Рабочие правила музыканта

StarVocal.com

Самый задаваемый вопрос, который мы слышим: — С какого возраста нужно начинать заниматься музыкой?

  Если ответить коротко, то в одном и том же возрасте все дети ведут себя по разному. Если вы знаете, что ваш ребенок способен удерживать внимание в течение 10 минут, то он готов к занятиям. Можно начинать с короткого урока, постепенно увеличивая время.  Для более точной консультации вы может связаться с нами в разделе — Contacts

Для подробного ответа мы рекомендуем зайти в раздел Our Library и прочитать статью, которая так и называется С какого возраста нужно начинать занятия музыкой

Ваши занятия групповые или индивидуальные?

Наши занятия только индивидуальные. Программа составляется персонально под каждого студента, в зависимости от его возраста, способностей и задач, которые ставятся.

С уществуют ли отличия вашего метода воспитания вокалиста и музыканта от всем привычного метода музыкальных школ?

  Безусловно!  Главное отличие заключается в том, что наши занятия проходят в звукозаписывающих студиях, и уже с первого урока студент может слышать свои ошибки и успехи со стороны, доверяя педагогу.

   Конечно, мы не обходимся без гамм или ми-мэ-ма-мо-му, но основа наших занятий лежит в сфере развитие творческих способностей студента. Уже с первого урока он включается в создание проекта.

Пусть это будет запись песни или исполнение какой-либо пьесы, но уже с первых занятий наши студенты чувствуют ответственность за завершение этого, пусть маленького, но проекта.

По окончании которого он получает профессионально сделанный  компакт диск, который предназначен не только для часного прослушивания, на радость бабушкам и дедушкам, но как кре́дит в его музыкальном портфолио.

   Вторым большим отличием является то, что современных музыкантов учат в основном воспроизведению готового нотного текста.

   Нашей главной задачей является прежде всего научить студента музыкальному языку, умению свободно «говорить» и «видеть» музыку, а затем уже – воспроизведению нотного текста».

 Более подробно об этом можно прочитать  в нашей статье Основная ошибка в музыкальном образовании наших детей

Нужно ли начальное музыкальное образование для того, что бы учиться сочинять песни?

Петь, играть на инструменте и сочинять наши студенты начинают одновременно.

Где вы находитесь территориально?

Вы можете посмотреть нас на карте:              Staten Island    Brooklyn

Вы приходите к студентам на дом?

 Нет, наши занятия проходят только в студиях.

Могли бы вы рекомендовать учителя, который приходил бы к нам на дом?

 Да, я могу рекомендовать вам педагогов, приходящих на дом.

Сколько стоит занятие?

 Любое занятие стоит $50 за 60 минут или $25 за 30 минут. Первое консультативное занятие бесплатно.

Как записаться на первый урок?

Пожалуйста зайдите в раздел  Contacts

Источник: http://www.starvocal.com/index.php?catid=22%3Aarticles&id=194%3A2010-10-26-23-59-56&Itemid=18&option=com_content&view=article

Правила музыкантов

Просмотров: 216Загрузка…

Известные исполнители и композиторы, авторы песен и лидеры групп – все они невольно притягивают. Есть ли какие-то правила музыкантов, которых придерживаются эти люди и которые сделали их знаменитыми? И если да, то в чём именно они заключаются?

Правила музыкантов

Правила для музыкантов: что нужно знать тому, кто решил стать профессионалом

Оказывается, что такие правила действительно существуют. Правда, они распространяются по большей части на профессионалов. Итак, речь идёт о следующем:

