий звук.

Цифры на басовой табулатуре

Цифры означают специальные лады, которые необходимо при использовании надежно зажимать пальцами. К примеру, рассмотрим такой вариант, когда цифра 3 — это 3 лад. В таком случае потребуется зажать струну слева от 3 лада.

0, который указан, будет означать то, что потребуется заставить звучать струну, при этом ничего не нужно зажимать.

Сейчас вы можете найти в интернете значительное количество различных табулатур, в которых могут находиться иные специализированные знаки и символы.

Ну а при желании можно вообще не пользоваться табулатурами и играть просто по нотам.

Научиться понимать табулатуры несложно, хотя поначалу у вас могут возникнуть некоторые трудности.

Труднее научиться как можно быстрее переставлять пальцы на грифе и держать ритм.

Источник: https://shkolamuzyki.ru/statii/title/noty-na-grife-bas-gitary

Выбираем струны для бас-гитары

Привет! Часто сталкиваюсь с таким вопросом: «А какие мне струны выбрать? Я всегда прихожу в музыкальный магазин и беру самые дешевые среднего калибра… Они что, правда сильно отличаются и так влияют на звук?» Поэтому сегодня напишу небольшой обзор по этой теме. Для начала рассмотрим несколько общих моментов. 

Калибр и натяжение

«Строй ниже стандартного — значит струны надо потолще, а то будут болтаться как веревки» — это не всегда верно. У разных производителей при одном и том же калибре струны могут быть разного натяжения, 45-105 от Ernie Ball и 45-105 от DR например — это совершенно разные вещи.

Более того, у некоторых фирм даже встречаются разные натяжения для одного и того же калибра, при выборе надо это учитывать. Не всегда вся эта информация указывается изготовителем, поэтому надо либо пробовать самому, либо полагаться на опыт коллег.

Толщина же — дело вкуса, тонкие струны не всегда дадут меньше правильного низа. 

Мензура и калибры

Стандартом принято считать мензуру 34″ — это Fender JB/PB, Musicman Stingray/Sterling, Warwick и многие другие. 35″ делают многие фирмы для своих инструментов в пяти- и более-струнном исполнении, четверки из популярных сходу вспоминается разве что Spector.

В чем же отличие? Распостранено мнение, что увеличенная мензура в лучшую сторону влияет на звучание толстых струн, в частности струны «си». Лично я с этим мнением не согласен, далеко не все экземпляры с 35″ мензурой обладают уверенной пятой.

Этот вопрос вообще сложный, я склоняюсь к тому, что на «си» скорее влияет качество изготовления грифа и правильно подобранные пропорции грифа и корпуса, чем длина мензуры. Так что же дает увеличенная мензура? При прочих равных — просто более сильное натяжение.

Несколько другой звук для инструментов со своим характерным звучанием (джазбас 34″ и джазбас 35″ — разница в звуке довольно существенна на мой слух). Так же это вопрос удобства и привычки, ну тут уже кому что нравится. Короче, однозначных преимуществ нет. Более того, при увеличенной мензуре надо учитывать длину струны, может не налезть. 

Струны сквозь корпус

Я противник этой технологии на басах. На гитарах — да, эффект есть, и в лучшую сторону, но на бас-гитарах, которые у меня были, струны установленные обычным образом всегда звучали лучше. Может, излишний перегиб на седлах бриджа не дает струнам звучать в полную силу, но мой опыт говорит способу установки струн сквозь корпус решительное «НЕТ»! 

Сталь vs никель

Чистая вкусовщина, никаких советов быть не может. Весьма разные ощущения при игре, разный звук. Сталь — в целом более «широкое» звучание, ярче верха, не самые приятные тактильные ощущения при игре, обычно быстрее убиваются.

Никель — звучание мягче, более сфокусированная середина, играть однозначно приятнее, чем на стали)) Живут немного дольше стальных по моему опыту, а точнее садятся не так резко.

Есть всяки вариации центральных жил струны — сам никогда не заморачивался этим вопросом, не могу сказать, чем они отличаются и как это влияет на звук. 

Тэйпированные, или суженные на конце

Есть в этом свой прикол, в первую очередь в ощущениях, отдача струны более полная.

