Где и как учиться играть на гитаре — основные методы обучения игре на гитаре

Методика обучения игры на гитаре всего за две недели

Как научиться играть на гитаре: быстро и качественно. (Особая методика)Каждый начинающий гитарист, штудируя просторы интернета, встречает сотни сайтов, которые предлагают различные методы и приемы обучения игре на гитаре.

Большая часть из низ в чем-то схожи между собой и, порой, дублируют друг друга. Конечно же, каждая методика особенная и со временем приносит плоды. Однако мы решили предложить собственную методику, разработанную теоретическим и эмпирическим путями.

Название ей – Методика обучению игры на гитаре всего за 15 минут в день со 100% результатом. Итак, начнем!

Данная методика проста и даст результаты уже через две недели занятий, заняв всего 15 минут времени ежедневно. Начнем с того, что любому начинающему гитаристу необходим набор подручных средств, которые, так сказать, помогут более быстро и качественно пройти курс. Первое – это, естественно, наличие музыкального инструмента – гитары, желательно со струнами.

(Особенности выбора инструмента мы рассмотрим в другой статье). Вторая вещь – это распечатка аккордов (ее можно найти на любом поисковике в разделе «картинки») мы советуем сделать распечатку, так как это более удобно при обучении.

И третье – наличие желания и 15 минут времени каждый день. Поехали. Взять гитару в руки нужно в позе сидя, кому-то удобнее на стуле, кому-то на кровати – не суть. Главное – сидя.

Левой рукой обхватываем гриф гитары так, чтобы большой палец немного обхватывал верхний его край, а остальные находились на струнах, обхватывая гриф с противоположной большому пальцу стороны.

Правая рука находится на струнах на деке гитары ( на ее коробке).

Усевшись, берем нашу распечатку и начинаем изучать самый популярный аккорд Аm ( указательный палец на второй струне и первом ладу, средний палец на четвертой струне на втором ладу, безымянный палец на третьей струне втором ладу).

Ногтевые фаланги пальцев должны быть под углом к средним фалангам, ни в коем случае не прямыми, и нажимать нужно на струны кончиками пальцев – прижимая их с грифу, чтобы они натягивались и, соответственно, был упор в порожек лада.

Правой рукой же просто делаем движение «вниз-вниз-вниз» и добиваемся того, чтобы у нас появлялось звучание без скрипов, писков, должно отсутствовать наличие дребезжание.

Если же что-то не совсем выходит – нужно более качественно переставить пальцы левой руки и пробовать снова, обратить внимание, чтобы пальчики не задевали соседние струны, а ладонная поверхность кисти в частности последнюю струну.

После 5 минутного занятия этим аккордном переходим на аккорд Е – просто переставляем пальчики на одну струну вверх, не меняя их положение относительно друг друга. Делаем то же самое в течение 5 минут.

И делаем все эти операции с аккордом Dm.

Опять же, в течение 5 минут. Не удивляйтесь, если вам через пару дней ужасно начнут болеть пальцы – значит вы на правильном пути. Повторяйте данную процедуру ежедневно, на протяжении двух недель. Результат не заставит ждать. Удачи!

  • > Куда сходить в Москве? © 2018
  • Погода в Москве

Источник: http://kibermax.info/articles/48-metodika-obuchenija-igry-na-gitare-vsego-za-dve-nedeli.html

Как весело обучать игре на гитаре – Гитарный журнал

Автор: Dmitrilla Обновлено 29 июля 2010

«Гитарный журнал» начинает серию публикаций, посвящённых начальному обучению игре на гитаре. Предлагаем вашему вниманию, дорогие друзья, размышления московского педагога Ильи Шумайлова о его нестандартном подходе к тому, «как весело обучать игре на гитаре детей малого возраста».

Многоуважаемый «Гитарный журнал»! Обращение, может быть, и высокопарное, но это аванс!
Время стремительно! Недавнее удивление обычному телефону сменяется удивлением Интернету, электронной почте и вот теперь – электронный «Гитарный журнал» – «прямо эмейлом по фэйсу» (читай – по мозгам)! Но сменим этот сленг на «Я встретил Вас…» – это мне как-то ближе.

А теперь по существу.

Как весело обучать гитаре детей малого возраста

В настоящее время заметно омолодился возраст начинающих обучаться игре на гитаре. К этому замечательному явлению гитарная педагогика не вполне готова, в чем мне пришлось убедиться на собственном опыте.

Применяя в работе с детьми младшего возраста общепринятые методики, я стал замечать, что они малоэффективны и не дают ожидаемого результата – детям и трудно, и скучно, и больно, и неинтересно, а мне как педагогу – плачевно.

В раздумьях, что же делать, стал изучать литературу, посещать семинары Вальдорфской педагогики (Рудольф Штайнер, Германия), курсы элементарного музицирования преподавателей Института им. Карла Орфа (г.

Зальцбург, Австрия), анализировать опыт таких педагогов, как Ирины Шуваловой, Вячеслава Жилина, Татьяны Тютюнниковой, Татьяны Рокитянской, Ильи Подкаминского, Елены Робашевской, свой собственный опыт.

Из сонма вопросов и множества вариантов стала выкристаллизовываться характерная особенность детей этого возраста: жажда познания окружающего мира через игру. Конечно, ничего нового в этом нет, но прежде я об этом не задумывался. Постепенно, от урока к уроку, стал накапливаться багаж дидактических (обучающих) игр. Одни из них помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения, усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Первые уроки
Первые занятия рекомендую проводить в группе из 3–4-х человек. Первое знакомство важно не только для детей, но и для педагога – малейшую фальшь, неискренность с его стороны дети мгновенно чувствуют. Об этом тоже все знают. Вопрос в том, как познакомиться с ребятами и расположить их к доверительному общению? Использую игру «Интервью».

Интервью
Педагог – задает вопросы, дети – отвечают или один ребенок берет интервью у других, вопросы дозволяется задавать и педагогу. В результате игры педагог и ребята познают характер, привычки, вкусы, любимые занятия, окружение друг друга. Устанавливается непринужденная обстановка, и мы переходим к следующей игре «Магнит» на удержание внимания.

Магнит

Источник: http://guitarmag.net/shumailov1/

некоторые вопросы методики обучения игре на гитаре

                                   Автономное учреждение

«Образовательное учреждение дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» муниципального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

                           Городской округ город Радужный

                               Методический  доклад

« Некоторые вопросы методики обучения игре на гитаре».