  1. Постоянное развитие слуха и голоса. Без тренировок очень многое быстро утрачивается. Перерывы крайне опасны. Причём далеко не только потому, что музыканта начинают забывать поклонники. Просто паузы чреваты потерей формы.
  2. Для занятий нужен метроном. Вообще своё чувство ритма и темпа игры необходимо постоянно сверять. Иначе будут ошибки.
  3. Музыкальная терминология очень важна. Разумеется, есть самородки, которые могут поражать виртуозностью игры и без знания теории, но это исключения, подтверждающие правило. Кроме того, для общения с другими музыкантами, для постоянного обмена опытом нужен общий багаж.
  4. Разминки, упражнения и прочие уроки следует доводить до конца. Это неплохо дисциплинирует.
  5. Репетиции надо проводить! Практика, практика и ещё раз практика, на голой импровизации далеко не уедешь. К тому же та заслуживает внимания только тогда, когда уже наработан большой опыт. И было очень много часов практики.
  6. Идти нужно от простого к сложному, от лёгких композиций – к более трудным. И не стоит недооценивать важность первых шагов, поскольку именно так строится база, на которой потом основывается всё остальное.
  7. Помните о технике игры, не забрасывайте инструмент. Долгие перерывы чреваты.
  8. Аналогично в отношении вокала. И если вы занимаетесь голосом, то петь нужно под инструмент, чтобы точно попадать в ноты. Однако в процессе тренировок полезно периодически прерываться и исполнять что-то без сопровождения. Правда, далеко не сразу, и только тогда, когда вы уже уверены в том, что не станете фальшивить.
  9. В музыкальном развитии наряду со свободой творчества должен быть определённый план или хотя бы последовательность. А вот если бросаться от одного к другому, то появляется риск ничего толком не достичь.
  10. Инструмент очень важен в жизни любого музыканта. Поэтому о нём нужно заботиться, следить за его состоянием, поддерживать в чистоте, вовремя настраивать и ремонтировать.
  11. Если по мере увеличения количества репетиций качество внезапно начало падать, возможно, вам нужно сделать перерыв, отдохнуть, позаниматься чем-нибудь ещё. В музыке, как и во всём остальном, хороша «золотая середина», баланс, а не крайности.
  12. Желательно добиться стабильных занятий, а не «рывков». Если вам важна музыка, подумайте о том, что ещё есть в вашей жизни. Если вы долго чем-то занимаетесь, отдохните. Чрезмерное вкладывание во что-то одно ведёт к перегоранию, к эмоциональному истощению, к нервным срывам. Многие даже известные музыканты попадали так в ловушки и подсаживались на алкоголь, наркотики, лекарства. Что для некоторых закончилось трагично. Но имейте в виду, что эта проблема касается далеко не только звёзд.
  13. Ориентируйтесь исключительно на качественные песни, внимательно следите за тем, что вы слушаете, чем увлекаетесь. Если начнёте выбирать что-то низкосортное, это негативно скажется и на вашей собственной игре.
  14. Неудачи – это нормально. Даже если у вас на сцене загорелся занавес, даже если вы забыли слова собственной песни… Бывает всякое, причём у самых знаменитых и успешных. Не давайте таким моментам определить вас. Принимайте во внимание ошибки и неудачи, вставайте и идите дальше.
  15. Если вы начнёте думать больше об успехе, чем о музыке, о реакции публики, а не о том, как вы играете и (или) поёте, вы перестанете заниматься творчеством, а будете использовать его для других целей. Как правило, это приводит к плохим последствиям.
  16. Первый успех часто приходит внезапно, ошеломляет, поражает. Но не давайте ему себя опьянить, развивайтесь, двигайтесь дальше!
  17. Тянуться нужно к тем, кто знает о музыке больше вас, кто умеет что-то делать лучше. Это не только полезно в плане связей, но, в первую очередь, даёт отличную возможность чему-то научиться, что-то понять, а что-то и перенять.

Правил может быть и больше, но это – основные. Говорят, что осознанно или нет, но ими руководствуется большинство состоявшихся профессионалов.

Правила музыкантов

Правила музыкантов: есть ли исключения?

Разумеется, к каждой ситуации, к каждой личности нужно подходить индивидуально. Но сами по себе правила музыкантов – это квинтэссенция накопленного огромным количеством творцов опыта. И совсем уж игнорировать такой багаж в любом случае не стоит. Он может многое дать.

Источник: https://muzykantam.net/raznye-stati/pravila-muzykantov.php

Правила для музыкантов. 68 жизненных правил и практических советов для музыкантов

Правила музыкантов. Общая информация

Знаменитый композитор Роберт Шуман оставил след в истории не только в виде своих произведений. Одним из главных его трудов стал «Свод», который называется Правила для музыкантов. Несколько поколений учителей пытались максимально доходчиво донести до своих учеников некоторые мысли. Но, увы, это не всегда получается. Как оказалось, всё гениальное уже сделано до нас классиками.

Написан труд Жизненные правила для музыкантов был в 1850 году. Прошло уже более 150 лет, но они актуальны до сих пор. Основная задача этих советов – разностороннее развитие студента, максимальный охват всех аспектов музыкальной деятельности. Пособие пригодится как для профессиональных выпускников консерваторий, так и для любителей.

Как правильно пользоваться правилами для музыкантов

Разумеется, правила юных музыкантов мало прочитать. Необходимо выработать привычку регулярно выполнять их. Так как их слишком много, то можно взять одно-два и использовать их в вашей игре. Начинать можно в любом порядке.

Какое-то из них понравится больше всего, его и нужно взять за основу. В каждой работе важно постоянство. Как и указано в самих сводах, нужно бороться с произведением до конца.

Поэтому нельзя останавливаться на полпути и бросать выполнение пунктов, если у начинающего гитариста появились затруднения.

Так что же за правила для музыкантов оставил потомкам Шуман? Давайте ознакомимся с каждым из них поподробнее.

Список правил для музыкантов

Необходимо развивать слух с самого раннего возраста. Вокруг маленького человека десятки различных звуков – чириканье птиц, шум дождя. Нужно стараться находить разные тембры во всех них.

Для развития навыков играются гаммы и технические упражнения. Однако не следует лишь наигрывать их до посинения, а стоит выполнять другие задания. На одном «игрании» гамм далеко не уедешь.

Так называемая «немая клавиатура» совершенно непригодна для формирования музыкальности.

Ритмичная игра – основа для любого начинающего музыканта. Многие «профи» играют так неровно, что не хочется слушать.

Гармония – основа основ для любого музыканта. Следует ознакомиться с ней как можно раньше.

Боязнь музыкальных терминов? Не, не слышал. Если видишь незнакомое слово, то стремись ознакомиться с его значением, а не пропускать.

Не следует бездумно стучать по струнам – лучше всего сразу соблюдать задуманные автором акценты и обозначения. А также доигрывать своё произведение до самого конца.

Несоблюдение темпа (и его неверная трактовка) – одна из главных ошибок.

Не недооценивайте лёгкие произведения – они становятся базой для исполнения более трудных. Всегда нужно играть их легко и в характере.