На мой взгляд необходимы в случае какого-нибудь идиотского бриджа, типа fender highmass — небольшие пропилы на седлах последнего не дают толстым струнам полноценно прижиматься и звук становится хуже (в случае пятиструнного исполнения конкретно для струны «си», думаю, что на четверках такой проблемы быть не должно) 

Брак — слово нехорошее

И весьма печальное, за такие-то деньги! А уж вы то знаете, что басовые струны — удовольствие не из дешевых… У разных производителей дело обстоит по-разному, подробнее остановлюсь на этом позже.

Только напомню, что если глаза наливаются кровью, руки начинают трястись, но мензуру отстроить все-таки не получается, дело возможно именно в некачественной струне, а не в бридже/колке/кривых ладах и т.п.

 

Морозная свежесть

Новые струны — лучший «улучшайзер»! Без шуток. На концерт, запись, день рождения, защиту диплома и прочие отвественные мероприятия обязательно ставьте новый комплект. Радуйте себя хорошим звуком! Есть конечно любители струн 2-3 недельной давности, но лично я к ним не отношусь и считаю, что струны с другим типом обмотки в для таких звуковых задач подходят лучше. Собственно: 

Плоские, полуплоские и круглые

Все звучат по-разному. Не обладаю большим опытом игры на плоских струнах, многие их выбирают для безлада, мне же они в таком качестве не очень нравятся.

Дают свой особенный характер, в первую очередь самых низких частот, так же они несколько другие по атаке и сустейну: первого больше, второго меньше.

КРУГЛЫЕ С УБРАННЫМ ТОНОМ НЕ РАВНО ПЛОСКИЕ! Лично у меня один из любимых примеров использования плоских струн — это Snarky Puppy: Fender PB 76' + D'Addario Chromes. О да, этот чувак кое-что понимает в звуке!))

Фейри, мультиварки и прочие борщи

Вы все еще кипятите?)) Если честно. сам никогда не пробовал варить струны, не знаю, есть ли от этого рассказываемый старперами эффект)) Считаю этот способ пережитком прошлого и совсем крайней мерой в безвыходной ситуации. НЕ РЕКОМЕНДУЮ 

Нанотехнологии против лимонного масла

А точнее так: Elixir VS все остальные струны без покрытия + GHS/Dunlop кондиционеры для струн. Так как у самого есть проблема с живучестью струн (у меня они мрут катастрофически быстро), давно уже изучил этот вопрос.

Так вот, эликсиры реально живут дольше всех, и никакие другие, даже при тщательном уходе не сравнятся с ними по этому параметру, к сожалению. Nanoweb-покрытие действительно работает.

Про клинеры: фаст фрет мне нравится больше, не так требователен как данлоп в плане того, чтобы протирать сразу после игры, к тому же универсален, подходит и для накладки грифа. Ну и собственно пройдемся по конкретным маркам! 

