Пентатоника на гитаре для начинающих. как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Пентатоника на гитаре — что это такое?

Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени.

Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать.

В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.

Для чего нужна пентатоника

Так же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности.

Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот.

Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.

Немного истории

Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России.

Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом.

Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Ее продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук.

Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей.

Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.

Использование в разных стилях музыки

Как уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо.

Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях.

И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.

Как строится пентатоника

Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.

Как играть пентатонику

Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой.

Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке.

Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.

Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.

Пентатоника 5 позиций на гитаре

Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.

Аппликатура

При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем.

Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре.

Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.

Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже.

Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше.

Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.

Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»

Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса.

Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд.

Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.

1 позиция

2 позиция

3 позиция

4 позиция

5 позиция

Мажорная пентатоника на гитаре – «Соль-мажор»

Как и в предыдущем разделе, все позиции выстроены по системе CAGED. Их точно так же можно двигать по грифу для того, чтобы играть в разных тональностях. Тоники отмечены черными точками. Точно так же, как и в случае с минорными боксами, каждый из них является продолжением другого. Это упрощает их запоминание и позволяет проще ориентироваться внутри грифа.

1 схема

2 схема

3 схема

4 схема

5 схема

Полный список в разных тональностях

Ниже представлен полный список гамм и пентатоник во всех существующих тональностях. В этих статья подробно рассмотрены все боксы, а также частные случаи позиций от отдельных тоник. Используйте этот список, чтобы еще больше углубиться в суть вопроса о гаммах и соло-импровизации.

Пентатоника табы

Ниже представлен список табулатур с  упражнениями, ликами и боксами пентатоник в популярных тональностях. Примеры помогут вам научиться чему-то новому и разнообразить игру всех боксов под метроном.

  1. andy_james-10_pentatonic_licks.gp5  — Скачать (12Kb)
  2. blue_note_licks_colouring_the_pentatonic.gp5  — Скачать (4 Kb)
  3. lessons_scales-a_minor_c_major_pentatonic_scale.gp3  — Скачать (5 Kb)
  4. lessons_scales-em_extended_pentatonic.gp4 — Скачать (5 Kb)
  5. lessons_slides-am_pentatonic_scale.gp3 — Скачать (2 Kb)
  6. sans_rocks-pentatonic.gp4 — Скачать (21 Kb)

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Источник: http://pereborom.ru/pentatonika-na-gitare/

Импровизация на гитаре: пентатоника

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы.

Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли.

В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника», которая  ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пентатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной, а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую «блюзовую пентатонику»,  которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной.

Для того чтобы понять сам принцип —  нужно овладеть всеми боксами пентатоники. Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей.

Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

В тональности Ля-мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

Читайте также:  Медиатор для гитары. полное руководство по выбору медиатора для начинающих и опытных гитаристов.

Советы

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля-минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы: Музыкальные идеи

Источник: http://proguitarworld.ru/improvizacia-na-gitare/

Минорная пентатоника на гитаре. Пентатоника ля минор. Боксы пентатоники

Если и есть музыкальная Библия у рок-музыкантов, то она начинается с главы о минорной пентатоники, более 90% гитарных блюзовых и роковых соло используют именно эту гамму. Минорная пентатоника, за что её любят гитаристы, обладает четким блюзовым звучанием.

Ею можно обыграть многие аккордовые последовательности в минорных и блюзовых тональностях.

В статье найдете ответы на такие вопросы:

  • что такое пентатоника,
  • как обозначается минорные и мажорные гаммы в музыке,
  • минорная пентатоника — что такое, как играть,
  • пентатоника ля-минор,
  • минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе,
  • боксы пентатоники с примерами из гитарных соло.

Тема важная, но настолько объемная, что нет времени на лишние разговоры, поэтому только суть, только реальные примеры из реальных композиций.

Определение минорной пентатоники

Для импровизаций в блюзе и роке широко используется минорная пентатоника. Как ее получить? Необходимо выбросить из минорной гаммы (как вы знаете, это семь нот) вторую и шестую ступени (к примеру, из самой популярной гаммы «Ля-минор» нужно выбросить ноты «Си» и «Фа»). Как видите, всё очень просто.