Инструмент должен быть хорошо отстроен. Кстати, это относится и к человеческому голосу!

Нужно запомнить пьесу не только пальцами. Вы должны уметь проигрывать её и в голове. Причём звучит не только мелодическая линия, но и гармоническая основа.

Даже если вы не обладаете достаточно развитым голосом, то  нужно петь, подыгрывая на инструменте. Это разовьёт ваш слух.

Развиваться стоит до такой степени, чтобы можно было представить произведение, не слушая его, а лишь увидев на нотном листе.

Не бойтесь тех, кто вас слушает. Кстати это отличные правила для музыкантов, т.к часто начинающие исполнители сбиваются, ожидая реакции зрителя или члена приёмной комиссии.

Лучше всего представить, что вас слушает истинный мастер, который высоко оценит талант.

Если предстоит сыграть с листа незнакомую пьесу, то всегда посмотрите ее «скелет» глазами. Следует охватить форму, которая будет давать в голове представление обо всех фрагментах.

Если, что называется «наелся», то лучше прекратить занятия на сегодня. Лучше завтра приступить с охотой за разучивание, чем играть через силу с пресным лицом. Но не злоупотребляйте этим правилом!

Некоторые советы музыкантам всё-таки устарели. Или, по крайней мере, стали спорными. Например, не играть модную коммерческую музыку (скажем, исключительно в целях заработка). Лучше уделить время проверенной классике.

Неожиданно, но жизненные правила музыкантов пересекаются и со здоровым образом жизни. Принимайте лёгкую и полезную пищу, потому что пища для души (музыка) имеет много общего с физической подпиткой.

Техника и пассажи из количества переходят в качество. Но только там, где они действительно необходимы.

Не способствовать распространению музыкальной «непотребщины». Из этого же следует совет:

Стараться исключить музыкальный шлак из своего «рациона».

Не ставь блестящее техничное исполнение поверх авторского замысла. Всё-таки слушатель должен, прежде всего, запомнить мысль произведения.

Не переделывай пьесу под себя. Не выдумывай ненужные украшения и мелизматику, противоречащие автору.

При выборе репертуара лучше советоваться с более опытными коллегами и учителями. Не всегда этот опыт может быть положительным, но чаще – сэкономит время.

Знакомство с произведениями мастеров следует проводить в хронологическом порядке, но пытаться охватить самые важные этапы их творческого пути.

Не стоит проникаться мимолётным успехом бездушных виртуозов — «технарей».

Популярность музыки – вещь приходящая. Поэтому не стоит до седых волос пытаться поймать текущие тренды и быть модным.

Регулярное исполнение на публику добавляет опыт. Но не нужно играть то, чего вы стыдитесь.

Используй возможность игры в ансамбле – дуэт, квартет, аккомпанемент певцу. Когда музыкант играет в тандеме, то он начинает понимать форму, логику, учиться подстраиваться на ходу.

Не следует относиться с пренебрежением к «малозначительным» музыкантам оркестра, ансамбля. Каждый участник вносит свою важную роль.

Любовь к своему инструменту – это отлично. Но не стоит забывать и о существовании других.

Когда ты будешь сформирован как музыкант – делай упор на изучение партитур. Любой исполнитель черпает знания с нотного листа.

«ХТК» Баха – прекрасная база для растущего музыканта. Играй его, и будет тебе счастье.

Перенимай опыт у своих товарищей.

Отдых на природе с поэтическим сборником – прекрасный выбор!

Вокалисты могут дать некоторые полезные знания. Но относись к выбору их советов с осторожностью.

Практически все произведения и «фишки» были придуманы до тебя. Поэтому не слишком гордись композиторским даром, а считай его посланием свыше. И конечно – доноси его до слушателя.

Лучшее «лекарство» от формирующегося завышенного самомнения – прослушивание классических произведений признанных мастеров.

Читайте также:  Как читать табы (табулатуры) для гитары. полное руководство для начинающих гитаристов.

Антон Тибо и его Чистота муз. Искусства – твоя будущая настольная книга.

Опять же устаревшие правила для музыкантов, но для полноты картины приведём их. Почитание органной музыки, особенно церковного исполнения. Нужно стараться использовать возможность сыграть на этом инструменте.

Орган – это отличный инструмент для тренировки чистоты звукоизвлечения.

Источник: http://pereborom.ru/pravila-dlya-muzykantov/

Какова продолжительность рабочего дня музыканта? | Вопросы подписчиков | Журнал «Кадровое дело»

Скажите, пожалуйста, какова возможная максимальная продолжительность рабочего дня у музыкантов на гастролях?если в один день запланировано прибытие в страну, где проходят гастроли, и вечернее выступление, как в такой ситуации посчитать продолжительность рабочего дня и какова будет его максимально возможная продолжительность?

Ответ на вопрос:

Общий порядок установления продолжительности ежедневной работы предусмотрен статьей 94 ТК РФ. Максимальная продолжительность ежедневной работы установлена только в отношении отдельных категорий работников.

Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников театров, театральных и концертных организаций и иных лиц, участвующих в создании или исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч.4 ст.94 ТК РФ).

В данный перечень входят:

— артист оркестра;

— артист симфонического (камерного) оркестра

— артист оркестра духового

— артист эстрадного оркестра и ансамбля

— артист оркестра народных инструментов

— артист, ведущий концерт

— артист оркестра эстрадно-симфонического

— артист камерно-инструментального и вокального ансамбля

— артист эстрадно-инструментального ансамбля

— дирижер.