                   Преподавателя  Хакимова Ф.Б.

                                            Радужный 2013год

       Некоторые вопросы методики  обучения                                  

                               игре на гитаре.

 Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. В словаре мы находим следующее определение: Мотива́ция (от lat.

«movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.

Вопросы мотивации — о целях, причинах и формах активной деятельности — занимали ученых уже в те далекие времена, когда о специализации наук не было и речи. Ее изучение имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей обосновывался объективно-причинный подход к мотивации.

Более широкое изучение проблемы начинается в XV в., в период распространения идей гедонизма, которые провозглашали удовольствие, наслаждение высшим благом и целью жизни. Изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта в XVII в. В конце XVII в.

цели мотивации поведения рассматриваются как стремление к балансу, равновесию между удовольствием и неудовольствием. Разработкой вопросов мотивации занимались различные школы: интроспективная психология (У. Джеймс), бихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл), представители гештальтпсихологии (К.

Левин), психоанализа (3. Фрейд). Вслед за эволюционной теорией Ч. Дарвина психологи начали широкие исследования инстинкта животных и человека (3. Фрейд, Э. Томлен, У. Мак-Дауголл и др.). Они утверждали принципиальную возможность понимания человека по аналогии с поведением животных.

Этот биологизаторский подход проявился в отождествлении поведения человека с элементарными поведенческими актами животных.

В основе понимания мотивации в начале XX в. лежит ряд концепций, обусловленных нарастанием идеологической реакции в период перехода от капитализма к империализму.

В этих концепциях принижается роль сознания, биологизируются поведение и общественная жизнь.

В разных странах мира почти одновременно началась плодотворная работа выдающихся основоположников современных направлений в изучении мотивации. В Австрии — 3. Фрейд, в Германии — К. Левин, в Англии — У.

Мак-Дауголл, в Америке — У. Джеймс, Э. Торндайк, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд.

Среди представителей русских, а позднее советских ученых, занимавшихся вопросами мотивации, необходимо отметить К.Д. Ушинского, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Е.Н. Соколова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского.

Одной из первых специальных работ по данной проблеме можно считать книгу профессора Петербургского университета Л.И. Петражицкого «О мотивах человеческих поступков».

Уже тогда он поставил вопрос о создании научной теории мотивации, необходимой не только для психологии, но и для других дисциплин.

Для нас важно отметить труды отечественных и зарубежных музыкантов. Так, например, В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. О повышении активности и стимуляции учебной работы говорится в трудах Г.М. Цыпина, В.М. Подуровского, Н.В.

Суслова, Б. Кременштейна. Изучение взаимоотношений учителя и ученика находилась в центре внимания таких ученых, как Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажникова, СЕ. Фейнберг, В. Ражников. Ю.Б Алиев разработал методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке. О повышении интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям говорится в работах Т.

Юдовиной-Гальпериной, Т. Смирновой, Л. Светличной, И. Домогацкой, Л. Осмоловской, Н. Ветлугиной, В. Игнатьева, Л. Игнатьевой, Н. Кончаловской, П. Синявского, В. Сергеева, Н. Дьяченко, Л. Хереско и многих других.

Они внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до настоящего времени.

  1. Основные категории мотивации обучения.

  В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной.

Большой приток учащихся в ДШИ должен был бы вызвать стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. К сожалению, уровень игры учащихся ДШИ по сравнению с другими странами и другими инструментами, остается невысоким.

Поэтому в данной ситуации становится необходимо рассмотреть такой важный и актуальный аспект процесса обучения учеников ДШИ, как мотивация их занятий. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории.

Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте. Следует отметить, что проблематика мотивации в контексте гитары не рассматривалась обширно и требует пристального внимания и изучения. 
Мотивацией называется совокупность побуждений к деятельности.

В данном случае под деятельностью мы понимаем обучение игре на гитаре. Учебная деятельность учащихся ДШИ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мотивы второстепенные, не имеющие самостоятельного значения, подчинены, так или иначе, мотивам ведущим. 

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников.

Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДШИ под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания.

Эти и многие другие аспекты увеличивают ее популярность в России и во всем мире.

  1. Причины снижения интереса к обучению.

  Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотивации учащихся, а также с проблемой  снижения интереса к инструменту в начале обучения, в частности к гитаре.

В настоящее время мотивационная сторона обучения школьников, на взгляд исследователей, наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно.

Сложность данной работы заключается в том, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считает гитару несерьезным инструментом.

Бытует мнение о гитаре как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому,

большинство детей, приходящих в ДШИ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинами.

Стоит также отметить, что  в системе отечественного музыкального образования гитара не имеет академического статуса и ошибочно находится в народном отделе.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Занятия на любом  музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, в определённой степени сложнее, чем занятия в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.

Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости обнаруживаются в первые годы обучения.

Кроме того занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами.

Обучение музыке сегодня связано с множеством хлопот, и, к сожалению не имеет перспектив.

Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДШИ. Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность.

Как уже было сказано выше, в современном обществе сложилось неверное отношение к искусству игры на классической гитаре. Дети и родители крайне мало слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим людям привычнее видеть гитару в компаниях, и слышать исполнение лёгкой музыки.

Читайте также:  Какие струны лучше. как выбрать струны для акустической, классической и электрогитары.

Сталкиваясь на уроках  с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара.

Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладениями навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными.  И как следствие, интерес к овладению гитарой постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом. 

  1. Повышение мотивации обучения.

 Поскольку мотивация выступает особым «энергообразующим» (В.В. Медушевский) началом, то ее специальное развитие рассматривается как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса. Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

  Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами.

  Педагог не должен строить свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания.

Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимся, ничего не знает о самом ребенке.

Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное поведение, а следовательно, и его поведение в музыкальном обучении.

Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, педагог работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия.

В решении данной проблемы следует точно определить и учитывать психологические особенности каждого учащегося. Например, если учащийся-гитарист имеет склонность к точным наукам, то в этом случае следует идти к художественному содержанию музыки через технологию игры. А если он «гуманитарий», то тогда целесообразно двигаться от прогнозируемого художественного результата к изучению технологии его достижения.

  Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях.

  Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учётом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль.

Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий.

Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре.

  Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика. Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и т.п.

  Кроме того, преподавателям-гитаристам необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары: предлагать им ходить на концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей, посещать концерты организованные ДМШ, а также знакомиться с видео- и аудио — записями выдающихся гитаристов.

Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей, сформировать верное представление о гитаре, как о классическом музыкальном инструменте.

Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту.

Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.
В области обучения игры на классической гитаре в нашей стране данная проблема усугубляется также отсутствием устойчивых традиций в этой сфере.

Ощущается дефицит серьезных научно-методических разработок и искусствоведческих работ. В практике обучения учащихся в музыкальной школе по формированию мотивации имеются существенные противоречия.

   Проблематика мотивации применительно к обучению гитаре в ДШИ требует научного и комплексного подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания гитары в целом.

Общий подъем интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые будут направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей.

Исследователи данного вопроса считают, что серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования, перевод ее из народного отдела в самостоятельный (гитарный отдел), реклама и пропаганда классической гитары в СМИ и Интернете.

Список литературы:

  1. Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка»
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология.
    Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.
  3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка,1974.
  4. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.
  5. Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. —  2007.
  6. Самохина М. А. Научная методическая работа «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары».- Москва, 2005

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/11/04/nekotorye-voprosy-metodiki-obucheniya-igre-na-gitare

Особенности обучения игре на гитаре в младших классах ДШИ/ Методическая разработка

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №10»

Особенности обучения игре на гитаре

в младших классах ДШИ

Методическая разработка

Составитель:

преподаватель по классу гитары

М.Л.Циколенко

Брянск 2017

Содержание

Введение Посадка

  1. Постановка правой руки

  2. Постановка левой руки

Заключение

Список литературы

Введение

Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Возьмем хотя бы аккомпанемент – он тоже может быть очень разным.

Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса – тут уже нужно владеть инструментом профессионально. Мы коснулись только аккомпанемента, но уже увидели, какой разной может быть гитара. Но вот и другие ее роли.

Фламенко на гитаре – это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приемам. И еще фламенко – импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге.

Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения. Один из самых выдающихся гитаристов фламенко – испанец Пако де Лусиа. Его выступления не раз передавали у нас по радио и телевидению. Выпущены две его пластинки – «Андалузские мелодии» и «В пятницу вечером в Сан-Франциско».

Следующий вид гитары не слишком распространен и почти не известен у нас. Это гавайская гитара. Гавайская гитара во время исполнения кладется плашмя на колени. Исполнитель надевает на три пальца правой руки специальные плектры – нечто вроде наперстков с металлическими перышками, которыми защипываются струны.

А в левой руке гитарист держит металлическую пластинку – ею он скользит по струнам, не прижимая их к грифу. Звучание гавайской гитары, поющее, вибрирующее, напоминает человеческий голос. Обычная гавайская гитара ведет мелодию, а аккомпанирует ей вторая гитара или какой-нибудь другой инструмент. Доступна гитаре и джазовая музыка.

Джаз – сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Гитара в совершенстве постигла и сложности джаза, и его законы. В 1920е годы в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту – банджо. Гитара в джазе – не только аккомпанирующий инструмент.

Во многих произведениях ей поручают соло, а соло в джазе – почти всегда импровизация. Иногда джазовые гитаристы вступают в концертах с самостоятельными номерами. В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами – например, со скрипкой, домрой, мандолиной.

Одно время были популярны так называемые неаполитанские оркестры, основу которых составляли гитары и мандолины. Люди старшего поколения, кому доводилось слушать такие оркестры, помнят их нежнейшее звучание. Мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать еще три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат. Классическая гитара.

Та, которая, кажется, может все. Для нее написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром. Русская семиструнная гитара. Без нее трудно представить себе такое явление музыкальной культуры, как русский городской романс. И, наконец, электрогитара, давшая жизнь новому направлению вокально-инструментальной музыки, популярность которой среди молодежи огромна. Каждая из этих ролей заслуживает отдельного разговора.

При всем разнообразии мира гитары хотелось бы выделить роль гитары классической, той основе, на которой сформирован золотой фонд гитарного искусства. Конструкция шестиструнной гитары прошла ряд изменений, в настоящем своем виде классическая гитара существует со второй половины XVIII века. В первой половине XIX века наступает расцвет гитарного искусства.

С этим периодом истории гитары связаны имена испанских гитаристов-виртуозов Ф. Сора и Д. Агуадо, итальянских – М. Джулиани, Л. Лениани, М. Каркасси и Ф. Карулли. Прекрасным гитаристом был гениальный скрипач Н. Паганини. Для гитары писали такие композиторы как Ф. Шуберт, К.-М. Вебер, Г. Берлиоз. Неоценимый вклад в развитие гитарного искусства внесли испанский гитарист-виртуоз – Ф.

Таррега, а так же его последователи – выдающиеся гитаристы современности М. Льобет, Э. Пухоль, А. Сеговия, М. Л. Анидо. Гитара завоевывает симпатии известных современных композиторов Э. Вилла-Лобоса, М. Кастельнуово-Тедеско, М. Понсе, Х. Родриго и многих других. Из русских гитаристов-шестиструнников в XIX веке широкой известностью пользовались М. Соколовский и Н. Макаров.

После Октябрьской революции 1917 года лучшие традиции классической школы шестиструнной гитары развивали в нашей стране П. Агафошин, П. Исаков, В. Яшнев. Новое поколение гитаристов – А. Иванов-Крамской, Л. Андронов, Л. Седлецкая, — своей концертной и педагогической деятельностью способствовали росту популярности и исполнительской культуры шестиструнной гитары.

Успешно работали на педагогическом поприще Я. Пухальский, П. Вещицкий, А. Попов, Г. Еманов и многие другие. Уважением и известностью пользовались среди гитаристов рано умершие Е. Макеева и Е. Русанов. Сейчас во многих музыкальных учебных заведениях создан класс гитары.

Киевская и Свердловская консерватории, музыкальные училища и школы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других городов готовят сотни гитаристов-шестиструнников.

1. Посадка

Для гитары, как и для многих других инструментов, важным элементом подхода к инструменту является правильная посадка и постановка рук. Значение посадки и постановки рук для гитариста является актуальным и очень важным, так как мы с вами знаем, что в правильности посадки и постановки рук заложено очень многое.

Прежде всего, это комфорт физический при музицировании, ощущение свободы и естественности движений и положений, правильной, эффективной работы мышц, но самое главное, мы закладываем в этом процессе качество нашего звука и звукоизвлечения во всех его отношениях.

В своей работе я применяю классическую посадку и постановку рук, основанную на школах классиков Пухоля, Каркасси, Тарреги, Сеговии, Джулиани.