Таким образом, минорная пентатоника — это минорная гамма из пяти нот («пента» — пять), в которой отсутствуют 2-я и 6-я ступени.

Особенность гитары — ее уникальный строй, позволяющий играть любые гаммы в одной и той же распальцовке, поэтому выучив ,как играть пентатонику ля-минор, вы, сможете сыграть любую пентатонику, вопрос будет стоять только в начальном ладе на грифе.

Обозначается минор словом “moll”, тогда как мажор – “dur”. При обозначении тональности они прибавляются к названию тоники через дефис: ля-минор будет a-moll, а До-мажор – С-dur.

А теперь сравните a-moll и a-moll пентатонику:

Пентатоника Ля-минор

Стоит отметить, что основная позиция (или бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор напоминает аппликатуру аккорда Am, так как строится вокруг него.

Выше изображен аккорд Am. а теперь пентатоника ля минор (a-moll)

Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнения и примеры

Собственно вышеуказанная аппликатура и называется минорной пентатоникой в 1 боксе.
Если у вас возникнет вопрос, какие пальцы необходимо использовать, то учитывайте, что многие гитаристы вместо мизинца используют безымянный палец на первой и второй струне.

Табулатура минорной пентатоники ля-минор в 1 боксе. Кружочками изображены пальцы

Разнообразить игру можно такими приёмами, как hammer-on, bend, pull-off, vibrato, slide. Зачастую гитаристы используют приём «бенд» первым пальцем – подтягивание струны вверх или вниз. Звучание обеих струн должно сливаться.

Обратите внимание на другие упражнения, которые помогут вам отработать минорную пентатонику и привыкнуть к её звучанию.

Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнение 3

Помните, что большой палец левой руки во время подтяжек и вибрато должен обхватывать гриф сверху, а при hammer-on, pull-off и переменном штрихе – возвращаться в обычное положение. Когда вы освоите эти фразы, сыграйте их в других тональностях.
Самые распространенные риффы в первом боксе пентатоники, которые вы сможете сыграть без проблем:

AC/DC – «If You Dare»
Rage Against The Machine – «Bombtrack» и «Know Your Enemy»

Также вам стоит сыграть соло Aerosmith — Cryin' и Nazareth — Right Between The Eyes.

Найдите эти композиции и обязательно выучите.

Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры

Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники. Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.

Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am

Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.

В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.

Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.

Сочетание бенда и вибрато

Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.

Хаммеры и пуллы в петатонике a-moll

Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.

«Вертушка» на 2 и 3 струнах

Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем баррэ.

«Вертушка» на 2 и 3 струнах без баррэ

Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.

«Вертушка» на 1 и 2 струне

Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.

«Вертушка» во всех боксах минорной пентатоники

В завершение

Все эти упражнения помогут вам сыграть минорную пентатонику в различных тональностях, с использованием самых популярных приёмов.

Пентатоника, сыгранная «насквозь», получается несколько аморфной, поэтому лучше использовать hammer-on, бенд, pull-off и т.д. Научившись их совмещать, вы украсите вашу игру.

Разумеется, вам покорятся любые аккордовые последовательности в блюзовых и минорных тональностях.

Встретимся на концертах, под сочными подтяжками в минорной пентатонике!

Удачи!

P. S. Чуть не забыл. Под конец новости пару клипов с использованием минорной пентатоники в соло.

Источник: http://u-rock.com.ua/theory/208-minornaya-pentatonika-na-gitare-pentatonika-lya-minor-boksy-pentatoniki.html

Пентатоника

Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в этой статье, довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.

Виды пентатоники

  1. Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа».

    Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.

  2. Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам.

    Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них здесь. Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды.

    Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».

  3. Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».

  4. Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Мажорная и минорная пентатоника

Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.

  • Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
  • Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.

Пентатоника в музыке Китая

Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.

Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)

Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.

Пентатоника на гитаре

Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться.

Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада.

Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.

Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.