Для всех этих категорий работников продолжительность рабочего дня может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Трудовой кодекс не предусматривает максимальную продолжительность рабочего дня для таких работников. Вместе с тем в соответствии ч.2 ст.91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Учитывая специфику работы данной категории работников, продолжительность рабочего дня регулируется вышеперечисленными документами.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как оплатить время в пути во время командировки

Время нахождения в пути не может быть признано временем отдыха сотрудника (решение Верховного суда РФ от 20 июня 2002 г. № ГКПИ2002-663). День выезда в командировку и день возвращения из нее считаются полноценными днями командировки (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).

В общем случае такой день оплачивается по общим правилам, как и остальные дни командировки – сотруднику нужно выплатить суточные и средний заработок, если такой день совпадает с рабочим днем по графику, установленному по месту постоянной работы (ст. 167, 168 ТК РФ, п.

 9, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).

Если же выезд в командировку или возвращение из нее выпадают на выходной, то такое время необходимо оплатить в повышенном размере или предоставить отгул (ст. 153 ТК РФ, п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г.

№ 749). Аналогичные разъяснения содержит письмо Минтруда России от 5 сентября 2013 г. № 14-2/3044898-4415. Правомерность такого подхода подтверждает и судебная практика (см., например, определение Томского областного суда от 20 января 2012 г. № 33-10/2012).

Конкретный порядок оплаты часов пути сотрудника при направлении в командировку в выходной день действующим законодательством не установлен.

Поскольку за время пути в командировку сотрудник фактически не работает, но при этом и не отдыхает, конкретный порядок определения часов времени пути и порядок их оплаты следует закрепить в локальном акте, например Положении о командировках.

При этом работодатель вправе установить оплату времени в пути по фактическому времени поездки или приравнять время в пути к полноценному рабочему дню и оплачивать как полный рабочий день в выходной, независимо от того, сколько часов фактически сотрудник находился в пути.

Из ответа «Как оплатить пребывание сотрудника в командировке»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования

и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Кадры»

Моментальный ответ от эксперта «Системы Кадры»

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/145822-qqkss8-kakova-prodoljitelnost-rabochego-dnya-muzykanta

На что живут уличные музыканты

Текст: Мария Тропина

The Village продолжает выяснять, сколько зарабатывают и на что тратят деньги представители разных профессий. В новом выпуске — уличный музыкант.

Далеко не все выпускники музыкальных училищ и консерваторий становятся артистами оркестра: одни не проходят по причине жесткого отбора, других отталкивает низкая зарплата. В результате некоторые выступают прямо на улицах.

Мы поговорили с кларнетистом из Украины о решении стать уличным музыкантом, доходах и особенностях работы в разных странах.

Профессия

Уличный музыкант

Доход

Расходы

25 000 рублей

Аренда квартиры

600 рублей

Мобильная связь

Как стать уличным музыкантом

Я родился и вырос в Киеве, где закончил отделение медных и духовых инструментов в Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского.

Уже на последних курсах я решил подзаработать и занялся страхованием и консалтингом. Тогда многие мои друзья получали за это достойные деньги, я тоже не хотел отставать.

Через полтора года на Украине начались «финансовые качели», и моя попытка открыть собственное дело провалилась и стоила мне очень дорого.

Окончив академию и получив диплом, я смог устроиться на работу солистом-инструменталистом в Кировоградскую областную филармонию.

Правда, пробыл там недолго: зарплата оказалась настолько маленькой, что мне едва хватало на жизнь, а о выплате долгов не могло быть и речи. Тогда я решил попробовать заработать музыкой в переходе.

Конечно, кроме улицы, были и другие варианты трудоустройства по профессии, но туда было не так просто попасть, да и платили мало.

До этого я уже однажды выступал на улице, когда друг попросил поддержать его. Он играл на клавишных, я — на кларнете. Поначалу было очень некомфортно и страшно, но я с детства привык бороться с собственными страхами. Поэтому помог другу, мысленно поставил себе галочку и забыл об этой истории на какое-то время.

Вообще, стать уличным музыкантом просто. Сначала нужно отучиться восемь лет в музыкальной школе, затем — еще четыре в музыкальном училище, и еще столько же в консерватории. После этого можно смело выступать на улице! Я начинал с переходов на Украине, а потом решил поехать на заработки в Москву. Сейчас я приехал в столицу уже во второй раз — и думаю, не в последний.

Особенности работы

Для того чтобы работать уличным музыкантом в Москве, необходимо иметь лицензию. Но мало кто ее оформляет, потому что на это, как правило, уходит много времени и денег. Правда, иногда проводится конкурс, победитель которого получает разрешение на игру в переходах и в метрополитене. К сожалению, последний мы с напарником (он играет на флейте) пропустили.

Иногда у нас бывают неприятные столкновения с полицией. Например, на днях мы решили найти новое место для выступлений.

Дело в том, что у нас в треклисте всего 30 композиций, и за месяц работы на одном месте люди успевают их выучить, что сказывается на наших доходах. Мы выбрали место и начали играть, но почти сразу нас забрали в полицейский участок.

Там произвели обыск на колюще-режущие предметы, огнестрельное оружие и наркотики. Но после того, как я дал взятку, отпустили.