  1. Elixir. Долгожители-рекордсмены. на мой вкус слегка мутные сразу, как обычные никелевые двухнедельной давности. Но в таком состоянии они держатся очень долго. Если денег на струны нет — надо брать именно их, а не какие-нибудь дешманские за 500 рэ. От медиатора их покрытие имеет свойство быстро лохматиться, надо это учитывать. Крайне приятны на ощупь при пальцевой игре, немного скользкое ощущение делает слайды весьма приятным занятием. При покупке обращайте внимание указанную длину, Long — это у них стандарт, на 35″ надо брать уже Extra Long. Не так давно появилась стальная вариация, с тем же покрытием, мне пока не довелось их попробовать. С фастфретом не дружат вообще, даже не пробуйте! Ни разу не сталкивался с браком у эликсиров. 
  2. DR Sunbeams, Hi-Beams, Lo-riders, Neon — все хороши по-своему. По звуку струны DR на первом месте в моем личном хит-параде, но ставлю я их редко и только на запись, так как умирают они у меня за пару часов. Хайбимы для меня эталон звука стали, если бы играл на ней — пользовался бы только ими. Лоу райдеры никелевые весьма «фанкушные», очень собранный тон и выраженный пинок. НЕОНЫ — красота, но только на концерты. Звучат они так себе, если честно. По натяжению — в целом DR-ки помягче всех других. Налезают на любую мензуру без проблем. Процент брака очень низкий, буквально пару раз встречал за довольно долгую практику их использования. С фаст фретом дружат хорошо. 
  3. D'Addario. Много серий, много разных калибров. Одни из самых популярных струн в мире, да и стоят недорого. Раньше пользовался ими, но в какой-то момент качество резко ухудшилось. Не смотря ни на что, они весьма хороши. Я бы сказал, очень «музыкальные» струны, хорошо реагируют на динамику. Печалит только процент брака — по моему опыту примерно в каждой пятой/шестой пачке встречаются проблемы. Рекомендую их, только если нет вариантов получше. Особой живучестью не отличаются. Плоские даддарио — отдельная тема, лично мне они понравились. 
  4. Warwick. Желтые, красные и какие-то с покрытием. Последние не пробовал, а красные и желтые — редкостный хлам. На ощупь противные, брак у них — не редкость. Дешево и сердито. Не рекомендую. 
  5. Ernie Ball. Для тех, кто любит пожестче! Реально, самые тугие, из всех которые встречал. Для меня такое натяжение — это слишком, но кому-то придется по вкусу. По всем параметрам — уверенные «середняки». 
  6. Cleartone. Полная фигня. Заявленное покрытие, как у эликсиров, ни фига не работает, по звуку они ничем не лучше других, а стоят дорого. Не рекомендую. 
  7. GHS. Не встречал ни одного комплекта, который бы мне понравился. Все были с какими-либо косяками. Не рекомендую. 
  8. La'bella. К сожалению, слишком мало опыта работы с этими струнами, не могу дать какую-либо характеристику. Далеко не самые популярные струны для баса. 
  9. Thomastik. Хорошие струны! Рекомендую попробовать плоские Jazz и обычные желтые. Последние сразу после установки НЕ ЗВЕНЯТ ВООБЩЕ, но в них есть свой прикол, очень глубокий и чистый тон, практически идеальный баланс струн друг с другом. Живут не очень долго, но из-за специфичности звучания многим понравятся. С фаст фретом у меня они не подружились. А стальные Powerbass показались весьма обычными, на фоне стальных струн других производителей ничем не выделяются. С браком у томастиков не сталкивался. 
  10. Эмузин и прочий дешманский шлак. Даже не рассматривается. 
  11. Rotosound. Мое последнее открытие, серия Rotobass. Великолепные струны за свои деньги, а цена весьма демократична! У меня живут гораздо дольше других (за исключением элксиров, разумеется), звучат здорово: что-то среднее между сталью и никелем, тон более открытый, чем обычно у никеля, широкий низ, и в то же время собранная и четкая середина. По ощущениям немного жестковаты поначалу. С фаст фретом подружились идеально. Пробег пока 3 комплекта, брака не встретил, надеюсь, что и не встречу)) На данный момент эти струны — мой выбор. Есть еще много других серий у ротосаунд, но до них пока не добрался. 

Приглашаю к обсуждению в комментах к статье! 

Источник: https://www.kombik.com/blog/read/vybiraem-struny-dlja-bas-gitary/

Как правильно выделить основной бас аккорда — уроки игры на гитаре на сайте фанатов НАШЕго радио

Как правильно выделить основной бас аккорда?

Поняв принцип расположения звуков на гитарном грифе, остается только запомнить их местоположение. Для чего? Найти нужный звук, построить аккорд, изменять его структуру и звучание, правильно определять нужный бас и все это делать быстро — вот причины, по которым гитарист должен знать наизусть «сетку грифа» (расположение звуков на грифе).

Не стоит пытаться выучить все сразу. Давайте разделим работу на несколько этапов. Сначала мы запомним расположение звуков на «басовых» струнах (шестая, пятая и четвертая струны) до VIII лада, так как наиболее часто используемые аккорды расположены именно на этих ладах.

Возможно, вы уже знаете, что первая ступень аккорда (нота) дает название всему аккорду и является основным басом данного аккорда (за исключением некоторых случаев ведения баса).

Например, аккорды A, Am, A7, Am9 и т.д. построены от звука «A» (ля), в качестве основного баса этих аккордов выступает также звук «А», который мы можем встретить на открытой пятой струне и на шестой струне, прижатой на пятом ладу.