Минорная пентатоника на гитаре

Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.

Считается, что пентатоника на гитаре – это один из самых распространенных и простых ладов. Однако чтобы действительно умело и интересно импровизировать с помощью пентатоники, потребуется долгое время тренировок и практики.

Заключение

Теперь вы знаете о существовании такого интересного и полезного лада, как пентатоника. Используйте формулу построения и учитесь играть этот лад от любой ноты.

Можете даже вслух проговаривать название ступеней, чтобы быстрее запомнить принцип построения. Импровизация пентатоникой, наверно, одна из самых интересных по звучанию.

Поэтому каждому гитаристу стоит обратить внимание на этот лад, чтобы разнообразить свое соло.

Источник: http://guitarprofi.ru/uroki-igry-na-gitare/pentatonika.html

Гитарный курс на 30 дней: День 22. Все внимание на пентатонику!

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Используемая повсеместно во всех музыкальных стилях от блюза и соула до тяжелого метала, минорная пентатоника является одной из наиболее распространенных музыкальных гамм. Большинство гитаристов знают и используют один легкозапоминающийся пентатонический бокс, известный как «бокс №1».

На самом же деле пентатоникой можно пользоваться вдоль всего грифа, а не только в одной позиции. Современные исполнители блюза, такие как Eric Johnson и Joe Bonamassa, усеивают свои блистательные соло россыпью пентатонических жемчужин, расположенных по всему грифу.

Они играют, четко представляя себе структуру связи гамм в разных позициях, что позволяет им импровизировать с использованием комбинаций различных технических приемов, таких как легато, слайды и т.п.

Слушаем

Этот пассаж охватывает четыре октавы Ля-минорной пентатоники (A C D E G). Первый такт — это пять нот пентатоники, сыгранные равными по длительности в трех октавах. Не забывайте отмечать значения метронома, чтобы вы всегда смогли отслеживать свой прогресс.

скачайте табулатуру

Начинайте играть быстро только после того, как разобрали каждый пассаж настолько, что вам даже не приходится думать о движениях ваших пальцев. Во всех пассажах, встречающихся в этой статье, ваш разум должен быть впереди ваших пальцев, вы должны думать наперед. Хорошее знание пентатонических боксов поможет вам в этом.

Начинайте играть каждое упражнение медленно, наращивайте скорость постепенно и только после того, как начали уверенно играть весь пассаж.

Слушаем

Держите первый и второй палец на как можно большем расстоянии друг от друга, чтобы Ваша растяжка была максимально комфортной. Старайтесь не позволять своим пальцам «липнуть» друг к другу.

Слушаем

В данном фрагменте ваша рука двигается вверх по грифу. Переместите свою руку на два лада вверх и зафиксируйте первый палец на четвертой струне одним плавным движением.

Слушаем

Первые три ноты пассажа извлеките хаммер-оном и продолжайте восходящее движение, легко и без усилий поставив указательный палец на десятом ладу.

Три приведенные ниже пассажа по-разному раскрывают возможности использование пентатоники в скоростных соло. Отличительной чертой блюзовой фразы, охватывающей пять пентатонических боксов, является слайдовое движение вверх, в то время как характерным для рок-примера является пропуск струн.

Наконец, ноты последнего пассажа расположены в одной позиции, но требуют скоростного исполнения, своего рода стремительный нисходящий каскад.

Слушаем

Играйте эту фразу, используя только первый и третий пальцы — это наиболее простой и быстрый способ для данного примера.
Слайды (отмеченные в табулатурах короткими диагональными линиями) часто используются в соло для облегчения и ускорения движений при смене позиций, поэтому мы включили в наш пример несколько таких движений.

скачайте табулатуру

Слушаем

Начинайте играть пассаж первым пальцем на пятом ладу; играйте на шестой струне, а затем на четвертой, пропуская пятую.
Вы можете извлекать все ноты медиатором, либо же используйте хаммер-оны для извлечения отдельных нот. Двигайтесь до пятой струны и повторите эту фигуру на седьмом ладу, двигаясь после этого к десятому ладу и следя за тем, чтобы не выходить из пентатонической гаммы.