Несмотря на подобные истории, на улице в любом случае зарабатываешь больше, чем в престижном оркестре.

Как раз недавно я познакомился с флейтистом, который уволился из Московской государственной академической филармонии из-за низкой зарплаты и буквально пошел на улицу. Подобных ему (действительно хороших музыкантов) в переходах практически нет.

А вот тех, кто просто «дерет» горло, наоборот, очень много. Поэтому среди последних очень высокая конкуренция. Профессионалы с такими проблемами не сталкиваются.

Что касается распределения точек, то обычно правила просты: занял место —значит, стой до конца. Правда, иногда мы делим точку с другими музыкантами, договариваясь, кто и когда будет работать. Но персонажи бывают разные. Так, один раз парень встал напротив нас и начал играть, чтобы отбить место. Но мы свое отстояли.

Обычно мы с напарником работаем по четыре-пять часов. Но когда на улице мороз, играть так долго не получается. Да и люди равнодушнее: они спешат, чтобы не замерзнуть, а потому не готовы напрягаться и лезть в карман за деньгами.

В Москве мы стараемся исполнять знакомые и любимые слушателям композиции. Например, «Одинокий пастух», саундтрек к фильмам «Запах женщины» и «Правдивая ложь» — «Por una Cabeza», что-то из творчества группы Secret Garden. Через пару недель мы отправимся работать в Берлин, где уже будем делать ставку на классику и смотреть, на что люди лучше реагируют.

Многие слушатели подходят после исполнения композиции, начинают разговор. Это правильно, потому что перебить музыканта — самое последнее, что можно сделать в жизни, не считая убийства. Обычно спрашивают, где мы еще выступаем, или просят сыграть какую-то мелодию.

Например, одна женщина очень хотела послушать саундтрек к фильму «Пираты Карибского моря». Некоторые интересуются, на каком инструменте я играю, и просят объяснить разницу между гобоем и кларнетом. Бывают и те, кто зовет выступить. Но дальше вопроса дело редко идет.

Мы уже многим дали номера своих мобильных, но вне перехода пока выступили только один раз — в одном из ресторанов «Чайхона».

Слушатели попадаются разные, поэтому казусов было много. Однажды под нашу музыку танцевали бездомные — меня это не очень вдохновляло.

А недавно к нам подошли какие-то пьяные ребята и кричали: «Не проходите мимо! Не проходите!» — пока я не подошел и не попросил прекратить.

Дело в том, что большинство воспринимает музыкантов как хлюпеньких и заторможенных людей, живущих в своем мире. Но это не так. При необходимости мы можем за себя постоять.

Доходы

Понять, когда можно заработать больше, невозможно. Конечно, есть распространенное мнение о том, что в час пик заработок увеличивается из-за большого потока людей. Но, на мой взгляд, это неправда. К тому же мне не нравится работать в толпе — получается не музыка, а какофония. Когда людей меньше, можно играть для себя и хорошо звучать.

Обычно деньги оставляют родители с детьми, люди старшего возраста, а потом уже подростки. Мы с партнером не делаем ничего сверхъестественного для привлечения внимания прохожих. Самое надежное и работающее средство — улыбка. Если у музыканта хорошее настроение, он кайфует от того, что делает, то люди чувствуют эту энергетику и тоже заряжаются.

Сейчас мы меняем заработанные деньги в «Шоколаднице». Раньше часто ходили в McDonald’s, но из-за холода и расстояния перестали это делать. Мы ленивые, поэтому даже не считаем мелочь. Просто высыпаем ее на кассу и ждем.

В октябре и ноябре нам удалось заработать по 150 тысяч рублей на каждого. Сейчас из-за холодной погоды и того, что мы поднадоели слушателям, у нас почти в два раза меньше — 70 тысяч рублей на одного.

Поэтому мы продолжаем искать новое место, но ничего подходящего не попадается. Переходы около выхода из метро и в центре города не подходят, потому что там риск нарваться на полицейских очень высокий.

Траты

Все заработанные деньги мы с напарником делим поровну. Трат мало, потому что все откладывается. В Москве я стараюсь тратить деньги только на необходимые вещи — квартиру, еду, транспорт и мобильную связь.

Правда, раньше еще приходилось отдавать процент охранникам, которые до нас докапывались. Мои расходы всегда зависят от места, где я нахожусь. К примеру, сейчас мы с готовимся к поездке в Берлин.

Он уже работал там, а я поеду впервые.

Обычно я снимаю квартиру, но в Берлине это будет стоить в лучшем случае, 600 евро. Поэтому я либо поживу у друга, либо в хостеле. На общественный транспорт тоже придется потратиться — 10 евро, не меньше.

По моим подсчетам, еда обойдется в 20 евро в день, так как там можно очень плотно покушать в ресторане. Также будет необходимо купить разрешение на уличные выступления.

Стоимость недели — 49 евро, зато можно выбрать место и спокойно работать, никто трогать не будет.

Главный плюс работы в Европе — за неделю можно получить 100 евро. Я планирую проработать в Берлине месяц, в свободное время изучая город. К Новому году и моему дню рождения ко мне приедут друзья со всего мира и девушка. Если удастся достаточно заработать, хорошо отмечу праздники и отправлюсь в Альпы.