Вот мы и будем одновременно запоминать расположение звуков на басовых струнах и находить соответствие данного звука основному басу одноименного аккорда.

Начнем с 6-ой струны. Открытая, она звучит как «Е» (ми). Это основной бас для аккордов семейства «E» (E, Em, E4, E7, …).

Однако в названных аккордах основным басом может быть и четвертая струна, прижатая на втором ладу. Смотрим на «сетку грифа» и видим, что на II ладу на 4-ой струне также звук «E».

Озвучьте все варианты аккордов группы «ми», начиная исполнение с основного баса.

На I ладу на 6-ой струне — звук «F» (фа), являющий основным басом аккордов (на баррэ) семейства «F» (F, Fm, …). Аналогично, на 4-ой струне на III ладу находим звук «F».

На II ладу на 6-ой струне — звук «F#» (или «Gb»).

На III ладу на 6-ой струне — звук «G» — основной бас для аккордов группы «G», расположенных на первых пяти ладах.

Задание 1. Дорисуйте схему всего грифа до VIII лада.

Задание 2. Для каждого звука басовых струн найдите соответствующие аккорды.

Задание 3. Проиграйте на гитаре несколько аккордовых последовательностей из знакомых вам песен и обозначьте «имя» и местоположение основного баса каждого аккорда.

Удачи!

Источник: http://musictoday.narod.ru/lessons/osnovnoy-bas-akkorda.html

Как читать гитарные табулатуры • SameSound — сайт для музыкантов

Самое полное руководство о том, как читать гитарные табулатуры и диаграммы аккордов.

Познакомившись с основами и разобравшись в вопросе «что такое гитарная табулатура и как ее читать», самое время приступить к более углубленному изучению данного способа музыкальной записи. Мы попытались собрать все часто встречающиеся обозначения и пометки, встречающиеся в современных гитарных табулатурах, и пояснить их смысл.

Обозначение пальцев правой и левой руки

Традиционно пальцы правой руки обозначаются малыми латинскими буквами:

  • p — большой;
  • i — указательный;
  • m — средний;
  • a — безымянный.

Эти буквы являются начальными буквами названий пальцев на испанском и французском:

  • Pulgar (pouce) — большой палец;
  • Indice (index) — указательный;
  • Medio (majeur) — средний;
  • Anular (annulare) — безымянный.

Пальцы правой руки, которыми необходимо перебирать струны, обозначаются в нижней части табулатуры.

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами:

  • 1 — указательный;
  • 2 — средний;
  • 3 — безымянный;
  • 4 — мизинец.

Пальцы левой руки, которыми необходимо зажимать струны на тех или иных ладах, проставляются на нотном стане, рядом с каждой нотой. Цифры проставляются далеко не везде: так, если в табулатуре имеются повторяющиеся части, а также звуки и ноты, рядом с ними цифры не проставляются, т.е. подразумевается, что следует использовать уже указанные ранее пальцы левой руки.

Диаграммы аккордов

Для записи аккордов и гамм используются специальные диаграммы, которые представляют гриф гитары так, как показано на фотографии.

Аккордовая диаграмма

На данном примере изображена диаграмма аккорда G, а так же фотография, демонстрирующая правильную постановку руки. Кругами обозначены лады, которые необходимо зажимать соответствующими пальцами, номер которых также указан. Над верхним порожком указаны «0», что является обозначением открытых струн. Черным цветом обозначается тоника аккорда или гаммы, которой в данном случае нота Соль.

Каподастр

В диаграмме аккорда или табулатуре может присутствовать специальное графическое или текстовое обозначение, которое сообщает о необходимости использования каподастра. В соответствии с указанным ладом, его необходимо установить в заданную позицию, что позволит транспортировать гитарные аккорды.

Гаммы

Следующий пример демонстрирует запись гаммы Ля-мажор с помощью диаграммы. Кругами обозначены все ноты, входящие в гамму, а цифры соответствуют пальцам левой руки, которыми необходимо зажимать струны. Черным цветом обозначается тоника аккорда или гаммы, которой в данном случае нота Ля.

Направления ударов медиатором в гитарных табулатурах

В нижней части гитарной табулатуры изображаются символы, обозначающие нисходящие (П) и восходящие (V) удары медиатора.