скачайте табулатуру

Слушаем

Эта фраза играется секстолями и требует использования пулл-офов для плавного и ровного звукоизвлечения.

Разучивая пассаж, прорабатывайте каждую секстоль по отдельности; обратите внимание, что по сути это две коротких триольных фразы.

Вам будет достаточно как следует проработать первую секстоль: как только вы с ней разберетесь, остальное не составит труда — рисунок первой части повторяется на всех шести струнах.

[musicradar.com]

Гитарный курс на 30 дней

Источник: http://jablog.ru/blog/theorypractice/4335.html

Пентатоника — Теория музыки

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие лады популярны в азиатской (особенно, японской) народной музыке?

Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пентатоника

Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

  • Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада — функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
  • Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
  • Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
  • Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.

Далее речь идёт о бесполутоновой пентатонике.

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

  • Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
  • Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная пентатоника

Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Рисунок 1. Мажорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная пентатоника

Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Рисунок 2. Минорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

Флэшка

В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:

Итоги

Вы познакомились с пентатоникой. Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?Itemid=239&id=52&lang=ru&option=com_content&view=article

Пентатоника на гитаре

О том что такое пентатоники я уже рассказывал в теоретической статье «пентатоника». В этой статье хотелось бы рассказать как пентатоника на гитаре должна звучать. Сразу хочу сказать, что пентатоники при игре на гитаре применяются в основном для импровизации. Для того чтобы по импровизировать вам понадобится вот эти вот схемы расположения нот для пентатоник:

Для начала вы должны определится с тем в какой тональности вам нужно импровизировать. Ну к примеру вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор.

Сначала вам нужно будет отыскать ноту ля на любой струне, затем посмотреть на схемы минорных пентатоник и отыскать на соответствующе струне красный квадратик.

После этого посмотрите и расположите остальные ноты соответственно тоники, и смело начинайте импровизировать.

Если вы обратите свое внимание на схемы пентатоник, то вы увидите, что пентатоника на гитаре укладываются по ширине в четыре лада, кроме пентатоники расположенной в середине. Смотрите четыре лада соответственно четыре пальца левой руки участвуют в игре. Такая игра когда каждый палец соответствует своему ладу и своей ноте называется позиционной игрой.

В случае же со схемой где ноты выходят за пределы четырех ладов, предлагаю ноту  на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, брать указательным первым пальцем. Начинающим и не совсем опытным гитаристам хочу посоветовать проигрывать пентатоники так называемым гаммаобразным движением, т.

е проигрывать от самой низкой ноты к высокой и в противоположенную сторону с освоения и усвоения изучаемого материала. Так же хочу дать вам совет при проигрывании пентатоник запоминайте их название. Это очень поможет вам в дальнейшем, вы сможете быстро находить нужные аппликатурные модели пентатоник.

После того когда вы усвоите гаммаобразные движения, и сможете уверенно проигрывать пентатоники в чистом виде, вы можете переходить к другим вариантам проигрывания. Один из простых, традиционных способов проигрывания гамм а в частности пентатоник является проигрывание восьмыми нотами, когда на каждый удар метронома приходится две ноты поровну.

Одна приходится чисто на удар, другая определенно между ударами. Для примера давайте рассмотрим ля-минорную пентатонику.

Как я и говорил выше ищем тонику т.е ноту ля, возьмем ноту ля на третей струне, она будет находиться на втором ладу. Смотрим на схемы минорных пентатоник.

Обращаем внимание на последнюю картинку  так как именно на ней тоника находится на третьей струне. Указательным пальцем начнем играть, получаем вторую позицию.

Играть начинаем с самого низкого звука  данной модели, т.е с шестой струны и третьего лада:

Другим вариантом проигрывания могут быть триоли, это когда полностью четвертная доля делится не на четыре а на три равные доли, и все эти три ноты должны равномерно и одинаково прозвучать за одну долю. Здесь полезно будет вспомнить о вальсе. Вспомните уроки танцев — раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше «раз» должно совпадать с ударом метронома.