Я не считаю выступления на улице своей профессией. У меня были долги и сложности, поэтому я решил временно стать уличным музыкантом. Понятно, что в здравом уме человек не захочет работать на улице. Такое желание появляется вместе с нуждой. Каким бы ты ни был образованным и лишенным меркантильных интересов, тебе нужны деньги для существования.

Для меня самая большая трудность в работе — заставить себя встать с кровати и пойти играть на улицу. Конечно, мне приятно видеть, что моя музыка дает что-то людям. Но со временем все превращается в рутину. Не уверен, что буду выступать и через пять лет. Гораздо больше мне хочется заняться собственным делом, которое в результате начало бы мне приносить доход без моего вмешательства.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Источник: https://www.the-village.ru/village/business/schet/251935-ulichnye-muzykanty

Жизненные правила для музыкантов — Сценарии — АсСоль


Сценарий классного часа

     А. Петров. Вальс из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»  в  исполнении ансамбля старших классов.                      Добрый вечер  дорогие  ребята, уважаемые родители, преподаватели, гости. Начинаем классный час виолончелистов, который мы назвали «Встреча с музыкой. Жизненные правила для музыкантов». Вы знаете,  ребята, что существуют определенные правила поведения при встрече с музыкой. Давайте на некоторых из них мы сегодня остановимся подробнее.                      Слово предоставляется нашим первоклассникам.

1-ый ученик —   Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 10 – 15 минут до  начала и настроиться на встречу с музыкой.

2-ой ученик —  В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполнителями.  Входить и выходить из зала во время исполнения запрещается,  потому что это мешает и артисту и слушателям.Музыкальная пауза в исполнении первоклассников:Филиппенко. Цыплята  
Украинская народная песня. Лисичка
Приглашаем второклассников.
Учитель —  Какие  вы знаете правила для музыкантов?
3-й ученик —  В зале должна быть абсолютная тишина, без этого нельзя слушать музыку. Не допустимы разговоры, шепот, шелест, разворачивать конфеты, шоколада.
4-й ученик —  И конечно, отключить свой сотовый телефон, потому что это мешает не только исполнителю, но и всем окружающим. И я прошу всех, кто здесь присутствует, отключить свой телефон.

Музыкальная пауза в исполнении второклассников:


Бакланова. Марш  

Украинская народная песня.  Журавель Пожалуйста, третий класс.
Учитель —  Какие вы знаете правила для музыкантов?
5-й ученик  —  Не перепиливайте музыку тактовой чертой! Не обрезайте длительности, окружающие паузу, пусть они естественно затухают и возникают.
6-й ученик —  Всегда проявляй заботу о чистоте настройки своего инструмента.
7-й ученик —  Не упускай никогда  случая послушать хорошую оперу. Аплодировать между частями крупного произведения не принято.  В опере публика аплодисментами благодарит дирижера и оркестр  перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после блестяще проведенной сцены, арии. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта  — лучшая награда артистам.Музыкальная пауза в исполнении третьего класса:

Чешская народная песня.  Богатый жених
Дусик. Танец
Бакланова. Романс

Слово  предоставляется пятиклассникам.
8-й ученик —   Никогда не бренчи на инструменте! Всегда со свежим чувством играй вещь до конца, никогда не бросай на половине.
9-й ученик — Когда  ты играешь,  не беспокойся о том,  кто тебя слушает.

Играй всегда так, как  если бы тебя слушал мастер.
10-й ученик —   Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше, чем ты. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса, это разовьет в тебе музыкальность.Музыкальная пауза в исполнении пятиклассников:

Читайте также:  Аккорд b на гитаре. аппликатуры всех вариантов аккорда b на гитаре

Шлемюллер.  Марш
Бетховен.

  Контрданс
Глюк.  Веселый хоровод  

Слово шестиклассникам.
Учитель —   Пожалуйста, девочки, что вы можете сказать о жизненных правилах для музыкантов?
11-й ученик —  Ошибаться на эстраде можно, исправлять ошибку на эстраде нельзя.

Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.
12-й ученик   —  Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.Музыкальная пауза в исполнении шестиклассников:

Бакланова.

   Хоровод   
Шлемюллер.  Скерцино
 

Учитель —   А теперь,  слово предоставляется нашим выпускникам.
13-й ученик   —  Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.
14-й ученик—  Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его лучшим, единственным. Помни, что существуют  и другие, притом столь же прекрасные. Не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в оркестре и хоре.
15-й ученик —   Свет велик. Будь скромен!  Ты еще не открыл и не придумал ничего такого, что не было известно до тебя. А если и открыл, то рассматривай это как дар свыше, которым ты должен поделиться с другими.Музыкальная пауза в исполнении выпускников:Лазько.  Этюд      
Бах. Ариозо
Глазунов. Испанская серенада
А теперь  слово выпускникам прошлых лет.
16-й  ученик —  Тянуть и спешить одинаково большой недостаток. Играй ритмично. Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них пример.
17-й ученик —  Ученью нет конца. Играй прилежно гаммы и другие упражнения для пальцев.
18-й ученик —    Не думай, что  старая музыка устарела. Подобно прекрасному слову,  никогда не может устареть прекрасная  правдивая музыка.
Учитель — Жизненные правила для музыкантов, которые прозвучали сегодня  были написаны Робертом Шуманом и Натаном Перельманом. И в заключение  нашего вечера в исполнении ансамбля прозвучат две пьесы.