Процесс обучения на классической гитаре начинается с посадки. При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сидении без пружин и поручней, высотой пропорционально его росту. Гитара кладется выемкой обечайки на левое колено, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед, плечи сохраняют свое естественное положение.

Левое бедро образует с корпусом небольшой острый угол, нога согнута, и ступня опирается на скамеечку. Наибольшую устойчивость создает скамеечка, передняя часть которой, служащая опорой для кончика ступни, имеет высоту 15-17 см, а задняя часть, на которой располагается пятка, — 12-14 см. Эти размеры могут быть изменены в соответствии с ростом исполнителя и высотой сидения.

Правая нога должна быть отставлена от левой только на расстояние, необходимое для нижней части инструмента, что придаст ему устойчивое положение. Женщины отводят правую ногу несколько назад, сгибая ее в колене, и опираются на кончик ступни.

Левая рука должна быть параллельна корпусу, предплечье приподнято, запястье согнуто и кисть расположена у грифа таким образом, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, в то время как остальные согнутые пальцы были готовы прижать струны кончиками последних фаланг.

Правая рука отодвигается от корпуса тела, чтобы позволить предплечью расположиться на большом закруглении обечайки. Такое положение предплечья способствует устойчивости инструмента. Потребность видеть струны и лады толкает начинающего на некоторые ошибки, которые следует избегать. Голова и корпус должны как можно меньше наклоняться вперед.

Надо стараться удерживать инструмент в правильном положении, не давая ему скользить по коленям. Головка грифа не должна находиться выше уровня плеч. Необходимо так же следить за тем, чтобы локоть правой руки не выходил за край корпуса гитары, а запястье не приближалось слишком к верхней деке и кисть не занимала бы наклонного положения по отношению к линии струн.

Вся суть правильной посадки в том, чтобы зафиксировать гитару в одном положении и поднять гриф под нужным углом на нужную высоту для удобства игры как левой, так и правой рукой. Получается, что гитарист как бы обнимает гитару, руки находятся в естественном положении. Никаких неестественных или сильных выгибов или поворотов.

2. Постановка правой руки

Читайте также:  Как правильно держать гитару сидя и стоя. рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой

Если, поместив предплечье на корпус гитары, мы свободно опустим кисть, то она несколько отклонится вправо. Приблизим запястье к розетке и слегка покачаем кистью влево и вправо; при этом запястье должно находиться на расстоянии примерно 4 см от поверхности верхней деки.

Линии первых суставов указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца параллельна струнам. Пальцы в расслабленном состоянии, сложенные вместе, параллельны ладам. Необходимо следить за тем, чтобы к5ончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн.

Большой палец, параллельный указательному, касается его краем последней фаланги. Эта постановка руки, характерная для школы Таррега, исходит из положения инструмента, рук и пальцев и обеспечивает легкое и уверенное защипывание струн, дающее сильный и полный звук вышеуказанная постановка руки представляется наиболее естественной.

Кисть должна быть полностью расслабленной и либо просто висеть, либо опираться кончиками пальцев на струны. Рука в целом, от плеча до кончиков пальцев, является источником силы, преодолевающей сопротивление струн.

Всякое напряжение руки уменьшает эластичность мышц и гибкость суставов, что препятствует свободе движений и устойчивости кисти и отрицательно сказывается на чувствительности, независимости действий и силе пальцев.

Начинающему рекомендуется смотреть в расположенное справа или слева от себя зеркало, чтобы внимательно следить за положением и движением рук. От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; ее действия определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для хорошего исполнения.

3. Постановка левой руки

Естественно приподнимая предплечье, поставьте кисть на высоту первых ладов и расположите большой палец на средней линии задней части грифа. Приподняв и округлив запястье, свободно согните пальцы и последней фалангой прижмите струны к грифу. Широкая часть кисти должна оставаться параллельной грифу, несмотря на разную длину пальцев.

Свобода действий пальцев требует, чтобы кисть была на некотором расстоянии от грифа. Сохраняя одинаковое расстояние от струн, пальцы действуют с легкостью, и каждый из них при необходимости охватывает максимальный отрезок грифа. Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны указательного пальца.

Совершая эту ошибку, затрудняют действия мизинца и делают невозможным правильное исполнение баррэ на всех струнах указательным пальцем.

Отсюда мы можем сделать следующие принципиальные выводы:

  1. Палец, который прижимает струну, должен это делать с достаточной силой, чтобы хорошо зафиксировать одну из опорных точек колеблющейся части струны;

  2. Эта сила должна быть равномерной и постоянной в течение всего времени использования колебания струны;

  3. Для того, чтобы прекратить звучание, достаточно установить колебание струны.

Кисть левой руки должна быть параллельна грифу. Нельзя излишне напрягать кисть, иначе она утратит эластичность. Ее роль заключается в том, чтобы удерживать пальцы на уровне ладов, на которых прижимаются струны, и содействовать растяжению пальцев и свободному движению по всему грифу.

Большой палец поддерживает кисть, служит опорой, способствует ее устойчивому положению, а также уравновешивает силу нажима на струны других пальцев. Добившись естественного действия руки, необходимо следить за сохранением ее правильного положения.

Когда кисть передвигается выше XII лада, большой палец, скользя по шейке грифа, переходит к опоре на нижний край грифа, у места соприкосновения его с верхней декой. Пальцы, находящиеся на струнах, должны оставаться закругленными. При обратном движении большой палец занимает свое обычное положение.

Четыре согнутых пальца, расставленных над соответствующими ладами, должны быть готовы, наподобие шарнирных молоточков, перпендикулярно опускаться на струны, прижимая их около порожка отграничивающего соседний, более высокий лад.

Расположение пальцев указанным образом на возможно малом расстоянии от струн позволяет нажимать на них короткими движениями, дающими возможность экономить время и силы. Пальцы левой руки передвигаются в двух направлениях по отношению к струнам: поперечном и параллельном.

Эти движения, зависящие от всей руки, включают еще два движения, относящихся исключительно к пальцам: сближение и растяжение последних. Передвижение пальцев по грифу и состоит из сочетания указанных движений. Последняя фаланга должна быть перпендикулярна грифу и при нажатии на крайние – пятую и шестую – струны.

При ирге на ближних – первой и второй – струнах локоть несколько отводится назад и изгиб пальцев увеличивается. Усилие сосредоточивается на кончике каждого пальца; оно должно быть не более того, какое необходимо для извлечения звука соответствующей громкости и длительности.