Обозначения общих приемов игры в табулатурах

Тремоло — это многократное быстрое повторение звука или созвучия. Наличие данного символа подразумевает быстрое и непрерывное исполнение партии.

Глушение ладонью

Глушение ладонью, также известное как palm muting (PM), представляет из себя технику игры на гитаре и бас-гитаре, выполняемую путем касания ребра ладони струн вблизи струнодержателя, что позволяет создавать приглушенное звучание.

Рэйк

Рэйк (rake) — это прием игры медиатором, идея которого заключается в том, что при его выполнении нужно с силой скрести медиатором по нескольким струнам подряд (Х). Данная техника может использоваться как при нисходящих, так и при восходящих движениях медиатором.

Арпеджированные аккорды

Арпеджированные аккорды обозначаются вертикальной волнистой линией со стрелкой на конце, обозначающей нисходящее или восходящее движение звука. Для того чтобы исполнить арпеджио необходимо взять аккорд и извлечь каждую ноту отдельно в заданной последовательности.

Hammer-on и pull-off

Оба приема обозначаются в табулатуре одинаково — дугой. Однако, hammer-on обозначает восходящую последовательность нот, в то время как pull-off — нисходящую.

Трель

Трель (tr~) представляет из себя быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на малую или большую секунду.

Глушение левой рукой

Если же в партии присутствуют ноты, которые необходимо приглушить левой рукой, то они обозначаются как буква Х.

Fade in

Fade In (нарастание) обозначается в табулатуре как «

Источник: https://samesound.ru/s/guitar/71267-kak-chitat-gitarnye-tabulatury

Как выбрать струны для бас гитары

Струны для бас гитары играют колоссальную роль, ведь от их качества и грамотности подбора напрямую зависит как будет звучать та или иная композиция. Ассортимент этих аксессуаров на сегодняшний день довольно широкий. На что же обратить внимание при выборе таких изделий?

Толщина

Прежде чем струны для бас гитары купить стоит обратить внимание на то, что существуют:

  • тонкие,
  • средние,
  • толстые варианты.

Последние отличаются максимально сильным и насыщенным звучанием. Но при этом стоит понимать, что играть на таких струнах довольно сложно и новичкам с этим не справиться. Что касается тонких моделей, то играть на них гораздо проще, но при этом звук выходит не столь ярким и характерным, что часто не подходит для тех или иных композиций.

Лучшим выбором для начинающего гитариста станут струны средней толщины. Такой комплект содержит изделия с толщиной 45, 60, 80 и 105 мкм.

Тип бас-гитары

При выборе струн также стоит учитывать к какому типу относится инструмент. Существуют шести-, пяти- и четырехструнные бас-гитары. В зависимости от вида стоит выбирать аксессуары подходящего калибра. Отыскать варианты для разных бас-гитар можно здесь.

Стиль исполнения

Еще один важный параметр при выборе струн — стиль, в котором будет играть исполнитель. К примеру, джазовые и блюзовые композиции лучше всего звучат на тонких или средних струнах. Для рока лучше всего остановиться на комплекте со стандартной толщиной от 45 до 105 мкм.

Тип обмотки

Современные производители при изготовлении струн пользуются технологией, позволяющей продлить срок службы аксессуаров. Она заключается в нанесении дополнительной обмотки. Она может быть различной по типу: круглой, плоской или же полукруглой.

Особым спросом пользуются струны с плоской обмоткой. Играть на них довольно комфортно, к тому же такие изделия отличаются достаточно длительным сроком эксплуатации.

Как продлить жизнь струнам для бас-гитары

Средний срок службы струн при средней степени интенсивности использования — месяц. Если вы хотите, чтобы ваши аксессуары прослужили дольше, тогда стоит внимательно ухаживать за ним. Лучший вариант — после каждой игры использовать специальные защитные средства.

Такие препараты очищают струны от грязи, пыли и частиц кожи, а это в свою очередь продлевает их срок службы. Еще один хороший вариант — купить струны с нанопокрытием. Они способны прослужить до 2-3 месяцев.

Источник: http://gtars.ru/novichku/kak-vybrat-struny-dlya-bas-gitary/

Ссылка на основную публикацию