Вот как в триольной ритмике будет выглядеть пентатоника:

А вот один из разнообразных мелодических вариантов триольной пульсации, посмотрите, изучите и попробуйте придумывать свои аналогичные варианты проигрывания.

Источник: http://play-info-guitar.ru/igraem-na-guitar/gitarnyie-uprazhneniya/pentatonika-na-gitare

Пентатоника

Если вы серьезно увлеклись электрогитарой, то рано или поздно у вас появится собственная группа и свой репертуар вы будете регулярно пополнять новыми песнями.

Иногда музыка рождается буквально сходу, потому что приходится играть не заученный материал, а импровизировать.

Это умение также пригодится, если на очередном концерте вы вдруг забудете, как играется соло, и поможет сэкономить время и силы в процессе написания песен.

Ни один гитарист не может считать себя полноценным музыкантом без навыка импровизационной игры. Пентатоника — это гамма, с помощью которой вы научитесь необходимым азам импровизации.

Однако это не совсем обычная гамма, так как включает в себя только пять нот (отсюда и название). Пентатоника имеет интересное свойство: при всей своей простоте, эти пять нот работают на 100 % и прекрасно ложатся на аккомпанемент. Теперь во время исполнения соло с ходу, вы сможете играть правильно без «блужданий» по грифу, прижимая только нужные лады.

Для начала выучите ля-минорную пентатонику в пятой позиции.

Не удивляйтесь количеству нот, на самом деле, начиная с седьмого лада четвертой струны это все те же пять нот, но уже в следующей октаве. Как видите, на каждой струне расположено всего по две ноты, поэтому запомнить гамму просто.

Очень важно соблюдать правильную аппликатуру, следуя правилу: один лад — один палец.

На шестой струне прижимайте ноты указательным и мизинцем, на пятой, четвертой и третьей струнах — указательным и безымянным, а на второй и первой — опять указательным и мизинцем.

Неоднократно проиграйте гамму по кругу, используя переменный штрих, а затем выучите ее наизусть, чтобы вы могли, не задумываясь, играть пентатонику в разном порядке. После этого можно начинать импровизировать в тональности «ля минор» (либо параллельной «до мажор»).

Запишите на магнитофон или компьютер аккомпанемент любой песни в этой тональности длительностью до 5 минут — и каждая нота выученной вами гаммы будет звучать «к месту». Старайтесь использовать ноты пентатоники максимально эффективно и интересно.

Проявите фантазию, стремитесь к разнообразию: играйте длинные и короткие ноты, исполняйте двуоли, триоли и квартоли, тише и громче, делайте паузы, используйте пиццикато и соединяйте ноты слайдами, делайте бэнды (на второй и первой струнах — на восьмом ладу, на третьей струне — на седьмом), играйте легато, октавы и т. п.

Не факт, что с первого раза у вас получится нечто потрясающее, но будьте уверены, что при регулярных занятиях ваша импровизация будет становиться все интереснее и раскованнее.

Обратите внимание: во время импровизации в тональности «ля минор» вы играли гамму от пятого лада шестой струны, так как именно на этом ладу расположена нота «ля». Таким же образом вы можете использовать пентатонику для импровизации и в других минорных тональностях.

Достаточно передвинуть выученную гамму на соответствующий лад, чтобы первая нота пентатоники на шестой струне оказалась тоникой нужной вам тональности.

Скажем, если вы импровизируете в тональности «соль минор» (и в параллельной «си-бемоль мажор»), то пентатонику нужно сдвинуть на третий лад, так как нота «соль» расположена на третьем ладу шестой струны. Теперь ваша импровизация будет исполняться в третьей позиции.

Запишите аккомпанементы в остальных тональностях и практикуйтесь.