Для достижения большей длительности и слитности звука необходимо, чтобы пальцы при передвижении кисти как можно меньше поднимались над струнами. В принципе нажатие на струну надо прекращать только по окончании звучания извлекаемой ноты. Если тот же палец должен извлечь последующий звук на той же струне, то он при передвижении прекращает нажим, но полностью от струны не отрывается. Только в результате постоянных и сосредоточенных занятий гитарист сможет усвоить логичную и естественную аппликатуру, что позволит более легко и художественно исполнять разучиваемые произведения.

Заключение

Огромная популярность гитары привлекает все больше и больше людей разных возрастов. В музыкальные школы и школы искусств приходит большое количество детей, желающих постичь мир искусства, мир музыки.

Учась в классах классической гитары, у детей развивается вкус, кругозор, мышление, и, прежде всего, работа над собой, своим характером.

Начальный этап обучения на гитаре, та кропотливая работа над посадкой и постановкой рук, приведет к прекрасным моментам общения с музыкой.

Тот, кто готов отдать все свои силы и способности, чтобы работа была плодотворной, примет во внимание следующие рекомендации:

  • Необходимы систематические и правильные занятия;
  • Лучше заниматься один час ежедневно, чем семь часов один раз в неделю;
  • Все технические трудности преодолимы, но успех зависит от метода и применяемых средств;
  • Следует избегать лишних и бесполезных усилий и движений;
  • Необходимо внимательно следовать указаниям преподавателя;
  • Надо постоянно вслушиваться в свою игру, чтобы своевременно исправлять ошибки и улучшать исполнение;
  • Необходимо с самого начала заниматься внимательно, так как если будут усвоены неправильные привычки, то исправлять их будет трудно или даже невозможно.

В заключении скажем еще об одном ценнейшем качестве гитары — она умеет быть самым интимным из музыкальных инструментов. Кто-то заметил, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает.

Список литературы

  1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка», 2000.

  2. Богушис А. Постановка рук и способы звукоизвлечения на гитаре. // Жур. «Шоу-мастер», 2007, №3, с. 29-31.

  3. Вольман Б. Гитара в России. СПб: «Музгиз», 2000.

  4. Вайсборд М. Андрес Сеговия. М.: «Музыка», 2002.

  5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение», 2002.

  6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка», 2000.

  7. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка», 2001.

  8. Леонтьев В. Школа аккомпанемента на шестиструнной гитаре. М.: «Просвещение», 2003.

  9. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка», 2002.

  10. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М.: «Музыка», 2001г.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/osobiennosti_obuchieniia_ighrie_na_ghitarie_v_mladshikh_klassakh_dshi_mietodichi

Как научиться играть на гитаре

Звуки гитары завораживают. Не зря многие, попав под гипнотическое звучание этого инструмента, изъявляют желание обучиться играть на нем.

Как научиться играть на гитаре без помощи учителей (самостоятельно)? Такой вопрос задают практически все желающие обучиться. Это достаточно просто. Главное иметь терпение и желание учиться.

Для начала нужно знать, как выбрать себе гитару, из каких частей она состоит и прочие особенности.

Самостоятельно выбираем гитару — на что обратить внимание

Любому человеку, решившему заняться обучением игре на гитаре, нужно ее приобрести. Это очень важный этап. Неправильный подбор музыкального инструмента влечет за собой неудовлетворительный результат. Есть несколько особенностей, на которые нужно обратить свое внимание:

  • Для начала не мешает определиться с музыкальным направлением, которое больше всего симпатизирует, потому, что от того в каком направлении планируется исполнять музыку, зависит и выбор гитары. Для этого выберите несколько мелодий из разных направлений и внимательно прислушайтесь. То направление, которое будет больше всего симпатизировать и нужно выбирать в качестве начального обучения.
  • Естественно важную роль играет цена. Для начала стоит определиться с той суммой, которую можно себе позволить истратить. Для этого нужно прицениться в нескольких специализирующихся магазинах. Если бюджет ниже, чем ожидалось, то не стоит расстраиваться. Наверняка найдется хотя бы один знакомый с гитарой относительно хорошего качества. Для начальных занятий она вполне сгодится.
  • Дальше нужно определиться с характеристиками будущего инструмента. Из какого материала он сделан, страна производитель, цвет и т.д. С этим вопросом могут помочь более опытные друзья или интернет. Никто не запрещает посмотреть «в живую» и потрогать гитары в магазине. Так будут более точно определены требования к ней. Желательно «экскурсию» в магазин проводить со знающим человеком. В принципе, важно то, как инструмент лежит в руке. Но и глаз она должна радовать.
  • Последним шагом, нужно определиться, какой инструмент нужен: электрогитара или акустическая.
  • Устройство гитары: ее основные части

    Чтобы узнать, как научиться играть на гитаре, необходимо знать основные составляющие части инструмента. Так как это ваша первая гитара, то, в основном покупается классическая. Рассмотрим именно классический вариант. Обзорный экскурс начнем с верхней части (длинной).

    • Рассмотрим все составляющие длинной части гитары.
    1. Гриф. Это и есть та самая длинная часть гитары. На него приходится большая часть всей нагрузки. А она достаточно велика. Струны натягиваются и создают вес до 70 кг.
    2. Голова грифа. Она является самой верхней частью гитары. В основном она ответственна за уровень натяжения струны. Непосредственная задача быть платформой, к которой крепятся колки.
    3. Колки. Делаем ударение на первом слоге. Они служат основой, на которой намотаны струны. При их помощи регулируется натяжение струн, при настройке инструмента.
    4. Порожек. Это своеобразный ограничитель, который необходим для того, чтобы ограничить длину верхних колеблющихся частей струн.
    5. Порожки лада. Они располагаются от верха до низа грифа, ограничивая длину лада. Лад — это длина между ближайшими порожками.
    1. Оберчайка. Это торцевая сторона нижней (объемной) части гитары. Ее задача в усилении конструкции, а так же в создании качественного усиления звука.
    2. Верхняя дека. Это лицевая плоскость гитары. Так же предназначена для усиления звука, а так же для несения нагрузки. Она связана с натяжением струн. На ее поверхности расположена подставка — еще одна точка крепления для струн.
    3. Розетка. Представляет собой большое отверстие (круглое). Находится в верхней деке. От «розетки» зависит характеристика звука.
    4. Нижняя дека. Это такая же плоскость гитары, как и верхняя дека, только находится с обратной стороны.
    5. Подставка — расположена на верхней деке. Она является второй стороной крепления струн.
    6. Нижний порожек. Он находится перед подставкой и служит для ограничения колеблющих частей струн с другой стороны.
    7. Мензура. Это расстояние между порожками (верхним и нижним).