Бетховен. Контрданс
Чайковский.  Адажио из балета «Щелкунчик»

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ    ЛИТЕРАТУРА

1.    Баспаев Д. Техника игры на виолончели.  Алма-Ата, «Жалын», 19772.    Беркман Т.Л.  Музыкальное образование учителя. М:, Академия педагогических наук, 19563.    Каплунова И. Этот удивительный ритм. Минск,  Просвещение, 1989.4.    Перельман Н. В классе рояля. Ленинград, Музыка,19865.     Полянский Ю.А. Виолончель 1 класс. Воспитание и обучение в ДШИ. Киев, Музычна Украйина, 19886.    Шуман. Ф. Жизненные правила для музыкантов. М:, Советский композитор,1993

Каюкова Г. Л., 2010 г.,
г. Добрянка

Источник: http://as-sol.net/publ/scenarii/zhiznennye_pravila_dlja_muzykantov/4-1-0-335

На что вы обрекаете себя, выбирая профессию музыканта

Музыкантам, как и любым другим представителям творческих профессий, общество привыкло так активно петь дифирамбы, что иногда создается впечатление, будто жизнь исполнителей и композиторов напрочь лишена изъянов.

Не менее десяти лет старательного обучения в учебных заведениях, по-видимому, представляются людям как приятная и увлекательная поездка на аттракционе в парке отдыха. Бесчисленные часы домашних занятий, заучивание наизусть ненавистных произведений, скучное знакомство с теорией и сухая механическая практика – всё это мало волнует человека далекого от музыки.

Главное, считает он, что на выходе из учебного заведения музыканта уже поджидает успех, слава и приличные гонорары. Чем не сказка?

В противоположность таким заблуждениям, действительность оказывается куда сложнее и прозаичнее. С трудностями музыкант столкнется на первых же этапах обучения, и разлучиться с ними ему будет не суждено до самого завершения своей карьеры. Впрочем, до собственно карьеры дело доходит только у единиц, остальные в лучшем случае находят себя в других профессиях.

Думаете, утрирую? Если бы. В противовес елейному общественному мнению приведу свои личные наблюдения о сути профессии музыканта. Может быть, где-то я окажусь необъективным или чрезмерно пессимистичным, но таково уж мое личное мнение.

Обучение

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе.

Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки.

Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда.

Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях.

Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода.

Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя.

В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам.

Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке.

Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно.

У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом.

Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Трудоустройство

С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою.

Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям.

То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.

Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками.

Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом.

Между нами говоря, для него все только начинается.

В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд.

Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей.

Sad but true.

Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально.

Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий (звукорежиссера, например).

Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.

Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований.

Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается  погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий.

Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.

Но весь этот мрак ждет «середнячков», что же происходит с теми, кто смог преодолеть внешние обстоятельства и реализовать себя в профессии?

Там тоже не все так гладко, как хотелось бы. Во-первых, музыка будет отнимать массу времени, что неизбежно скажется на личной жизни.

Повезет, только если встретится понимающий партнер, который не станет терзать музыканта за его бесконечную занятость и периодическое выпадение из бытовой сферы. Во-вторых, финансовый вопрос. Как я уже отметил выше, профессиональные музыканты миллионерами не становятся.

В-третьих, успешному исполнителю и композитору на протяжении всей своей карьеры придется иметь дело с людьми творческими, а потому не всегда легкими в общении и сотрудничестве. Ну и наконец, чтобы не потерять позиции, музыкант вынужден будет беспрерывно развиваться.

И это касается не только оттачивания техники, но также углубленного изучения других видов искусства, освоения новых для себя видов деятельности и других вещей.

Все вышеперечисленные ужасы, на самом деле, грозят далеко не каждому и могут даже обойти человека стороной, если тот чувствует, что самим космосом ему было завещано стать музыкантом.

Такое встречается крайне редко, но если уж в голову приходит мысль, что без занятия музыкой жизнь лишится самого главного, то попробовать реализовать себя в этой области наверняка стоит. Да, будет трудно. Зато ничто не сравнится с чувствами, которые переживает музыкант во время игры перед публикой. Да, на яхту накопить не получится.

Но разве яхта гарантирует счастливую жизнь? Да, профессиональная деятельность будет отнимать большую часть времени. Но разве настоящая музыка этого не заслуживает?

Пусть каждый сам ответит на все вопросы и решит для себя, чем он готов пожертвовать ради своей цели и что он получит взамен при ее достижении. И если выбор все же падет именно на эту нелегкую профессию, то важно успеть осознать, что надо будет всегда выкладываться по полной, а иначе нет смысла даже пробовать.

Превью: Depositphotos

Источник: http://say-hi.me/music/na-chto-vy-obrekaete-sebya-vybiraya-professiyu-muzykanta.html

3,5 правила успешного музыканта

Дарця Тарковська больше семи лет работает в сфере музыкальной индустрии. Нередко она делится своим опытом в рамках образовательных проектов. Очередной из них стартует 6 июня в Киеве и носит название «Музыкальный конструктор: от трека до тура».

Накануне старта этого курса из 9 занятий специально для Karabas Live Дарця Тарковська рассказала о главных, по ее мнению, правилах, которых должны придерживаться артисты в развитии музыкального проекта. Если, конечно, они мечтают об успехе. Тарковська считает, что это основа, без которой невозможно построить карьеру музыканта.

Детальнее о подводных камнях музыкального процесса, о продвижении музыки за рубежом, о правилах участия в шоукейс-фестивалях можно будет узнать в рамках самого курса.