Источник: http://guitar-master.org/pentatonika

Минорная пентатоника в 5-ти боксах. Упражнения на развитие традиционной роковой техники

Поиск Лекций

Играя соло в пентатонике, гитаристы редко находятся в рамках одного (первого) бокса. Как правило, используются минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего задействуются первые 3 струны. Всего существует 5 боксов пентатоники, вот как они выглядят в тональности Аm:

Для того, чтобы выучить боксы пентатоники и для отработки описанных в предыдущем уроке приемов, существует несколько упражнений, разработанных известным преподавателем Сергеем Поповым. Вкратце их можно охарактеризовать так: «сделай много малыми средствами»!

Эти упражнения направлены на развитие силы и координации пальцев левой руки, при исполнении хамеров, пулов, бендов, вибрато и рейков в традиционном роковом стиле. В упражнении задействованы 1, 2 и 3 пальцы (при игре пентатоники этого вполне достаточно)

Старайтесь не напрягать пальцы, представьте, что они, как пинг-понговые мячики, прыгают по столу (накладке грифа). Постарайтесь так же избежать напряжения в мышцах предплечья.

Несмотря на то, что правая рука максимально разгружена, соблюдайте указанный штрих медиатора, это важно для выработки правильных игровых ощущений.

Эти упражнения играются на «перегруженном» звуке, поэтому особое внимание обратите на снятие всевозможных призвуков. Старайтесь ставить пальцы левой руки так, чтобы они касались соседних струн, не давая им звучать.

Призвуки от открытых струн при сдергивании снимайте боковой частью первой фаланги большого пальца правой руки одновременно с извлечением следующей ноты медиатором. В упражнениях, где не используется 1 струна, приглушайте ее безымянным пальцем правой руки.

4,5 и 6 струны глушатся ребром ладони правой руки.

Упр.1— Сочетание вибрато и бенда. В этом упражнении вы можете проверить точность ваших бендов — после подтяжки следует вибрато на ноте, к которой делался бенд. Все упражнение играется по 2 струне.

Видео 1

Упр. 2 —Трели. Сочетание хамеров и пулов. Как и в предыдущем упражнении, используется 2 струна.

Обратите внимание на последовательность нот — слайд к ноте из-за такта 1 пальцем, 6 групп 16-х (их надо просчитать), остановка на 3 пальце, слайд вниз, и весь цикл повторяется в следующем боксе.

8-е ноты в этом упражнении очень важны — они отделяют в смысловом плане одну трель от другой и дают возможность отдохнуть левой руке.

Видео 2

Упр. 3 —Широко распространенная «вертушка» на 2 и 3 струнах. Она уже была изучена в теме рок-клише (клише 3). Настала пора сыграть ее по всему грифу. Выполняйте те же указания по снятию нежелательных призвуков, что и в клише 3.

Видео 3

Упр. 4— Еще одна «вертушка» на этот раз уже по трем струнам. 1 палец не берет баррэ, так как это сковывает руку.

Видео 4

Упр. 5 — «Вертушка» по 1 и 2 струне. 1 палец не берет баррэ.

Видео 5

Упр. 6 —В этой вертушке используются все ноты каждого бокса. Как и в предыдущих упражнениях 1 палец переставляется со струны на струну.

Мажорная пентатоника.

Мажорная пентатоника обогатит вашу игру новыми красками. С помощью ее можно получить оптимистичное кантри-подобное звучание. Она применяется для обыгрывания мажорных и блюзовых тональностей.

В отличие от минора, где одной минорной пентатоникой обыгрываются все аккорды тональности, в мажоре на каждый аккорд можно играть соответствующую ему мажорную пентатонику.

Например, гармонию A-G-D-D можно обыгрывать соответственно по A,G, и D мажорным пентатоникам.

Для того чтобы найти ноты в нее входящие, достаточно просто сместить хорошо известную вам аппликатуру минорной пентатоники на 1,5 тона (3 лада) вниз. Обратите внимание — расположение тоники изменилось!

В мажорной пентатонике чаще всего используются всего два бокса:

А вот какие ноты в них подтягиваются:

Прекрасные образцы использования этого лада можно найти в этих соло:

Источник: https://poisk-ru.ru/s21299t1.html

Ссылка на основную публикацию