    Учимся игре на гитаре — основные этапы

    После того, как выбрана гитара и уже изучены составляющие, можно приступать к обучению.

    • Важно правильно держать гитару в руке. Чтобы это сделать, садимся и переносим вес музыкального инструмента на правое колено. Правой рукой придерживаем верхнюю деку. Другую руку оставим свободной. В таком положении должно быть удобно. Как только сидеть станет комфортно, обращаем внимание на уровень расположения струны над уровнем грифа. От высоты зависит, насколько сложно будет устанавливать струны, а так же зажимать аккорды. Необходимо проверить оба края грифа. На нем железные порожки не должны за него выступать. Если это произошло, то ими можно легко пораниться.
    • Настройка звука. Так как новичку самостоятельно сделать это сложно, попросите продавца в магазине настроить гитару, а главное наглядно показать, как это делается. Звук должен быть истинным и чистым.
    • Настройка звука самостоятельно. Этап покупки пройден и инструмент настроен, но за счет того, что струны быстро растягиваются, гитара так же быстро «расстраивается». Вскоре потребуется повторная настройка. В этом случае придется проводить настройку струн самостоятельно. Это можно сделать двумя способами. Первый: по камертону. Второй: по тюнеру (электрическому или через интернет). Перед началом каждой игры нужно проверять настройку. Если этого не делать, то быстро испортится слух. Он, к сожалению, не сможет восстановиться.
    • Тренировка пальцев. Важный этап в обучении игры на гитаре — упражнения для повышения ловкости пальцев. Оно предназначено не только для новичков, но и для опытных гитаристов. С его помощью профессионалы сохраняют ловкость на нужном уровне. Упражнение:Самообучение игре на гитаре
    1. Нужно зажать указательным пальцем (на левой руке) первый лад (струна шестая) поблизости от порога.
    2. Затем необходимо зажать струну, а большим пальцем (на правой руке) извлекаем звук. Указательный палец оставляем на месте.
    3. Зажимаем средним пальцем второй лад (струна шестая) и снова извлекаем звук.
    4. Затем поочередно нужно зажать безымянным пальцем струну третьего лада, а затем мизинцем струну четвертого лада (не забываем, что струна шестая).
    5. После вышеперечисленных действий снимаем пальцы в обратной последовательности (начиная с мизинца). Не забываем выдавать звук. Вначале пальцы будут болеть и очень сильно уставать, но если постоянно и упорно тренироваться, то успех гарантирован.
    • В любом обучении необходима динамика и в вопросе «как научиться играть на гитаре» она, так же, не лишняя. По истечении некоторого времени нужно попробовать исполнить гаммы. Тяга к обучению кроется в последовательном усложнении звука. Так же это тренирует пальцы. Лучше всего освоиться новичку поможет игра перебором. Для этого можно попросить умеющего знакомого показать простую мелодию. Если такового не имеется, то легко можно найти в интернете.
    • Привала извлечения звуков. За каждым пальцем закрепляется своя струна: большой палец отвечает за пятую — шестую струны; указательный за четвертую, и так далее соответственно.
    • Тренировки нужно продолжать, пока не научитесь автоматически находить нужные струны. Как только будет достигнут результат, становится возможным учить аккорды. Для начинающего музыканта достаточно обучиться десяти аккордам (как основа). Это позволит самостоятельно подобрать несложные мелодии. Для того, чтобы не напугать себя, не нужно торопиться переходить к нотной гамме. Новичок в этом ничего не понимает, да и для начального уровня этого не требуется.
    • Итак, основные шаги предприняты и остается только одно — упражняться. Этим занятиям нужно уделять в день не менее двух часов. Любое начинание требует времени. Чем больше его тратить, тем быстрее будет виден результат.
    • Помните, что отношение к гитаре должно быть такое же, как и к живому человеку. Не зря же ее называют подругой. Если ее чувствовать, то она действительно станет незаменимой.
    • Так же обучение игре на гитаре требует много времени, терпения и выдержки. И если уж вы решились научиться играть, то стоит отдавать этому все свободное время.
    • Не бойтесь просить помощи. Если есть человек, который может помочь справиться с трудной ситуацией, то смело обращайтесь.
    Читайте также:  Как играть медиатором на гитаре. техника игры и упражнения.

    Рекомендации от экспертов

    Источник: http://KakZnatok.ru/raznoe/kak-nauchitsya-igrat-na-gitare/

    Современные методики преподавания гитары — PDF

    1 Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Алтайский государственный музыкальный колледж» (КГБОУ СПО «АлтГМК») Современные методики преподавания гитары материалы студенческой конференции специальности «Инструменты народного оркестра» Барнаул, 2015 г.

    2 Н.В.Беляева Современные методики преподавания гитары Редактор: С.И.Прокофьева, директор АлтГМК Ответственная за выпуск: О.В.Галошина, методист 2

    3 Данная конференция посвящена классической гитаре и современным методикам преподавания игры на инструменте.

    В подготовке докладов были заняты студенты гитаристы IV курса Алтайского государственного музыкального колледжа специальности «Инструментальное исполнительство» специализации «Инструменты народного оркестра» и наши выпускники, а ныне студенты Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки.

    Не секрет, что большая часть «гитарного сообщества» всего мира с успехом пользуется новой методикой звукоизвлечения на инструменте, суть которой в корне отличается от технологии извлечения по старым «советским школам».

    Подробно данные методики рассматриваются в работах и пособиях великих гитаристов: новосибирского педагога Ю.П.Кузина; известного американского гитариста Скотта Тенанта, в видео мастер-классах немецкого гитариста, педагога Уильяма Каненгайзера и др.

    Этой актуальной для гитаристов Алтайского региона теме посвящен доклад студентки IV курса АлтГМК Е.Червоненко. Вопросы педализации на гитаре рассматриваются в докладе студента III курса НГК имени М.И. Глинки А.Сартакова. Как член жюри многих краевых исполнительских конкурсов могу сказать, что практика показывает острую необходимость в изучении и популяризации данной тематики. 3

    4 На примере известных среди гитаристов этюдов Михаэля Трёстера, студентка V курса НГК имени М.И. Глинки С.Барбашина продемонстрировала увлекательный подход к работе над гитарной техникой.