Дарця Тарковська

1. Правило длинного хвоста

Многие артисты задаются вопросом: что является главным в продвижении музыкального проекта? Без чего успех невозможен? Ответ лежит на поверхности – главным является качество проекта. Все, что нужно делать – создавать хорошую музыку. Услышав это, музыканты с облегчением вздыхают: “Это нас не касается. У нас и так все отлично с материалом».

Это правило кажется многим очень скучным и предсказуемым. В то же время, остается вопрос: «Какая музыка на самом деле является хорошей?» Для каждого человека ответ будет своим, в этом и заключается главный парадокс правила.

Еще в 2000-х маркетологи, чтобы определить место любого продукта на рынке, создали «Long tail theory» («Правило длинного хвоста»). Эта теория существует в классическом маркетинге и применяется в самых разных сферах: в масс-маркете, в стартапах и, как показывает практика, это же правило работает в искусстве.

Проще всего можно объяснить эту теорию в форме графика, где вертикаль – уровень популярности, а горизонталь – аудитория. График условно разделяется на три части.

Наверху красным отмечены хиты продаж – музыка артистов первого эшелона, которая звучит из каждого «утюга». У них самая большая аудитория и самый высокий уровень популярности соответственно. Дальше идет массовый рынок: артисты, которые либо набирают популярность, либо наоборот, теряют ее.

Но самая интересная история – с нишевым рынком. В музыкальной сфере его называют по-разному: неформат, андеграунд, DIY и так далее.

Согласно теории, хвост бесконечно длинный. Существует бесконечное количество специфических музыкальных ниш. Кроме того, хвост никогда не касается земли.

Читайте также:  Уроки игры на гитаре с нуля

Это означает, что даже у самого нишевого проекта будет своя аудитория, которая скажет, что артист прекрасен и делает качественную музыку. Это успокаивает. Некоторые музыканты говорят: «Я верю, что моя музыка кому-то понравится» или «Я надеюсь, что мои песни хоть кто-то услышит».

Длинный хвост является доказательством того, что это факт. У каждого товара есть свой покупатель. У каждой музыки есть свой слушатель.

Создавая крайне специфический музыкальный продукт, нужно отдавать себе отчет в том, что ты находишься на самом кончике хвоста.

После этого осознания перед каждым музыкантом встанет вопрос: «Доволен ли я этим?» Ответ будет зависеть от амбиций и жизненных приоритетов.

Дальше артист сам выбирает, хочет ли он поступаться какими-то своими взглядами в творчестве и завоевывать более широкую аудиторию, или же ему комфортно там, где он сейчас находится.

Всегда есть куда расти. Я рекомендую музыкантам сделать простое упражнение – найти свое текущее место на этом графике относительно киевской, украинской, потом европейской и так далее музыкальной сцены. Вы увидите совершенно другую картину.

Это работает даже в случае с артистами первого эшелона, которые находятся в хитах продаж в Украине, а затем уезжают за границу записывать новый альбом с амбициями завоевать новый рынок.

В таких условиях они автоматически оказываются в длинном хвосте. Другой масштаб – другая точка на графике. Все относительно.

Важно понимать, где музыкальный проект находится на данный момент в разрезе конкретной географии.

2. Правило 1000 суперфанов

Я часто вижу, как артисты сильно фокусируются на том, чтобы понравиться музыкальной индустрии. Это не плохо и не хорошо, но тратя на это все силы, музыканты забывают простую вещь: необходимо в первую очередь нравиться слушателям.

Именно эти люди ходят на концерты и покупают альбомы. У музыканта, который забыл о них, каждый день забит огромным количеством срочных задач, при этом он абсолютно не помнит, зачем и для кого это делает.

Итог – работа проделана колоссальная, но слушателям нет до этого никакого дела.

Наши иностранные коллеги в сфере музыкального маркетинга пришли к выводу: чтобы артист мог превратить хобби в профессию, у музыкального проекта должно быть хотя бы 1000 суперфанов.

Суперфаны – это не те, кто помнит, как вы называетесь, и могут назвать пару ваших песен. Это те восхищенные слушатели, для которых ваша музыка стала неотъемлемой частью их жизни.

Они знают вас лучше, чем вы сами, и настолько любят вашу музыку и вас самих, что готовы подхватывать любую вашу инициативу и поддерживать финансово.

Источник: https://karabas.live/3-5-pravila-uspeshnogo-muzykanta/

Жизненые правила для музыкантов (Роберт Шуман)

— Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

— Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

— Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

— Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

— Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

— Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

— Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

— Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

— Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

— Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

— Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

— Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

— Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

— Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

— Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

— Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

— На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

— Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

— Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

— Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

— Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

— Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

— Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

— Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

— Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

— Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

— Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

— Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

— Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

— Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

— Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

— Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

— Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

— Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

— Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

— У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

— Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

— Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

— Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

— Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

— Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

— Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

— Но что значит быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть. Словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

— Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное — острый слух, быстрая восприимчивость дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать.

Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

— Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

— Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

— Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

— Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

— Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

— Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

— Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

— В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

— «Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии — не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную.

Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.

— Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, и не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание… Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

— Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

— Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

— Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

— Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

— Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

— Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

— Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

— Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

— Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

— Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

— Ученью нет конца.

Источник: http://BibLib.pro/articles/nachinayushim/robert_shuman_zhiznenie_pravila_dlia_muzikantov

Ссылка на основную публикацию