    Студенческая конференция «Современные методики преподавания гитары» в Алтайском государственном музыкальном колледже, осветившая некоторые современные подходы к преподаванию в классе гитары, несомненно послужит толчком к педагогическому творчеству студентов музыкального колледжа и консерватории, а также будет способствовать профессиональному росту преподавателей ДМШ и ДШИ, присутствующих на форуме. Нашим студентам запомнились встречи и общение со студентами курирующего ВУЗа НГК им. М.И.Глинки. Наталья Владимировна Беляева, преподаватель класса гитары Алтайского государственного музыкального колледжа, автор проекта проведения студенческой конференции «Современные методики преподавания гитары» 4

    5 Техника звукоизвлечения на классической гитаре по школе У. Каненгайзера Червоненко Екатерина, студентка 4 курса АлтГМК Вступление.

    Мне хотелось остановиться на некоторых вопросах звукоизвлечения на классической гитаре и способах улучшения качества звука, освещенных в трудах Уильяма Каненгайзера, известного исполнителя на гитаре, автора учебно-методических пособий по вопросам исполнительского искусства, в том числе видео пособия «Классическая гитара мастерства», снятого в 2005 году. Уильям Каненгайзер (William Kanengiser) современный американский классический гитарист. Репертуар Каненгайзера очень обширен, он является исполнителем музыки различных стилей. Уильям создал множество великолепных обработок музыки как для гитары соло, так и для квартета. Кроме того, музыкант известен двумя видеозаписями курса игры на гитаре, Effortless Classical Guitar и классическая гитара мастерства. Получил степень бакалавра музыки и учителя в Thornton School of Music университета Южной Калифорнии, где он также является членом профессорскопреподавательского состава. Известен как один из основателей и участник the Los Angeles Guitar Quartet, с которым много гастролирует по всей Азии, Европе и Северной Америке. LAGQ был удостоен «Грэмми» в 2004 году. О звукоизвлечении. Как получить хороший и красивый звук? Хочется сказать, что не существует какого-то определенного совершенного звука. И хотелось бы вполне согласиться с Джоном Тейлором, написавшим отличную книгу про звукоизвлечение на классической гитаре, что спрашивать у гитариста о совершенном звуке, это тоже самое, что спрашивать у художника о наилучшем, совершенном цвете. Классическая гитара с нейлоновыми струнами имеет широкий спектр различных тембров, и вы должны научиться 5

    6 пользоваться ими для достижения высоких результатов. Вы можете играть ярко или наоборот тускло, в зависимости от настроения музыки. И вначале мы поговорим о достижении наиболее теплого, объемного звука, очень распространенного в музыке. Всегда, когда мы говорим теплые или объемные звуки — это характеристики по ощущению.

    А если подойти технически, то это звук, в тембре которого мало высоких частот, а больше средних и низких. Итак, каким образом подавить этот высокий тембр? Причина по которой у многих гитаристов получается более высокий звук в том, что при извлечении звука они немного тянут струны вверх. Поговорим о механике.

    Как непосредственно работает струна? Поскольку довольно сложно смотреть на инструменте, мы посмотрим это на небольшой сконструированной модели 1(показать макет) Это модель верхней деки гитары, вот верхняя дека, представьте себе -это одна струна, это другая.

    Когда вы оттягиваете струну, выводя ее из состояния покоя, она начинает совершать колебательные движения до тех пор, пока не вернется в исходное положение. Соответственно выведение струны из состояния покоя дает колебательные движения, расстояние на которое вы ее оттянули — громкость.

    А направление, в которое вы оттягиваете — одно из главных составляющих тембра. Если вы оттягиваете струну по направлению к деке, она дает более богатый звук, более объемный. Если же мы будем тянуть ее от деки вверх, то звук получится более тонким.

    В этом причина, что большинство гитаристов оттягивает струну по направлению к деке, звук получается более теплым и более объемным, но, тем не менее, есть много гитаристов, которые оттягивают струну вверх, и звук получается более высоким. Теперь посмотрим эту разницу на гитаре 2(беру гитару).

    Я попробую показать ту разницу, которая получается при натяжении струны вверх (играю, показываю, слушаем звук, пальцем i выщипываю струну), а затем я перейду постепенно к натяжению струны вниз, удар будет одним и тем же, посмотрите, как меняется звук (показываю, слушаем). Интересно то, что это практически неразделимо с виду, это нужно чувствовать. Оттяжение 6

    7 струны вниз, а не вверх (убираю гитару). И перед тем как двинуться дальше, мне бы хотелось представить вам такой макет. 3Представим правую руку в качестве модели пальца правой руки, например указательного. Представим это 1 фаланга, это 2, а кисть это ноготь, возьмем макет деки со струнами и посмотрим, как движется палец.

    Если ваша рука слишком далеко от струн, то вашему пальцу приходится тянуться к струнам удар по струне получается неправильный, он тянет струну вверх. Тоже самое касается и слишком близкого положения руки по отношению к струнам, струна опять тянется вверх.

    А если рука находится в правильной позиции и рука совершает правильное движение, то удар получается в нужном направлении. Такая модель очень хорошо демонстрирует хорошее движение пальца, но не очень наглядно с точки оттяжения струны вниз 4 (берем макет бумагу и делаем ее как ноготь к правой руке).

    Представим, что это ноготь, воспользуемся вот таким макетом. Для начала посмотрим весь удар целиком. Нам нужно такое движение, чтоб палец сыграл теплый звук, не задев следующую струну. Итак, правильный удар по струне. Перед тем, как вы оттяните струну, движение начинается естественно с этой стороны, лицевой.

    Большинство музыкантов совершают одну и ту же ошибку, перед ударом их палец находится с другой стороны струны и движение вот такое (натягивая струну, палец уходит по траектории вверх от деки). Соответственно убедитесь в правильном положении пальца, и когда палец оттягивает струну, он движется вниз, соответственно, и струна оттягивается вниз.

    А затем вот так(показываю, что защипывает струну вниз и палец потом уходит вверх). Самое главное — это контроль, когда палец находится на струне и натягивает ее вниз. Теперь все это перенесем на гитару и посмотрим, как это звучит и применяется.

    Смотрите, указательный палец находится с лицевой стороны струны, я буду дергать струну указательным пальцем, движение вниз и струна оттягивается вниз. Итак, оттягивание, струна звучит и палец возвращается в исходное положение. Это очень важно — палец должен возвращаться в исходное положение. Когда вы оттягиваете струну не давите 7

    8 строго вниз, оптимальный угол 45 градусов. Давайте попробуем отработать это движение (слушаем звук и отрабатываем на гитаре) и самое главное, обращайте внимание на траекторию движения, куда вы оттягиваете струну, когда палец находится на ней.

    Это можно использовать как упражнение для поиска звука, переходя к следующим пальцам m, a, p. Движение вниз под углом 45 градусов. Иногда вы можете случайно задевать ближайшую нижнюю струну, конечно, это ошибка. Но основная причина этого удара у людей в том, что, стремясь не задеть следующую струну, они слишком сильно поднимают руку.

    Хороший и правильный удар получается тогда, когда чуть-чуть не задеваем нижнюю струну. Наиболее низкая из возможных траекторий движений пальца. Теперь давайте поговорим о большом пальце. Основная идея такая же. Дело в том, что большой палец совершает движение в противоположном направлении относительно остальных пальцев.

    Давайте посмотрим, сыграем 6(показываю). Движение начинается от стороны струны, в то время как другие пальцы наоборот, движение вниз, струна оттягивается вниз, отпускаем струну и возвращаемся в исходное положение. Вот такое движение при ударе. Здесь вы можете четко видеть, куда оттягивается струна.

    А теперь давайте попробуем сыграть аккорд большим и всеми другими пальцами руки. Мы оттягиваем их вниз и возвращаемся в исходное положение. Вы можете чувствовать энергию, которую вы вкладываете в струны. Поговорим о концепции. Многие гитаристы считают, что энергия есть только в момент звукоизвлечения.

    Нужно немного поменять понятие этого момента. Вкладывать энергию до того как вы еще извлекаете звук. И в этот самый момент, когда вы оттягиваете струну, вы должны принять решение, какой звук вы хотите извлечь. А сам момент звукоизвлечения становится просто расслаблением.

    Расслабление после каждого аккорда возвращает вас в исходное положение, к подготовке к следующему аккорду. Давайте посмотрим, как выглядит это на гитаре. Играя аккорды, убедитесь, что вы не распрямляете сильно пальцы. Вы можете потерять ощущение того, 8

    9 где находятся нужные струны. Вы не убирайте пальцы от струн и всегда чувствуйте, где они находятся. Итак, мы поговорили о правильном звукоизвлечении. Но есть еще одна вещь правильного достижения пальцев звука при игре, кроме направления, в которое вы оттягиваете струну. Это угол атаки. Воспользуемся макетом вновь.

    Представим струны горизонтально. Основная идея в следующем. Каков оптимальный угол пальца по отношению к струне, движется ли он в диагональном направлении или строго перпендикулярно? Посмотрите на этот воображаемый ноготь. Если палец движется по диагонали, то он сначала задевает струну и она соскальзывает по ногтю и срывается.

    Если движение будет перпендикулярным, то ноготь касается струны, затем она срывается, напоминает медиатор. При диагональном движении происходит так называемое, постепенное высвобождение. Конечно, его можно назвать постепенным только относительно. На самом деле оно происходит очень быстро.

    Такое движение сделает тембр более низким, а звук более теплым. Если ноготь движется перпендикулярно к струне, происходит мгновенное высвобождение и звук получается более острым и тонким. Если рука располагается немного под углом, то пальцы движутся по направлению к локтю, начинаем с левой стороны ногтя и получаем теплый звук.

    Затем я меняю угол наклона кисти так, что движение пальца становится перпендикулярным к струнам. К направлению плеча. Почувствуйте разницу в звуке. Звук словно убирает весь низ и он становится плоским. А если вы наклоните руку слишком сильно, то получится слишком теплый, мягкий звук. Таким образом, каждый может добиться звучания на гитаре.

    Если пальцы находятся в перпендикулярном положении, слегка наклоните руку, самое главное не перестарайтесь, иначе звук получится скребущим. Можно делать следующее, менять наклон руки по мере того, как опускаешься вниз. Соответственно положение руки более перпендикулярно на басовых струнах и по диагонали на верхних струнах.

    Звук верхних струн становится более мягким, а басовых — более ярким. Звучание балансируется. Над этим стоит 9

    10 поработать. Угол атаки при игре очень важен. Итак, у нас есть два способа смены краски звука от яркого до тусклого, даже без перемещения руки. Это дает вам богатую палитру музыкальных красок для исполнения. У вас может быть отличное звукоизвлечение и техника, но если ваши ногти в плохом состоянии, все это не будет работать.

    Такая форма ногтя неправильная, у нее заостренный конец. При движении к струне, вы можете заметить, что струна, как бы, зацепляется за такой ноготь и затем, даже если удар отработан правильно, струна будет оттягиваться вверх. Даже при диагональном движении струна быстро срывается с ногтя. Звучание окажется плохим.

    А если мы взглянем на обычную форму ногтя, то вы увидите, струна соскальзывает по краю ногтя и плавно срывается с его кончика. И еще немного о неправильной форме ногтя. Когда струна с подушечки пальцев попадает на такой ноготь, могут появиться зазубринки с левой части ногтя и обычно появляются. Это серьезная проблема для множества гитаристов.

    Итак, каким же образом придать ногтю правильную форму? Воспользуемся моделью идеального ногтя. Представьте себе линию, идущую от кончика пальца, а вот пилка для ногтей. Основное правило таково, мы держим пилку под углом 45 градусов к пальцу, к той самой воображаемой линии от кончика, если посмотреть сбоку, то именно такой угол и получается.

    Если мы посмотрим на палец спереди, то пилка будет находиться под углом, чуть меньше 90 градусов, постарайтесь сразу овладеть положением пилки на струне, тогда вы сточите ноготь по прямой линии, т.е. по линии пилки. Если я возьму ноготь неправильной формы, вы сами увидите, что такой ноготь подпилен неправильно, не по прямой.

    Вы видите, здесь он слишком короткий, видите выемку, за нее и будут цепляться струны. Так что ноготь должен быть подпилен строго прямо, пилка должна прилегать всей плоскостью. Обязательно добейтесь того, чтобы кромка ногтя была ровной, без зазубрин, чтобы не цеплять струн.

    Внутренняя сторона должна быть хорошо отшлифована, а кромка ровной, потому что струна будет соскальзывать. Если на ногте имеется зазубринка, даже маленькая, или лак, 10

    Источник: https://docplayer.ru/32433273-Sovremennye-metodiki-prepodavaniya-gitary.html

    Ссылка на основную публикацию